К студии звукозаписи предъявляются гораздо большие требования, нежели к обычному игровому компьютеру. То, о чем мечтали профессионалы всего лишь пять лет назад сейчас продается по бросовым ценам. В пределах до $250 можно найти себе нормальный звуковой интерфейс с рэковым блоком и с качественными характеристиками современного уровня. Даже более того, сейчас любой пользователь может себе позволить создание в домашних условиях композиции в многоканальных стандартах Dolby Digital и DTS. Ранее это вообще было не мыслимо.
Больше всего за это полугодие меня удивило устройство Creative SoundBlaster MP3+. Сами разработчики постоянно пытаются найти новые ниши. То компьютерную клавиатуру скрестят с MIDI, то еще что-нибудь придумают. Вот как раз это "что-нибудь" и называется Creative SoundBlaster MP3+. Как многим известно, в профессиональном мире стали распространяться USB-звуковые интерфейсы. Они могут помочь музыкантам при организации выездной записной сессии (достаточно взять с собой ноутбук), в проведении концерта и т.п. Звуковые характеристики стандартны для такого рода решений - 24/96. SoundBlaster MP3+ - это чисто пользовательский вариант, по своим характеристикам напоминающий встроенный в материнскую плату кодек АС97. Дополнительно имеется цифровой вход/выход и все! У меня вопрос - кому понадобится такое устройство?
Другой вопрос, который сейчас актуален - проблема драйверов старых плат под Windows 2000/XP. Очень многие остались "за бортом". Хуже всего тем, кто приобрел дорогущий Korg OASYS. Наиболее часто затрагиваемая проблема в интернете и по приходящей ко мне почте - с SB Live! Везде обсуждаются вопросы по установке каких-то KX-совместимых драйверов и т.п., но как это ни странно, у меня не было проблем с установкой данной серии плат ни с Windows 2000, ни с XP. Работает и аудио, и MIDI. Знаете, я просто по своему опыту уже не читаю статьи "как разогнать процессор", "как перенастроить реестр Windows" или "как удлинить шланг для пылесоса". Может, поэтому чувствую себя спокойно.
Звуковые интерфейсы Hoontech постоянно заставляют о себе говорить. Вот, например, PCI-плата DSP 24 MK II стоит около $250, и вместе с тем имеет следующую спецификацию:
На плате имеется специальный разъем для подключения платы расширения H-BUS, которая делает из системы полнодуплексный вариант 10 входов/10 выходов с поддержкой 24/96. Всего же можно установить в РС до четырех DSP 24 MK II, таким образом в итоге мы получаем систему 40 входов на 40 выходов. DSP 24 MK II является средним звеном между менее и более дорогими вариантами от Hoontech, но вместе с тем ее конфигурацию можно улучшать и модернизировать.
Вот как раз яркий представитель тех современных устройств, о которых мы говорили чуть выше. USB-устройство M-Audio Audiophile - это рэковый модуль, подключаемый к компьютеру через USB. Звуковые характеристики очевидны из названия - 24/96. По оценке журнала Computer Music magazine Audiophile 2496 была названа лучшим звуковым интерфейсом. На его борту нет предусилителей, но по количеству возможностей этот интерфейс может посоревноваться с любым современным аналогом в данном ценовом диапазоне.
Audiophile USB имеет на борту MIDI (обычные DIN-5 - переходников не нужно) и цифровые вход/выход SPDIF. Что касается аналоговых входов, то их две пары RCA и 1/4"-джеки. Данный интерфейс отлично подходит для организации выездных сессий. Можно даже РС не брать с собой, а воспользоваться ноутбуком, если таковой у вас есть. Дополнительного питания также не нужно - оно поступает через USB-порт.
MIDIMan Audiophile 2496 - это PCI-плата из семейства Delta. Ее можно считать прототипом Audiophile 2496 USB. Что интересно данный интерфейс пользуется просто огромной популярностью среди пользователей на протяжении уже нескольких лет кряду. Хотя все достаточно просто - два аналоговых входа и два аналоговых выхода, цифровой интерфейс S/PDIF (коаксиал), поддержка ASIO-драйверов. Если говорить о двух вариантах Audiophile 2496, то следует отметить наличие драйверов как под ОС Windows, так и под MacOS.
Часть устройств американской фирмы Audiotrak идут параллельно линейке подобных от ESI (бывших EgoSys). Но в последнее время ситуация изменилась, об Audiotrak можно говорить как о производителе звуковых устройств для домашних кинотеатров. Флагманом новой "кино"-линейки идет интерфейс Audiotrak PRODIGY 192 7.1. Эта PCI-плата поддерживает звук с характеристиками 24/192, имеет два линейных входа и восемь линейных выходов (все на мини-джеках, из-за чего можно говорить о ее полупрофессиональности). Цифровой выход - коаксиальный и оптический. Далее спецификация:
VSL 2020 можно считать профессиональным открытием этого года. Данная PCI-плата предназначена только для РС-пользователей. Конечно, производители берут деньги не только за славное имя Steinberg. Мы имеем в наличии звук 24/96, 32 канала ADAT - 2 оптических ADAT входов/выходов с поддержкой S/MUX, цифровой вход/выход S/PDIF с поддержкой AES/EBU, аналоговый небалансный вход/выход стерео (RCA-тюльпаны), MIDI-интерфейс, синхронизация SuperClock (FS 256) и WordClock I/O с разъемом BNC, малые параметры задержки.
Соответсвенно, все драйвера - самые навороченные. Напомню, что ASIO-стандарт был разработан Steinberg (также, как и VST). В общем, не карта, а мечта для домашнего пользователя. Лучше всего она работает с ПО производства Steinberg. Дополнительно с платой поставляется программа V-Stack, которую в обзоре музыкального ПО мы назвали лучшей по итогам этого полугодия. Сама программа представляет из себя мощный микшер, в который загружаются VST-плагины и инструменты. По концепции идея близка к тому, что раньше мы могли наблюдать в Korg OASYS, только теперь используются ресурсы центрального процессора, и инструментов можно подключать намного больше. При этом, рекомендую воспользоваться программным синтезатором/сэмплером Steinberg Halion, работающим на уровне 32 бит/96 КГц и позволяющим использовать банки E-mu и AKAI.
Если аппаратных компьютерных мощностей катастрофически не хватает и есть деньги на качественный апгрейд, то имеет смысл обратить внимание на PCI-плату от t.c. electronic - Powerсore. Стоит она, как вы видите, не мало, но преимущества, которые она дает - налицо. На борту Powerсore четыре DSP Motorola 56362 100 МГц и процессор PowerPC 8240 200 МГц с 8 MB D-RAM. При подключении программных эффектов вся нагрузка распределяется не на центральный процессор, а на PCI-плату. Компания t.c. electronic специально пишет под данное устройство плагины, и даже решилась на программную реализацию знаменитого Finalizer в виде плагина Master X3. Да и новые VST-программные модули пишутся с учетом Powerсore. Тут главное - не просчитаться. Во-первых, ресурсы PCI-платы также ограничены, во-вторых, сами программы много стоят. В среднем при апгрейде компьютера на самую новую модель пользователи теряют примерно $300 - $700, при переходе на многопроцессорный вариант - $500- $1000. В данном случае мы получаем вариант от $1000 и выше. Так что выбирайте, что вам лучше подойдет. Кстати, напомню факт, что в последнее время t.c. electronic активно сотрудничает со Steinberg, и это уже приносит плоды.
Данная плата является ничем иным как усилителем 2х18 Вт. В наличии имеются два входа (RCA-тюлпаны) и два выхода (обычные джеки). Частотный диапазон - 40 Гц - 50 КГц. Что интересно, у ESI имеется аналогичное устройство именуемое ESI CARDamp. Имея в наличии пассивные колонки и свободный слот, мы можем коммутировать акустическую систему, как говориться, "не отходя от кассы". С одной стороны устройство интересно и уникально, но вот нижняя граница частотного диапазона (40 Гц) и верхняя (50 КГц) настораживают.
Хит сезона!!! MIDI-кабель подключаемый к USB-порту. Таким образом, мы можем получить дополнительный MIDI-порт либо модернизировать ноутбук. Даже если кто-то решил купить себе профессиональную карту без MIDI, что сейчас распространено - он может воспользоваться возможностями USB-порта, а в качестве синтезатора использовать программные эмуляторы.
TurtleBeach можно только поаплодировать за такую новинку. Мало того, что устройство не может быть дорогим, а, следовательно, является пользовательским, так еще и решается ряд современных проблем.
MK-249 Evolution Pro 49 представляет из себя нечто среднее между многооктавными клавиатурами профессионального класса и компактными дешевыми моделями для домашнего музицирования. Нужно отметить, что клавиатуры Evolution - одни из самых недорогих среди устройств подобного класса. При этом они современны и многофункциональны. Данная клавиатура сразу после покупки готова вступить в работу - комплектация полная. Тут и кабель для подключения к звуковой плате и встроенный USB-интерфейс для подключение напрямую в компьютер. Как понятно из названия модели, клавиатура 4-х октавная. У Evolution есть и более расширенные модели, но для домашнего музицирования вполне достаточно MK249.
Активные двухполосные мониторы ближнего поля с диапазоном 50 Гц - 20 КГц. Мощность усилителей: НЧ - 150 Вт, ВЧ - 75 Вт. Можно сказать, что данная модель представляет из себя переходный вариант от профессиональной студии к домашним условиям. Следует отметить, что конструкция мониторов близка к своим профессиональным собратьям. Мы имеем профессионально сделанный корпус, позволяющий не только правильно распространяться звуковым волнам, но предусматривающий и защиту от помех. Нужно сказать, что при прослушивании мне эти мониторы очень понравились, учитывая их низкую стоимость.
BX-5 и BX-8 - это активные студийные мониторы ближнего поля. Модели различаются только по мощности, все остальные параметры у них идентичны. Частотный диапазон - 33 Гц - 22 КГц. Нужно отметить, что в последнее время мне понравилась линейка продукции MIDIMan (M-Audio) начиная от звуковых интерфейсов и заканчивая студийной акустикой. Все выполнено в стиле "максимально профессиональное в минимальные цены". И если другие производители холят свои золоченые разъемы и выставляют на свою продукцию немыслимый прайс, то MIDIMan делает свое дело.
Для работы с 5.1 необходимо наличие соответствующей акустической системы. При этом, если мы говорим о профессиональной работе в домашних условиях, то дешевые гейм-варианты нам не подходят. Сейчас очень много производителей занимается выпуском акустических систем 5.1 среднего класса, которые довольно качественны. Как основная "фишка" во многих из них - деревянный корпус. SVEN HP-512T - не исключение из правила, но, на мой взгляд - это один из лучших представителей сочетания цены/качества. Фронтальные колонки имеют выходную мощность 2х100 Вт и частотный диапазон 55 Гц - 20 КГц (двухполосные), громкоговорители surround-каналов - 2х30 Вт, 70 Гц - 20 КГц (двухполосные) и центральный канал - 40 Вт, 70 Гц - 20 КГц (трехполосный). На колонках для центрального и фронтального каналов предусмотрено магнитное экранирование.
Самый универсальный микрофон последнего десятилетия. Вообще удивительно, что динамический микрофон стоит наравне с конденсаторными и используется в профессиональных студиях также часто. Данный прибор действительно универсален - подходит для качественной записи и вокала, и инструментов. Я сторонник того, чтобы под вокал искался свой микрофон - это элемент профессиональной звукорежиссуры. Но очень часто бывали случаи, когда не подходил Neumann U87 или M147, и даже AKG C12R, и вокалисты писались в простой Shure S58, взятый на соседней домашней студии. Универсальностью данной модели можно восхищаться. Помимо этого, записав звук на Shure S58 с помощью программы Antares Microphone Modeller вы можете заменить его АЧХ на характеристики любого другого профессионального микрофона. Тем самым соотношение цена/качество возрастает в несколько раз.
Без этого микрофона трудно было бы себе представить студию конца 90-х. Он не настолько универсален как S58, но, между тем, также имеет широкое применение, начиная от записи вокала и заканчивая "подзвучкой" для ударных. На самом деле, задачи осуществления "теплого лампового" звука можно решить и с помощью других устройств и компьютерных программ. Убежденным скептикам могу сказать, что на C3000 записывалась Morcheeba до того как она стала коммерческим лэйблом. Кстати, по моему скромному мнению, качество звукорежиссуры вокала после этого изменилось в худшую сторону. В ранних альбомах Morcheeba записывалась двухмикрофонным методом - на два AKG C3000. Поэтому, все зависит от мастерства звукорежиссера.
У читателей часто возникает множество вопросов по качественной инсталляции многоканальных акустических систем. Поскольку этот вопрос также относится к современному hardware и является насущным на сегодняшний день, мы попытаемся рассмотреть его на базе наиболее распространеннго стандарта Dolby Digital 5.1.
Как можно увидеть из рисунка, система Dolby Digital 5.1 рассчитана на базе идеальных условий, где все каналы равноудалены от слушателя. Но такие условия достаточно трудно реализовать физически, особенно в условиях малых и больших помещений с геометрией, далекой от идеала. Возможность управления громкостями surround-каналов не спасает ситуацию. Гораздо лучше использовать метод задержек. В родной документации по сведению в Dolby Surround приведен интересный вариант расчетов времен задержек - путем простого перевода футов в миллисекунды.
Если DimL - это расстояние от слушателя до левого фронтального канала в футах (30,48 см), а DimS - расстояние от слушателя до ближайшего surround-канала в футах, то задержка в этом канале должна быть равной разности DimL и DimS. Иными словами:
Задержка (миллисекунды) = DimL (футы) - DimS (футы).
Если левый канал находится от нас в 10 футах, а surround-- в пяти, то параметр задержки равняется 5 мс (10-5=5).
Это справедливо не только для расчета взаимодействий фронтальных и surround-каналов, но может применяться и в других случаях для выравнивания картины. Например, если центральный канал расположен ближе к слушателю, нежели правый и левый. Формула подобна:
Задержка (миллисекунды) = DimL (футы) - DimC (футы).
Соответственно, если мы оперируем большим количеством surround-каналов в больших помещениях, то параметры задержек для каждой их пары отстраиваются отдельно.
В данном обзоре мы не рассмотрели интерфейс Creative Audigy 2 и студийные мониторы от Genelec. В первом случае, скажу, что по Audigy 2.0 вы сможете найти очень большое количество сравнительных обзоров в периодических СМИ и интернете, плата того заслуживает, а во втором случае - продукция Genelec считается уже профессиональной серией, и выделить что-либо одно из всей линейки мониторов этой фирмы не представляется возможным.
В общем, занимайтесь музыкой! Сегодня это не так дорого.