Очень интересный и неоднозначный период нам предстоит сегодня разобрать. Софта было выпущено и обновлено очень много, но интересных событий, то о чем действительно можно сказать: "да, это круто!" гораздо меньше. В одно время романтику сменила практика, а теперь практику опять сменяет романтический период. Рок-н-ролл! Итак, о старых периодах. С первого сентября'2005 закрыты разработка и сервисное обслуживание программы Propellerhead ReBirth, которая является эпохальной для компьютерного рынка в целом. Стартовала она в далеком 1996-м…
Компания Propellerhead Software повела себя по-умному, вернее показала свое действительное место в истории, сделав специально для этой программы сайт-музей, с которого можно скачать последнюю версию ReBirth абсолютно бесплатно. Молодцы!
Рынок бесплатных приложений также пополнился за счет простого гитарного процессора от IK Multimedia - Amplitube UNO. Это достаточно сильно урезанная версия профессиональных программ известной итальянской компании из данной серии. Но для того, чтобы подключить гитару и использовать фирменный дисторшн-эффект, UNO вполне достаточно.
Теперь настало время ввести вас внутрь основных событий, хотя в этом выпуске мы немного сломаем структуру материала, а именно, не будем приводить никаких биографий.
Дело в том, что 21 августа, после двух лет очень тяжелой болезни на 72-м году жизни скончался доктор Роберт Артур Муг, великий изобретатель синтезаторов. Все подробности можно узнать здесь. За свою жизнь Роберт Артур захватил практически все этапы развития индустрии, начал он с выпуска конструкторов для сборки терменвоксов, стал идейным вдохновителем аналоговой эры в синтезаторах, изобрел множество устройств, и при жизни успел застать программную эмуляцию своих собственных электроинструментов (популярная серия от фирмы Arturia).
Биографию этого великого человека не уместить даже в рамках обычной статьи, думается, что в скорости появятся книги, а пока наиболее полную информацию о жизни изобретателя можно найти здесь.
Мы же вернемся в наш мир, и рассмотрим, что же такого интересного творилось в период августа-сентября'2005. А интересного можно отметить не много…
EMI, Universal, Steinberg, Wizoo (в августе эту компанию приобрела Digidesign), Ableton и Native Instruments объединились вокруг нового интересного проекта для всех, кто связан с профессиональным звукопроизводством - музыкантов, аранжировщиков, ремиксеров, студий, лэйблов и т.п. digitalmusician.net (сокращенно, DMN) - это сообщество, но построенное весьма хитрым образом. Вы можете зарегистрироваться на сайте, получить доступ к базе, создать собственную страницу, где размещается фото, текстовая информация и демо. После этого вам предлагается скачать DML-плагин, который является ничем иным, как… VST-плагином, который загружается в рамках вашей мультитрековой программы.
У DML-плагина есть две ключевые функции - реализация общения в режиме видео-конференции (1) и запись аудио/MIDI в реальном времени через интернет прямо на дорожку вашего мультитрека (2). В общем, "общение плюс работа".
Регистрация предусмотрена двух типов - бесплатная (Standard Account) и платная (Studio Account) (около 30 евро в месяц). Разница там существенная, поэтому лучше обо всем узнать прямо на сайте. Проект стартовал 18 августа, его можно считать очень молодым, и требовать сразу многого не стоит. Но сама идея просто прекрасна - за этим будущее.
Софт неуклонно дешевеет - многие пользователи начали пересматривать свои позиции, что отразилось и на рынке разработок. Зачем, например, использовать дорогущую программу с большим количеством функций, часть из которых не пригодится никогда, если можно сделать то же, но на более дешевом и упрощенном уровне. Да-да, речь идет о пресловутом "молотке". Забить гвоздь можно и мощным промышленным прессом, но многие предпочтут и обычный молоток, главное - результат. Именно поэтому и нужно следить за независимыми разработчиками.
Итак… Fasoft N-Track Studio 4.1. 16-битная версия стоит $49, 24-битная - $75.
Сразу говорю, что в N-Track Studio есть практически все, что требует современный уровень, а именно:
Ну, что сказать? Программа выросла прямо на глазах. Работает стабильно и профессионально. Никаких серьезных багов отмечено не было. Решение графического интерфейса достаточно стандартно, и он буден понятен любому, кто когда-нибудь сталкивался с мультитрековыми программами.
По уровню Fasoft N-Track Studio можно сравнивать с Cubase, и идейно эти программы чем-то подобны. Только вот цена у N-Track Studio более чем привлекательна.
Переходим к Tunafish…
Конечно, к этому выпуску я не успел взять интервью у Брэма (Bram Bos, Амстердам, Голландия), но уже получил от него согласие и отправил первые вопросы. Все мы занятые люди, все понятно.
Что сделал Брэм? Практически после двух лет молчания в конце августа'2005 он представил радикально новую программу Tunafish 1.0. По существу это VST-секвенсор нового поколения, который может работать с VST-инструментами, VST-плагинами эффектов, также есть ритм-машина и сэмплер собственного изготовления. Программа работает по принципу обычного MIDI-секвенсора на 10 каналов, но, как вы поняли, все инструменты и эффекты являются аудио. То есть, никаких MIDI-"примочек" вы там не найдете, кроме того, что есть возможность импорта/экспорта MIDI-файлов.
Файл композиции можно разделить на несколько сегментов, в которых вы можете использовать разные конфигурации подключения инструментов, а потом в режиме Song расставите эти сегменты в нужном порядке. Экспорт готовой композиции возможен в форматы MIDI и WAV (16/44).
Что еще интересно - микшер. В нем возможно подключать эффект-процессоры стандарта VST, а также собственные эффекты программы, самый "вкусный" из которых - это, пожалуй, gatemask (темп-гейт с различными вариациями ритмических рисунков).
На рисунке показан сам интерфейс программы, а цифрами указаны девять ключевых элементов: (1) транспортная панель, (2) рабочая область, (3) переключение режимов рабочей области Channel, Overview и Song, (4) микшер, (5) менеджер сэмплов, (6) список сегментов, (7) управление темпом, (8) мастер-фэйдер, (9) слоты для VST-эффектов на мастер-выходе.
Интерфейс вполне интуитивен и становится понятным практически сразу. Скачать демо можно на сайте (она занимает 1,59 Мб), отсутствует сохранение.
А теперь самый самый интересный момент - полная версия программы стоит $30.
New Orleans Strut - новый коммерческий проект знаменитой компании Эрика Персинга. Ну, собственно, как коммерческий… семь барабанщиков мирового класса, среди которых Abe Laboriel Jr. (Paul McCartney, Seal, Sting), Alex Acuna (Weather Report, Joni Mitchell, Whitney Houston), Billy Ward (B.B. King, Robbie Robertson, Joan Osborne), Gregg Bissonette (Santana, Joe Satriani, Steve Vai), John Ferraro (Steve Morse, Aaron Neville, Albert Lee), Bob Wilson (George Benson, Herbie Hancock, Boz Scaggs), Eric Boseman (Liquid Grooves, Backbeat, Justo Almario) записали грувы. Всего около 50-ти, то есть на самом деле это мини-коллекция, включающая такие стили как блюз, госпел, джаз, фанк и рок-н-ролл. Библиотеку можно выкачать через интернет, стоит это около $25.
New Orleans Strut выпущена в нескольких форматах, среди которых есть специальные для Stylus RMX, Apple GarageBand/Logic, а также обычные AIFF/WAV.
Studio to Go! следует рассматривать как коллекцию лучшего звукового софта, написанного для ядра Linux. Но сделана она в виде автономной системы, загружающейся на любом РС прямо с компакт-диска. Получается полноценная программная звуковая студия, включающая инструменты, эффект-процессоры, драйвера, мультитрековую программу Rosegarden 1.2 и т.п. всего за 79,99 английских фунтов. Помимо звуковых программ, в комплекте имеется браузер, e-mail-клиент, просмотрщик PDF, софт для сетевых/интернет подключений.
Для запуска такой студии на вашем компьютере не нужно устанавливать Linux - все происходит на автомате прямо с диска. Чем еще интересен данный проект? Наверное, тем, что винчестер можно не использовать, а работать только с USB-накопителем.
Что касается уровня ПО, то тут нельзя говорить о чем-то супер-навороченном - стандартные программы выполняют стандартные функции, не более того.
Как видите, есть над чем подумать и поработать. Что еще хочется отметить, программы с использованием сверточных функций стали приходить и со стороны рынка независимых разработчиков, что говорит, прежде всего, о предстоящем удешевлении самой технологии. И я думаю, что плагинов за $500-1000 в этом сегменте уже не появится.
В итогах этого материала хочется выразить пожелание вам, дорогие читатели. На создании музыки и звукорежиссуре можно зарабатывать деньги, только нужно работать. Современной школы у нас нет, а все новое чаще всего встречается в штыки, хотя умные люди стремятся использовать всегда самые последние достижения. Об этом можно долго говорить, но важна суть - практически все профессиональное студийное оборудование прошлого перекочевало в виртуальный программный вид. И уже несколько лет это оборудование продолжает свое развитие "внутри" компьютера.
Все вопросы, замечания и пожелания можно и нужно задавать в конференции