Когда в конце прошлого года мы говорили о том, что 2005-й окажется переломным на рынке профессионального звукового софта, то даже в голову не могла придти мысль о проблеме, которая стала очевидна уже сейчас. Программное обеспечение для звукопроизводства разделилось, и разделилось весьма серьезно. С одной стороны, мы имеем современный компьютерный подход к созданию музыки, который можно встретить в Mackie/RAW Material Tracktion 2 и Native Instruments REAKTOR (более-менее открытые архитектуры). С другой стороны плодятся всевозможные и не дешевые по цене "молотки" типа Samplitude, Cubase и VST-плагины, кои берут свое начало из аппаратных студийных устройств-прототипов (зачастую чисто дизайнерски).
И в том, и в другом случаях музыкант или звукорежиссер может достичь примерно одинаковых результатов, вопрос только в их (или его) уровне и финансовых возможностях. Причем, стоит отметить, что появилась тенденция к приобретению лицензионных версий продуктов, что, несомненно, должно в скорости сказаться на качестве выходного материала. Ответ на риторический вопрос "почему" очевиден - производство должно окупаться и приносить прибыль. Следовательно, нужно считать каждый рубль и при этом учитывать стоимость ПО.
Несмотря на отпуска и каникулярный период, новинок в июне было очень много, в основном все - от независимых разработчиков. Нам сейчас не следует обращать внимание на большинство из них, поскольку в июне-2005, во время турбулентности рынка, продолжают "работать" несколько больших имен.
Компания Steinberg выпустила сразу два релиза - обновление WaveLab до версии 5.0.1b (build 240), и поступление в продажу VSTi-инструмента Virtual Bassist. Самое яркое нововведение в известном звуковом редакторе мы уже описывали - поддержка модуля Algoritmix reNOVAtor. Данная программа позволяет отделить нужный полезный сигнал от посторонних шумов и звуков. Как пример можно привести интервью, записанное на улице, где ездят машины, раздаются гудки, шумит ветер и т.п. Алгоритм reNOVAtor позволяет их убрать. Идея отличная.
Остальные новации в WaveLab 5.0.1b касаются улучшения модуля AudioMontage (огибающие) и поддержки DVD-Audio дисков с изображениями, MP2-файлов с расширением *.m44. Достаточно существенно проработаны ошибки - сделан более качественный даун-микс DVD-Audio 5.1 в стерео/моно, панорамирование моно треков в Audio Montage теперь работает корректно, устранены ошибки при работе с 32-битными AIFF. Ключевым моментом в новой версии WaveLab я бы назвал апдейт драйверов для CD-R, поскольку нередко можно было услышать отрицательные замечания пользователей о плохой поддержке ряда устройств.
По результатам анализа рынка и последних мероприятий, программу Native Instruments REAKTOR можно по праву считать лучшим современным модульным конструктором, в котором возможно программно собрать практически любое звуковое устройство, используемое в современной индустрии. Продукцию Native Instruments всегда отличает высокое качество и продуманность. Например, у данной компании сейчас очень редко можно встретить апдейты с исправлениями ошибок, и это при том, что ее продукты очень популярны и имеют множество зарегистрированных пользователей.
В июне REAKTOR 5, натужно анонсировавшийся на выставках, появился в продаже по цене $579. Это очень не дорого, если учесть, что в данной программе можно собирать синтезаторы и эффект-процессоры любого уровня сложности, а в целом - и готовые студии.
Среди недорогих профессиональных мультитрековых программ, после Mackie Traction 2, заслуженное второе место удерживает fasoft n-Track Studio. В июне-2005 вышло обновление до версии 4.0.5. Исправления затронули модули MIDI Piano-Roll и Navigator window. n-Track Studio - достаточно сильный продукт, но ему еще нужно развиваться.
И интересная, и главная новость прошедшей весны и начала этого лета - VST-плагин Digital Musician Link (сокращенно, DML) полноценно начнет работать с августа, а сейчас находится в стадии бета-тестирования. DML - это плагин-сервис. Он позволяет в он-лайн режиме, не выходя из программы мультитрека, связываться с любой студией мира и обмениваться аудио/MIDI-данными. Необходимые условия - VST-хост и DSL-интернет, все аудио-данные передаются с профессиональным CD-качеством.
Подробности можно найти на сайте Making Music Online. Как дополнительный сервис - база данных по сессионным музыкантам, которых вы можете привлечь в свой проект и сразу же записать на дорожку мультитрека, не отходя от компьютера. Подобные идеи возникали уже давно, но за DML VST видится неплохое будущее - во-первых, спонсорами Making Music Online являются очень известные лэйблы EMI и Universal Music, во-вторых, используется очень популярный стандарт VST, благодаря чему он-лайн-общение можно вести прямо из мультитрековой программы.
Сервис DML предусматривает два тарифных плана - бесплатный, соответствующий траффику передачи данных в реальном времени с качеством эквивалентным 128 Кб/с МР3, и 24 евро в месяц - 256 Кб/с МР3.
Запись треков и обмен аудио/MIDI-информацией через специализированный он-лайн-сервис - очень неплохое решение. Это может повлиять на звукоиндустрию в целом. Например, упразднить современные структуры конкурсов ремиксов и т.п. На многих специализированных ресурсах, таких как, например, Hitsquad.com, уже имеются обширные базы музыкантов, готовых к сотрудничеству. В данном разрезе интернет больше напоминает огромную доску объявлений. Digital Musician Link позволяет ее использовать в более практическом русле.
Какая выгода от этого нам, музыкантам из СНГ? Прежде всего, возможность поработать с зарубежными исполнителями и поучаствовать в интересных проектах, влиться в "мировую тусовку". Но, как вы понимаете, без знания профессионального музыкального софта это не реально. Так что, есть над чем подумать и чем позаниматься этим летом.
Пожалуй, самая яркая и, не побоюсь сказать этого слова, эпохальная программа от австралийского музыканта и программиста Росса Бенсина (Ross Bencina) AudioMulch появилась в версии для скачивания 17 июня этого года. Имя ей 0.9b20 (это уже похоже на крипто-код). Интерфейс у AudioMulch не изменился, хотя, автор программы затронул другие важные ее недостатки, а именно расширенное управление для VST и MIDI-модулей, а также сделал улучшения для модуля FileRecorder.
Почему мною был упомянут интерфейс как недостаток…
По-моему, Ross Bencina занимается этой программой просто в свое удовольствие, и на "плодах его раздумий" выросло уже не одно поколение программ-"виртуальных студий". Например, если идти по исторической линии, то сначала многое появилось в AudioMulch, а потом в более красивом виде в Propellerhead Software Reason.
Думается, что 2005 год окажется переломным и для AudioMulch, поскольку реализованные в ней идеи уже устаревают, прежде всего, из-за плохого графического интерфейса. Все-таки, мы уже живем в XXI-м веке.
Немецкая компания Ableton появилась очень неожиданно. В то время, когда большинство ремиксеров с той или иной долей успеха работали с Sonic Foundry ACID, некоторое весьма талантливое сообщество музыкантов и программистов из Берлина представили продукт Live на TEC Awards, после чего стали безумно успешными. Эта программа пришлась по вкусу многим музыкантам. Ее отличительные характеристики - простота, эргономичность и современность интерфейса, насущные технологии. С тех пор прошло несколько лет, Ableton Live стал доступен пользователям обеих платформ (РС и Мас), и начал постепенно превращаться в "тяжелый" мультитрек.
В результате на 2005 год мы имеем очередной "хит" за цену 499 EUR/USD (MSRP) (продажи начнутся во второй половине июля), а то, что там нового можно прочесть тут.
Итак, весной начались серьезные перемены, поэтому наш традиционный список весьма и весьма изменен. Причем не обновляли мы его практически с зимы этого года.
Рабочие станции:
Mackie/RAW Material Tracktion 2
Steinberg Nuendo/Cubase SX 3.
MAGIX Samplitude/Sequoia 8.2
Виртуальные студии и алгоритмические программы:
Native Instruments REAKTOR 5.
Image-Line FL Studio XXL 5
Программы для ремиксинга/ди-джеинга:
Spectrasonics Stylus RMX
Ableton Live 5
Sony Pictures Digital ACID 5
Uebershall VLP 120, VCP 120, PLP 120
Звуковые редакторы:
Steinberg WaveLab 5.0
Sony Sound Forge 8.0
Музыкальные инструменты:
IK Multimedia Sonik Synth 2
Native Instruments Absynth 3
Native Instruments B4 Organ
Prosoniq Magenta
Prosoniq Morph
Эффект-процессоры:
Prosoniq Rayverb
IK Multimedia AmpliTube
WaveArts MasterVerb
Prosoniq Morph
Программы для работы в 5.1:
Sony Pictures Digital Vegas 5.0
Лучшие программы для мастеринга:
Steinberg WaveLab 4/5
WaveArts MasterVerb
Waves L3-Ultramaximizer
Waves L3-Multimaximizer
qSonic sonicOne 1.3
Автотюнеры:
Antares Auto Tune
Тюнеры:
Marco Gallo Wtune v2.1.0.1
Вспомогательные программы:
Antares Microphone Modeller
Celemony Melodyne 2.6
Лучшая программа июня-2005:
Mackie/RAW Material Tracktion 2
Обратить внимание на:
CyberTeam Ltd. Ambient Grains
Как уже было замечено, сегодня на рынке звукового ПО существует турбулентность, но она требует жесткости в выборе позиций. Например, за рубежом часто можно встретить ситуацию, когда людей, отвечающих за компьютерную часть в музыке, просто называют "программистами". И это не далеко от истины - у нас есть свой язык и своя философия. Поэтому, говоря образно, одним - Delphi, другим - С, а третьим - ассемблер.