Оригинал материала: https://3dnews.ru/169137

Sony Sound Forge 8

Итак, 8-я версия "кузницы звука" поступила в продажу буквально в 20-х числах марта. На сайте разработчиков можно скачать trial-версию программы с небольшим количеством ограничений. Что хочется отметить сразу - компания Sony пошла на снижение цены, и если раньше было заявлено $399.95 за каждую копию Sound Forge, то сейчас вступила в силу цифра $279.95 (специальная акция до 15 апреля).

И это только один из многих положительных моментов, связанных с выходом новой версии. Обновился интерфейс. Реализована поддержка стандартов VST и ASIO, возвращен модуль Batch Converter, внедрена новая система записи на CD - CD Architect 5.2. Сейчас мы подробно остановимся на основных новациях этого продукта.

Инсталляция


Дистрибутив программы занимает порядка 35 Мб. Требования к установке: Microsoft® Windows® 2000, XP Home или XP Professional, CPU 500 МГц и выше, 150 Мб на HDD, 128 Мб RAM, Windows-совместимая звуковая плата, установленные Microsoft DirectX® 8 и выше, и Microsoft .NET Framework 1.1. Инсталляция занимает несколько минут. При первом запуске программа сканирует имеющиеся в системе DirectX и VST-плагины, но делает это только один раз - при повторных запусках сканирования не происходит. Это очень удобно, поскольку сокращается время загрузки. Данная функция была внедрена и в ACID 5.0 в начале марта этого года.

Первые впечатления


Sound Forge 8 в Windows XP

Если сравнивать 8-ю и 7-ю версии, то стоит отметить, что Sound Forge 8 более практичен и удобен в использовании, его графический интерфейс стал более красивым. Первое, что бросается в глаза - появление графических иконок в опциях главного меню, изменен внешний вид кнопок управления и быстрого доступа к функциям, добавлен регулятор скорости воспроизведения, аналог которого мы могли наблюдать в Vegas, несколько изменен внешний вид окон-трансформеров. Конечно, все, кроме регулятора скорости воспроизведения - это большей частью косметика, но после ее наведения Sound Forge 7 смотрится как динозавр. То есть, дизайнеры постарались. Пользователей Windows XP ожидает особый сюрприз, поскольку графический интерфейс восьмой версии поддерживает темы данной ОС.


Регулятор скорости воспроизведения или, как он называется в программе, scrub control - это достаточно удобный элемент, предназначенный для прокрутки (перемотки) курсора с функцией воспроизведения. То есть, ранее пользователи могли производить навигацию по звуковой волне только визуально, теперь это можно сделать и аурально. Управление регулятором скорости воспроизведения можно производить и с помощью клавиатуры (клавиши "J", "K", "L"). Очень удобное нововведение, практически не имеющее аналогов среди звуковых редакторов.

Других существенных изменений, которые бы сразу бросались в глаза, нет. Отличная эргономика интерфейса - это конек аудиопродукции от Sony. Она заслуживает высших похвал - панели и окна-трансформеры, полностью конфигурируемый графический интерфейс, отсутствие нагромождения окон, равномерное распределение функций в рамках рабочей области.

Поддержка VST-плагинов


Ранее мы могли говорить только о DirectX-плагинах в рамках использования в Sound Forge. Для комбинированной обработки сразу несколькими эффект-процессорами в программе был разработан специальный модуль Plug-in Chainer, в котором можно составлять цепочки из плагинов. Уникальность этой разработки состоит в том, что каждый параметр загруженных эффект-процессоров можно выносить на автоматизацию и рисовать огибающие (envelopes) прямо на экране волны. Другая ключевая особенность этого модуля - работа с послезвучиями от эффектов. Например, вы выделили фрагмент звуковой волны и хотите обработать его эффектом реверберации, и ясно, что в результате действия плагина должен появиться "хвост" (послезвучие) за пределами выделенного фрагмента. Разработчики от Sonic Foundry (а Plug-in Chainer появился еще во время Sonic Foundry) задумались над этой проблемой и вставили в данный модуль кнопки включения трех режимов - (1) "хвост" отсекается, (2) "хвост" смешивается с последующим фрагментом, стоящим за границей выделения, (3) "хвост" остается, а граница выделения отодвигается до момента его окончания. На самом деле это очень удобно, причем данная функция единственна в своем роде и не имеет аналогов в стороннем ПО.


VST-плагины в рамках использования в Plug-in Chainer ведут себя также как и DirectX - параметры выносятся на автоматизацию и т.п. Гибридные цепочки, состоящие как из VST, так и DirectX работают стабильно. Тут следует отметить сложившееся преимущество Sound Forge над своим главным конкурентом - Steinberg WaveLab, во-первых, в Forge можно создавать цепочки из неограниченного количества эффект-процессоров (в WaveLab максимум восемь), во-вторых, любой параметр любого плагина можно вынести на автоматизированное управление по огибающим.

Batch Converter

Модули автоматизированной обработки множества файлов появились сравнительно недавно. Ключевая операция, на которую они были рассчитаны изначально, - это переконвертирование большого количества файлов из одного формата в другой, например, из WAV в MP3. Автоматизация такого рода является очень удобной. При этом стоит отметить, что Sound Forge является одной из первых программ, в которой этот модуль был реализован. Помимо конвертирования за Batch Converter закрепилась и еще одна интересная и очень необходимая функция - автоматизированная обработка множества файлов плагинами. То есть, если решается тривиальная задача, такая как, например, удаление шума из 20 файлов или нормализация их уровня под заданный параметр, то это можно сделать автоматизированно. На самом деле, Batch Converter избавляет от продолжительной рутинной работы, за что оказался очень любим среди звукорежиссеров и музыкантов. Но, в одно прекрасное время этот модуль был отсоединен от основной программы и стал продаваться в виде отдельного плагина. В восьмой версии было решено вернуть его на место, и теперь пользователи Sound Forge могут пользоваться следующими возможностями:

  • Автоматизированная переконвертация множества файлов.
  • Автоматизированная обработка множества файлов.
  • Создание цепочек обработки из множества плагинов (VST и DirectX).
  • Автоматизированное переименование полученных файлов.
  • Внесение дополнительной информации (метаданные).

Batch Converter в Windows XP

Если оценивать модуль Batch Converter объективно, то он очень далек до совершенства. В плане конвертора у него все хорошо, а вот когда речь заходит об обработке плагинами, то ситуация, прямо сказать, не очень. Достаточно сказать, что в Batch Converter отсутствует кнопка предпросмотра (Preview), то есть плагины и пресеты для них загружаются вслепую. Сам факт такового вообще ставит под сомнение использование Batch Converter в качестве модуля обработки. Если обратиться к ближайшему конкуренту WaveLab, то там можно найти очень грамотный модуль Batch Process, в котором есть все, что необходимо для подобных действий, в том числе и функция предпросмотра. Ситуацию в Sound Forge могло спасти лишь одно, если бы эффект-процессоры для Batch Converter можно было собирать в Plug-in Chainer, после чего, сохранив все скопом, переносить в Batch Converter. Но этого нет! Пресеты Plug-in Chainer и Batch Converter сохраняются в разные по расширениям и структуре файлы. А в WaveLab такая совместимость существует (между пресетами мастер-панели эффектов и Batch Process).

В общем, тут господа разработчики слегка напортачили. А может они не видели WaveLab?

Скрипты


Одной из самых ярких новаций восьмой версии стоит отметить внедрение скриптов. Суть такового состоит в том, что если вы владеете возможностями написания программного кода на С#, VB либо Java, то можете самостоятельно автоматизировать процессы в программе. Например, разбить трек множеством маркеров, стоящих через определенные интервалы, импортировать треки с CD и сразу их переконвертировать в какой-либо доступный формат, создать определенное количество аудиофайлов. В программе предусмотрен специальный модуль Script Editor, в котором вы можете не только написать необходимый программный код, но откомпилировать его и запустить прямо из оболочки.

Сама идея очень красива, поскольку позволяет сэкономить множество времени. Например, для того, чтобы сделать в Sound Forge из аудио-CD набор MP3-файлов, вам необходимо выполнить две операции - импорт треков, конвертирование их в MP3. С помощью скрипта это можно автоматизировать (хотя опять же наткнулся на недоработку - в WaveLab импорт аудио-CD возможен сразу в МР3). На самом деле пример с импортом треков - это только вершина айсберга. Автоматизировать можно очень много, на сайте разработчика есть отдельный раздел со скриптами, а также специальная ветка форума посвященная этому вопросу. Сама идея не нова, но ее сейчас можно встретить очень редко.

Прошивка "горячих клавиш"


Это также нововведение в восьмой версии, поскольку ранее "горячие клавиши" или "горячие сочетания клавиш" были незыблемым стандартом. Теперь их можно менять по своему усмотрению, создавать целые системы собственных вариантов управления. Данные сохраняются в файлы с расширением *.ini. Эти файлы могут переноситься на другие компьютеры и импортироваться программой, т. е. создав такую систему один раз, ее можно применять впоследствии независимо от того, переустановили ли вы систему либо начали работать с Sound Forge на другом РС.

В завершении


CD Architect 5.2 и Sound Forge 8 в Windows XP

Впечатление неоднозначно. Если судить обо всем объективно, то Sound Forge 8 не удивил ничем. То, что внедрено, не является чем-то новым и неожиданным. С другой стороны, как уже было отмечено, программа обладает прекрасным эргономическим интуитивным интерфейсом. Ситуация на рынке ПО и технологий показывает, что багажа восьмой версии с лихвой хватит на год вперед, а то и дольше - все профессиональные технологии поддержаны, программа работает стабильно. Самый главный минус - это недоделанный Batch Converter, самый главный плюс - широкие возможности работы с Plug-in Chainer.

А если смотреть субъективно, то я бы вместо всяких "скрипт-эдиторов", регуляторов скорости воспроизведения и прошивок "горячих клавиш", хотел бы увидеть в Forge хороший индикативный блок, где бы был коррелометр, индикатор разрядности текущей обработки, 3D-анализатор спектра и т. п.



Оригинал материала: https://3dnews.ru/169137