Индустрия звука бурлит - на права под солнцем претендуют новые имена. А нам, музыкантам, звукорежиссерам и т.п. от этого только выгода… Цены на ПО падают, практически для каждой программы есть альтернатива. А на музыку есть постоянный спрос, особенно если это хорошо сделанная музыка. Звукопроизводство перестает быть индустрией избранных, все что необходимо - это знание технологий и теории, ну и, конечно, само творчество. В этом обзоре, кроме самого ПО, мы рассмотрим несколько биографий, плотно связанных с развитием программного обеспечения. Начнем с такого интересного образования как Wizoo Sound Design Gmbh.
Город Бремен (Германия)... Вокруг марки Wizoo объединились сразу три партнера - Петер Джоргес (Peter Gorges), далее "Oscar winning film composer" Ханц Зиммер (Hanz Zimmer), и не менее известный Манфред Реруп (Manfred Ruerup), являющийся сооснователем компании Steinberg. Как вы узнаете через несколько абзацев, многие программы от Steinberg разрабатывались именно здесь.
На сегодня в команде Wizoo Sound Design Gmbh работает порядка двадцати штатных сотрудников и пятидесяти фрилэнсеров со всего мира. Компания занимается разработкой и выпуском программных продуктов, основные лицензии на которые сейчас принадлежат Steinberg и M-Audio, а также созданием и распространением звуковых библиотек, использующихся во многих современных продуктах.
Основным основателем Wizoo является журналист (писатель), звуковой дизайнер и студийный музыкант Петер Джоргес. В 1997 году он открыл фирму, которая занималась издательской деятельностью и производством профессиональных звуковых библиотек. В 1999-м Wizoo Sound Design Gmbh заключает стратегический альянс со Steinberg Media Technologies, в результате чего она приняла активное участие в разработке программных продуктов для нее. Первой была ритм-машина LM-4, после появились и другие результаты - The Grand, Virtual Guitarist, Xphraze, Hypersonic и Virtual Bassist. В 2002-м году компания открывает крупный специализированный портал по продаже сэмплов и библиотек.
2004-й является, пожалуй, самым бурным в истории компании. В феврале Wizoo Sound Design Gmbh открывает второе R&D-подразделение, состоящее из восьми разработчиков, которые дополнительно занимаются специализированными программными и аппаратными комплексами, такими как, например, Creamware Scope. В мае этого же года в качестве партнера в компанию входит всемирно известный кино-композитор Ханц Зиммер. И уже летом 2004-го было заключено дистрибьютерское соглашение с M-Audio, в результате которого первые программные продукты от марки Wizoo, а именно Latigo и Darbuka, стали распространяться по всему миру от лица M-Audio.
На данный момент компания Wizoo уже от своего лица активно продвигает эффект-модуль реверберации Wizooverb W2 - это сверточный ревербератор, очень неплохого качества, использующий специальную технологию HDIR (High-Definition Impulse Response - сверточные "шаблоны" высокой точности). В распространяемой на данный момент версии имеется 15 HDIR-шаблонов, этим летом должна появиться W5 - 5.1-версия с 25-ю шаблонами помещений и акустических пространств.
Конечно, не удивительно, что Ханц Зиммер, озвучивший множество кинофильмов, таких как "Гладиатор", "Человек Дождя" и т.п. решил использовать свою популярность не только на рынке медиа, но и на рынке звуковых устройств. Так еще примерно в середине 90-х у него вышла сэмплерная библиотека "Hans Zimmer Guitars", распространителем которой была Spectrasonics. Потом было еще несколько собраний звуков. После этого, нельзя не вспомнить период 2000-2003 гг., когда Зиммер в компании бывшего дизайнера синтезаторов Waldorf Electronics Акселя Хартманна (Axel Hartmann) и основателя Prosoniq Стефана Бернси (Stephan M. Bernsee) поучаствовал в создании и продвижении аппаратного (а после и программного) синтезатора Hartmann Neuron (Neuron VS). Успех данного мероприятия до сих пор стоит под большим вопросом, потому как сам синтезатор оказался очень дорогим даже в программном виде и малораскрученным. В результате чего вся компания из трех этих человек разбежалась, оставив все проблемы на плечах Акселя Хартманна.
Что Зиммеру нужно от Wizoo? Композитор хочет создать максимально приемлемую для его работы компьютерную систему, заменяющую оркестр. Для этих целей он "отсэмплировал" Лондонский Симфонический Оркестр (London Symphony Orchestra), и в 2004-м году вошел как полноправный партнер в Wizoo Sound Design Gmbh, где имеются хорошие опытные разработчики и программисты. При этом в замыслах Зиммера сделать эту систему закрытой, то есть не доступной для импорта сторонних сэмплов. Планы у Ханца достаточно амбициозны - создать свою собственную "закрытую" программу, где гарантом качества будет выступать его имя. Учитывая то, что оно очень авторитетно в музыкальном мире, из этого продукта должно получиться что-то популярное.
Причем, нужно отметить, что сама идея интересна, прежде всего, тем, что количество инструментов будет ограниченным и качественным. Свой новый продукт Зиммер предполагал проверить на новом фильме "Бэтмэн", сделано это или нет, пока не известно.
В события этого лета на рынке ПО достаточно активно вмешались две шотландские фирмы - db Audioware и Camel Audio Ltd. И представили они очень интересные и новаторские продукты - Quantum FX 2 и Camel Phat3. Как тут не вспомнить шутку английского комика Роуэна Аткинса ("Мистер Бин") - "Шотландцы - это очень изворотливые люди, поскольку чертополох по пояс, а штанов нет". Думается, что эти компании на штаны себе заработают… на кожаные… с телевизором.
Итак, приступим.
Db Audioware - это компания, образованная Дэйвом Брауном (Dave Brown), который известен многим компьютерным звукорежиссерам с 1997 года (он тогда выпустил первые freeware плагины для стандарта VST). Также он известен и "бывшим" пользователям DirectX-платформы благодаря разработкам dB-L mastering limiter, dB-M multiband limiter, dB-D dynamics processor, dB-S de-esser.
29 июня 2003 года под маркой данной компании вышла в свет первая версия очень неожиданной программы - Quantum FX (www.quantum-fx.com), летом этого года ее продолжение - Quantum FX №2. Она состоит из двух оболочек - конструктора (workbench) и VST/DirectX-модуля Quantum FX, который загружается в сторонних программах типа WaveLab и т.п. в качестве плагина.
В конструкторе мы собираем абсолютно любой эффект-процессор из структурных DSP-блоков, проверяем его, тестируем, рисуем графический интерфейс и сохраняем с расширением *.pub. После этого, загружаем любую программу, поддерживающую VST/DX, среди списка плагинов выбираем Quantum FX, загружаем его и открываем в нем наш *.pub-файл. Плагин готов к работе.
У многих может возникнуть вопрос, а почему разработчики из db audioware не позволяют сразу генерировать VST или DX-плагины в виде dll-файлов, так чтобы они не загружались через модуль Quantum FX? Это сделать достаточно легко, причем мы имеем ряд программ-примеров (например, SynthEdit), которые делают таковое возможным.
Ответов сразу несколько. Во-первых, в рабочей библиотеке компонентов конструктора Quantum FX 2 имеются самые современные решения (алгоритмы с нелинейной фазой, обработка на уровне 64 бит/192 КГц). Многие разработчики предлагают единичные продукты такого класса по цене от $20 до $200. Если db audioware сейчас предоставит возможности конструирования готовых отдельных плагинов со своей элементной базой, то это внесет сумятицу на рынок и оставит с носом самих разработчиков.
Во-вторых, программа Quantum FX 2 поставляется одновременно с набором из 50 профессиональных плагинов, собранных в ее же конструкторе как самими db audioware, так и рядом сторонних специалистов. Создан тот минимум, который необходим современному звукорежиссеру - имеются и мощные эквалайзеры на очень большое количество полос, многополосные максимайзеры с нелинейной фазой, де-ессеры и так далее. То есть, приобретая за $299 полный комплект, вы получаете и профессиональные плагины, и конструктор для них сразу.
Quantum FX построен таким образом, что пользователю вообще не нужно знать языков программирования - все собирается из модулей. И если вы, например, работая с плагином, захотели вставить дополнительный индикатор на любой из параметров, то это делается в конструкторе за считанные секунды. Удобно? Безусловно.
То есть, Quantum FX - это, прежде всего, открытая архитектура по созданию или изменению внутреннего наполнения и внешнего отображения программных эффект-процессоров.
Действительно ли все так хорошо? Не совсем. С точки зрения звука все выполнено очень профессионально, и цена на данный продукт оправдывает себя сразу в несколько раз. Но очень слаба индикативная часть, например, в структурных модулях нельзя найти двумерные/трехмерные графики - есть простые индикаторы и всевозможные потенциометры. Это серьезная недоделка, которая значительно затрудняет работу, хотя для многих она может показаться несущественной. Но я бы, например, хотел видеть изменения спектрограммы в процессе обработки и т.п.
И второй момент, который стоит отметить - отсутствие возможностей для работы с 5.1, что тоже не совсем понятно.
В общем, Quantum FX 2 вышел, и если вы хотите выгодно сэкономить на профессиональных программных устройствах обработки, а также получить доступ к их "внутренностям", то свой выбор можно остановить и на этой интересной программе.
Минимальные требования: Pentium III - 800 МГц, 256 Мб RAM, 1024х768. ОС: Windows 98/XP/2000.
Camel Audio Ltd образована в 2000-м году Беном Жилеттом (Ben Gillet). У данной компании есть несколько интересных продуктов, среди которых: мощный синтезатор Cameleon 5000, программа для создания сложных звуковых текстур CamelSpace и "зажирнитель" звука серии Camel Phat.
Еще на самой заре становления звукозаписи огромное внимание уделялось качественным устройствам обработки, содержащим всяческие ноу-хау и стоящим иногда непомерных денег.
Плотные ударные, "жирное" звучание баса, прозрачные "верхи", тяжелые по саунду драйв (фузз)-гитары - достижение этих характеристик уже является неотъемлемой частью современной звукорежиссуры.
Camel Fat3 - мульти-ффект процессор. При его разработке авторы попытались создать многофункциональный программный комплекс, позволяющий предоставить все современные варианты обработки, для того, чтобы звукорежиссер не бегал от программы к программе, а пользовался только этим набором.
Camel Phat3 (не путать с бесплатной версией Camel Phat Free - "голые" дисторшн/компрессор) включает уникальную технологию "Magic EQ", смоделированный аналоговый компрессор, три резонансных фильтра, два генератора LFO, один фильтр огибающих (envelope), флэнджер и блок искажений (дисторшн), разбитый на четыре ключевых параметра.
Для автоматизации работы со всем этим арсеналом, разработчики создали структурированную базу из 128 пресетов, разбитую по категориям. Это позволяет быстро находить нужную обработку, например, для баса, ударных или гитар.
Для дополнительного комплексного управления параметрами предусмотрено специальное X/Y-окно - что, в принципе, на сегодня является стандартом.
Первое знакомство я начал, конечно же, с изучения пресетов - звучит все прекрасно, видно, что старались профессионалы. Но, отходя от пресетной базы, нужно отметить, что у Camel Fat3 имеется огромный запас дополнительных возможностей. По существу, это один из самых мощных эффект-процессоров современности, причем и один из самых насущных.
Звукорежиссер может сэкономить просто уйму времени, используя Phat3, особенно если речь заходит о стандартной обработке инструментов на хорошем качественном уровне. Рекомендуемые требования к РС: Pentium III 1 ГГц, 128 Mб RAM, Windows ME/2000/XP, VST-хост.
Пожалуй, на сегодня мы имеем не более десятка крупных компаний, специализирующихся на выпусках банков звуков. Среди основных из них на сегодня стоит выделить американцев - Spectrasonics и Sonic Reality, и англичан из Zero-G (www.zero-g.co.uk). Последние широко известны не только популярными собраниями звуков, но и программными продуктами, получающимися в результате сотрудничества этой компании с другими. Чего стоит только недавно нашумевший Yamaha VOCALOID.
И вот в конце июня'2005 под маркой Zero-G выходит звуковая сэмплерная станция NOSTALGIA. В качестве программной оболочки используется специальная версия Native Instruments KOMPAKT (дочерняя программа от мощного сэмплера KONTAKT).
Инициатором проекта стал Стив Хауэлл (Steve Howell) - энтузиаст с более чем тридцатилетним стажем общения с самыми различными музыкальными инструментами. Хауэлл является музыкантом, композитором и звуковым дизайнером, имеет более шестнадцати лет стажа в создании профессиональных звуковых библиотек. Именно весь этот опыт лег в основу продукта NOSTALGIA. Общая структура включает более 5.000 звуков и около 1.300 готовых пэтчей. Все звуки были записаны и обработаны на уровне качества 16 бит/44,1 КГц.
В списке "участников" вы можете встретить практически все популярные модели синтезаторов и ритм-машин прошлого. Основные прелести программы - она требует малых ресурсов - Windows XP/ME/98, CPU от Pentium III/ Athlon от 400 МГц, RAM от 256 Мб, поддерживает все основные стандарты - VST 2.0, DXi, ASIO, Soundmanager, OMS, Audio Units, Core Audio, RTAS. Графический интерфейс, а это интерфейс Native Instruments KOMPAKT, очень прост, не имеет каких-либо заумных наворотов. То есть, включил - и работай!
Цена на NOSTALGIA также невелика - 199,95 $, что гораздо ниже, чем у ближайших конкурентов. В общем, на данный момент можно сказать, что мы имеем уже две серьезные станции синтеза сэмплерного типа - Zero-G NOSTALGIA и IK Multimedia Sonik Synth (в последней используются фирменные банки от Sonic Reality).
Независимый разработчик Алессандро Камнасио (Alessandro Camnasio) скрывается под торговой маркой Virtuasonic, которую вы можете найти в интернете по одноименному адресу с расширением .com. Чем же так интересны небольшие программные "поделки" от данного человека? Они дешевы, практически не имеют аналогов и легковесны для системы. Среди нескольких его программ стоит выделить новый VSTi-инструмент и одно ноу-хау...
Небольшой и дешевый (27,5 $) плагин, эмулирующий звучание знаменитого австралийского инструмента диджериду (в англоязычном варианте пишется как didjeridoo или didgeridu). Это духовой инструмент, на котором играют аборигены Северной Австралии, но с приходом электронной музыки и возникновением интереса к этно, диджериду практически стал инструментом №1 за свою уникальную темброфоничность и ритмичность. Вы часто можете встретить этот инструмент в звуковых библиотеках, а также во множестве современной музыки.
В разработке от Virtuasonic можно генерировать ноты со звучанием диджериду в пределах от С0 до В3, придавать звучанию яркость и так далее. Очень интересный инструмент.
Слово MIJOY является аббревиатурой от MIDI и JOYSTICK. Как понятно, речь идет о специальной программной VST-"примочке", позволяющей управлять MIDI-событиями для треков и VST-инструментов с помощью джойстика. Благодаря этому добавляется дополнительный манипулятор, который может пригодиться в таких программах как Nuendo, Cubase, Samplitude, Abletone Live, Logic Audio. Джойстик подходит практически любой - если он у вас работает в Windows, то будет функционален и в MIJOY.
Помимо программных инструментов MIJOY может использоваться для связи с "железным" оборудованием, подключенным к РС, например, внешними синтезаторами, звуковыми модулями и MIDI-клавиатурами.
Подключается все достаточно легко, версия MIJOY Pro позволяет работать с 1 до 8 джойстиков одновременно. MIJOY (12,5 $), MIJOY Pro (21,5 $)…
Ситуация с ценами на ПО становится угрожающей для разработчиков. Еще примерно год назад Стефан Бернси (экс-Prosoniq) сказал, что рынок очень мал и не дорог, после чего скрылся с горизонта... Но находились же и решения. Например, MAGIX предлагала свои лицензионные программы напрокат примерно по одному баксу в день. Теперь ситуация накаляется. Во-первых, на рынке профессиональных мультитреков появился очень серьезный игрок - Mackie/RAW Material Tracktion. Во-вторых, неожиданно пришли программы Quantum FX и Camel Phat3, которые (особенно последняя) могут натворить дел на рынке. Удивительно, что сейчас набирают обороты в звуке шотландская и английская школы - их программы практичны, современны и удобны, хотя все предпосылки год назад указывали на итальянцев. Вот такая ситуация в июле…