Популярность этого пенного напитка в России очень велика и увеличивается ежегодно. Даже правительство озаботилось данной ситуацией и приняла (принимает) ряд мер для сокращения рекламы и ограничении его потребления в общественных местах. Однако в объемах потребления на душу населения мы еще очень далеки от других стран и занимаем почетное 23-е место в мировом рейтинге с 50-ю литрами в год на человека. В той же Чехии (1-е место) потребляют около 158 литров, а средний уровень (среди стран, активных потребителей) составляет 79 литров. А вот Китай оказался на последнем месте с 23 литрами на душу населения, зато первый по производству, а Россия среди производителей на 6-м месте с более чем троекратным отставанием от того же Китая.
Объясняется эта ситуация достаточно просто. Потребление пива, в некоторой степени, отражает экономическое состояние страны и в европейских государствах считается хорошей альтернативой более крепким напиткам. России до Европы еще пока далеко, поэтому многие предпочитают более дешевые и "проверенные средства".
Мы не агитируем за потребление алкоголя, однако понимаем, что иногда приятно провести время в хорошей компании за кружечкой пива. Пенных напитков, обитающих на прилавках магазинов, уже не счесть, а выбор, по большей части, уже определяется давлением телевизионной рекламы в вечернее время (кто бы что не говорил по этому поводу). Вот мы и решили на собственном опыте, подвергая опасности свое здоровье, заняться дегустацией и расставить все точки над "i". Думается, что эта тема будет актуальной в первый же день наступающего года ;)
Задачка проста - собрать с полок московских магазинов все, что подвернется под руку и будет иметь более-менее узнаваемый бренд. Тестировать малоизвестные импортные напитки, продающиеся только в торговой сети "Х" смысла нет. В итоге, в нашем "тестлабе" оказалось 15 наименований по 1 л. каждого. Мы дружно изучили этикетки бутылок и быстренько составили табличку "характеристик":
Пиво
|
Объем, л
|
состав
|
градус
|
производитель
|
страна
|
Цена, руб
|
Bernard
|
0,5
|
Вода, солод, хмель
|
4,7
|
Бернард
|
Чехия
|
79
|
Budweiser Budvar
|
0,5
|
Вода, яч. солод, хмель
|
5,0
|
Будвайзер Будвар
|
Чехия
|
68
|
Corona Extra
|
0,33
|
Вода, дрожжи, солод, хмель, аскорбиновая кислота
|
4,6
|
Пивзавод Модело
|
Мексика
|
48
|
Franziskaner Kristal
|
0,5
|
Вода, солод, хмель
|
5,0
|
Spaten-Franziskaner Brau
|
Германия
|
69
|
Grolsch Amber Ale
|
0,33
|
Вода, ячменный солод, пшеничный солод, хмель
|
5,0
|
Grolsche Bierbrouwerij
|
Голландия
|
63
|
Heineken
|
0,5
|
Вода, яч. св. солод, хмель
|
5,0
|
Пивоварня Хейнекен
|
Россия (Питер)
|
36
|
Krombacher
|
0,5
|
Вода, солод, хмель/хмельной экстракт
|
4,8
|
Кромбахер
|
Германия
|
73
|
Krusovice Imperial
|
0,5
|
-
|
5,0
|
Королевский ПЗ Крушовице
|
Чехия
|
64
|
Miller
|
0,33
|
Вода, солод, мальтозный сироп, хмель
|
4,4
|
Калужская пивоваренная компания
|
Россия (Калуга)
|
24
|
Paulaner
|
0,5
|
Вода, яч. солод, хмель
|
4,9
|
ПЗ Пауланер
|
Германия
|
70
|
Staropramen
|
0,5
|
Вода, яч. св. солод, хмель, мальтозная патока, рис, солодовый экстракт.
|
4,0
|
САН Интербрю
|
Россия (Клин)
|
28
|
Stella Artois
|
0,5
|
Вода, солод, рис, хмель
|
5,0
|
САН Интербрю
|
Россия (Клин)
|
33
|
Tuborg Green
|
0,5
|
Вода, солод, хмелепродукты
|
4,6
|
ОАО «Вена»
|
Россия (Питер)
|
27
|
Velkopopovicky Kozel
|
0,5
|
Вода, солод, хмель
|
3,7
|
Калужская пивоваренная компания
|
Россия (Калуга)
|
21
|
Zipfer
|
0,66
|
Вода, яч. солод, хмель
|
4,9
|
Brau Union Osterreich AG
|
Австрия
|
72
|
К классическим воде, солоду и хмелю производители частенько добавляют мальтозный сироп и рис, пытаясь таким образом повлиять на вкусовые качества. Правда, вместо хмеля используются различные концентраты, а лайм в Corona заменен аскорбиновой кислотой. Вообще немного удивляет наличие данного ингредиента, как будто микстура из аптеки. Хотя чему удивляться, промышленный способ производства пива таит еще множество секретов ускоренного брожения, подмены ингредиентов и т.п.
Еще из таблички видно, с какой скоростью выкупаются лицензии отечественными компаниями на импортные сорта пива. Треть произведена в России, как указывается на этикетках, под строгим контролем и соблюдением технологии. Поверим… Ну, а перед тем, как приступить к дегустации, познакомим Вас с нашей методикой.
Вот вкратце и все премудрости. Теперь можно перейти к самому процессу дегустации. В жюри вошло 5 человек из нашей команды, знакомые с данным напитком не понаслышке:
Оценив цвет, запах и вкус, каждый член жюри заполнял краткий протокол, проставив в нем соответствующие оценки. Запах оценивался по 4-х бальной системе, вкус по 5-ти бальной. Пенность оценивалась отдельно, а по цвету и прозрачности мы не смогли узреть сильных отличий и исключили этот фактор из финальной оценки. Все оценки суммировались и усреднялись.
Начали очень бодро. Долго принюхивались к каждой пробе, делали по паре маленьких глоточков и старались в слух мнение не выражать, дабы не распространять его на других.
Уже не третьей пробе стало понятно, что без емкости для слива излишков из дегустируемых бокалов не обойтись. На такую мысль натолкнул вкус дегустируемого напитка. Маленького глоточка оказалось достаточно, что бы оценить его по достоинству.
К пятой пробе все машинально начали чокаться бокалами, хотя такой команды никто не давал.
А к десятой пробе тест становился мучительным… Как можно разливать пиво по капле и пить малюсенькими глоточками? Но ускорять процесс нельзя, иначе результаты будут искажаться, и после маленького перерыва осилили последние пять сортов. Настала пора взглянуть в протоколы и определить свои пристрастия. К управляющему директору, Александре Орджоникидзе, которая ведала всем процессом, сразу посыпались вопросы: а что за номер 6 был? А номер 5 и 12?... Что, серьезно?
Внезапно всеобщее внимание привлек протокол одного из коллег.
Что-то подсказывало, что тест удался…
Кстати, точные критерии оценки формулировались так:
Аромат:
- чистый, соответствующий данному типу пива, 4 балла;
- хороший аромат, но слабо выраженный - 3;
- в аромате заметны легкие посторонние оттенки молодого пива, дрожжевой - 2;
- выражен посторонний тон в аромате - 1 балл.
Вкус:
- полный чистый вкус, без привкусов - 5 баллов;
- чистый вкус, но не очень гармоничный - 4;
- нечистый вкус, незрелый - 3;
- пустой вкус и посторонние привкусы - 2 балла.
Ну, а теперь самое интересное - результаты, которые нас самих повергли в шок.
Тут без комментариев нельзя. Будучи активным потребителем пива, "Будвайзер" и "Козел" считал своими любимыми сортами после того, как от некоторых отечественных "брендов" желудок все чаше начинал выражать недовольство и иногда обижался. Методом проб и ошибок я и остановился на этих двух сортах, а тут такой удар по самолюбию… Хотя, другие сорта до теста мне нравились не меньше, например, "Францисканер" и "Крущовице". Вопрос был только в цене. Кстати, раз мы о ней заговорили, приведем еще одну сравнительную диаграмму:
Марка пива
|
балл
|
цена литра
|
качество/цена
|
Staropramen
|
41
|
56
|
0,73
|
Tuborg Green
|
28
|
54
|
0,52
|
Stella Artois
|
32
|
66
|
0,48
|
Heineken
|
33
|
72
|
0,46
|
Velkopopovicky Kozel
|
19
|
42
|
0,45
|
Miller
|
23
|
72
|
0,32
|
Franziskaner Kristal
|
40
|
138
|
0,29
|
Krusovice Imperial
|
35
|
128
|
0,27
|
Zipfer
|
24
|
108
|
0,22
|
Paulaner
|
31
|
140
|
0,22
|
Krombacher
|
32
|
146
|
0,22
|
Bernard
|
32
|
158
|
0,20
|
Corona Extra
|
29
|
144
|
0,20
|
Grolsch Amber Ale
|
31
|
189
|
0,16
|
Budweiser Budvar
|
19
|
136
|
0,14
|
Что-то комментировать больше уже не хочется. Да и смысловой нагрузки эти данные несут намного меньше, чем предыдущий чарт. Ну, а чтоб внести немного праздничного настроения, выведем еще одну диаграмму. Назовем ее "производительность / цена". Другими словами, если Вам все равно, что пить, лишь бы был "толк", то Вам сюда. Для удобства восприятия цифры были помножены на 100.
Искренне надеемся, что этот тест будет весьма актуальным в течение длительных праздников, когда многие предпочтут крепким напиткам более легкие, а некоторые захотят по старой традиции "поправить" утром здоровье. Правда, стоит признать, что эта традиция постепенно сменяется более цивилизованными средствами. А если говорить в целом: "Хорошего понемножку, говорила бабушка, вылезая из под трамвая, держа в зубах оторванную ногу". Не злоупотребляйте алкоголем.
А остановиться лучше всегда на чем-то положительном, чем может являться поздравление и пожелания. Спасибо, что весь минувший год вы были с нами! В наступившем году от лица всей нашей команды хотим пожелать вам здоровья, активной и полной жизни, успехов и хорошего настроения!
Удачи!
(Фотоотчет с дегустации Вы найдете на Sandytimes.ru.)
Минздрав и редакция предупреждают: чрезмерное потребление пива вредит Вашему здоровью ;-)