Немного предыстории. Выбирая игровые контроллеры, я во многом опирался на обзоры с 3dnews. Мне очень понравилось описание руля от Guillemot, и я решил обзавестись джойстиком от этой французской фирмы. Джойстик несет на себе гордую надпись "Made in China", и, как и вся продукция Guillemot, он произведен руками китайского пролетариата и стоит в России порядка 100$. Спешу поделиться с вами своими впечатлениями.
Из-за нестандартного размещения кнопок джойстик занимает на столе столько же места, но не вдоль, а поперек, что может вызвать некоторые проблемы с его размещением.
В остальном Guillemot Force-Feedback Joystick очень удобен. Благодаря мягкой регулируемой опоре рука не устает даже после продолжительных игр. Кстати, специально для регулировки этой самой опоры для руки в комплект джойстика входит ключик, который надежно крепится снизу на основании джойстика. В инструкции об этом ключике не сказано ни слова, и я долго искал, к чему его можно применить. Форма рукоятки также весьма приятны. Конечно, рукоятка не похожа ни на одну из используемых в самолетах/вертолетах, но разве это важно?
К преимуществам также можно отнести выключатель, расположенный на основании джойстика. Выключатель пригодится тем, кто подолгу не выключает компьютер, но не хочет, чтобы вся периферия была включена. Хотя джойстик и не потребляет много энергии, но зачем же держать его включенным?
Джойстик был опробован во многих играх (ездилки, леталки просто и космические леталки). Двенадцати кнопок практически всегда достаточно, чтобы перенести на них основные игровые действия (хотя 4 из них, как я уже писал, не так легко доступны). Сдвоенная гашетка на рукоятке джойстика не дает скучать среднему пальцу, который на остальных джойстиках использовался только для того, чтобы сжимать рукоятку. Вторую кнопку гашетки очень удобно использовать для стрельбы из дополнительного оружия.Кнопки на рукоятке под большой палец руки также достаточно удобны. Восьминаправленный грибок расположен сверху, что исключает его случайное нажатие. Ниже расположены 2 кнопки. Еще ниже, не перекрываясь с кнопками, расположено рулевое колесико. Так что можно смело использовать любой из перечисленных органов управления, не боясь задеть ненужный.
Многие жалуются, что обратная связь уменьшает точность стрельбы, т.к. гораздо труднее целиться, когда джойстик вырывается у тебя из рук. Но разве это не тот реализм, к которому стремятся производители игр и игровых устройств?
Также нельзя не отметить одну занимательную особенность джойстиков с обратной связью: если вдруг в разгар боя вы (случайно или специально) выпустили рукоятку из рук, игра совсем не останавливается. Из-за обратной связи рукоятка продолжает двигаться во все стороны тем самым посылая команды в игру. Как-то раз я специально отпустил ручку во FreeSpace 2, чтобы посмотреть к чему это приведет. Джойстик продолжил играть, как заправский асс выписывая фигуры высшего пилотажа. Также достаточно забавно смотрится джойстик, если во время игры оторвать основание джойстика от стола.
Т.к. гарантии на джойстик мне не дали, я решился посмотреть что у него внутри. Я думаю, что вам это также будет интересно.
Итак... Крышка джойстика крепится 8-ю шурупами, что странно, т.к. она просто декоративная и никакой нагрузки не несет. Наверное, столько шурупов сделано для того, чтобы обить охоту у желающих поковыряться во внутренностях. Крышка легко снимается, и под ней мы видим каркас из прочной пластмассы, в котором установлены все силовые механизмы, парочку плат и блок кнопок.
Каркас выглядит надежно. Крепление к основанию джойстика также не вызывает нареканий (еще 8 шурупов).
Ничего особенного в устройстве джойстика нет. Традиционные поворотные резисторы. Будем надеяться, что они добротно сделанны и прослужат долго. Аналогичный резистор использован на колесике тротла. Обратная связь создается при помощи двух моторчиков (как выяснилось в процессе игры -- достаточно мощных), которые соединены с осями джойстика ременной передачей. Мне кажется, что это оптимальный вариант для устройств такого типа, т.к. когда вы крепко держите ручку, то моторчики не блокируются, а продолжают вращаться. При этом ремень просто проскальзывает.
Озадачивает наличие внутри корпуса на плате двух светодиодов (красного и зеленого). Красный загорается сразу после включения, зеленый моргает когда джойстик используется в игре. Для кого они предназначены? Для маленьких китайцев, которые обеспечивают работу джойстика? :-)
Установка джойстика достаточно проста. Подключите джойстик с COM-порту или USB, подсоедините внешний источник питания (ведь эффекты обратной связи требуют немало энергии), не забудьте включить выключатель на джойстике (я 5 минут не мог понять, почему Windows отказывается найти новое USB устройство), вставьте компакт и вперед. Программа инсталляции сама найдет джойстик и установит драйвера. После этого она попросит перезагрузить компьютер.
У меня возникли проблемы с нахождением игровых устройств. После того, как я отключил руль (кстати, Guillemot FF Racing Wheel) и вставил в USB джойстик, Windows упрямо твердил мне, что у меня подключен руль, а не джойстик. Приходилось удалять драйвер руля и добавлять драйвер джойстика вручную. После этого джойстик работал отлично.
Заслуживают внимания возможности настройки джойстика. Драйвера джойстика позволяют проверить работоспособность всех кнопочек, собственно джойстика раздельно по осям и обратной связи. Также приятно то, что они стандартны для большинства продуктов от Guillemot (драйвера джойстика аналогичны драйверам рулей). Не нужно ломать голову и искать какие-то свойства. Все они на привычных местах.
Первая закладка предназначена для калибровки джойстика и проверки работоспособности кнопок. Для калибровки джойстика достаточно перевести его рукоятку и тротл в крайние положения, когда открыта первая закладка свойств джойстика. Джойстик автоматически устанавливает рукоятку в центральное положение используя калибровочные данные и обратную связь. После этого при отводе рукоятки в сторону обратная связь автоматически возвращает её в центральное положение. Вторая закладка (Test Forces) дает возможность протестировать обратную связь. Нажимая на кнопки, можно испытать массу интересных эффектов, начиная от пистолетного выстрела и удара кулаком и заканчивая ощущениями открытого моря и водоворота (который очень похож на водоворот в унитазе :-) ). Все эффекты озвучены (например, звук выстрела при соответствующем эффекте), что придает реализм тестированию. Третья закладка (Gain Settings) позволяет настроить силу обратной связи для 3-х типов эффектов и включить обратную связь для игр, которые её не поддерживают.Для любителей электронной документации на компакте есть та же инструкция в формате PDF.
Плюсы: