Любой жизненный момент, который требует красочной фотографии, подталкивает к решению о покупке цифрового фотоаппарата. Этот обзор будет интересен тем, кто решил потратить на покупку девайса около одной тысячи долларов и конечно же заинтересовался моделью А1 от Minolta.
Конечно, кто-то может возразить, что А1 позиционируется производителем как профессиональный аппарат и любителям он не нужен. Тем не менее цена на A1 вполне "подъёмна" и для любителей, так что, апеллируя к большинству, приступим.
Эффективное количество пикселей | Приблизительно 5 миллионов (2568 х 1928) | ||
Матрица ПЗС | 2/3", прогрессивного сканирования c общим числом пикселей 5,3 млн | ||
Чувствительность фотокамеры | Автоматическая, эквивалент ISO 100, 200, 400, 800 | ||
Соотношение сторон кадра | 4:3 | ||
Конструкция объектива | 16 элементов в 13 группах (включая 2 AD-элемента и два асферических элемента | ||
Максимальная апертура | f/2,8 - f/3,5 | ||
Фокусное расстояние | 7,2 - 50,8 мм (28 - 200 в эквиваленте для 35 мм камер) | ||
Диапазон фокусировки (от матрицы ПЗС) | От 0,5 м до бесконечности Макро: Широкоуг.: 30 - 60 см, Теле: 25 - 60 см |
||
Максимальное увеличение | 0,177х (эквивалентно увеличению 0,7х для 35мм камер), соответствующая площадь покрытия: 50 х 37 мм (приблизительно) | ||
Управление оптическим зумом | Кольцо ручного зума | ||
Системы автофокусировки | Видеоавтофокус, доступна блокировка фокуса (возможна блокировка на объекте в пределах 3D следящего автофокуса) | ||
Зоны автофокусировки | Широкая зона фокусировки, точечная зона фокусировки (Подвижная точка фокусировки (ПТФ) в режиме точечной фокусировки) | ||
Режимы фокусировки | Автофокус: покадровый (Single-shot AF), непрерывный (Continuous AF), постоянный (Full-time AF), 3-х мерный следящий (3D tracking AF)Ручная фокусировка c Плавным электронным увеличением | ||
Режимы экспонирования | Программная автоэкспозиция (Р) (со сменой программ), приоритет диафрагмы (A), приоритет выдержки (S), ручная установка экспозиции (M); возможна блокировка АЭ | ||
Замер экспозиции | Мультисегментный (300 сегментов), центровзвешенный и точечный (возможно использование совместно с ПТФ) | ||
Диапазон управления экспозицией | Режимы Р (программный) / А (приоритет апертуры): Широкоуг.: Ev -1 - 20, Теле: Ev - 0,4 - 20,7 Режимы S (приоритет выдержки) / M (ручной режим) Широкоуг.: Ev -2 - 21, Теле: Ev - 1,4 - 21 |
||
Затвор | ПЗС электронный и механический затворы | ||
Диапазон выдержек | 30 - 1/16000 с (в режиме Р и А при ISO100), Ручная (макс. 30 с) | ||
Управление балансом белого | Автоматическое, предустановленное (дневное освещение, искусственное освещение, флуоресцентное освещение, тень, облачность, вспышка), пользовательские установки (3 варианта) | ||
Цифровые Сюжетные Программы | Портрет, Спорт, Закат, Ночной портрет / Ночной пейзаж | ||
Управление цифровыми эффектами | Автоматическое, предустановленное (дневное освещение, искусственное освещение, флуоресцентное освещение, тень, облачность, вспышка), пользовательские установки (3 варианта) | ||
Цифровые Сюжетные Программы | Цветовая насыщенность, Коррекция контраста, Фильтр | ||
Экспокоррекция | ± 2 Ev шагами по 1/3 Ev | ||
Управление вспышкой | ADI, предвспышка TTL, ручное управление мощностью вспышки | ||
Синхронизация со вспышкой | При любых выдержках | ||
Режимы вспышки | Заполняющая вспышка, подавление эффекта "красных глаз", синхронизация по задней шторке; беспроводное / дистанционное управление вспышкой | ||
Диапазон действия встроенной вспышки | Широкоуг.: 0,5 - 3,8 м; Теле: 0,5 - 3 м (примерно)(чувствительность камеры - автоматическая) | ||
Время перезарядки вспышки | Примерно 5 секунд | ||
Коррекция экспозиции вспышки | ± 2 Ev шагами по 1/3 Ev | ||
Тип видоискателя | TTL электронный (EVF), угол поворота: 0 - 90°, автоматическое усиление монитора, электронное увеличение для ручной фокусировки | ||
ЖК-экран видоискателя | 11 мм TFT жидкокристаллический дисплей, эквивалентное разрешение 235000 пикселей, поле зрения 100% (примерно) | ||
Коррекция диоптрийности | -5 ~ +2 диоптрии | ||
Выносная окулярная точка | 22 мм | ||
ЖК-дисплей | 46 мм низкотемпературный полисиликоновый цветной TFT-монитор, подвижный (-20°- 90°), общее число пикселей: 118000, поле зрения - примерно 100% | ||
Режим работы дисплея | Режим съемки: только изображение, сетка, шкала (масштаб), быстрый просмотр, быстрое воспроизведение, гистограмма снимаемого изображения, различные состояния; Режим воспроизведения: покадровое, просмотр миниатюр, увеличенное воспроизведение, слайд-шоу, видео, гистограмма отснятого изображения, различные состояния |
||
Переключение режимов дисплея | Автоматическое переключение дисплеев, только дисплей видоискателя, только ЖК-монитор | ||
Аналого/цифровое преобразование | 14-битное | ||
Форматы файлов | JPEG, TIFF, Motion JPEG (MOV), RAWDCF 1.0 / DPOF 1.1 - совместимые |
Знакомство с этой камерой лучше начать беглым внешним осмотром. На объективе (он не съёмный) имеются 2 кольца - зуммирования и кольцо ручной фокусировки, что сулит определённые удобства.
Далее надо отметить, что аппарат оснащён аж тремя ЖК- экранами. Один расположен сверху и отображает общую информацию, приятно, что он имеет подсветку.
Второй, конечно же, расположен на задней стенке корпуса и может поворачиваться немного вниз и на 90 градусов вверх.
А вот третий спрятан в видоискателе, который тоже поворачивается вверх на прямой угол. Рядом с окуляром видоискателя расположен датчик, который в автоматически, при приближении окуляра к глазу, включает дисплей в видоискателе и выключает внешний.
Осталось, пожалуй, раскрыть тайну расположения различных входов и аккумуляторного отсека. А1 имеет три разъёма: для питания и дистанционного управления (внизу под кнопкой вызова меню), а также один разъём для видеовыхода и USB-кабеля.
Всё функциональное богатство Minolta A1 выплеснулось на поверхность её корпуса в виде многочисленных кнопок колец и переключателей, а также различных индикаторов, микрофона и динамика. Особых эргономических недочётов, замечено не было, и лишь при попытке использовать коррекцию мощности вспышки в ручном режиме… А пожалуй, что это уже и занудство.
Действительно справедливая, на мой взгляд, претензия к органам управления заключается в том, что почему-то не нашлось места для отдельной кнопки быстрой защиты от удаления кадра. Ведь можно хотя бы было присвоить эту функцию какой-нибудь другой кнопке в режиме просмотра. Казалось бы, что за проблема - выполнить эту процедуру через меню? Проблемы действительно нет, если выполнять сортировку в автобусе после интересной экскурсии, да и одной 256 Мб карточки хватит ещё на пару таких фотосессий. Но фотографы, бывает, отснимают гораздо больше кадров за час, чем турист за весь отдых - порой легче удалить всю папку на карточке, за исключением пары десятков фото в ней, которые необходимо защитить. Какой морокой это чревато в отсутствие отдельной кнопки "lock", объяснять, думаю, не надо. В А1, конечно есть возможность в меню сперва выделить необходимые кадры, а потом поставить защиту, но при выборе фото отображаются по 9 штук на экране и разобрать что на них весьма затруднительно.
Навигация по меню осуществляется 4-х позиционной клавишей и не отнимает много времени, удобно и то, что настройки режима съёмки (разрешение снимка, сжатие и.т.д.) и общие настройки (отключение различных функций, настройка яркости дисплеев и т.д.) разнесены по разным меню, вызываемыми сочетаниями кнопок.
Стоит отметить также, что 5 вариантов настроек меню режима съёмки можно сохранить в памяти.
Прежде чем говорить о процессе съёмки при помощи Minolta Dimage А1, следует отметить некоторые особенные функции, реализованные в этой камере.
Система "Anti-shake"
Суть этой уникальной системы заключается в компенсации колебаний камеры механическим передвижением матрицы. Не думаю, что в эту систему входят какие-либо датчики ускорения и т.п., достаточно лишь данных о сдвиге изображения и расстоянии до снимаемого объекта. К тому же ещё одна функция в А1 использует как раз эти же данные - "Следящий автофокус" (о нём ниже). Что же касается практической стороны этого решения, то при съёмке с рук статичных объектов, выдержку при прочих равных условиях можно значительно увеличить, что позволяет в условиях слабой освещённости снимать без вспышки или активно использовать зум.
Следящий фокус А1 - вторая уникальная функция, она несколько отличается от распространённого варианта этой функции, когда камера постоянно фокусируется на объекте в центре кадра: эта камера сама следит за снимаемым объектом. Глядя на экран этого цифровика, начинаешь представлять себя чуть ли не лётчиком, когда зелённый крестик следящего фокуса, словно рамка захвата цели в истребителе передвигается вслед за движущимся объектом.
В видоискателе можно заметить зелёный крестик следящего автофокуса
Как видно на этом фрагменте, следящий автофокус "захватывает" объект и не переключается на объекты на переднем или заднем планах.
Очевидно, что вышеописанный вариант следящего автофокуса мог быть реализовать лишь при наличии второго дисплея в видоискателе, ведь как бы иначе отображался крестик захвата? Второй ЖК-дисплей привносит и ещё некоторые удобства: во-первых, на нём отражается вся та информация о режиме съёмки, которая может быть выведена на внешний экран, меню и гистограмма в том числе; во-вторых, дисплей в видоискателе имеет подсветку и позволяет наводиться на объект почти в полной темноте, когда включается функция усиления дисплея.
Невооружённым глазом в такой ситуации практически ничего не видно
Как видно из этой фотографии, А1 без какой либо дополнительной подсветки "видит" при очень слабом освещении лучше человека.
Однако есть и ложка дёгтя: изображение на ЖК-дисплеях немного запаздывает. В подавляющем большинстве случаев это не играет особой роли для фотолюбителя, но сферу профессионального применения этой камеры всё ж несколько сужает, ведь при съёмке быстро двигающихся объектов возникают некоторые проблемы.
Здесь стоит оговориться, что при описании всех недостатков и преимуществ использования ЖК- видоискателя А1, я невольно стал сравнивать эту камеру с зеркальными моделями, а не с цифровиками, которые также имеют видоискатель, оснащённый дисплеем. Дело в том, что все эти модели, в отличие от рассматриваемой, позиционируются как полупрофессиональные - с них и спрос меньше.
Приступлю к описанию А1 в работе, пожалуй, с работы автофокуса. Его работа, на мой взгляд, заслуживает лишь всяческих похвал. Ну а о возможностях режима следящего автофокуса уже всё сказано.
Автофокус работает при любом освещении и даже в полной темноте, да и скорость наведения хорошая. При необходимости, удерживая кнопку спуска, можно вмешаться в работу автоматики при помощи фокусировочного колеса на объективе. При повороте этого колеса в ручном режиме на экране отображается расстояние до объекта, соответствующее положению колеса, что очень ускоряет процесс фокусировки. Кстати говоря, не слишком большое разрешение ЖК-дисплеев совсем не мешает точно фокусироваться: в ручном режиме предусмотрено быстрое цифровое увеличение 2х и 8х. При использовании видоискателя, из-за низкого разрешения его дисплея 2-х крат для точной ручной фокусировки нехватает и приходится использовать 8х, при этом видна лишь1/64 часть изображения, что, учитывая некоторое запаздывание дисплея, сильно затрудняет фокусировку на подвижных объектах.
Далее скажу пару слов о объективе. Он представляет собой довольно сложный и довольно совершенный прибор, состоящий из 16-ти элементов в 13 группах. Dряд ли к этому стоит добавлять ещё что-то. Он унаследован А1 от её предшественницы 7Hi, по-видимому без изменений, обладает 7-ми кратным зумом.
Ниже для наглядности приведены кадры, снятые в широкоугольном режиме, с максимальным увеличением и в макро-режиме с максимальным зумом
Как видно, объектив весьма универсален и вполне пригоден для обширного круга задач. Есть, конечно, и другая сторона медали в виде искажений, но в данном случае они не столь значительны, чтобы отказываться от универсальности
Здесь, полагаю, не стоит перечислять все возможности настройки данной камеры - для этого есть инструкция пользователя, но на некоторых вещах стоит остановиться. Это как раз, то, что профессионалы считают за норму и чего лишаются любители, сэкономив пару сотен у.е. или просто недостаточно хорошо изучив рынок перед покупкой.
К таким приятным мелочам можно отнести встроенный 16Мб кэш, в который помещаются около 6-ти снимков в формате jpg с максимальным разрешением и качеством. Наличие этого буфера позволяет практически без интервала делать несколько снимков, количество которых зависит от установленного качества. Благодаря этой же памяти, можно копировать до 15 Мб с одной карточки на другую.
Также очень полезна возможность точной ручной корректировки мощности вспышки. это позволяет в большинстве случаев со встроенной вспышкой получать в условиях недостаточной освещённости несмазанные изображения людей при хорошо отображённом заднем плане и т.д. Штатный режим ADL(система регуляции мощности вспышки по расстоянию до объекта и экспозиции предвспышки) тоже неплохо справляется со своими обязанностями, но иногда требует коррекции.
Минимальная выдержка 1/16000 секунды. Этого вполне достаточно, чтобы снять распростёртые в полёте крылья мухи, но муху я не нашёл, зато включил кран и сфотографировал струю воды.
В режиме съёмки видеоролика его длина ограничивает только ёмкость флэш-карты, да и звук тоже не помешает, микрофон, кстати, можно ещё и для голосовых комментариев к снимкам использовать. Этим, конечно, уже никого не удивишь, но всё же приятно.
На этом список возможностей А1 далеко не исчерпан, здесь я постарался выделить лишь наиболее интересные с моей точки зрения моменты, но уверяю, что найти модель с похожими возможностями за те же деньги - нелёгкая задача.
Каково же сложилось впечатление о А1? В целом хорошее: особенно понравилось поведение аппарата в сумерках. Такое впечатление, что автоматика делает всё, чтобы получился хоть какой-то результат, она не стесняется поднимать чувствительность и, несмотря на увеличение шума, даже почти в полной темноте без штатива, а лишь прислонив руку с камерой к стене, можно получить сносную картинку.
Этот пример представляет собой вырожденный случай, который призван лишь продемонстрировать возможности камеры любыми способами получить хоть какое-то изображение. Такой подход оправдан: ведь всегда есть возможность изменить настройки, понизив чувствительность и увеличив выдержку, но тогда увеличится риск получения расплывчатого снимка. И если над зашумлённостью кадра можно поработать в последствии при помощи различных программ, то с расплывчатым снимком ничего уже не поделаешь.
В заключение осталось только сделать выводы, а также выделить сильные и слабые стороны данной модели. Проблема заключается здесь в том, что плюсы и минусы слишком условны: Dimage A1 позиционируется, как профессиональная камера и обладает соответствующей функциональностью, однако объектив всё же несменный, ЖК-видоискатель проигрывает зеркальной схеме из-за инертности, ручной фокус неудобен из-за необходимости включать для фокусировки цифровое увеличение 8Х, операции с большими объёмами отснятого материала не оптимизированы. Но все эти недочёты при сравнении с полупрофессиональными камерами таковыми быть перестают: не сменный объектив - он и так вполне универсален; есть кольцо ручной фокусировки - хорошо; есть 8х увеличение при наведении - прекрасно; нет отдельной кнопки защиты кадра - да и так их у А1 переизбыток - 15 штук, не считая колёс и переключателей!
В общем, чтобы хоть как-то подвести черту по вышесказанным, из всего этого сумбура стоит выделить следующую мысль: Minolta A1 даст фору профессиональным камерам по цене, а любительским - по функциональности.