Это младшая модель последнего (на сегодня) поколения miniDV камер JVC. Как и у других фирм, о камере многое можно узнать по номеру модели. Первая цифра означает номер камеры в линейке одного поколения (от 1 до 8, чем больше тем лучше), вторая цифра поколение камер (от 1 до 6, чем больше, тем современнее). Последняя цифра указывает вариант - 0 и 5 европейские, 7 азиатские. Что означает закрытые входы для 0 и 5, и открытые для 7 (подробнее смотреть здесь). Сухим языком цифр характеристики камеры таковы:
Как уже говорилось, это европейская модель, со всеми вытекающими. Все входы закрыты, причём аппаратно, и открыть их не представляется возможным. Но на российском рынке можно встретить камеру JVC GR-DVL 167. Это полный аналог 160 модели, только предназначенный для азиатского рынка. Соответственно, единственное различие между ними - в открытом на 167 модели IEEE 1394 входе. В остальном же эти камеры полностью одинаковые, и всё, что будет написано про 160 модель, можно с спокойной совестью отнести и к 167.
Камера имеет классическую форму (то есть не напоминает пачку сигарет). Это не самая маленькая miniDV камера, которая попадалась мне в руки, но очень близко к этому. Камера удобно сидит в руке, и её размеры позволяют обхватить её ладонью полностью, что даёт приятное ощущение надёжности захвата. Под руку сделан небольшой выступ.
Вес хоть и не большой, но не очень маленький. Из других особенностей корпуса можно отметить, что кассета загружается сверху. Такое решение порадует пользователей штативов.
При изучении камеры поражает скудность органов управления. На камере всего 13 штучек, которые можно нажать, переключить или покрутить. Кстати, все кнопки на JVC именно кнопки, а не закрытые плёнкой триггеры, что встречается у некоторых конкурентов. Причём, максимально возможное количество управляющих элементов расположено так, что они легко доступны одной рукой при стандартном захвате камеры.
Мы видим:
Если взглянуть на камеру сверху, то можно увидеть ещё несколько кнопок.
Значки знакомы и понятны. Эти кнопки делают именно то, что от них ожидаешь - управляют лентой. Исключение составляет кнопка Black Light и кнопка перемотки назад, которая имеет второе значение, Night.
1. Back Light. Эта кнопка предназначена для съёмок объектов на ярком фоне. При нажатии экспозиция устанавливается на уровень +3, а на встроенном экранчике появляется соответствующий индикатор. Работает как в ручном, так и в автоматическом режиме съёмки.
2. Night. Одна из широко разрекламированных возможностей камеры, цветная ночная съёмка. Работает только в ручном режиме (Manual). При включении этого режима понижается скорость затвора. За счёт этого CCD успевает уловить больше света, и тёмные области становятся ярче. Однако любые движущиеся предметы при этом становятся размытыми, поэтому в этом режиме можно снимать только неподвижные объекты.
Если открыть LCD матрицу, то нашему взору предстанет такая картина:
В отличие от многих других камер, где под LCD можно найти целую россыпь всевозможных кнопочек и переключателей, DVL160E вновь поражает своим аскетизмом. Под крышкой находится всего ОДИН трёхпозиционный переключатель. Называется он Light и управляет работой встроенной 3.5 ваттной осветительной лампы. Переключатель имеет три позиции.
Кроме переключателя под LCD можно найти:
1. DV интерфейс. Четырехконтактный IEEE 1394. Как уже говорилось, рассматриваемая модель имеет только DV выход, и разблокировать вход не представляется возможным. Но на российском рынке можно встретить JVC GR-DVL 167 полностью аналогичную рассматриваемой, за исключением открытого DV входа.
2. PC интерфейс. Интерфейс, с помощью которого камера может соединяться с компьютером. Для этого требуется изготовить специальный кабель.
Этот выход/вход может использоваться как для снятия фотографий с ленты, так и для работы с firmware камеры. Для работы через такой кабель вам понадобится специальное программное обеспечение. Например, Jlip Video Capture. Последняя версия на сегодня 3.1 (работает под Win98 и WinXP), и бесплатно скачать её можно здесь: http://www.jvc-victor.co.jp/english/download/index-e.html.
3. S-Video. Стандартный четырёхконтактный S-Video интерфейс. Только выход, причём на всех моделях (и 160 и 167).
Как и на большинстве современных видеокамер, JVC DVL160E не обошлась без нескольких входов/выходов, хитро запрятанных под специальной крышечкой, которая расположена под приёмником сигналов с пульта дистанционного управления.
Открыв крышечку мы увидим всего два разъёма.
1. AV интерфейс. Стандартный AV интерфейс, через который подаётся композитный видеосигнал и стереозвук.
2. Jlip. Так называется оригинальный интерфейс, разработанный JVC для связи своих камер с компьютером. Его возможности схожи с возможностями PC интерфейса, описанного выше. Только кабель придётся делать несколько сложнее.
Для работы через этот кабель с фотографиями понадобится Jlip Video Capture. Последнюю на сегодня версию (3.1) можно скачать здесь: http://www.jvc-victor.co.jp/english/download/index-e.html.
Для съёмки камера предоставляет два режима - AUTO и MANUAL. В автоматическом режиме для управления съёмкой остаётся только возможность наехать/отъехать рычажком трансфокатора. Ну ещё кнопка Back Light, необходимая при съёмке объектов, освещённых сзади ярким светом. Если подходить строго, то в автоматическом режиме можно покрутить колёсико Bright, и оно будет менять яркость встроенного LCD экранчика. Однако, на то, что пишется на плёнку, это не повлияет никак, поэтому отнести к управлению именно съёмкой нельзя.
В принципе, такая скудость доступных настроек в автоматическом режиме оправдана. Ведь автоматический режим для того и придуман - включил и снимаешь, а не разбираешься, что там надо подкрутить.
Ручной режим гораздо интереснее. При его использовании у оператора появляется гораздо больше возможностей контролировать процесс. Как уже говорилось, камера не отличается обилием элементов управления на корпусе, поэтому большинство ее возможностей доступны только через меню. Открытый доступ к этому меню и есть единственное отличие между автоматическим и ручным режимами. Открывается меню нажатием на колёсико Menu/Bright, состоит из 8 строчек, каждая из которых имеет либо своё подменю, для входа в которое требуется ещё раз нажать на колёсико Menu/Bright, либо выпадающий список, каждый элемент их которого тоже может иметь своё подменю.
Wipe/Fader
В этом меню можно выбрать, с каким эффектом будет сменяться сцена. В принципе, то же самое (и намного больше) можно сделать и на компьютере при редактировании готового материала. Но иногда такие возможности в самой камере очень удобны. Всего доступно 9 эффектов. 4 плавного пропадания картинки (fader):
Fader-White
Fader-Black
Fader-B.W
И 5 когда картинка перекрывается чёрными шторками (Wipe):
Wipe-Corner
Wipe-Window
Wipe-Slide
Wipe-Door
Wipe-Shutter
Program AE
Меню, с помощью которого на изображение накладываются эффекты в реальном времени. Shutter 1/50: скорость затвора устанавливается в 1/50. Это позволяет лучше снимать телевизоры, работающие с частотами 50 герц.
Shutter 1/120: скорость затвора устанавливается в 1/120. Этот режим нужен для съёмок в свете флуоресцентных ламп, мерцающих с такой частотой.
Sports: скорость затвора меняется от 1/250 до 1/4000. Этот режим нужен для съёмок быстродвижущихся объектов. Достигается это за счёт того, что за меньшее время открытия затвора быстродвижущийся предмет успевает пройти меньшее расстояние. Поэтому он меньше смазывается в кадре, и лучше различим. Но стоит учитывать, что за меньшее время CCD матрица успевает уловить меньшее количество света, поэтому изображение будет темнее, и шумов в условиях недостаточной освещённости будет больше.
Snow: как видно из названия, режим предназначен для съёмок в условиях очень яркого освещения, например на снегу.
Spotlight: режим предназначен для съёмок очень ярко освещённых объектов например, подсвечиваемых прожектором.
Twilight: режим для съёмок в сумерках. При его использовании может сбиться фокусировка (устанавливается на бесконечность).
Sepia: заснятый материал приобретает коричневатый оттенок, как на старых фотографиях.
Monotone: съёмка в чёрно-белом режиме.
Classic Film: камера работает в прогрессивном режиме. Количество кадров на удивление велико, и вплотную приближается к 24, как и должно быть. Однако выдержка в этом режиме у камеры слишком высокая, поэтому движущиеся предметы получаются несколько смазанными. А если двинуть камеру, то смазанным получается весь кадр.
Strobe: эффект стробоскопа. Снимается по кадру через определённый промежуток.
Slow 4x: скорость затвора устанавливается меньше нормальной в 4 раза. За счёт этого CCD матрица успевает уловить большее количество света, что позволяет лучше снимать в условиях плохой освещённости. Оборотным эффектом этого является то, что движущиеся объекты успевают пройти значительное расстояние за время открытия затвора и получаются сильно смазанными. Точно по тому же принципу работает и Color Night Shot.
Slow 10x: скорость затвора ещё меньше, чем в предыдущем случае. Всё эффекты описанные выше, проявляются в 1.5 раза сильнее.
Все эффекты работают только в режиме ручной съёмки, стоит переключить камеру в автоматический режим, как все эффекты выключатся. При возвращении в ручной режим, все включенные ранее эффекты сработают снова.
Exposure
Меню, с помощью которого можно регулировать экспозицию. Доступна как автоматическая, так и ручная регулировка, которая работает только в ручном режиме съёмки (стоит переключить камеру в автоматический режим, как регулировка экспозиции тоже переключится в авто).
При ручном регулировании экспозиции камера позволяет фиксировать диафрагму. Для этого, отрегулировав экспозицию как вам угодно, нажмите на колёсико Menu/Bright, и удерживайте его нажатым не менее 2 секунд. Когда на экране загорится буква L, диафрагма зафиксирована.
W. Balance.
Регулировка баланса белого. Пожалуй, ни одну другую функцию в видеокамерах не обсуждают столь часто, как баланс белого. И это абсолютно заслуженно, влияние на качество картинки, оказываемое балансом цвета, трудно переоценить. Суть проблемы такова: CCD матрица, используемая в любительских (да и не только) камерах, работает совсем по-другому, чем человеческий глаз. И если с яркостью (чёрно-белой картинкой) камера способна разобраться не хуже (а иногда и лучше), чем обычное человеческое зрение, то с цветами просто беда. Не может камера в любых условиях улавливать цвета именно так, как их видит человек. Поэтому камере приходится постоянно подстраиваться, сколько и каких цветов следует "хватать" в данных условиях (как сказано в этой статье, всё цвета на телевидении построены на основе трех опорных (основных) - красного, зелёного и синего. Именно эти цвета и воспринимает CCD камеры). Однако, современная автоматика далеко не всегда способна правильно оценить картинку, и отрегулировать баланс цвета как следует. Поэтому неправильные, неестественные цвета - это наиболее часто встречающийся огрех съёмок произведённых в автоматическом режиме. Любая камера имеет свои инструменты для регулировки баланса цвета. Обычно это автоматический баланс и несколько пресетов, подготовленных для различных условий. Но больше всего ценится возможность ручной регулировки баланса белого. Почему именно белого? В формировании белого цвета в равной доле принимают участие все три опорных. И если добиться правильного отображения белого цвета то камере будет ясно, в каких пропорциях следует улавливать опорные цвета в данных условиях. Что гарантирует более-менее правильную цветопередачу и для всех остальных цветов. Рассматриваемая камера имеет следующие возможности по настройке баланса цвета:
Auto: автоматический баланс. Камера пытается сама определить наилучшее соотношение цветов.
MWB: ручной баланс белого. Вот он, вожделенный режим. Настраивается баланс точно так же, как и в других камерах, по белому предмету, занимающему весь экран. Обычно для этого используется лист белой бумаги, помещённый перед объективом. Хотя, конечно, не обязательно лист бумаги, можно и по побеленному потолку. На нашей камере для настройки баланса белого требуется выбрать этот пункт в меню, нажать и удерживать колёсико Menu/Bright. Пиктограммка, соответствующая ручному балансу, помигает и перестанет, когда баланс будет настроен. Оценить правильность баланса можно только по откидному LCD экранчику, по чёрно-белому видоискателю это сделать невозможно.
Fine: заводская настройка баланса цвета для ясной погоды.
Cloud: заводская настройка баланса цвета для облачной погоды.
Halogen: заводская настройка баланса цвета для галогенного освещения.
Camera
Это меню предназначено для настройки камеры.
Rec Mode: режим записи. Long Play (LP) (90 минут на кассету) или Standard Play (SP) (60 минут на кассету). Немного подробнее, что это такое.
Sound Mode: режим звука, 12 или 16 bit, подробнее здесь.
Zoom: ограничение режима zoom. Доступны три варианта: 10х (только оптический), 40х (до 10х оптический, дальше электронный), и 500х (до 10х оптический, дальше электронный). Для практического использования, по-моему, пригоден режим до 40х.
Snap Mode: определяет, как будут делаться снимки.
Manual
Это меню предназначено для ручной настройки некоторых параметров камеры и съёмки.
DIS: Управляет электронной стабилизацией изображения (Digital Image Stabilization). Вариантов всего два, включить (ON) или выключить (OFF). Выключить DIS можно только в ручном режиме, при переключении в автоматический стабилизация всё равно будет включена обратно.
Tele Macro: разрешает или запрещает макросъёмку. Не стоит ожидать особых чудес от макрорежима на рассматриваемой камере. Используемый объектив не позволяет добиться многого.
Wide Mode: широкоэкранный режим. Полезен, если вы планируете просматривать отснятые материалы на широкоэкранном телевизоре.
System
Меню настройки системных функций камеры.
Beep: настройка звуковых эффектов.
Display
Здесь можно определить, что должно показываться на экране.
On Screen: показ индикаторов на телевизоре, подключенном к камере. LCD - на телевизоре ничего не показывается (кроме даты, времени, и значения временного кода) и LCD/TV - на телевизоре показывается всё то же самое, что и на экране камеры.
Date/Time: регулирует отображение даты и времени на экране, можно как включить/выключить, так и установить в автоматический режим (auto). В автоматическом режиме дата и время выводятся на экран на 5 секунд, каждый раз когда включается камера, когда начинается новая запись, и когда в процессе записи меняется дата (не время).
Time Code: включает и выключает отображение временного кода (time code) на экране камеры и телевизора.
Clock Adj.: а здесь можно отрегулировать время и дату отображаемые камерой.
Кроме настроек, предоставляемых меню, в ручном режиме возможна ручная регулировка фокуса. Для этого требуется нажать на кнопку Focus (описана выше), на экране появится соответствующая пиктограммка. После этого фокус можно регулировать колёсиком Menu/Bright. Такое решение инженеров из JVC вызывает по меньшей мере недоумение. Традиционно в видеокамерах для регулировки фокуса используется кольцо вокруг объектива. Это решение прекрасно зарекомендовало себя, оно удобно и привычно. На рассматриваемой же камере приходится уповать на автоматическую настройку. Ведь для включения ручного фокуса требуется сначала нажать на кнопку (практически не выступающую из корпуса, между прочим, и не слишком легко нажимаемую), а потом крутить пальцем маленькое колёсико. Причём, если традиционное кольцо на объективе можно одним движением, очень быстро провернуть сразу на пол-оборота (и даже больше), то маленькое колёсико придётся несколько раз перебирать пальцем. Единственное объяснение, которое хоть как-то может объяснить такое техническое решение, это желание сделать доступными все органы управления одной рукой. В любом случае, получилось плохо и пользоваться неудобно.
Последнее, что хотелось бы отметить говоря об опциях, полезных при съёмке, это Blank Search. Эта функция предназначена для поиска пустого пространства на ленте. Это удобно, когда вставляется частично записанная кассета, и требуется отмотать плёнку в позицию, откуда можно начать снимать. Всё, что для этого требуется, это переключить камеру в режим воспроизведения (Play), и нажать на кнопку Blank. Камера автоматически выполнит поиск и остановит кассету за 3 секунды до начала пустого участка.
Дистанционный пульт управления небольшой по размеру и носить его с собой не обременительно. С его помощью можно управлять камерой как в режиме записи, так и воспроизведения. Кроме этого предусмотрена интересная технология монтажа отснятого материала с помощью камеры, пульта и видеомагнитофона. Для этого пульт может управлять не только камерой, но и видеомагнитофоном. С помощью специальных кодов пульт подстраивается под конкретную модель видеомагнитофона (поддерживаются многие модели таких фирм как Akai, Blaupunkt, Daewoo, Ferguson, Grunding, Hitachi, JVC, LG/GoldStar, Mitsubishi, NEC, Panasonic, Philips, Samsung, Sanyo, Seleco. Rex, Sharp, Sony, Thomson, Telefunken, SABA, Nordmende и Toshiba). Камера при этом управляется через специальный кабель, идущий из пульта в Jlip разъём. Далее можно составить последовательность, что и каком порядке должно захватываться и записываться на видеомагнитофон (в этом нам поможет timecode), и сам процесс записи будет произведён автоматически. Камера сама включит/выключит запись на видеомагнитофоне в нужное время, и сама перемотает кассету, когда и куда надо.
Фотографии камерой делаются нажатием кнопки Snapshot. Камера на обладает никакими картами памяти, и фотографии могут записаться только на ленту - неподвижное изображение в течение 6 секунд. Вместе с изображением пишется звук спускаемого затвора, и все звуки, которые уловит микрофон. Из-за того, что фотография пишется на ленту, максимальное разрешение ограничено размером телевизионного кадра. Поэтому деталей на фотографии получается очень мало, и качество снимков весьма посредственное. Снять фотографии с камеры можно либо через firewire, как обычное видео, либо программой Jlip Video Capture.
Стереомикрофон, расположен с обоих сторон, сразу под объективом. Однако, как и на большинстве любительских камер, качество звука не очень высокое, и чувствительность микрофона могла бы быть и повыше.
Кроме этого можно отметить плохо закрепляемую крышку объектива. На ней нет привычных по другим моделям защёлок, она просто одевается и держится только за счёт собственного трения. Система, мягко говоря, ненадёжная.
Из положительных моментов нельзя не упомянуть встроенную в камеру осветительную лампу. Хотя она и не слишком мощная (3.5 ватта), при съёмках в помещении в условиях недостаточного освещения польза от неё немалая. Для полноценного использования этой лампы придётся обзавестись батареей большей ёмкости, в противном случае время работы будет недолгим.
Блок питания камеры радует своими малыми размерами.
Таким образом, вовсе не надо покупать сумку для камеры огромного размера, чтобы уместить туда все аксессуары, идущие с камерой (блок питания и пульт дистанционного управления), всё прекрасно вмещается в сумку скромных размеров.
Перед нами обычная miniDV камера. Хотя её возможности и не потрясают воображение, но развитые средства для ручной регулировки изображения, небольшой размер и вес камеры и простота работы с ней безусловно делают её заслуживающей внимания. Но окончательный вывод о камере можно будет делать только посмотрев, как она снимает, а пока что можно сделать только предварительные выводы.
Плюсы
Минусы