Давно задавался вопросом, как в социалистической стране, коей является Народная Республика Китай, процветают капиталистические настроения и отстраиваются производственные мощности крупнейших мировых корпораций? Отчасти ответ лежит на поверхности, и мы в своих публикациях не раз об этом говорили. Все дело в благоприятном инвестиционном климате и политической стабильности. Многие компании, при определенном объеме инвестиций, полностью освобождались от уплаты налогов на срок до 5 лет. И тут речь пока не идет о специально созданных экономических зонах (Шеньжень и т.п.)…
Предлагаю Вам одним глазом взглянуть на страну, где производится основная масса компьютерного оборудования, левые кроссовки Nike, десяток реинкарнаций Toyota 4Runner образца 1989 года и миллионы других товаров, продающихся во всем мире. Ну и попутно разобраться, как живут простые китайцы и почему, все-таки, Китай становится мировым производственным центром.
Объектом нашего пристального внимания будет Шанхай, за что отдельное спасибо компании MSI, предоставившей такую возможность и осуществившей всестороннюю поддержку! Фоторепортаж с ее фабрики в Кун-Шане Вы сможете найти тут.
Во избежание путаницы давайте сначала определимся, что есть Шанхай.
Это отдельная административная единица на востоке Китая, занимающая площадь около 6 тыс. квадратных километров с населением 17,5 млн. человек. Центром ее является одноименный город, где проживают около 9 млн. человек.
Крупнейший порт Китая, второй по величине город, одновременно - один из самых дорогих. А все начиналось с рыбацкой деревушки четыре века назад. Основная масса людей, по мировым меркам, живет далеко за чертой бедности. Средняя зарплата в Шанхае чуть более 130 $, а в пригороде едва дотягивает до 50 $.
Здание современное и очень хорошо оснащено. А вот за пределами аэропорта картина несколько меняется.
На фото хорошо видно, как различаются дома на правом берегу канала и на левом. Ну а те трущобы, что располагаются в самом Шанхае, мы даже не фотографировали, а быстро уносили оттуда ноги. Однако не все так живут. Вот еще пара фотографий из старых районов.
Где живут - там и торгуют. Огромное количество маленьких магазинчиков и лавочек, где продаются яркие кроссовки по доллару, и даже матрешки! Основной транспорт - велосипед (еще бы, при таких зарплатах). На них перевозят даже весьма тяжелые и габаритные вещи. Везде присутствуют велосипедные дорожки, постоянно забитые велосипедистами. На весь город числится около 770 тыс. автомобилей, причем кажется, что весомую их часть занимают такси. Но не будем забегать вперед. Автомобильной темы мы еще коснемся, а вот о величии державы еще несколько фотографий покажем, благо, есть на что посмотреть.
Почти золотая! На ярком солнце отражение от воды просто слепило глаза золотыми отблесками, но мудреный Digic II, к сожалению, решил эту красоту отфильтровать. Вот и доверяй теперь "автоматам" на японской фототехнике…
Смотровая площадка на высоте 263 метра. Вокруг идет бойкая торговля недорогими сувенирами.
А теперь спустимся с небес на землю, а точнее под землю. Самое время заглянуть в Шанхайское метро. Тут даже в час-пик относительно свободно. Еще бы, вход стоит 3 юаня (~11 рублей). По местным меркам дороговато. Зато оснащено оно куда современнее нашего.
А на табло, кроме рекламы, отображается время до прибытия поезда, а не с момента его отправления, как у нас. С этой станции поезда едут в двух направлениях, отсюда и два "таймера обратного отсчета".
После полуторачасового хождения по ночному городу российско-украинская делегация нагуляла зверский аппетит, а приличных кафэшек-ресторанчиков так и не встретилось. Вдруг на наше счастье наткнулись на целую улицу с подобными заведениями. Выбрав местечко посимпатичнее, расположились внутри. Услужливая официантка подметила, что те 6 мясных блюд, что мы заказали на 6 человек, нам будет слишком много и мы не сможем все это съесть (тут стоит добавить, что почти во всех местных ресторанах в центре стола стоит вращающийся круг, куда обычно и ставят блюда, а желающие его отведать крутят стол и накладывают себе в тарелку понемногу). Мы оказались в некотором замешательстве, но спорить не стали, но на всякий случай заказали сверху по 2 порции овощей и риса. В шутку назвав нас обжорами, официантка удалилась, а мы пока пытались распробовать местное пиво из тех мензурок, что нам подали вместе с ним. Каково же было наше удивление, когда мы увидели те две порции мяса, что нам принесли. Это две малюсенькие мисочки, где лежало с десяток кусочков в панировке размером с ноготь большого пальца! Половину каждого из них занимала кость! "Слизнув" мясное мы "занюхали" все это рисом и молча удалились в поисках чего-либо европейского склада.
Нам почти повезло, когда на третий день нас привели в немецкий ресторан!
Но кроме литровых кружек под пиво похвастать ему было нечем. Меню на 50% состояло из местных блюд.
Мы всегда с интересом наблюдали, как MSI team с присущим им восточным гостеприимством пытались нас накормить, а мы, в свою очередь, пытались понять, как можно на стол в ресторане подать всего одну чашку с пельменями (Цзяоцзы), число которых равно числу едоков, а вместо мясной начинки - зерновые с зеленью. Процесс питания всегда занимал больше часа, а мы уходили едва насытившись.
Большинство блюд - полная экзотика. Забудьте те немногочисленные китайские рестораны, что Вы видели в России. Никакой аналогии тут нет.
На наши очередные вопросы "А что это такое?" мы получали короткие и простые ответы - "It's a very common Chinese food! Why you don't test it?". Если Вы не владеете английским, не спешите лезть в словари, после перевода фразы ничего нового о китайской кухне Вы не узнаете. Одновременно было интересно наблюдать, с какой скоростью наши тайваньские друзья все это уминали. Похоже, они над нами немного подшучивали и демонстрировали свое превосходство в данном вопросе. Мы тоже не терялись, подыгрывали им - делали удивленные лица (Айрин, прости, знаю, вы для нас старались!).
На четвертый день мы уже с трудом переносили один только запах, а вот на пятый день стало как-то легче (вероятно закончился адаптационный период).
Будда один, но известно около 2,5 тыс. его проявлений - на каждый жизненный случай. В этом храме их присутствовало несколько сотен.
Автопарк на 95% состоит из машин местной сборки. Номер один по популярности - Volkswagen Santana (перелицованный Passat образца 1988 года). Еще популярны Buick Regal, тоже местной сборки, но у более обеспеченных граждан. Что касается наступающих на Россию "Great Wall", "Cherry" и др., то таковые нам почти не встречались. Потрепанных временем машин на улицах тоже не было обнаружено.
Есть у Китайцев одна особенность в отношении дорожного движения - почти полное несоблюдение правил водителями, пешеходами и велосипедистами. Проехать на красный свет - святое дело! Если перекресток полупустой, чего на нем стоять? Порой удивлялись, как особо отчаянные водители умудряются проскакивать через поток машин, движущихся в поперечном направлении. Переходя на зеленый пешеходный свет нас несколько раз чуть не сбили велосипедисты, которые, кажется, вообще с правилами не знакомы. Причем тормозить они ни разу не пытались, только ловко маневрировали. Под занавес видели картину, как пожилой мужчина через длиннющий перекресток толкал телегу с какими-то огромными бревнами - дня него машин не существовало вовсе!
Погудеть впередистоящей машине на перекрестке, это как включить первую передачу перед началом движения.
Тем не менее, езда по-понятиям кажется ужасной только европейцам, а сами китайцы чувствую себя весьма комфортно. Ни одной помятой машины или аварии мы так и не видели. Ну а когда ситуация осложняется, на помощь приходят регулировщики. Человека по 3-4 на перекресток.
Мужчины в зеленых жилетках "караулят" каждый свой угол перекрестка и не дают пешеходам переходить его на красный свет. А вот как выглядит нерегулируемый перекресток:
А вот вам 5-ти уровневая дорожная развязка. Кадр сделан с пешеходного перехода над нижним уровнем дороги.
И поднимается это все на высоту десятиэтажного дома! Думаете, с таким подходом в городе нет пробок? Еще одно заблуждение. В час-пик можно часами ползти од одного светофора до другого. А под вечер поток рассасывается и остаются одни такси.
Причем место каждого таксиста внутри машины огорожено пластиковой перегородкой с окошком, куда можно просунуть оплату за проезд или визитку отеля (по-английски тут не понимают, даже слово "hotel" для них неведомо вместе с их европейскими названиями). Проехав полгорода на такси, мы заплатили за 15-ти километровый маршрут всего 2,5 $. Да…в родной Москве за такие деньги до метро частенько отказываются везти.
В центре города присутствует достаточно большое количество подземных парковок, а на улицах висят электронные табло, которые показываю количество свободных мест на них и указатели движения к ним, причем некоторые еще были готовы вместить аж до 700 (!) машин.
В общем, понравились только цены на пиво (~10 рублей) и на крепкие напитки по 56 градусов - 20 рублей за 0,5, ассортимент которых состоял из одного наименования.
Купились мы на столь красноречивое название четырехэтажного магазина. Внутри оказался обычный рынок всякой мелочевки и сотовых телефонов.
Анатолий Гришин (PC Week UE), коллега с Украины, все пытался купить себе недорогую Bluetooth гарнитуру, но даже слово "Bluetooth" продавцы не всегда понимали правильно. А вот цены, в целом, оказались вполне приемлемыми. Например, Motorola RAZR V3 можно было купить за 220 $, но это не конечная цена, на рынке всегда есть возможность поторговаться.
Далее нас ждал поход на центральный вещевой рынок. Очень он напомнил наши развалы начала 90-х годов.
Один минус - чтобы что-то купить, надо потратить минут 20. Продавцы изначально завышают цену минимум в 10 раз и сбавляют ее очень неохотно, борясь за каждую копейку. Так, например, цена на чудесную шелковую рубашку в китайском стиле, расшитую драконами, была сброшена с 820 юаней до 130 (~450 рублей). Как нам потом сказали наши тайваньские друзья, что мы все равно изрядно переплатили.
Но больше нас позабавил плакат при входе на рынок, где утверждалось, что все продавцы поддельных товаров будут строго наказаны, а всего в нескольких метрах расположилась палатка, где можно было купить одну и ту же футболку с любым понравившимся логотипом на выбор (Nike, Adidas и т.д.).
Ну, а если Вы сторонник немного более цивилизованных мест для покупки - добро пожаловать на центральный компьютерный рынок. Это два больших здания и в одном из них мы успели немного побродить.
Кругом маленькие магазинчики и палаточки, торгующие всякой всячиной, начиная от MP3-плееров и заканчивая корпусами и материнскими платами. Цены почти как в Москве, но может немного дешевле. В лучшем случае можно сэкономить около 15-20%.
На этом пока остановимся, и на последок просто несколько интересных фотографий.
Вот, собственно, и все из того, о чем мне хотелось поведать, посетив Поднебесную. Страна особенная, с ярким душком социализма, который начинает разбавляться веяниями с запада. А вот что будет лет через 10 или 15, когда рухнет социализм (или останется), а уровень жизни среднестатистического китайца начнет подниматься? А вместе с тем будет расти себестоимость любого производства в этой стране. Вероятно, капиталисты обратят свой взор на африканский регион. Что ж, посмотрим, ждать осталось не так долго ;-)