Оригинал материала: https://3dnews.ru/170061

Музыкальный софт-рейтинг. Май-2005

Стр.1 - Часть I

Май 2005 является некоторым итоговым рубежом - временем, когда старое уходит, а новое рождается и расцветает. Это применимо не только к законам природы, но и к ситуации на рынке звукового ПО. Что хочется отметить в первую очередь? Конечно же, появление второй версии Mackie/RAW Material Tracktion. Конец апреля нам преподнес достаточно интересный сюрприз в виде шестого Vagas от Sony, компания brainspawn выпускает уникальный forte 1.5, а WaveArts решается на реанимацию своих старых разработок в области 3D-звука. Именно этому и посвящен данный выпуск.

3D-панорама от WaveArts Panorama

Да, славные были времена, когда появился и начал свое победное шествие термин "3D-звук". Течение было настолько модным и востребованным, что научные исследования, что называется, "с пылу, с жару", сразу же переходили в практическую область. Не успевали появляться научные доклады и результаты опытов, как тут же возникали программы или устройства, говорящие о новейших достижениях в области обеспечения трехмерного звука.

Компания WaveArts была образована в 1998 году доктором физики Вильямом Гарднером (William Gardner) из замечательного учреждения MIT Media Lab. В рамках Массачусетского Технологического Института (MIT) проводилось множество опытов, касающихся изучения объемного звукового восприятия человека. На базе эмулируемых бинауральных моделей было найдено множество формул и алгоритмов, которые впоследствии легли в базис такого понятия как современная эмуляция 3D-звука. Помимо этого были разработаны уникальные алгоритмы реверберации, звукового анализа и синтеза. WaveArts можно условно считать правопреемником MIT Media Lab, и среди сегодняшних ее клиентов есть такие имена как Analog Devices, Creative Labs, Denon, Intel, Lexicon, Media 100, Motorola, Teradyne и Texas Instruments.

Примерно в середине 90-х прошлого века WaveArts совместно с HMI выпускает продукт InMotion 3D (5.1), который позволяет создавать объемные картины вокруг слушателя, причем включающие движущиеся объекты. Под своей торговой маркой компания выпускает DX-плагин WaveSurround, который позволяет создавать объемный звук в рамках обычных стереосистем.

После этого, компания достаточно уверенно продвигается вперед, выпуская ревербератор MasterVerb DX, отличающийся уникальной мягкостью и прозрачностью звука. Некоторое время DirectX-плагин MasterVerb остается мало замеченным, но потом на него обращают внимание маститые профессионалы, которые впоследствии не то, что стали использовать эту программу, но и приняли участие в создании новой базы пресетов для нее.

Далее компания WaveArts добавила в свой арсенал устройства динамической обработки и эквалайзеры и занялась выпуском гибридов. Не так давно все семейство плагинов было объединено в комплект Power Suite.


 3D-панорама от WaveArts Panorama

И вот, май-2005 - появляется новая программа Panorama - бинауральный эффект-процессор для создания 3D-звуковых сцен. Panorama включает в себя:

  • Возможность позиционирования и перемещения объектов по трем осям.
  • Функцию HRTF (Head Related Transfer Function) для достижения естественного бинаурального эффекта.
  • Использование "точек" реверберации и дистанции.
  • Возможности управления размерами помещения, а также свойствами материалов стен, пола и потолка.
  • Интегрированный "эффект Допплера".
  • Автоматизированный режим при создании движущихся объектов.
  • Возможность прослушивания 3D-картины на обычных стерео колонках - удаление перекрестных каналов.

Общие впечатления от программы очень хороши. Правда для тех, кто знаком с предыдущей surround-продукцией WaveArts, а также с программой InMotion, открытий не будет. Хотя, стоит отметить низкую загрузку CPU, поддержку всех современных стандартов (VST, DX, AU, MAS и др.), а также то, что trial-версия Panorama полнофункциональна в течение 30 дней. Ее можно скачать по этому адресу.

Как водится, приведем несколько интересных звуковых примеров.

Для наушников:

Для колонок:

Sony Vegas 6


 Sony Vegas 6

Первый анонс о выходе шестой версии Vegas появился 19 апреля. Версия 6.0а с исправлением ошибок… 20 апреля. Видна спешка. Удар должен быть стремительным. Графические интерфейсы от Sony Pictures Digital выгодно отличаются хорошо продуманной эргономикой. Сейчас с поддержкой VST и расширенной интеграцией с видео-устройствами данная компания не то чтобы уравнивает свои шансы со Steinberg, а может и выиграть.

Итак, что из нового мы имеем в шестой версии программы:

  • Обширная поддержка HDV, оптимизированная под новые видеокамеры Sony HVR-Z1U, HDR-FX1 и деку HVR-M1OU HDV VTR.
  • Захват, редактирование и экспорт SD/HD SDI с использованием плат Blackmagic Design DeckLink.
  • Поддержка многопроцессорной обработки данных.
  • Качественная конвертация видео (например, из 1080i в 720p).
  • Дополнительные возможности мониторинга. Через специальный DVI-интерфейс можно выводить видео на дополнительные дисплеи (LCD, CRT) со всеми указанными характеристиками качества.
  • Дополнительные "вложения" в файлы проектов (Project nesting). В любые временные точки проекта можно добавлять стандартные медиа-события.
  • Импорт/экспорт AAF (Advanced Authoring Format) - формат обмена файлами проектов между различными приложениями.
  • Расширенный менеджмент медиа-файлов.
  • Поддержка VST-плагинов.
  • Импорт файлов Broadcast WAV (BWF) и работа с ними.
  • "Магнитофонная" перемотка.
  • Новые возможности редактирования.

Как видно, основные нововведения касаются качественной интеграцией с видео-технологиями, и в частности, с техническими решениями от Sony. С точки зрения аудио мы имеем достаточно мало нового, за исключением поддержки VST и наличия программного кодера 5.1, а также 5.1-эффектов для мастер-выхода - EQ, Dither и WaveHammer Surround. Работать с 5.1 можно только при условии наличия установленного Sony Pictures Digital 5.1 Surround Plug-In Pack (которого уже нет в продаже) либо полного комплекта Vegas+DVD Production Suite.

В остальном аудио-часть Vegas 6 практически не отличается от Vegas 5.

Vegas+DVD Production Suite


 Vegas+DVD Production Suite

Комплект Vegas+DVD Production Suite включает в себя три программы - Vegas 6.0, DVD Architect 3.0 и кодер Dolby Digital AC-3. Третья версия DVD Architect - это достаточно удивительная программа, в которой можно создавать DVD самого профессионального качества и с различными техническими характеристиками. Если Vegas предназначен большей частью для создания аудио/видео-ряда, то на плечи DVD Architect возлагается решение вопросов компоновки конечного продукта. В его рамках можно в режиме реального времени просмотреть проект с использованием виртуального пульта управления, то есть, увидеть, каким продукт окажется в итоге.

С помощью файлов Adobe Photoshop (PSD) можно создавать собственные красочные меню, что касается субтитров, то реализована многоязыковая поддержка и DVD Architect 3 поддерживает до 32 треков субтитров на каждый титр (16 треков для широкоэкранного режима). Внутреннее наполнение DVD можно увидеть и отредактировать в специальном окне Project Overview. Среди новых дополнений в третьей версии DVD Architect является возможность установки "Jacket picture" - картинки, которая хранится на DVD и отображается DVD-плеером после нажатия кнопки останова.


 Vegas+DVD Production Suite

С технической точки зрения следует указать, что в DVD Architect реализованы достаточно надежные алгоритмы оптимизации, есть специальный модули мастеринга DVD, а также защиты авторских прав. Кодирование видео происходит в стандарты NTSC 4:3, NTSC Widescreen, PAL 4:3, PAL Widescreen, аудио - как понятно, AC-3 5.1 или стерео, PCM. Для записи поддерживается большинство приводов DVD-R, DVD-RW, DVD+R, DVD+R DL (двухслойные), DVD+RW.

Суммарная стоимость комплекта Vegas+DVD составляет $674,96, в то время как Vegas 6.0 отдельно стоит $449,96.

При анализе ситуации с появлением пятой Sony ACID в конце прошлого года, невольно возникал вопрос: что будет с Vegas, ведь, по существу, эти программы стали практически идентичными между собой? Как показала ситуация, Vegas сходит с рынка аудио-приложений, занимая новую нишу - программы для профессионального создания DVD. Ход вполне ожидаемый, но перспективы его последствия более чем серьезны. Sony сделала очередной "молоток" с интуитивным интерфейсом и здравой долей креатива. Конкурентов нет!

Поколение NEXT. Mackie Tracktion 2


 Mackie Tracktion 2

В мае 2005 в продажу поступила вторая версия программы-мультитрека Mackie Tracktion. Она представляет собой новое поколение музыкального софта, и, не смотря на свой очень молодой возраст (разработка велась в период 2002-2005 гг.), представляет его очень качественно. Tracktion 2 - это достойный конкурент Sony ACID, Ableton Live, Steinberg Cubase, а также многим современным программам многодорожечной записи. Отличительной особенностью Tracktion является ее уникальный интерфейс, выигрыш которого состоит в том, что он начинал разрабатываться не в период становления компьютерного музыкального софта, а во время его расцвета.

В Tracktion 2 есть все - аудио/MIDI-секвенсор, поддержка ASIO, VST, ReWire, mda, QuickTime, виртуальных инструментов, множество уникальных функций, автоматизация по огибающим, внутренняя обработка на уровне 64 бит, поддержка частоты дискретизации аудио до 192 КГц. Программа мультиплатформенна и может использоваться как на Мас, так и на РС (ОС Windows XP/2000). В комплект поставки программы входит целый набор программных эффект-процессров и инструментов от сторонних разработчиков. Среди спектра этой продукции стоит отметить наличие IK Multimedia Sample Tank SE/Amplitube LE, Lin Plug RMIV/Freealpha, BigTick Cheese Machine/Ticky Clav, reFX Slayer 2, Bismark BS-1, Acuma Labs FinalMix и т.п.

В общем, комплект предназначен для того, чтобы после установки программы вы не искали дополнительно виртуальные инструменты или процессоры обработки, а выбирали их из списка имеющихся. Стоит отметить, что подобраны они очень грамотно. Вместе с тем, Tracktion 2 требует особого подхода к рабочему процессу, который несколько отличается от стандартных программ.

Интерфейс Tracktion 2. Общее описание

Хотя Tracktion 2 и позиционируется разработчиками как простая интуитивная среда, даже опытным пользователям понадобится время на ее изучение. Я бы сказал, что в программе все перевернуто с "ног на голову" или наоборот. Наиболее близким программным интерфейсом к Tracktion 2 является Ableton Live, но это только внешнее сходство. Удобным является решение реализации страниц-закладок, то есть, отсутствует главное меню, а вместо него существует три окна-страницы - Projects, Settings и окно мультитрека. Выполнены они в виде Tabbed Pages, то есть пользователь может переходить от одного к другому по закладкам, расположенным в правом верхнем углу графического интерфейса.


 Mackie Tracktion 2

В окне-странице Projects вы можете производить навигацию по файлам проектов и их внутреннему наполнению. Именно в нем и загружаются мультитрековые файлы со всем контентом, в них содержащимся. В данном окне можно производить быстрый поиск по структурным элементам проекта (аудио, MIDI, видео-файлам), прослушивать их и редактировать. Не смотря на то, что в этом окне можно загружать и производить навигацию сразу по множеству проектов, загруженным может быть только один. В этом у программы есть структурная схожесть с Image-Line FL Studio.


 Mackie Tracktion 2

Окно Settings показывает, что в использовании главного меню и нет большой необходимости - достаточно вынести все необходимые настройки на отдельную страницу. Среди них - аудио-устройства, плагины, "горячие" клавиши, внешние контроллеры, общие настройки. Все удобно и интуитивно понятно.

Страница мультитрека загружается в том случае, если вы решили открыть определенный проект в закладке Projects. Она очень насыщенна и многофункциональна, но опять же, построена таким образом, что в использовании такого элемента как главное меню нет и смысла. Мы рассмотрим данный элемент интерфейса в отдельном подразделе.

При первой загрузке программа определяет все имеющиеся на компьютере плагины и инструменты. Если среди них есть проблемные, то Tracktion 2 автоматически исключает их проверку для последующих загрузок. В принципе, некоторые разработчики вообще отказываются от последующего сканирования, если этого не пожелает пользователь, причем в Tracktion 2 предусмотрена такая возможность, но в тестируемой мной версии (2.0.1.4 от 29 марта) она почему-то не работала и, поскольку плагинов у меня достаточно много, на каждую загрузку программы уходило несколько минут.

Стр.2 - Часть II

Окно мультитрека

Вот тут и начинается самое интересное. Программа позволяет производить импорт аудио форматов wav, aiff, ogg и MIDI-файлов с расширениями *.mid и *.midi. Как видно, mp3 не поддерживается.


 Mackie Tracktion 2

Рабочая мультитрековая область выполнена в весьма фривольном виде, что создает очень много путаницы. В нижнем левом углу находится небольшое командное меню, которое позволяет управлять основными настройками мультитрековой области, например, такими как параметры сетки, тайм-кода, экранными опциями и т.п. Мы говорили о том, что в программе отсутствует такой элемент как главное меню, в данном случае можно сказать, что его элементы перенесены на эту мини-панель. По существу в ней повторяются внутренне наполнение опций File и Edit, которые есть в главных меню большинства ПО. В центре нижней части экрана находится многофункциональное окно свойств, которое отображает список настроек функций для каждого выделенного элемента, будь то трек, файл или плагин. Снизу справа - транспортная панель.


 Mackie Tracktion 2

Сама мультитрековая область достаточно громоздка. Каждый трек построен по цепочке: источник (входное устройство) -> запись/воспроизведение (внутреннее наполнение трека) -> блок фильтров -> выход. Если вы используете импортируемое аудио или MIDI, то в указании источника звука нет смысла, поэтому в рамках таких треков достаточно обозначить позицию . Также существуют ограничения, выраженные в том, что одно входное устройство (аудио/MIDI) может назначаться только на один трек.

Проблема усугубляется тем, что программа работает только с одним из выбранных входных устройств, причем если говорить об аудио - то только стерео. То есть, вы не можете писать 8 треков параллельно через многоканальный интерфейс, даже если он у вас есть - программа задействует только два его входа.

В мультитрековой части, нужно отметить, что все треки "полиядны", т.е. могут содержать в себе различные файлы и/или их фрагменты. Редактирование внутреннего наполнения трека достаточно тривиальное, за исключением того, что программа может делать питч/стретч для аудио-фрагментов и зацикливать их (режим loop). Что касается качества питча/стретча, то оно очень слабое.

В блок фильтров входят все программные надстройки над треком. Если трек у вас содержит MIDI-данные, то в блоке фильтров устанавливаются программные инструменты. Потом можно включить в данную цепочку бесконечное число эффект-процессоров. С аудио-треками все намного проще - устанавливаются плагины обработки и т.п. Тут следует заострить внимание на одном важном моменте - Traction 2 работает только в стерео как на входе, так и на выходе! Поэтому использование многоканальных VST и VSTi не эффективно. Если вы хотите создать сложный эффект-процессор, включающий сразу несколько плагинов, но при этом самостоятельно собрать коммутацию между ними, то необходимо использовать модуль Rack - виртуальная система коммутации эффект-процессоров и/или инструментов. Он достаточно прост в использовании, поэтому заострять особое внимание наданном блоке заострять не будем.

Drag&drop… Плагины и элементы Rack переносятся в блок фильтров каждого трека с помощью указателя мыши. Таким же образом, плагины загружаются и в сами модули Rack. Если вы начнете серьезно заниматься изучением программы, то найдете очень интересную функцию - плагины и модули Rack могут переноситься не только в блоки фильтров для треков, но и в любой аудио-файл или фрагмент в рабочей области мультитрека. Причем такой эффект-процессор будет работать только для данного файла или фрагмента. Этот режим единственный, когда регулируемые параметры нельзя выносить на автоматизацию по огибающим (envelopes). Во всех других случаях - это возможно.

Автоматизация в Tracktion 2 выполнена на должном уровне - помимо того, что можно самостоятельно рисовать огибающие для каждого из параметров, реализована система записи/воспроизведения автоматизации - режим, при котором вы можете изменять параметры, вращая ручки и двигая слайдеры внутри интерфейса плагина, и все эти действия фиксируются.

Объединение в подгруппы происходит чрезвычайно просто. У Tracktion 2 нет никаких Busses и т.п., поскольку каждый трек можно перенаправлять не только на аудио-выход, но и на любой другой трек. Таким образом подгруппы создаются виртуально. Например, в блоке фильтров трека 1 вы собрали некую цепочку из эффект-процессоров, и выбрали его в качестве выхода для треков 2,3,4 (опция destination output for this track). Таким образом, дорожки 2, 3, 4, пройдя обработку через свои блоки фильтров, поступают на блок фильтров первого трека.

Это решение настолько очевидно и просто, что в программе даже отсутствуют настройки для мастер-выхода - их можно сделать в виде отдельного трека. И, как вы понимаете, в Tracktion 2 нет микшера! То есть таких элементов, как главное меню и микшерная консоль, присутствующих буквально во всем ПО, в данной программе нет. И, действительно, а зачем? Все интерактивно и понятно. То есть, Tracktion 2 действительно является представителем современного поколения и продуктом своего времени - все громоздкие функции упрощены до минимума.

Подытожим

Демо-версия Tracktion 2 доступна для скачивания на сайте Mackie. Она занимает порядка 14 Мб и имеет только два ограничения - в процессе работы периодически возникает лавинообразный шум, и иногда в MIDI-файлах отключается команда MIDI Note off, что достаточно болезненно, и не позволяет использовать Tracktion 2 "на полную".

Общие впечатления - прекрасно сделанная программа. За исключением несколько сложного в понимании представления рабочего процесса и плохой реализации питча/стретча, никаких отрицательных моментов я не нашел, и даже бы сказал, что потенциал у Tracktion 2 огромен.

Минимальные требования у программы не большие - процессор уровня Athlon XP/Pentium 4, 128 Мб свободной оперативной памяти, разрешение экрана 1024х768. Интерфейс программы может работать и на больших разрешениях, поскольку предусматривает возможности ресайзинга.

brainspawn forte 1.5 - все, что нужно для живых выступлений

Последней программой майского обзора будет весьма интересная brainspawn forte 1.5. Нередко наш музыкант-современник задумывается над тем, как хорошо бы было перенести всю мощь компьютерной обработки и синтеза из мультитрековой программы, в которой создается композиция, на концертную площадку. Особенно остро этот вопрос стал сейчас, когда программные гитарные процессоры уровня Amplitube и Guitar Rig звучат намного лучше аппаратных моделей, виртуальные голосовые процессоры достигли своей технологической зрелости, а компьютерные синтезаторы и сэмплеры оставили далеко позади свои аппаратные прототипы.

И, действительно, а почему нет такой программы, которая бы включала в себя все в одном и позволила бы использовать компьютер на живых выступлениях не только в качестве проигрывателя файлов, но и давала доступ к новейшим достижениям обработки и синтеза в рамках их использования в режиме реального времени.

2005 год для рынка ПО действительно подразумевает его перерождение. Программа forte 1.5 от компании brainspawn является одной из самых ярких весенних новинок, и позволяет обеспечить полноценное живое выступление. Внешне ее графический интерфейс напоминает сложный коммутационный блок, а то, что в нем можно сделать, мы рассмотрим чуть поподробнее.

Что на входе?


 brainspawn forte 1.5

Структурно коммутационную схему программы можно разделить на входные и выходные элементы. Входные элементы состоят из плагина-инструмента (VSTi, DXi, ReWire) и плагина-эффект-процессора (VST и DirectX). Модуль управления позволяет загружать, удалять и копировать инструменты в рамках рабочей области. Каждый из них отображается в виде отдельного рэкового блока, в котором можно получить прямой доступ к интерфейсу плагина, произвести его настройку, выбрать необходимый пресет.

forte 1.5 раcсчитана на одновременное использование до 32 инструментов. Переключение между ними возможно производить как вручную (горячие клавиши, указатель мыши), так и автоматизировано, запрограммировав их в рамках Program Change для MIDI-клавиатуры. Вообще, forte является очень гибким средством общения между различными виртуальными инструментами и MIDI-клавиатурой - есть множество различных настроек. Отдельно хочется сказать о возможности копирования инструментов. Если вы используете один и тот же плагин, но с различными пресетами (тембрами), то его можно размножить на несколько идентичных модулей с разными настройками.

Как вариант программного инструмента программа позволяет подключить модуль brainspawn Audio Input - виртуальный вход звукового интерфейса. Он имеет прямое отношение к реальным аудио-входам, только с единственной разницей - на один реальный можно подключить несколько виртуальных.

Подключив инструмент или виртуальный вход, и произведя необходимые настройки, пользователь может встроить в цепь следования сигнала любой эффект-процессор (плагин) стандартов VST и DirectX. Если для большинства современных программных инструментов это не так важно, поскольку они имеют необходимые наборы обработок в рамках собственных оболочек, то при использовании виртуального входа этот момент может стать ключевым. Например, на данном этапе можно установить вокальный либо гитарный эффект-процессоры, устройства динамической обработки и т.п.

Что на выходе?

Входные элементы коммутируются на выходные, и тут стоит отметить один нюанс - все выходные цепочки начинаются с виртуальных элементов Busses. По аналогии с виртуальными входами, виртуальные выходы имеют прямое отношение к реальным с учетом того, что на каждый выход звукового интерфейса можно указать сразу несколько Busses. Выходная цепочка выглядит следующим образом: Buss -> VST-, DX-плагин -> реальный Audio Out.

Общая картина

forte представляет собой абсолютно открытую коммутационную архитектуру, и, как вы понимаете, для того чтобы сделать на базе этой программы живое выступление необходимо запрограммировать специальный файл (в рамках программы он называется scene). В данном файле нужно собрать все цепочки обработки и эффект-процессинга, выбрать необходимые инструменты и распределить входы/выходы. Это можно делать как для одной композиции, так и для целого выступления, разбив каждый номер на отдельные сцены, которых может быть много, причем по внутреннему содержанию они могут быть совершенно различны. Все сохраняется в виде файлов комбинированного характера с расширением *.rcf (аббревиатура от Rack Configuration File).

Программно-аппаратные требования

Как уже говорилось, в рамках одной сцены программа позволяет работать с 32 одновременно загруженными синтезаторами или сэмплерами. Учитывая то, что на каждый инструмент и виртуальный выход можно еще загружать и дополнительные эффект-процессоры, требования к системе вырастают в геометрической прогрессии. forte является продуктом своего времени, поэтому ни о какой поддержке ОС Windows 95/98 SE/Me/NT 4.0 речи и не идет. Для установки программы необходимо иметь в наличии Windows 2000 Professional SP3 или Windows XP Home/Professional SP1 и выше. Для пользователей Windows 2000 Professional SP3 рекомендуется установить дополнительные "заплатки" Q322913 и Q322842. Минимальная частота процессора - 1,5 ГГц, объем RAM - 128 Мб. Учитывая реалии, стоит отметить, что эти величины указывают на то, что программа сможет хорошо загружаться - если вы подключите пару-тройку программных синтезаторов, то сразу ощутите нехватку системных ресурсов. Сам графический интерфейс программы требует разрешения экрана 1024х768 пикселей. Для функционирования forte подходят практически все современные звуковые интерфейсы с WDM или ASIO драйверами.

Подытожим

Удивительный факт - компания brainspawn позиционируется как один из основных сегодняшних спонсоров сайта kvraudio.com, владельцем коего является небезызвестная Muse Research, которая предлагает схожее с forte решение - Receptor, правда в виде закрытого программно-аппаратного модуля, цена на который составляет порядка $1300. forte стоит $129,95. Оба решения позволяют делать живые выступления, но в варианте от brainspawn мы имеем практически "голую" программную оболочку, к которой нужно иметь мощный компьютер с хорошим звуковым интерфейсом и множество плагинов.

Общее впечатление достаточно неплохое - система работоспособна, практически нет глюков. Решения типа forte и Receptor говорят о том, что современный РС может стать полноценной рабочей станцией для обеспечения живых выступлений, а в случае использования цифровых входов/выходов - и серьезным комплексом эффект-процессинга. Интересно также то, что оба этих схожих решения серьезно заявили о себе на рынке практически одновременно - весной 2005-го.

В завершении обзора

Мы не будем давать итоговый список лучших, поскольку, как вы понимаете, рынок сейчас очень турбулентен. Ему нужно немного устояться.

А общие итоги достаточно радуют, поскольку в рамках данного обзора мы описали программы, которые отличаются не только новизной, но и дешевизной по сравнению с "динозаврами" индустрии.



Оригинал материала: https://3dnews.ru/170061