Сегодня мы рассмотрим видеокамеру JVC, под названием JVC GR-D70U. Она представляет предпоследнее поколение видеокамер начального уровня от этого известного производителя. Всего это семейство представлено тремя камерами, JVC GR-D30U, JVC GR-D70U и GR-D90U. Таким образом камера которую мы рассмотрим сегодня находится в самой середине этой серии. Её основная особенность – камера предназначена для американского и канадского рынка. Что означает, прежде всего - это камера NTSC формата. Но, на территории России в продаже можно найти и JVC GR-D70, без U. Это PAL камера предназначенная для нашего рынка, практически полный близнец рассматриваемой. И 90% информации из этой статьи можно отнести и к ней. Но, основной наш герой на сегодня, это именно D70U. Основные особенности NTSC, это меньшее разрешение, большее количество кадров и другой принцип формирования цвета. Подробнее про это можно почитать здесь.
Не смотря на то, что техника NTSC формата не предназначена для российского рынка, вопросы о целесообразности приобретения и эксплуатации таких видеокамер в наших условиях задаются регулярно. Эти вопросы мы и рассмотрим на примере JVC GR-D70U. Если обратиться к цифрам, то возможности JVC GR-D70U таковы:
Мы уже рассматривали одну из камер JVC на наших страницах. Попавший к нам сегодня образец относится к такому же классу, только более новой линейки. И разница между этими камерами огромна (гораздо больше, чем между D30-D70-D90 и пришедшими им на смену D-33-D72-D93).
По сравнению с предыдущей линейкой, камера заметно «похудела». Кроме этого, из прежних "квадратных" форм она приобрела более округлые, зализанные формы, благодаря чему и так небольшая камера выглядит ещё меньше. Даже в небольшой женской ручке камера лежит весьма удобно, и не выглядит слишком громоздкой:
Из существенных изменений в органах управления, которые претерпела камера по сравнению с JVC DVL160, можно отметить появившеюся возможность выдвигать видоискатель и резиновую накладку на нём, сменившую пластмассовую.
Причём, если не выдвинуть его, то видоискатель не включиться. Поменялась и загрузка кассеты. В JVC D70U она загружается снизу, как у многих камер Sony.
Такое решение, как и у Sony не порадует пользователей штативов, зато покажется удобным при смене кассеты при съёмке с рук.
Происхождение камеры чётко угадывается по расположению органов управления. Инженеры JVC не стали изобретать велосипед, и взяли на вооружение старую схему, неплохо зарекомендовавшую себя ранее. Управлять камерой очень просто, и даже у человека, который никогда до этого не имел дело с любительскими видеокамерами не должно возникнуть серьёзных затруднений. Во время непосредственно съёмки оператору доступен минимум органов управления, и все действия можно производить одной рукой, держащей камеру.
Основным и наиболее часто используемым является четырёхпозиционный переключатель, который позволяет выставить камеру в определённый режим. Всего их четыре:
Как у большинства любительских видеокамер, чтобы переключить режим требуется нажать на маленькую кнопочку (в нашем случае синюю) и снять переключатель с стопора.
Не могу не отметить плохую фиксацию переключателя. Промежуточные положения почти не ощущаются, и ситуации когда включается ручной съёмки режим вместо автоматического, или переключатель вовсе останавливается на полдороги увы, не столь редки.
На рассмотренной ранее JVC DVL-160E такого безобразия нет и в помине, промежуточные позиции фиксируются чётко, и случайно проскочить нужную, как это возможно с JVC D70U нельзя.
Кроме этого, инженеры JVC решили, что при съёмке вам может понадобиться немедленный доступ к ещё нескольким функциям.
Blank Search. Название этой кнопки говорит о том, что её основное предназначение поиск пустого промежутка на плёнке. Если нажать на неё в режиме Play, то камера промотает плёнку взад/вперёд, и выполнит поиск пустого места. После этого плёнка остановиться за три секунды до его начала. Эта функция, безусловно, полезна, когда требуется продолжить запись на уже частично записанную плёнку. Однако, более нужными при съёмке является другая функция, назначенная на неё. Она участвует в ручной наводке на фокус.
Focus/Menu. Это колёсико можно вращать в любую сторону, а можно на него нажать. Выполняет оно несколько функций. В ручном режиме с его помощью осуществляется доступ в меню и управление им. В сочетании с кнопкой Blank это колесо позволяет наводить фокус в ручную (только когда камера стоит в режиме Manual, в автоматическом ручная регулировка фокуса не возможна). Кроме этого, во всех режимах работы камеры это колёсико регулирует яркость откидного LCD экранчика. В последнем случае, как обычно, регулировки касаются только изображения на LCD, на то что пишется на плёнку оно не влияет никак.
Snapshot. Эта кнопка позволяет делать снимки. В зависимости от режима камеры, пишутся они либо на плёнку в течение 6 секунд со звуком, либо на флеш карточку.
Трансфокатор. Самый, наверное, часто используемый начинающими орган управления. Причём как по делу так и, что у новичков встречается особенно часто, не по делу. Конструкция трансфокатора осталось такой же, как и JVC DVL160E, тот же рычажок вращающийся вокруг одного центра. Что делает работу с ним исключительно удобной и комфортной. Изменилась (и в лучшую сторону), форма рычажка, "шляпка" стала больше, палец на ней лежит более надёжно.
Последней "финтифлюшкой", к которой требуется свободный доступ одной рукой, это большая серая кнопка расположенная как раз под большим пальцем.
Как и на большинстве других камер, здесь находится кнопка Start/Pause, которая запускает и останавливает запись. Кроме этого, можно отметить диоптрическую настройку, рычажёк которой виден на объективе. Она поможет пользоваться камерой людям в очках.
Кстати, обратите внимание на расположение гнезда для подключения блока питания. В отличие от многих других камер (в том числе и других моделей JVC) здесь доступ к нему ничем не закрыт, ни крышками не корпусом.
Сам блок питания небольшой, и, не смотря на то, что камера предназначена для американского рынка (где напряжение в сети 110 вольт и частота тока 60 герц), может работать и в привычных нам 220 вольтах и 50 герцах. Всё о чём придётся побеспокоиться, это о переходнике, что бы он залез в нашу розетку.
Внешняя сторона камеры выглядит достаточно аскетично. Не видно никаких разъёмов или органов управления, откидной экранчик подогнан достаточно плотно, ничего не торчит, не выделяется.
Для того, что бы откинуть экранчик не требуется нажимать никаких стопоров, надо просто поддеть его и потянуть. Защелка, которая его крепит отпуститься сама. После этого нашему взору предстанет много чего интересного.
В самом верху располагается блок из 4 кнопок с до боли знакомыми пиктограммами. Делают они именно то, что от них ожидаешь: управляют проигрыванием плёнки, и перемоткой, когда камера находится в Play режиме. Но только в Play режиме, перемотать плёнку когда камера находится в режиме съёмки (всё равно, ручной или автоматической) нельзя.
Ниже находится переключатель Video .. DSC. С его помощью камеру можно перевести в режим фотоаппарата (Digital Still Camera), и обратно в режим видеокамеры.
Рядом находятся ещё две кнопки, Night или Info и Backlight или Index. В зависимости от того, в каком режиме находится камера, Video или DSC, эти кнопки имеют различные функции. В режиме DSC
Info: позволяет вывести на LCD экранчик информацию о фотографии. Такую как название папки и файла на флеш карточке, где она находится, дату когда сделан снимок, разрешение, уровень сжатия.
Index: выводит мозаику из 9 фотографий на LCD. Перемещаться по ним можно с помощью колёсика которое открывает меню.
В режиме Video, значение кнопок меняется.
Night: в ручном режиме (четырёхпозиционный переключатель на М) эта кнопка включает режим Slow Shutter. При этом уменьшается скорость затвора, CCD матрица успевает уловить больше света что позволяет, в теории, снимать, когда света не хватает. На практике же таким образом можно снимать только неподвижные предметы и только неподвижной камерой, потому что в противном случае картинка размывается. Это делает применение этой функции очень ограниченным, вплоть до полной бесполезности.
Backlight: предназначена для съёмок ярко освещённых сзади объектов, которые в противном случае получились бы слишком тёмными на светлом фоне. Что делает эта кнопка реально - это выставляет экспозицию в +3.
Последние два разъёма, которые заслуживают внимания, это разъём USB и четырёхконтактный DV (IEEE1394) разъём. Оба этих разъёма работают в обе стороны, как на вход, так и на выход. USB разъём используется только для работы с фотографиями на SD карточке, а DV так же как на любой другой цифровой камере, для снятия или закачки обратно полноразмерного видео с ленты.
По умолчанию в комплекте идёт 8 мегабайтная карточка, которой должно быть вполне достаточно (учитывая невысокое качество снимков).
Последнее, что прячется интересного под LCD, это встроенный в камеру динамик. Как обычно это и бывает, его качество оставляет желать много лучшего, и звуки издаваемые им имеют мало общего с тем, что записано на плёнку.
Спереди у камеры находится только приёмник сигналов от пультика дистанционного управления.
Окно приёмника просто огромного размера, но никаких преимуществ от этого оно не имеет. Сигналы с пульта ловятся не лучше, но и не хуже чем на других камерах. Никаких дополнительных функций окно приёмника такого размера камере не дало. Не могу не отметить пропавшую осветительную лампу (которая есть PAL видеокамере JVC DVL160E). И это не может не огорчать, ведь полезность и обоснованность дополнительного света во многих случаях не вызывает сомнения. Крышечка, закрывающая объектив держится только за счёт трения, и такую конструкцию нельзя считать слишком надёжной.
Но объяснение, почему было выбрано именно такое решение есть. Обратите внимание на внутренний ободок. Он сделан таким образом, что с его помощью крышка может крепиться не только непосредственно на объектив, но и на большинство 37 миллиметровых светофильтров, которые можно накрутить на объектив. Но, нельзя не вспомнить, что из-за особенностей конструкции камеры нормально (до конца) эта крышечка может одеться только в одном положении.
Спереди на камере расположенные ещё два разъёма.
Это разъём AV и разъём S-Video. В зависимости от того, в каком режиме работает камера, эти разъёмы могут работать как выходы и как входы. Причём, AV разъём может использоваться как вход и выход для внешнего микрофона или внешней аудиосистемы. Видимо, именно из-за возможности использовать AV как вход для внешнего микрофона, он не спрятан под крышкой, а оставлен снаружи. Крепления для внешнего микрофона (или каких-либо других аксессуаров) на камере нет.
Кроме органов управления непосредственно на камере, управлять ей можно и с пультика дистанционного управления.
Традиционно для JVC, пульт радует небольшими размерами. В этом плане у JVC есть чему поучиться той же Sony, у которой пульты ДУ даже для маленьких камер имеют весьма солидные размеры. Но даже по сравнению с DVL160E пульт может похвастаться заметными улучшениями. Кнопки стали больше, а их расположение более удобным. Из особенностей поставки, не могу не отметить пластиковый язычок, торчащий из пульта. Его назначение - закрыть один из контактов батарейки. Это сделано для того, что бы предотвратить разряд батареи пока камера не используется (например, лежит на складе). Поэтому перед тем как использовать пульт, не забудьте вытянуть этот пластиковый язычок.
Как и у большинства видеокамер, львиная доля функций камеры доступна только через меню. Меню у камеры несколько, для управления записью и воспроизведением. Меню ответственное за запись можно вызвать только если камера находится в режиме Manual. Делается это нажатием на колёсико Menu сверху камеры. Этим же колёсиком осуществляется управление меню. Меню поделено на несколько разделов.
Здесь можно выбрать, с каким эффектом камера будет переходить от эпизода к эпизоду. Выбор достаточно обычен, это различные затемнения (fader) и всевозможные шторки.
Камера может снимать в нескольких специальных режимах и накладывать некоторые эффекты во время съёмки. Именно это и выбирается в этом меню. Набор эффектов достаточно богат для камеры такого класса. Большинство этих эффектов работают только в ручном режиме съёмки (большой переключатель на М), и при переключении на автомат сразу же выключаются.
Shutter 1/60 и 1/100. Два режима управляющих скоростью затвора. Это может понадобиться при съёмке в помещении, освещённом лампами дневного света, что бы избежать мерцания на записи.
Sports. Скорость затвора меняется от 1/250 до 1/4000. Это пригодится при съёмках быстродвижущихся объектов, что бы они не получились слишком размытыми. Но учтите, что за малое время открытия затвора CCD успевает уловить меньше света, со всеми вытекающими последствиями. Даже при хорошем освещении на кадрах может появиться зерно, если же света мало, то всё станет ещё хуже.
Snow. Режим предназначен для съёмок на очень светлом и ярком фоне. Без него всё то, что не фон получится слишком тёмным.
Spotlight. Этот режим необходим, когда снимается что-либо слишком уж хорошо освещённое, и при обычной съёмке получающееся слишком ярким. На самом деле, все, что происходит в этом режиме, это выставляется экспозиция -3.
Twilight. Режим предназначен для съёмок на закате или в сумерках. Выставляется заводская настройка баланса белого цвета, по мнению инженеров JVC наиболее подходящая для этих условий, фокус камеры ставится на бесконечность. Так что если требуется снять близкий предмет, фокус придётся корректировать вручную.
Sepia. Очень популярный у производителей видеокамер эффект. Про операторов такого не скажешь. Если включить, то снятые кадры приобретут коричневатый оттенок, что должно символизировать старую фотографию.
B/W Monotone. Если у вас возникнет желание поснимать в чёрно-белом режиме, то JVC D70U позволяет это сделать.
Classic film. Камера пытается снимать в прогрессивном режиме. Количество кадров неожиданно высоко, но всё равно не достаточно для нормального восприятия отснятого. Да и сами кадры получаются размытыми.
Strobe. Эффект стробоскопа.
Камера предоставляет возможность оператору регулировать экспозицию вручную. В этом разделе и предлагается выбрать, хотим мы регулировать экспозицию вручную, или доверимся автомату. Важность этой функции сложно переоценить, ведь умение правильно работать с экспозицией позволяет практически в любых условиях получать нормальные снимки. Недаром пресеты BaclLight и Spotlight, предназначенные для съёмок в сложных условиях, представляют из себя ничто другое, как заводские настройки экспозиции. Очевидно, что попытка заводских инженеров подобрать более-менее подходящие для всех случаев жизни установки обречена на неудачу, поэтому возможность подстраиваться самостоятельно более чем полезна.
Баланс белого цвета. Именно от него зависит, насколько правильно камера передаст цвета. У JVC D70U есть всё необходимое для управления балансом цвета. От автоматической настройки и нескольких заводских пресетов, до ручной настройки. Всё это богатство работает только когда камера снимает в ручном режиме, в автоматическом баланс цвета всегда выставляется на автомате.
Через это меню настраиваются некоторые параметры самой камеры. Все изменения сделанные в этом меню влияют как на автоматический, так и на ручной режимы съёмки. Во первых, это режим, в котором камера пишет видео на ленту. Доступны два режима, SP и LP. Первый, Standard Play, считается основным и с его использованием на стандартную кассету вмещается до 80 минут видео. В Long Play режиме на кассету вмещается уже до 120 минут. Само видео в обоих случаях абсолютно одинаковое. Разница только в том, что в LP режиме данные на кассету пишутся с меньшей избыточностью, поэтому на кассетах плохого качества могут возникнуть проблемы с сохранностью записанного. Кроме этого, здесь можно определить, как должен писаться звук. Здесь тоже возможны два варианта, 12 бит и 32 KHz либо 16 бит и 48KHz. Помимо вполне очевидной разницы в качестве звука (сводящейся, впрочем, практически на нет весьма слабым микрофоном, встроенным в камеру), запись звука в 12 бит позволяет иметь сразу две звуковые дорожки на кассете (наложить вторую можно позже).
В этом же меню выставляется зам доступный камере. Можно выбрать либо только оптический (напомню, для этой камеры он составляет 16х), либо с цифровым, 40х и 700х. Цифровой зум портит картинку, и я бы советовал либо вообще его не использовать, либо ограничиться 40х. 700х цифровой зум чисто маркетинговая и бумажная "фича", использовать его на практике не представляется возможном. Как из-за просто ужасной картинки, получаемой при использовании цифрового зума такой дикой кратности, так и из-за того, что удержать камеру с таким зумом может даже не каждый штатив.
Snap mode. Определяет, как камера делает фотоснимки. Всё равно, на ленту или на SD карточку. Можно либо делать полный кадр, либо добавлять к нему рамку. Gain Up. Для того, что бы улучшить съёмку в условиях слабого света, камера позволяет менять скорость затвора от 1/200 до 1/30. Чем меньше скорость, тем ярче и лучше получиться кадр. Но за это придётся расплачиваться некоторой дёрганостью и смазанностью движущихся объектов в кадре. Но зачастую это гораздо лучше, чем иметь слишком тёмные кадры, на которых и вовсе ничего не видно. Эту функцию можно либо всегда включить, либо выключить, либо поставить на автомат, и доверить камере самой решать, когда стоит его включать. С чем она (камера) справляется весьма прилично.
Это меню расширяет наши возможности по управлению камерой. Его название говорит о том, что все настройки сделанные в нём влияют только на работу камеры в ручном режиме, на автомате всё сбрасывается до установок по умолчанию. А для ручного режима в этом меню можно включить выключить электронный стабилизатор, можно включить выключить макрорежим, можно установить широкоэкранный режим и фильтрацию шума ветра. Последняя функция влияет на звук, но на ветру её надо включать, ведь в противном случае за шумом ветра вообще ничего разобрать будет нельзя.
Здесь собранны настройки камеры, не относящиеся к съёмке непосредственно. Можно выбрать с каким звуком камера будет реагировать на ваши манипуляции с ней, можно отключить маленькую красную лампочку, которая сигнализирует о том, что камера пишет видео, и иногда смущает снимаемых, можно выключить демо режим, можно запретить камере показывать картинку на большом LCD экране, даже когда он открыт, и таким образом продлить работу от батареи.
Во время съёмки камеры JVC, так же как и камеры других производителей позволяет отображать на LCD кучу служебной информации. Здесь можно выбрать, что по вашему мнению должно показываться, а что не должно.
Здесь находятся настройки для камеры в DSC режиме. Лентопротяжный механизм камеры в этом режиме отключен. Это означает, что единственная возможность записать какое-либо изображение в этом режиме, это кнопка Snapshot сверху на камере. Из особенностей работы камеры в режиме фотоаппарата, можно отметить возможность делать серию снимков (с интервалом около секунды). Для этого требуется просто нажать и удерживать кнопку Snapshot. Просмотр снимков и управление ими (например, стереть не удачные) возможно через меню камеры, когда она в режиме DSC стоит на Play.
Выбор настроек DSC режима не богат. Можно установить уровень сжатия (Fine или Standard), разрешение (1024х768 или 640х480) и куда должны записываться снимки когда камера в режиме Video, а не DSC (только на ленту, 6 секунд неподвижной картинки со звуком) или на ленту и карту памяти одновременно (разрешение только 640х480). Качество фотографий в разрешении 640х480 получается точно такое же, как и отдельный кадр. То есть, разрешения, и детализации такой картинки явно не хватает. Фотографии разрешения 1024х768 не заслуживают никакого внимания. Камера физически не может записывать кадры такого размера, и это разрешение получается интерполяцией. Мне не известно, что именно за алгоритм используется для этого, но результат выглядит просто ужасно, гораздо хуже, чем кадры меньшего разрешения (640х480).
Главная особенность камеры, для наших российских реалий, это NTSC система, в которой снимает камера. Камера не может работать с PAL вообще. На камере не могут проигрываться кассеты, записанные в PAL режиме (это приведёт только к предложению почистить видеоголовку), камера не может оцифровывать PAL сигнал подаваемый на её аналоговый вход. Тем не менее, положение владельца NTSC камеры в российских условиях гораздо радужнее, чем положение человека с PAL камерой на североамериканском континенте. Мало какой производитель горит желанием добровольно и навсегда закрыть себе дорогу на огромный американский рынок, поэтому найти современный телевизор или DVD плеер которые не могут воспроизводить NTSC материал гораздо сложнее, чем найти такой который может. С видеомагнитофонами дело обстоит несколько хуже, но и эта проблема решаема. Для работы с видео на компьютере (монтаж и т.д...) так и вовсе нет никакой разницы, что там за формат. Единственная серьёзная проблема, с которой может столкнуться владелец такой камеры, это невозможность воспользоваться открытым аналоговым входом, для оцифровки старых аналоговых записей или оцифровки телевизионных передач. Но, всё таки, подобрать полный набор аппаратуры, который позволит работать с этой камерой не испытывая ни малейших неудобств, не составляет никакого труда. Причём, во многих случаях не придётся ничего специально подбирать, вполне вероятно, что уже имеющиеся аппаратура полностью поддерживает нужный стандарт. Естественно, всё вышесказанное относится только к читателям, которые планируют купить камеру "для себя", и не рассчитывают давать отснятые ими материалы сколь-нибудь широкому кругу людей.
Камера сохранила в себе все те хорошие черты, которые мы могли видеть в других видеокамерах этой фирмы. Камерой очень легко управлять, органы управления размещены очень логично, и их количество подобрано очень грамотно. Даже у новичков, или просто далёких от техники людей вряд ли возникнут трудности в освоении камеры. Однако без изъянов не обошлось. Ручная регулировка фокуса сделана просто безобразно, требуется нажать на кнопочку и крутить малюсенькоё колёсико, которым перемешаемся по меню. Что мешало инженерам JVC установить удобное, и отличнейшим образом зарекомендовавшее себя в сотнях (если не тысячах) моделей видеокамер и фотоаппаратов фокусировочное кольцо вокруг объектива, я решительно отказываюсь понимать.
Размер камеры стал ещё меньше, камера стала ещё легче. Что подчёркивает любительский класс камеры. То же самое относится и к механизму загрузки кассеты. Она загружается снизу, что мы привыкли видеть на камерах Sony. Это удобно при съёмке с рук, но при работе со штативом, такое решение мешает. Огорчает отсутствие в камере осветительной лампы. Даже 3.5 ватная лампочка оказывается просто незаменимым устройством во многих случаях.К счастью, в новейшей линейке (D-33-D72-D93) мы видим возвращение "блудного света". Правда, на этот раз в виде сверхяркого светодиода, а не честной ксеоновой лампочки.