Уже в следующем, 1992 году, после выхода "Терминатора 2: Судный день", был поставлен очередной, причём довольно значительный рекорд. В марте на экранах кинотеатров появился фильм "Газонокосильщик" ("Lawnmower Man"), ставший первым фильмом, в котором Виртуальная Реальность (ВР) занимала неотъемлемую роль. Риторический вопрос: какая же ВР может существовать без компьютерной графики? Поэтому для создания 20 минут компьютерной анимации (для сравнения - компьютерной графике в "Терминаторе 2" отводилось 5,5 минут экранного времени), изображающей ВР, были задействованы сразу три компании: Angel Studios, Xaos, Inc. и Homer & Associates.
При создании компьютерной графики к "Газонокосильщику" применялись: "захват движения" (motion capture), системы частиц, алгоритмическое рисование и другие, наиболее современные на то время техники моделирования и анимации. Результат был очень хорошим, и мог на равных соперничать с "Терминатором 2" (в обоих фильмах нашли применение "хромированные" модели людей). Стоит при этом учитывать, что бюджет "Газонокосильщика" был почти в пять раз меньше - 17 млн. долл.
Также стоит упомянуть о фильме "Смерть ей к лицу" ("Death Becomes Her"), вышедшем в 1992 году. Студия Industrial Light & Magic (ILM) создала для главной героини фильма фотореалистичную кожу, тем самым, отточив свои навыки для более масштабных фильмов. Стоит также отметить, что фильм был номинирован на кинопремию Оскар (Oscar) в номинации "Лучшие спецэффекты".
Декабрь 1993 года ознаменовался выходом фильма "Освободите Вилли" ("Free Willy"). Вместо того чтобы дрессировать настоящую касатку для съёмок в океанских водах, компания VIFX, наряду с механической моделью Вилли использовала и компьютерную. Для фильма был использован программно-аппаратный комплекс компании Symbolics совместно с пакетом RenderMan студии Pixar.
Но в 1993 году люди совсем не спешили "освобождать Вилли". Куда интереснее было поглядеть на жителей доисторического мира, динозавров, в фильме-шедевре 1993 года - "Парке Юрского периода" ("Jurassic Park").
Носящий титул наиболее известного создателя кинокартин ХХ столетия, Стивен Спилберг (Steven Spielberg) был режиссером и продюсером восьми из тридцати наиболее прибыльных фильмов за всю историю кинематографа. "Инопланетянин" ("ET: The Extraterrestrial"), "Парк Юрского периода", "Список Шиндлера" ("Schindler's List"), "Спасение рядового Райна" ("Saving Private Ryan") по праву называются одними из лучших фильмов мирового кинематографа.
Сняв в 13 лет свою первую кинокартину, "Бегство в никуда" ("Escape to nowhere"), Спилберг уже через три года создал свой первый полнометражный фильм, "Свет огня" ("Firelight"), принёсший ему первый доход.
Для привлечения киностудий к своей персоне, будущий режиссёр, на собранные со "Света огня" 15 тыс. дол., создал 22-минутный фильм "Эмблин" ("Amblin"). Эта лента не только принесла Стивену Спилбергу несколько довольно престижных наград на кинофестивалях, но самое главное, вызвала значительный интерес со стороны Universal Studios, заключившей с её создателем 7-летний контракт.
Через работу над многочисленными телесериалами и фильмом "Экспресс в страну грёз" ("The Sugarland Express"), который выиграл в 1974 награду "За лучший сценарий" в Каннах, Спилберг подошёл к первой ступеньке своего Олимпа - кинокартине "Челюсти" ("Jaws"), вышедшей в 1975 году и сразу покорившей Америку.
Фильм "Челюсти" занял третье место в списке самых кассовых фильмов того года. В одних лишь США он принёс около 250 млн. долл.
Дальнейшие результаты творчества Спилберга проходили по "чёрно-белому сценарию": на свет появлялись не только киношедевры, но и довольно слабые, как для режиссёра и сценариста такого уровня, картины. Среди представителей первой группы можно выделить: "Близкие контакты третьей степени" ("Close Encounters of the Third Kind"), "Инопланетянин" ("ET: The Extraterrestrial"), трилогию об Индиана Джонсе ("Искатели затерянного ковчега" ("Raiders of the Lost Ark"), "Индиана Джонс и храм погибели" ("Indiana Jones and the Temple of Doom") и "Индиана Джонс и последний крестовый поход" ("Indiana Jones and the Last Crusade")). Из неудач же: "1941", "Империя Солнца" ("Empire of the Sun") и "Всегда" ("Always").
Желая помочь Стивену Спилбергу выйти из полосы "чёрных фильмов", которую продолжала лента "Крюк" ("Hook"), муза режиссёра преподнесла ему один из самых больших подарков в его жизни: идею экранизации "воскрешения" динозавров.
"Мой интерес состоит в создании хорошего фильма, чествующего существование динозавров", - говорил Стивен Спилберг во время съёмок "Парка Юрского периода" в 1993 году.
Рассказывая о возникновении идеи создания фильма, Спилберг говорит: "Майкл Крайтон (Michael Crichton) (известный американский писатель-фантаст) и я трудились над сценарием к совершенно другому фильму, и я спросил его: "Как продвигается твоё книжное мастерство?". На что он ответил: "Я пишу историю о воскрешении динозавров с помощью клонирования". Сразу заинтересовавшись темой, я попросил его рассказать мне о ней подробнее. С этого началась история создания фильма".
Сразу после этого, в мае 1990 года киностудия Universal Pictures выкупила права на экранизацию готовящейся к выпуску книги Крайтона под названием "Парк Юрского периода", и, спустя всего несколько часов после состоявшейся сделки, возложила все обязанности по съёмкам картины на плечи Спилберга. "Этот проект, казалось, был создан специально для него", - вспоминает продюсер Кэтлин Кенеди (Kathleen Kennedy), проработавшая со Спилбергом на протяжении 18 лет. "Если в поисках общих черт просмотреть все фильмы Стивена, можно заметить, что его очень интересуют темой экстраординарные события, происходящие с обычными людьми".
В то время как Крайтон взялся за переработку своей книги в полноценный сценарий, Спилберг и Кенеди начали набирать команду декораторов. Возглавив новосозданную группу художников и дизайнеров, Рик Картер (Rick Carter) уже через короткий промежуток времени выдал "на гора" большое количество разнообразных эскизов.
Следующим этапом стал поиск людей, которые должны были заняться спецэффектами к "Парку Юрского периода". Для создания масштабных моделей динозавров был приглашён Стен Уинстон (Stan Winston), в то время как над их миниатюрными копиями должен был работать Фил Тайппетт (Phil Tippett). Комбинацией двух типов моделей, и их распределением в процессе съёмок фильма занимался Майкл Лантьери (Michael Lantieri). Что же касается компьютерной графики и анимации, для её создания была нанята студия ILM под руководством "придворного" аниматора Денниса Мюрена (Dennis Muren). Каждое из вышеперечисленных имён является своеобразным синонимом спецэффектов высочайшего качества. Не даром эти люди, часть из которых трудилась ещё над "Звёздными войнами" ("Star Wars") и "Терминатором 2", своими стараниями над созданием "Парка Юрского периода" принесли фильму Оскар в номинации "Лучшие спецэффекты".
Начиная с первых дней работы над проектом, Спилберг уделял значительную часть внимания реалистичности отображения динозавров в фильме, настаивая на использовании аниматроники (роботизированные модели животных, управляемые дистанционно) максимальное количество времени. При этом, применение техники "стоп-кадра" (stop-motion) разрешалось лишь в самых крайних случаях.
Удаление некоторых сцен из оригинального текста позволило сценаристам Майку Крайтону и Дэвиду Коеппу (David Koepp) уменьшить количество различных видов динозавров с пятнадцати до семи, тем самым значительно облегчив работу студий, занимающихся спецэффектами к фильму. Для справки: в "Парке Юрского периода" засветились: брахиозавр (brachiosaurus), велоцираптор (velociraptor), тиранозавр (tyrannosaur), галлимимус (gallimimus), птеродактиль (pterodactyl), трицератопс (triceratops) и дилофозавр (dilophosaur) - вымышленный вид динозавров.
Стивену Спилбергу навсегда запомнился римейк классического фильма "Кинг Конг" ("King Kong"), модель гигантской гориллы для которого создавал Стен Уинстон. Поэтому выбор человека, который бы занимался копиями рептилий в "Парке Юрского периода" был очевиден.
Работа над созданием доисторических монстров была разделена на три этапа: исследования, дизайн и, собственно, моделирование. Уинстон, вместе со своей командой, насчитывавшей более 60 художников, инженеров и операторов, потратил около года на осуществление первого и второго этапов. В процессе исследований, проконсультировавшись с палеонтологами и музеями со всего мира, а также прочитав множество различных исследовательских и научных трудов, художники Уинстона подготовили большое количество детальных эскизов внешнего вида каждого из семи динозавров.
Этап моделирования динозавров начался в марте 1991 года. Вначале создавалась скульптура из глины, служившая своеобразной "натурой". При этом: "особое внимание было уделено мелким деталям: морщинам на коже, наростам, ведь всё это имеет очень большое значение", - объясняет Стен Уинстон. "Малейшее несоответствие привело бы к потере интереса со стороны обычного зрителя".
После этого создавался робо-скелет динозавра, состоявший из множества пневмо- и электродвигателей, а также различных рычагов и тросов. Это обилие электромеханики управлялось через радиосвязь, позволяя создать полностью "автономные" модели динозавров, лишённые каких-либо кабелей, соединяющих их с внешним миром. На готовый робо-скелет натягивалась искусственная кожа, изготовленная из высокопрочного латекса. Под конец за работу брались художники, крася кожу динозавров.
Для сцен с велоцирапторами Стеном Уинстоном были созданы как 3-метровые аниматронные куклы для съёмок в "неподвижных" сценах, так и простые костюмы динозавров для людей, использовавшиеся в сценах с большим количеством резких движений.
Аниматронной куклой являлся и детёныш велоцираптора, снимавшийся в сцене "Вылупившийся из яйца".
Уинстоном была также создана частично функционирующая модель дилофозавра. Пару слов о самой риптилии. Дилофозавр, или, как его прозвали "плевальщик" ("Spitter"), является вымышленным динозавром, созданным Майком Крайтоном для своего романа.
За его основу был взят обычный велоцираптор, рост которого уменьшили с 3 м до 1,2 м. Было видоизменено лицо, а также добавлены головные гребни и "фирменный" капюшон, половинки которого раскрываются по обе стороны шеи, когда дилофозавр собирается совершить плевок ядом. Яд - последняя особенность, отличающая творение Крайтона от велоцираптора.
Одним из травоядных динозавров, созданных Стеном Уинстоном, является трицератопс. Создание этого "многотонника" было облегчено тем, что в фильме он должен всё время лежать. Единственная сложность, возникшая у создателей, была связана с необходимостью отобразить правдоподобное "дыхание" динозавра. Для симуляции дыхательных движений живота был использован специальный пневматический цилиндр, управлявшийся дистанционно. Радиоуправлению была подчинена и электромеханика, приводившая в движение "лицо" и лапы трицератопса.
Венцом же творения Стена Уинстона стала полноразмерная (6 м) модель Т-рекса, о которой стоит рассказать подробнее. Она была создана из стекловолокна и 1200 кг глины, которую покрывал очень прочный, но вместе с тем гибкий латекс. Готовая модель была совмещена со специальным "дино-симулятором". "Устройство для Цифрового Ввода" ("Digital Input Device") было построено по принципу военного авиасимулятора с шестью степенями свободы и представляло собой гидравлический каркас, оснащённый множеством датчиков, которые были подключены к компьютеру.
Благодаря "диносимулятору" Т-рексом можно было управлять при помощи простой клавиатуры и мыши. Но уследить за правильным позиционированием каждой части тела (да и вообще каждого сустава) в режиме реального времени не мог ни один человек. Поэтому Стеном Уинстоном была создана уменьшенная в пять раз копия тиранозавра (названного Валдо (Waldo)), подключённая через компьютер к большому Т-рексу. Теперь двенадцать операторов, называвшихся "Команда Рекс", двигали различные части тела Валдо, компьютер записывал эту последовательность, а затем "настоящий" тиранозавр в точности повторял движения своей уменьшенной копии. Каждый из "Команды Рекс" управлял предназначенной для него частью: головой, торсом, хвостом, двумя руками и ногами. Кроме того, операторы отвечали и за более "ювелирные" объекты: глаза, рот, челюсти и пальцы.
Для достижения адекватности движений всех частей тиранозавра каждый человек из группы операторов постоянно согласовывал свои действия с другими. Кроме того, перед каждым вторым дублем, в котором фигурировал Т-рекс, проводилось полное тестирование и калибровка оборудования с целью ликвидации малейших "паразитных" движений, которые могли возникнуть в процессе съёмки.
Стоит отметить, что за "Устройство для Цифрового Ввода", созданное, техниками и программистами ILM, эта студия получила в 1996 году награду Academy Technical Achievement Award.
Для сцен, в которых фигурировали быстро движущиеся динозавры, были использованы миниатюрные модели, созданные студией Фила Тайппетта, выходца из ILM.
В процессе создания "Парка Юрского периода" Тайппетт отвечал за моделирование "аниматики" (простейшая анимация комплексных сцен, в данном случае трёхмерная; создаётся для выявления неточностей, определения позиции камеры и пр. перед началом "настоящих" съёмок), а также заведовал всеми теоретическими и практическими аспектами индивидуальных движений динозавров. Как должна была двигаться каждая часть тела? Насколько быстро или, наоборот, медленно? Какой должна была быть координация между отдельными частями тела? Какое движение тела будет оптимальнее для поставленной задачи? В решении всех этих вопросов Тайппетту и его команде помогали миниатюрные модели динозавров, применявшиеся как для собственных нужд, так и, позже, для удовлетворения потребностей "компьютерных гениев" ILM.
Создаваемые Тайппеттом и его командой модели динозавров были очень гибкими и обладали большим количеством степеней свободы. Кроме того, "Парк Юрского периода" должен был стать вторым фильмом, использующим фирменную технику "съёмки в движении" (go-motion), в оригинале созданную для фильма "Уничтожитель драконов" ("Dragonslayer", 1991). "Съёмка в движении" представляет собой более продвинутую версию техники "стоп-кадра"; она добавляет к ней эффект "смазывания" (motion blur) для обеспечения плавного движения снимаемого объекта. Благодаря этой технике Тайппетту удавалось с лёгкостью анимировать бег и прыжки динозавров. Тем не менее, ни одного эпизода, созданного с использованием "съёмки в движении", в фильме нет. Что же случилось?
Ответ довольно прост: Спилберг возложил работу Тайппетта на студию ILM, убедившись, что компьютерная графика затмит самую крутую "анимацию в движении".
Однажды, во время разговора, Деннис Мюрен, "придворный" аниматор ILM, предложил Стивену Спилбергу: "Создать динозавров в натуральную величину, но лишь с помощью компьютера. Визуальной разницы с аниматроникой не будет". На что режиссёр ответил: "Докажи". В то время на ILM была возложена работа по пост-обработке фильма (комбинации аниматроники Уильямса и миниатюрных моделей Тайппетта в единое целое), так что первоначально компьютерная графика в "Парке Юрского периода" должна была отсутствовать.
Но доказательство ILM уже имела. В романе "Парка Юрского периода" присутствовал эпизод, рассказывающий о бегстве людей вместе со стадом галлимимусов от тиранозавра, которую Спилберг хотел было вырезать из-за невозможности создать одновременный бег нескольких моделей с применением техники "съёмки в движении". Ещё во время работ ILM над "Устройством для Цифрового Ввода" Эрик Армстронг (Eric Armstrong), один из сотрудников студии, экспериментировал, создавая скелет динозавра и анимируя цикл его ходьбы. После этого, он скопировал десять динозавров, и заставил их двигаться в одном направлении. Сотрудники ILM были поражены работой Армстронга, не говоря уже о Спилберге, моментально добавившем вырезанную было сцену. Но ему, а точнее, Universal Pictures, нужна была ещё одна демонстрация.
В этот раз Армстронгу помогала четвёрка аниматоров, состоявшая из ТайРубена Эллингсона (TyRuben Ellingson), Стива Вильямса (Steve Williams), Марка Диппе (Mark Dippe) и Стефана Фангмаера (Stephen Fangmeier). Для начала Вильямсом был создан скелет тиранозавра, управлявшийся с помощью нескольких десятков контрольных точек.
На костяной каркас была натянута "кожа", позволявшая лучше передать "живую сущность" динозавра.
Окончательный результат, демонстрировавший двигающегося Т-рекса, и был показан режиссёру. Для усиления эффекта анимированный тиранозавр был помещён Вильямсом прямо в видеоматериал с живыми актёрами.
Марк Диппе, заместитель начальника отдела визуальных спецэффектов ILM, относительно "Парка Юрского периода" говорил следующее: "Киноленты про динозавров всегда относились к категории фильмов с классическими спецэффектами". Пришло время ломать рамки привычного. Спилберг соглашался со словами Диппе постепенно, вначале предложив ILM "крохи", но затем, ещё больше впечатлённый результатами работы студии, сделав её неотъёмлемой частью спецэффектов фильма, где в это время господствовала аниматроника Стена Уинстона.
Для "Парка Юрского периода" ILM создала и анимировала: пасущихся травоядных динозавров, 35-метрового брахиозавра, бегущее стадо галлимимусов, полёт птеродактилей в конце фильма, ну и, конечно же, хищников Т-рекса и велоцирапторов. Кроме того, в некоторых эпизодах ILM анимировала экскурсионные электрокары.
На протяжении съёмок фильма ILM тесно сотрудничала с командой Фила Тайппетта, используя его рекомендации, а также миниатюрные модели доисторических животных в качестве эскизов для трёхмерного моделирования, благодаря чему за идентичность между механическими динозаврами Стена Уинстона и их компьютерными собратьями можно было не беспокоиться. Кстати, "Парк Юрского периода" стал первым фильмом, возвестившим миру о появлении новой должности в кинематографе - цифровых двойников - компьютерных моделей физических существ, будь то люди, животные или, в нашем случае, металлические каркасы с натянутой псевдокожей.
Кроме консультаций, Тайпплетт помогал техникам и программистам ILM в создании "Устройства для Цифрового Ввода".
Как уже отмечалось ранее, это устройство представляло собой динозавроподобного робота с большим количеством сенсоров, подключавшегося к графической рабочей станции компании Silicon Graphics Inc. (SGI). Движение той или иной части робота отображалось на компьютерной модели и записывалось. Используя в качестве основы "язык движения" тел слонов, аллигаторов, страусов и львов, аниматоры доводили полученный результат до совершенства.
Благодаря такому подходу ILM намного сократила время, необходимое на создание компьютерной анимации к фильму. Из 52 эпизодов с использованием компьютерной графики 15 были сделаны с помощью "Устройства для Цифрового Ввода".
Затронув SGI, поговорим об аппаратном и программном обеспечении, помогавшем сотрудникам ILM выполнять свою работу.
Как известно, создание компьютерной графики очень требовательно к компьютерному обеспечению, поэтому на столах у художников и аниматоров студии "красовались" рабочие станции SGI Indigo и Indigo 2, по производительности в несколько раз превосходившие свою предшественницу, модель Personal Iris.
Для моделирования динозавров использовался отлично зарекомендовавший себ со времён работ над "Терминатором 2" пакет Alias PowerAnimator. Анимацией заведовал редактор Softimage 3D вместе с системой Pixar RenderMan. Что же касается простой аниматики, создаваемой Тайппеттом, своим появлением на свет она обязана пакету Lightwave. Вместе с коммерческим ПО студия использовала большое количество программного обеспечения собственного производства. Почти все внутрестудийные программы были написаны специально для "Парка Юрского периода", так как "создание живого и дышащего существа" требовало множество разнообразных подручных средств.
Среди такого ПО стоит отметить программу Viewpaint. Раньше для покраски трёхмерной модели использовали плоские карты текстур. Но такой метод не совсем удобен, так как не позволяет художнику сразу увидеть результат своих стараний. Программа Viewpaint позволяла разукрашивать непосредственно саму трёхмерную модель, экономя время и множество усилий.
Неоценимую помощь при создании компьютерной анимации оказал сотрудникам ILM палеонтолог Джек Хорнер (Jack Horner).
Используя результаты своих исследований, он дал художникам и аниматорам понять, что птицы, а не рептилии, являются ближайшими "родственниками" динозавров. Отталкиваясь от этого факта, сотрудники студии использовали разнообразных представителей птичьего мира в качестве примеров для своей работы.
На протяжении 18 месяцев команда из более чем 100 техников, программистов, художников и аниматоров ILM трудилась над фильмом.
Гигантский брахиозавр в начале фильма был первым эпизодом, которым занялась студия. На отснятый видеоматериал, присланный прямо с острова Кауаи (Kauai, Гавайский архипелаг), проводилось наложение компьютерной анимации.
Одной из главных задач, которую необходимо было решить сотрудникам ILM, являлась позиция "снимающих" камер. Для того чтобы правильно совместить живых актёров и компьютерные модели динозавров, положение виртуальной камеры всегда задавалось вручную. При этом применялись простые мячи для большого тенниса: используя их, как своеобразные маркеры, аниматоры получили возможность точного совмещения точки зрения виртуальной и реальной камер для каждого отдельного взятого кадра.
Следующей задачей ILM являлось создание и анимация бегства стада галлимимусов от Т-рекса. Для этой сцены были применены наработки по анимации, ранее продемонстрированной Спилбергу. Так, в распоряжении аниматоров находилась готовая и покрашенная модель динозавра, а также анимация цикла его бега. Используя копирование, было создано стадо галлимимусов, насчитывавшее 25 особей.
Для создания хаотической траектории бегства динозавров, с помощью геометрических формул, для каждого из них, высчитывалась траектория движения, включавшая элементы внезапной смены направления движения. Последним этапом стала комбинация видеоматериала и компьютерной анимации. Для этого на протяжении всего пути бега актёров была нарисована белая сетка, состоявшая из квадратов. Она служила координатами для виртуальных камер. Таким образом создавалась полная иллюзия присутствия и некоего "взаимодействия" (сворачивание галлимимуса от препятствия-человека) между компьютерными динозаврами и реальными актёрами.
Для этой же сцены была создана анимация Т-рекса, догоняющего галлимимусов и хватающего одного из них своей пастью. Как и в предыдущем случае, модель тиранозавра и анимация его движения были взяты с демонстрации. Дело оставалось лишь за редактированием.
После этого Т-рекса анимировали в сцене погони динозавра за уезжающим от него джипом с людьми. В ней и тиранозавр, и ветвь дерева, которую он ломает во время бега, являются компьютерными. Процесс анимации Т-рекса, двигающегося со скоростью 60 км/час был довольно тяжёлым. Если вперёд динозавр бежал нормально, то, при обратном прокручивании процесса движения возникало множество огрехов, которые, кадр за кадром, должны были быть устранены.
В сцене, где Т-рекс, больше не сдерживаемый подключённой к напряжению оградой, нападает на экскурсионные электрокары, кроме аниматронного гиганта Стена Уинстона присутствует его цифровой двойник. Переворот машины и наступление на неё - результат работы ILM. Кроме динозавра, компьютерным является и сам электрокар. Для отработки физики деформации отдельных элементов автомобиля была вначале создана проволочная аниматика сцены, которая затем, по мере удаления ошибок, постепенно превращалась в готовый к комбинации "продукт". Актёров снимали на фоне зелёного экрана, после чего на них "накладывали" покорёженную машину. Благодаря использованию компьютерной графики в этой сцене отпала необходимость в применении аниматроники и каскадёров. Кроме того, в качестве отдельных элементов были созданы и анимированы, а затем соединены с основной анимацией дождь, вода и брызги.
Далее в сцене есть ещё одни момент с участием компьютерного Т-рекса, когда динозавр разваливает туалет, хватает человека пастью и швыряет его в сторону. В этом эпизоде актёр был подвешен за канаты и подкинут в сторону, после чего, с помощью графического редактора, канаты были закрашены. Отдельно был создан тиранозавр, глотающий компьютерную модель человека. Затем, путём комбинации, компьютерная анимация была наложена на видеоизображение.
Съёмки битвы между Т-рексом и велоцирапторами были самыми сложными. Дело осложнялось тем, что Спилберг, довольный результатами ILM по анимации Т-рекса, решил, что именно тиранозавр является главной фигурой фильма, поэтому грех не показать его ещё раз, и добавил сцену схватки за считанные дни до выхода фильма. Поэтому подготовка к её съёмкам проходила в невероятном темпе. Так как все три динозавра (Т-рекс и два велоцираптора) должны были быть компьютерными, совместно с живыми актёрами снимались техники, махавшие шестами, к которым был прибит продольный разрез головы того или иного динозавра. Этот макет, равно как и ориентиры для камер, облегчили художникам и аниматорам ILM задание по доводке анимации схватки.
Что касается анимации пасущихся динозавров и летящих птеродактилей, она не вызвала больших проблем. Основная причина тому - довольно большое расстояние от камеры до животных, и, вследствие чего, отсутствие необходимости в большой детализации компьютерных моделей и меньшие требования по качеству их анимации.
Желая иметь в фильме не только невероятные визуальные эффекты, но и соответствующее звуковое и музыкальное наполнение, Спилберг уделил последнему фактору большое внимание. Для рычания, издаваемого одним только Т-рексом, звукорежиссёр Гэри Райдстром (Gary Rydstrom) использовал комбинацию звуков аллигатора, пингвина, слона, тигра, собаки и кита. Велоцирапторы в фильме обязаны своим рыком дельфину и моржу. Кроме того, использовались записи звучания цапель, людей, а также звуки австралийских дождливых лесов.
Являясь плодом рук человеческих, "Парк Юрского периода" не стал идеалом. Количество недостатков в фильме каждый придумывает для себя сам, причём мнения зачастую различаются довольно сильно. Что касается этого фильма, многие кинокритики проявляли солидарность в отношении двух пунктов: слабой игры актёров в фильме и его сюжетной линии. Но не стоит забывать, что это мнение субъективно, поэтому для Вас фильм может быть идеалом.
Об актёрском составе говорить, в общем-то, нечего. Каждый старался продемонстрировать свой талант изо всех сил (или исходя из суммы своего гонорара, но об этом "история умалчивает"). Давайте остановимся на сюжете фильма.
Как уже говорилось ранее, за основу фильма был взят одноимённый роман известного писателя-фантаста Майкла Крайтона. На острове Нублар (Nublar), арендованном владельцем парков-атракционов Джоном Хэммондом (Ричард Аттенбороу, Richard Attenborough), создан заповедник, главными "экспонатами" которого являются динозавры, вымершие десятки миллионов лет назад. Возрождение гигантских рептилий прошлого стало возможным благодаря развитию генной инженерии: ДНК динозавров бралась из их крови, заключённой в чреве окаменелых доисторических москитов.
После несчастного случая, произошедшего с одним из служащих заповедника во время транспортировки велоцирапторов, Хэммонду необходимо получить сертификат о безопасности парка и возможности его открытия. Для этого он приглашает на остров группу учёных, в которую вошли: палеонтолог доктор Алан Грант (Сэм Нейл, Sam Neill), его помощница, палеоботаник доктор Элли Сэтлер (Лора Дерн, Laura Dern), математик доктор Йен Мальколм (Джефф Голдблюм, Jeff Goldblum), а также адвокат Дональд Дженаро (Мартин Ферреро, Martin Ferrero).
Во время экскурсии учёных по заповеднику на Нублар налетает тропический ураган. К тому же один из программистов Центра контроля парка, Деннис Недри (Уэйн Найт, Wayne Knight) устраивает диверсию с целью продать образцы ДНК динозавров другой компании. Обесточенные ограждения заповедника перестают быть преградой для тиранозавров и велоцирапторов, после чего хищники начинают свою охоту, жертвами которой, кроме травоядных динозавров, стают и люди. Учёные, а также племянники Хэммонда и сам владелец заповедника должны приложить все усилия, чтобы выбраться из западни, которой стал для них Нублар.
Пару слов о реальности событий, происходящих в фильме. Сразу после выхода "Парка Юрского периода" между учёными-генетиками возникли разногласия по поводу достоверности теории клонирования, описанной в фильме. "Парк Юрского периода - хорошая идея", - говорит доктор Алан Купер (Alan Cooper) из Оксфордского университета, - "Но, по нашему мнению, клонирование вымерших видов, при использовании существующих технических средств, практически невозможно".
Основная часть большинства генотипов животных создана из разрознённого ДНК, тем самым, затрудняя упорядочение его структуры. Из этого следует, что получение полноценного генотипа вымершего животного, такого, например, как динозавр будет процессом невероятно трудоёмким и сложным, при этом результат вряд ли будет положительным. Поэтому вопрос о реальности придуманного Крайтоном способа оживления остаётся для генетиков открытым.
Бюджет картины составил немногим более 58 млн. долл. Из них, например, один миллион ушёл на покупку компьютерного оборудования для Центра управления парком. Сюда, кроме проекционной системы, входили рабочие станции SGI Indigo и Indigo 2, а также компьютеры Apple Macintosh серии Quadra 700.
Используя в качестве примера "Терминатор 2", успех которого во многом зависел от грамотно проведённой рекламной кампании, студя Universal Pictures начала пропагандировать "Парк Юрского периода" задолго до окончания работ над фильмом. Были заключены контракты с игровыми компаниями на создание автоматов для игры в пинбол, консольных и компьютерных игр. К моменту выхода фильма были готовы разнообразные сувениры, как-то: футболки (такие же, которые были на актёрах в фильме), бейсболки, ручки, кружки и проч.
Грамотная рекламная политика, а также обещание увидеть динозавров и супернавороченные спецэффекты сделали своё дело. За первые выходные со дня появления на экранах кинотеатров, которым стало 11 июня 1993 года, "Парк Юрского периода" принёс более 50 млн. долл. Всего же фильм принёс более 357 млн. долл. в США и 920 млн. долл. по всему миру. И эта сумма не включает в себя прибыль от продаж видеокассет, сувениров и разнообразных лицензий! Пятое место в списке двадцати самых кассовых фильмов в истории - отличный результат!
Не обошла картину стороной кинопремия Оскар. В 1994 году фильм получил сразу три статуэтки в номинациях: "Лучшие звуковые эффекты", "Лучший звуковой монтаж", и, конечно же "Лучшие визуальные эффекты".
Через 4 года, в 1997 году вышла вторая часть "Парка Юрского периода" - "Затерянный мир: Парк Юрского периода" ("The Lost World: Jurassic Park"), режиссёром которой, как не трудно догадаться, был Стивен Спилберг. Не смотря, опять-таки, на довольно слабый сюжет и игру актёров, фильм принёс 229 млн. долл. лишь в одних США (615 млн. долл. по всему миру), опять став одним из самых кассовых фильмов того года. За первые же выходные проката "Затерянный мир: Парка Юрского периода" практически полностью окупил себя (бюджет фильма составил 75 млн. долл.). Съёмки третьей части, "Парка Юрского периода III" ("Jurassic Park III"), проходили под руководством режиссёра Джо Джонсона (Joe Johnston), которому помогал Спилберг. Третья часть, с некоторыми оговорками, повторила успех первых двух и собрала 181 млн. долл. в США и почти 366 миллионов в мировом прокате.
Трио картин вошло в двадцатку самых кассовых фильмов в истории кинематографа, собрав лишь в одних кинотеатрах почти два миллиарда долларов. Не даром, на основе успеха предыдущих фильмов уже около года снимается четвёртая часть "Парка Юрского периода", которая, если верить слухам, выйдет летом 2005 года. Ждём с нетерпением.