Пока компания Microsoft готовит свою новую операционную систему Longhorn, которая заменит полюбившуюся нам Windows XP, в околокомпьютерных кругах возникает много слухов по этому поводу.
Вы читаете предварительный обзор, основанный на очень раннем инженерно-демонстрационном выпуске операционной системы Microsoft следующего поколения, в котором представлен лишь ряд элементов пользовательского интерфейса. Данный выпуск корпорация Microsoft представила для некоторых компаний-разработчиков и партнеров.
Учитывая, что "инженерная" ОС содержит множество неисправностей, производительность системы улучшится в последующих выпусках. Некоторые функциональные характеристики могут не применяться в заключительной версии в будущем и любая особенность ОС может также измениться до официального релиза Longhorn в 2006.
Longhorn - это кодовое имя операционной системы Windows следующего поколения от Microsoft. Есть большая вероятность того, что Microsoft представит другое название для своей новой ОС. Это также самый грандиозный проект компании, со времен первого выпуска Windows NT.
Из-за масштабности проекта, релиз Longhorn назначен лишь на 2006 год. Поэтому компания Microsoft добавила во второй выпуск пакета обновления для Windows XP некоторые элементы Longhorn, в частности, в области безопасности.
Внушительное количество новых технологий будет встроено в новую ОС. Вот некоторые из ключевых особенностей Longhorn:
Давайте познакомимся с файловой системой WinFS, рассмотрим встроенные дополнения в действии и пройдемся по развивающемуся пользовательскому интерфейсу. Сразу сообщим, что ускоренных аппаратным обеспечением 3D-окон не было в предварительном просмотре. Видимо, опасаясь конкуренции, компания Microsoft преднамеренно не включила их в просмотр.
Релиз предварительного просмотра Longhorn состоялся на Microsoft Professional Developer Conference (PDC) в Лос-Анджелесе. Новая ОС оказалась упакованной в маленькую черную коробочку, что невольно напомнило стиль компании Apple.
Заполучив заветную "черную книгу", мы открывали ее с неподдельным трепетом и любопытством. Кое-кто из журналистов шутил: "установится ли эта "альфа"? Не взорвется ли наш ПК?".
Кстати конфигурация нашего ПК:
Longhorn поставляется исключительно на DVD, а полная установка занимает (вдохните поглубже) 5 гигабайт свободного пространства на винчестере. Существует рекомендуемая и выборочная инсталляция, но в любом случае новой ОС нужно 4 Гб для своего размещения. Да, ушли те времена, когда Windows занимал менее 100 Мб. Что интересно, все наши устройства были автоматически правильно восприняты ОС и нам даже не пришлось пользоваться CD с драйверами материнской платы.
Longhorn поставил драйвера для карты GeForceFX версии 45.23. Мы без проблем установили Detonator версии 52.16. Нам был предложен DirectX 9.0 (даже не 9.0a или 9.0b). Мы не смогли обновить ее, т.к. установщик DirectX 9.0b поругался на "неподдерживаемую операционную систему". Активация ОС Windows все еще присутствует, что, собственно неудивительно. Никаких паролей у нас не было, т.к. демоверсия позволяет работать целый месяц, после чего Windows просто не запускается.
Менеджер устройств - один из первых пунктов, которые нам нравится проверять, когда мы устанавливаем свежую Windows. Знакомая нам программа-менеджер выглядит несколько иначе, хотя мы можем воспользоваться старым просмотром свойств.
На первый взгляд, рабочий стол напоминает развернутую версию рабочего стола Windows XP.
Без сомнения, последняя версия пользовательского интерфейса Longhorn и рабочего стола будет координально отличаться. Появилось боковое поле, которое сделано для упрощения работы с новой ОС. Оно размещает в себе панель быстрого запуска, видеопроигрыватель (для просмотра роликов, TV-программ, скриншотов и прочего), сетевые иконки и часы, представленные в классическом стиле.
Как и обычную панель, размер бокового поля можно регулировать или автоматически свертывать/развертывать по наведению мыши. Панель задач и боковое поле могут также находиться рядом на одном и том же краю. В целом боковая панель занимает достаточно места, но когда Longhorn выйдет в свет, все мы уже будем работать с широкоэкранными мониторами (1920x1080), не так ли? :)
Теперь давайте поговорим о работе в сети. В новую версию Internet Explorer (7.0) добавлены такие новинки, как всплывающая блокировка рекламы и менеджер загрузки. Поэтому, наконец-то не стоит опасаться за потерю файлов при обрыве соединения (возможно, это свойство может быть добавлено к выпуску SP3. Другой интересный аспект Longhorn Internet Explorer - адресное меню. Когда вы начинаете работу с Internet Explorer, диалоговое окно с адресами почти невидимо. Нормальное диалоговое окно появляется тогда, когда вы щелкаете на адресе. То же самое можно сказать и о Windows Explorer.
Проблемы возникли при соединении с другими ПК в сети. Пытаясь увеличить безопасность, компания Microsoft обеспечивает участников совместного доступа к Internet межсетевое средство защиты по умолчанию. Эта система защиты доступа довольно агрессивна. Пока мы работали во внутренней сети, мы отключили брандмауэр и получили возможность успешного соединения с другими системами. Что нас несколько смущало, так это то, что Longhorn не смог распознать даже универсальный PnP D-Link Central Home Drive, который должен был быть видимым через брандмауэр.
Эта файловая система под названием Windows File System, или WinFS, станет одним из ключевых нововведений в Longhorn. Она создана для того, чтобы легко находить, сортировать и классифицировать файлы. Это намного более сложный механизм поиска, чем поиск файлов через файловую систему NTFS.
Longhorn работает с сетевой папкой, которая называется "defaultstore", которая позволяет взаимодействовать с WinFS, как если бы она была обычной файловой системой. Если вы берете связку файлов и перетаскиваете в накопитель (store), они автоматически сортируются различными способами. WinFS пытается классифицировать различные файлы по признакам, которые обнаруживает непосредственно в файлах.
Мы перетаскивали папку с картинками в папку defaulstore. У нас была возможность смотреть и сортировать файлы по таким признакам как размер, дата (создания, изменения) и т.д. Семантика понятия WinFS, расширяется до схем, которые определяют различные типы баз данных.
WinFS в нашей альфа-версии чрезвычайно медленно работал. Копирование 320 Мб скриншотов в папку defaultstore заняло порядка 45 минут. Вероятно разработчики еще не оптимизировали данный процесс. Еще мы столкнулись с тем, что папка defaultstore стала недоступной, как если бы мы пытались получить доступ к сетевому диску без надлежащего пароля. Мы не могли восстановить базы данных и не могли понять, что произошло с нашей системой. Мы, конечно же, надеемся, что к моменту релиза Longhorn компания Microsoft сделает WinFS более надежной и снабдит пользователей инструментами для восстановления испорченных баз данных.
Нет ничего удивительного в том, что Longhorn работает с Windows Media Player 9, который уже давно доступен для пользователей XP (и других версий). Теперь множество media-файлов интегрированы в саму операционную систему, что является естественным развитием того, что было начато в Windows XP. В предварительном просмотре различные типы media-файлов поддерживают различные цвета Windows Explorer. Если вы посмотрите на всплывшее меню контекста, то заметите, что особым media-файлам соответствуют особые пункты меню, типа "Add to playlist".
Как мы можем видеть, есть различия в цветовой структуре. Всплывающий контекст также ни с чем нельзя сравнить. Особый интерес представляют собой усовершенствованные, по сравнению с существующими функциональными возможностями Windows XP, элементы, например "Revert to original" ("Вернуться к оригиналу"). Среди других нововведений можно встретить такие, как "Find more photos of this person" и "Make a photo movie". Правда, когда мы попробовали сделать фото-кино, появилось сообщение: "Feature not Implemented".
Приложения Longhorn очень похожи на приложения версии Windows XP, но все-таки кое-что новое присутствует. Кроме того, что вы сможете вращать и удалять файлы, вы сможете обрезать изображение, настраивать вид (выравнивать/регулировать уровень) и корректировать "красные глаза". Работая с документом, есть возможность вернуть то или иное действие, как в Microsoft Word. Просматривая картинки в папке с рисунками, можно увеличивать размер эскизов страниц, водя курсор мышки по документу. Если вам приходилось видеть крошечные эскизы в XP, вы по достоинству оцените подобное новшество.
В окончательный вариант версии Longhorn будет включена опция "Variable icon size by folder". Нажав на изображение лупы, которая обозначает функцию "Zoom" (масштабирование), в верхнем поле окна (не перепутайте с "Поиском"), вы увидите скользящий маркер/бегунок, который позволяет увеличивать или уменьшать изображения по вашему желанию. Также можно определить количество иконок/значков или эскизов на страницу.
После осмотра новой ОС, мы принялись записывать диски и с горестью обнаружили, что наша версия Longhorn не поддерживает DVD+RW. Горесть была смягчена тем, что запустились почти все современные компьютерные игры ("Tron 2", "Aqua 2" и др.). Хоть на этом спасибо. Что касается производительности, то нам показалось, что игры чувствуют в Longhorn себя лучше, чем в Windows XP. Видеочасть оказалась подготовлена разработчиками довольно хорошо.
Трудно сделать какие-либо определенные выводы о ОС Longhorn, которая находится еще на такой ранней стадии производства. Мы убедились, что основное ПО уже существует, но оно является либо сырым, либо просто временно отключенным. Разработчикам предстоит много усилий, чтобы довести новую ОС до ума, сделав ее работу быстрой и стабильной. Безусловно, Longhorn потребует более высокие системные требования, чем Windows XP и будет нацелена на мощные компьютеры.
Microsoft делает большие ставки на Longhorn, и то, что мы видели, смотрится многообещающе. Сейчас мы особенно заинтригованы объемным рабочим столом, который корпорация представит журналистам только в 2005 году, ближе к выходу Longhorn. Тогда мы вновь вернемся к этой теме.