В том, что спрос на LCD мониторы и телевизоры будет продолжать расти, сегодня никто не сомневается. Только за последний год в строй вошли сразу несколько новых 5G фабрик. А в 2005-м, должны начать производство заводы не только шестого, но и седьмого поколений - некоторые производители предпочли перепрыгнуть через ступеньку, и заняться строительством сразу 7G производств, способных выпускать LCD панели с диагональю порядка 40-42".
Как водится, лидером по объемам производства здесь также остается Тайвань. В 2004 году остров произвел 48 миллионов LCD мониторов, что составляет 71 процент от мирового рынка минувшего года.
В этом году, по прогнозам тайваньского Market Intelligence Center (MIC) (), эти цифры должны еще заметно вырасти - до 62 миллионов штук и 73 процентов рынка. Нетрудно заметить, насколько вырастет он в этом году, если для роста на 2 процента островитянам понадобится увеличить объем продаж на 14 миллионов штук.
Большинство из этих моделей, судя по всему, по прежнему не будет обладать встроенным TV-тюнером, превращающим их в подобие LCD телевизоров. Тайваньские производители с некоторой опаской относятся к этой функции, увеличивающей стоимость монитора примерно на 30 долларов, и относительно сложной технологически. По крайней мере, это относится ко второму их эшелону.
Крупнейшие игроки, вроде Lite-On, BenQ, Jean (относительно крупный OEM производитель), разумеется, в своем ассортименте модели со встроенным TV имеют в обязательном порядке.
Хотя и у них их не слишком много. Возьмем Lite-On. Гигант, в прошлом году произведший порядка 6 миллионов мониторов, как под своей маркой, так и для OEM клиентов. (Причем, две трети из них были с диагональю 17", 20 процентов - 19", и лишь остаток - 15" модели). Так вот, из этих шести миллионов, встроенный TV-тюнер имели лишь около 60 тысяч штук!
Не намного лучше ситуация и с еще более крупным игроком - BenQ (порядка 8 миллионов мониторов в 2004). Там расклад по процентам неизвестен, но встроенное TV, опять же, имеют всего лишь несколько моделей, надо полагать, не слишком уж активно продающихся по сравнению со своими традиционными собратьями.
Подобная тенденция имеет место быть среди небольших компании, вроде Macro Power Technology или A-Zone International. То же самое относится и к Китаю, где из четырех десятков местных производителей LCD мониторов, порядка десяти - умеют встраивать в свои модели TV-тюнеры.
В Китае, где подавляющее большинство производителей пока что отнюдь не горит желанием наращивать свои объемы производства LCD мониторов, дожидаясь, пока цены на панели совсем уж коснутся дна. (Что, впрочем, не мешает некоторым континентальным смельчакам рисковать, и получать в виде премии рост оборотов на 50-100 процентов за квартал).
Цены на панели - важнейший показатель, так как её доля в себестоимости самого монитора сегодня составляет 70-80 процентов. И здесь есть за что порадоваться - уже упомянутый ввод в строй 5G фабрик вызвал серьезный скачок цен вниз еще в конце года, когда стоимость 17" LCD панели упала до 160-170 долларов. И, в общем-то, это не предел - по прогнозам производителей, к концу уже этого года, цена на нее должна будет упасть до 148 долларов.
Тут крайне уместно будет добавить, что цена 17" панели сегодня, как раз с вводом в строй 5G фабрик, от цены 15" панели отличается крайне незначительно, тогда как 19" панель дороже 17" в среднем процентов на 40.
Поэтому, для того чтобы 19" панели вышли на массовый рынок, нам придется еще немного подождать - до ввода в строй 6G-7G фабрик. Пока же явный мейнстрим - 17", и неудивительно, что у большинства производителей, как это уже было видно на примере того же Lite-On, доля продаж 17" LCD мониторов среди всех диагоналей составляет явно больше половины, а у BenQ она и вовсе близка к ста процентам.
Для сравнения и иллюстрации только что сказанного - на сегодняшний день оптовые цены на Тайване на LCD мониторы составляют $200-230, $240-270, и $400-450, для 15", 17", и 19", соответственно. Как уже говорилось, есть надежда, что разрыв между ценой 17" и 19" мониторов в этом году все же сократится, если и не достигнет того мизерного ценового разрыва, что мы можем наблюдать между 15" и 19" моделями.
Что же касается общего направления изменения цен, то они в этом году, как ожидается, по прежнему будут падать. Во-первых, в связи с благоприятным балансом спроса и предложения. А во-вторых, гиганты-потребители, вроде IBM, HP, Dell, Apple, и так далее, в ожидании все того же роста спроса, заблаговременно как следует, запаслись LCD панелями. Этот фактор, безусловно, в ближайшем будущем росту цен на LCD так же способствовать не будет.