М-да, скажет иной читатель, мрачноватую картинку нарисовал автор в прошлой статье про Thrustmaster. Это что же, былая слава и репутация компании и ее продуктов ушли раз и навсегда? Надеюсь, что нет. И надежду эту вселяет в меня то, что 16 июня 2000 года на сайте Thrustmaster появилась первая информация о новом проекте HOTAS 2000 - проекте, который призван возродить чуть было не утерянное реномме компании как производителя безо всяких оговорок лучших бытовых летных контроллеров для PC.
Вкратце напомню предысторию. Примерно 2,5 года назад со сцены ушли практически все легендарные "верхние" и "средне-верхние" модели - F-22 Pro, F-16 FLCS, F-16 TQS, WCS Mark 2, X-Fighter, PFCS и RCS. Эти контроллеры были, есть и будут самыми почитаемыми в сообществе серьезных поклонников авиасимуляторов. Даже спустя 2 года после снятия с производства эти модели по-прежнему являются самыми обсуждаемыми летными контроллерами, им посвящено изрядное число Интернет-ресурсов, а недавно один из поклонников даже разработал и наладил в частном порядке мелкосерийное производство новых чипов для F-22 Pro и F-16 TQS, делающих эти модели цифровыми. Старшие модели вообще остались без преемников. Пришедшие же на замену среднему эшелону модели сообщество не приняло. Ни Attack Throttle, ни Elite Rudder Pedals не смогли достойно принять эстафету WCS Mark 2 или RCS, уступая им как по возможностям программирования, так и по удобству использования, и выигрывая лишь в одном - в цене. А затем Thrustmaster был куплен Guillemot, которые пообещали "не потерять", "возродить" и "преумножить". Вот недавно они показали первую "свою", полностью обновленную линейку. Без слез, как говорится, не взглянешь. Однако каким-то чудом, видимо, кому-то очень умному удалось убедить новое руководство, что уходить из сектора "дорогого хай-энда" нельзя. Пусть это коммерчески не очень рентабельно (что, на мой взгляд, и сгубило Thrustmaster), но с точки зрения имиджа это крайне важно. TM всегда и был известен прежде всего как производитель дорогого хай-энда. Теперь, конечно, эта часть модельного ряда станет лишь любезно дозволенным дополнением в угоду и на потребу ностальгирующим фанатам F-4 Fighting Falcon, F-15, F-22 Lightning и иже с ними. И слава богу! Хоть так.
Проект возглавляет некто Питер Крефт (Peter Kreft), который и рассказал вкратце о том, что же такое HOTAS 2000. Кстати, для тех, кто забыл или не знал: аббревиатура HOTAS расшифровывается как "Hands On Throttle And Stick", что означает "Руки на ручке управления и секторе газа". Именно таким был в свое (старое доброе) время девиз Thrustmaster - исключить (или почти исключить) клавиатуру из процесса управления в летных симуляторах, максимально приблизив, насколько это возможно, виртуальные полеты к реальности (кстати, кроме ТМ, полные комплекты (с педалями) делал только СН). И вот - новый проект HOTAS 2000.
Во-первых, новый джойстик (предварительное название которого - F-22 2000) станет точной репликой ручки управления истребителя F-16 Block 50. Напомню, что его предшественники, F-22 Pro и F-16 FLCS с точки зрения дизайна являли из себя некий гибрид на основе ручки Block - 15 с добавленными кнопками.
А вот как будет выглядеть новый сектор газа (TQS 2000):
Опять же в угоду реализму, TQS будет, скорее всего, оснащен микроджойстиком.
В-вторых, в конструкцию контроллеров будет внесен ряд существенных усовершенствований по сравнению с прежними моделями. Так, одной из серьезных проблем всегда были аналоговые потенциометры, которые по мере износа вызывали дрожание и скачки сигнала. Их заменят цифровой начинкой. Далее, если кто помнит, у прежних "Эфок" ось, на которой сидела собственно ручка, была из пластмассы, и имела тенденцию к износу в месте крепления к металлическим частям внутреннего механизма. Теперь ее будут делать из металла! Джойстик будет поставляться с тремя комплектами пружин разной жесткости - раньше некоторые владельцы жаловались на излишне жесткие пружины джойстиков ТМ (каши надо было больше есть!). Обещали также решить проблему разбалтывающихся крепежных шурупов. Контроллеры получат USB-интерфейс, предположительно, при сохранении аналогового интерфейса для игрового порта.
Будет обновлено и ПО, скорее всего, за основу будет взята блестящая утилита программирования контроллеров ТМ Fox2, разработанная в частном порядке неким Джеймсом Хэллоузом (James Hallows).
Но самая изюминка в следующем: предполагается возможность смены самих рукояток управления, с возможностью выбрать рукоятку, соответствующую типу пилотируемого самолета! То есть из основания джойстика выходит короткая металлическая ось с винтовым крепежом и разъемом, на которую закрепляются сменные рукоятки. Сменные рукоятки будут продаваться отдельно и стоить, по словам Крефта, от 19 до 39 долларов. Вот это действительно круто! То есть купив однажды F-22 2000, вы сможете со временем собрать себе коллекцию из 3-4 наикрутейших джойстиков - точных реплик ручек управления разных самолетов, не завалив себе весь стол и имея возможность постоянного апгрейда.
Да, это действительно свет в конце тоннеля. И нам, уважаемые те-кого-это-хоть-как-то-трогает, остается только терпеливо ждать, и от всей души пожелать Питеру Крефту и всей его команде творческих и коммерческих успехов. Вы, Питер, насчет маркетинга и продаж особо не переживайте. Один комплект уж точно сразу уедет в Москву, со всеми апгрейдами!?