Январь начался с некоторого затишья, что объяснимо не столько праздниками, сколько подготовке мировых разработчиков и производителей к крупнейшей выставке NAMM Winter 2005 , проходившей с 20 по 23 января в городе Анахейм (Калифорния, США). Конец декабря 2004-го года также преподнес один из главных новостных сюрпризов, который до сих пор широко обсуждается в среде пользователей. Речь идет о приобретении компанией Yamaha () знаменитой Steinberg Media Technologies GmbH . Обо всем по порядку.
Четыре дня бизнеса, представления новых технологий, обучающих и ознакомительных курсов. Анахейм, штат Калифорния, 20-23 января 2005 года. Съехались практически все производители и разработчики крупного и среднего звеньев. Описывать все не имеет смысла, поэтому мы остановимся на самых ключевых моментах.
Обратите внимание, как хорошо организован один из демонстрационных стендов — каждому посетителю даются отдельные наушники.
В широкую продажу восьмая версия знаменитого звукового редактора поступит в начале марта этого года по цене $399.95. Продукция ex-Sonic Foundry достаточно трудно развивается, постоянно то, теряя, то, наращивая позиции. О том, что поддержка стандартов VST и ASIO появится в новых версиях Forge и Vegas стало понятно сразу после выхода ACID 5.0 осенью прошлого года, в которой она уже реализована.
Но, то, что в Sound Forge будет включена программа CD Architect 5.2 стало достаточно неожиданной новостью. Напомню, что CD Architect всегда распространялась либо отдельно, либо вкупе с Vegas. Причем в линейке Vegas 5.0/Sound Forge 7.0/ ACID 5.0 имеется стандартный модуль записи на CD. Программы CD Architect, как и DVD Architect являются более профессиональными решениями с расширенным количеством настроек, и, похоже, теперь CD Architect может стать неотъемлемой частью новых версий продуктов от Sony, как в свое время Internet Explorer стал неотъемлемой частью Windows. Ну, а что делать, нужно же как-то продавать этот самый CD Architect? Время альтернатив закончилось.
Причем, в такой политике есть и положительный момент. Например, в восьмой версии вернули модуль Batch converter, который однажды уже изъяли из программы и решили продавать в виде отдельного плагина. Я бы назвал этот этап временем протрезвления. Полное описание новой версии можно найти по этому адресу .
В новой модели 8130А установлен цифровой аудио-интерфейс с характеристиками преобразования 24 бита/192КГц с автоматической подстройкой под параметры цифрового сигнала. Соответственно, имеются в наличии цифровые (AES/EBU) и аналоговые входы. 8130А являются мониторами ближнего поля, продолжающими популярную новаторскую серию активных мониторов с двумя усилителями — 8000 MDE.
C 1-го января покупатели ПО Steinberg обязаны иметь в наличии аппаратный USB-ключ, обеспечивающий защиту авторских прав разработчиков. Причем, такой ключ достаточно приобрести один раз. Он продается отдельно за 19,9 евро (с учетом НДС). Специальную технологию защиты разрабатывали специалисты из Syncrosoft GmbH. Ее называют достаточно успешной и вполне возможно, что такое решение возьмут себе на вооружение и другие разработчики.
Аппаратные USB-ключи были продемонстрированы на NAMM. Среди другой продукции стоит отметить продолжение популярной ритм-машины Groove Agent 2 и дешевую версию сэмплера Halion — HALion Player. На своем стенде компания представила ведущих VST-разработчиков, среди которых были Universal Audio, Antares, Muse Research, Camel Audio, Muon и Scarbee.
На выставке NAMM компания Native Instruments (www.nativeinstrumets.com) представила долгожданную вторую версию популярного сэмплера KONTAKT. В нем реализовано достаточно много изменений, таких как новый движок, система Kontakt Script Processor (KSP), пополнение числа эффект-процессоров и т.п. Ключевым я бы назвал модуль пространственного панорамирования.
С тех пор как компания M-Audio стала подразделением Avid Technology, Inc. говорить о каком-либо прогрессе уже не приходится. Да и тогда, в момент сделки было не совсем понятно, зачем Avid Technology, имеющей профессиональное подразделение Digidesign, связываться с самой бурно развивающейся на то время в сфере бюджетных пользовательских решений компанией M-Audio. Не совсем был ясен результат такого сочленения.
И вот первые итоги — ничего практически нового, за исключением нескольких программных продуктов собственного (!) производства и гибрид из гитарного процессора и звукового интерфейса.
Софт… Насколько мы можем помнить, M-Audio практически не занималась разработкой ПО, но состоялась как сильная торговая марка в области недорогого аппаратного обеспечения. В качестве программного обеспечения M-Audio под своим брэндом продвигала продукцию сторонних фирм, таких как Ableton и Propellerhead Software.
Теперь же под популярной маркой «M-Audio» стал выпускаться софт, мягко сказать, не первой идейной свежести — Key Rig и Drum & Bass Rig. А откуда ветер дует вполне понятно…
Первый продукт — Key Rig — представляет из себя виртуальную рэковую стойку для современного клавишника. Как сказано в пресс-релизе: «all the basic needs for today's keyboardist», то есть, все основное, что нужно сегодняшнему клавишнику. И что же ему так необходимо? Как оказалось немного. Key Rig состоит из четырех структурных блоков:
Второй продукт — Drum & Bass Rig — как говорится в названии, представляет из себя совмещенную драм-н-бас машину. Идея настолько нова, что я даже забыл такую программу как Re-Birth чуть ли не десятилетней давности.
Key Rig и Drum & Bass Rig должны поступить в продажу уже в январе по цене $129.95 за каждый. Такого хода от M-Audio лично я не ожидал, ведь у них раньше был очень хороший вкус в области подбора партнеров по программному обеспечению и хороший маркетинг. И после этого производить такое ПО и по такой цене под своим именем — просто несуразно. Это мне чем-то напоминает ситуацию, когда Voyetra Turtle Beach, имея множество профессиональных наработок, стала производить всевозможные е-джеи и выпускать дешевые платы. Результат известен, и молодому поколению название этой фирмы ни о чем не говорит.
И вместе с тем, на своем сайте M-Audio, говоря о презентации на NAMM, предлагают общему вниманию профессиональную линейку от GMedia —GForce impOSCar, GForce M-Tron, GForce Minimonsta и GForce Oddity.
Другой интересной новинкой можно назвать гибрид из гитарной примочки и аудио-интерфейса — M-Audio Black Box. С точки зрения эффект-процессинга, в нем реализована эмуляция 12-ти моделей комбиков и 43-х эффектов. Сам интерфейс имеет невысокие технические характеристики, а именно 24 бита/44,1 КГц, подключается через USB, также имеется цифровой выход S/PDIF.
Аудио-примеры M-Audio Black Box: Auto Wah, Bassman, Chorus, Filter Sequence, Flanger, Random Filter, Random Flanger, Recto, Rotory, Soldano, Talk Box, Tremolo Sequence.
Порадовал стратегический партнер M-Audio — Ableton, выпустив продвинутый виртуальный синтезатор Operator для своей программы Live 4.
Соответственно, он входит в состав обновления 4.1. Этот синтезатор является как бы встроенным в структуру программы, сохраняет ее философию и позволяет быстро и удобно создавать различные синтетические текстуры. Цена такого обновления составляет ?129 / $149, и оно уже сейчас доступно на сайте разработчиков — достаточно скачать версию Ableton Live 4.1.
Кстати, если говорить о стратегическом партнерстве, то на том же сайте M-Audio вы уже не найдете логотипа Propellerhead Software.
Шведы также были на выставке и представляли Reason 3.0, анонсированный в конце ноября-2004, но, судя по новым поступившим релизам, теперь их в Америке будет представлять компания Line6, а не M-Audio. У Line6 также имеется очень сильно развитая дистрибьюторская сеть, да и их имя гораздо более долговечное, нежели у M-Audio. Так Propellerhead Software получаются представляемы от Line6, а не от M-Audio, которую в прошлом году купила Avid, у которой есть подразделение Digidesign… В общем, «Дом, который построил Джек».
Свято место пусто не бывает и среди новых стратегических партнеров M-Audio следует отметить бостонскую компанию iZotope. Ну а мы рассмотрим основные нововведения в Reason, учитывая тот факт, что об этой программе мы писали достаточно давно.
В третьей версии программы достаточно много существенных нововведений. Во-первых, в очередной раз увеличено количество модулей.
Combinator. Этот модуль является уникальным по сути, поскольку позволяет создавать комбинированные звуки из всего арсенала синтезаторов, сэмплеров и эффект-процессоров Reason. К данному модулю можно подключить неограниченное количество таких устройств, после чего в нем же, создать многослойные звуковые текстуры и играть ими с помощьюMIDI-клавиатуры либо в рамках специальных программных устройств. Идея создания гибридных текстур не нова, в частности мы можем проследить ее в варианте Native Instruments Absynth, но в рамках Reason, как это всегда бывает у Propellerhead Software, мы имеем более расширенный по возможностям комбинаций вариант, причем в хорошем, доступном для понимания графическом интерфейсе.
MClass Mastering Suite. Новая система для мастеринга включает четыре ключевых модуля — эквалайзер, стерео-имэйджер, компрессор и максимайзер.
Среди небольших нововведений стоит отметить дополнительный модуль микшера 6:2, являющийся удобным вспомогательным коммутационным блоком. Помимо этого в версии 3.0 значительно улучшен браузер и пополнен звуковой банк. Аудио-примеры новых возможностей Reason:
Combinator — Big Fat Basss (390 Кб, МР3); Combinator — KristoN (960 Кб, МР3); Combinator — Ransom's Battle (890 Кб, МР3); Combinator — Strumming Bridges (1,1 Мб, МР3); Combinator — Trance Riff (770 Кб, МР3); Combinator — Handheld Symphony (570 Кб, МР3); MClass — MClass demo (1,1 Мб, МР3).
Пожалуй, достаточно сильные позиции на рынке начинает занимать Cakewalk. Во-первых, они приобрели компанию rgc:audio, известную своими мощными VST и DirectX плагинами-инструментами Triangle, Pentagon и z3ta+. Теперь они все принадлежат крупной американской компании. Данные инструменты вошли в состав представленной на NAMM программы Cakewalk Project 5 v2.0, которая должна появиться в продаже в апреле этого года.
Также на выставке были представлены SONAR 4.0.2 и бесплатная бета-версия SONAR x64, предназначенная для 64-разрядной ОС Windows XP. x64 доступна для свободного скачивания в специальном разделе сайта разработчика. В недавно вышедшем пресс-релизе указано, что технология SONAR x64 предусматривает расширение объема оперативной памяти до1 Тб (1024 Гб), что значительно превышает современный лимит в 2 Гб в 32-разрядных системах. С большими объемами RAM, аудио может храниться в ней, что позволяет увеличить скорость доступа к данным и компенсировать задержки. Для инсталляции программы вам необходимо иметь установленную бета-ОС Microsoft Windows XP Professional x64 Edition на РС с 64-разрядным CPU (64-bit Intel® Xeon). Версия SONAR x64 мало того, что бесплатна, так еще и полнофункциональна. Она предназначена большей частью для демонстрации плюсов использования 64-разрядных платформ.
Компания Waves как всегда удивила новым программным продуктом. Теперь это Q-Clone — система сэмплирования работы внешних аппаратных эквалайзеров.
Состоит она из двух ключевых модулей. Первый Q-Capture позволяет «захватывать» АЧХ внешнего устройства…
Второй — Q-Clone — отображает график эквализации и позволяет его применять на программном уровне. В принципе, речь идет о новой запатентованной технологии, хотя сама идея не нова. Ее можно было встретить в некоторых аппаратных устройствах-репликаторах, сверхточных ревербераторах и т.п.
Система Q-Clone рассчитана на пользователей профессиональных студий, в которых используются аппаратные эквалайзеры. И для того, чтобы не перестраивать их каждый раз при записи вокала или гитары достаточно воспользоваться Q-Clone, тем самым, автоматизируя процесс. Программа стоит $1000, и разработчики не намерены помещать ее в состав какого-либо Bundle.
Скорее всего, следующим этапом развития данной ситуации станут программные модули репликации аппаратных компрессоров и эффект-процессоров.
Еще до второй половины 2003 года аудио/MIDI-мультитрек-секвенсор Tracktion принадлежал компании Raw Material. Вскоре все было перекуплено известной фирмой Mackie, и на протяжении прошлого года версия 1.5 плавно перетекала в 1.6. И вот, под девизом «Goodbye, learning curve. Hello Tracktion 2» («Прощай, этап обучения. Привет, Tracktion 2»), Makie выпускает вторую версию данного продукта с доброй сотней обновлений и добавлений новых функций.
Удивительной в данной программе является, прежде всего, ее цена — $199. При этом мы имеем полноценный мультитрек со всеми современными возможностями, включая поддержку VST, большинства современных форматов файлов, частот дискретизации до 192 КГц, внутренней обработки на уровне 64 бит и т.п. В комплект поставки входит порядка 70 плагинов. Также осуществлена интеграция с системами записи на жесткий диск от Mackie — HDR, MDR и SDR.
Похоже, линейке продуктов IK Multimedia SampleTank грядет закрытие. Реальные парни выбирают Sonik Synth 2 — рабочую станцию синтеза нового поколения. Создана она совместно с американской компанией Sonic Reality, долгое время занимающейся выпуском профессиональных банков звуков для программных и аппаратных сэмплеров.
Формат этого материала не позволяет большое описание данного продукта, хотя он того заслуживает. Если кратко, то сама программная оболочка Sonik Synth 2 бесплатна. Ее можно скачать на сайте. При бесплатном варианте разработчики дают вам около 20 звуков/инструментов и обещают их изредко пополнять на сайте программы. Платная версия Sonik Synth 2 ($399) поставляется с банком, общий объем которого составляет 8 Гб и включает 5.381 инструмент.
Данная разработка называется рабочей станцией синтеза, фактически являясь сэмплером типа SampleTank. Но такое название возникло неспроста, поскольку в огромный банк инструментов входят все известные модели синтезаторов, а также новые решения в данной области. То есть, когда другие занимаются выпуском сложных эмуляций транзисторных прототипов, IK Multimedia и Sonic Reality предпочли качественное сэмплирование. И, кстати, эта политика, во многом оправдана. Например, Sonik Synth 2 — это единственная программа, в которой можно играть звуками таких инструментов как, например, на Oberheim OBX, Arp Solina, Korg CX-3, EMS VCS 3, всей аналоговой линии от Roland — Jupiter и Juno и т.п. Пока мы дождемся эмуляторов всего этого, пройдет не один год. Причем Sonik Synth 2 — это не «голый» сэмплер, а сэмплер с возможностями дополнительного управления 20-ю контролируемыми параметрами, что позволяет редактировать звучание инструментов. Ну, и дополнительный плюс — это, конечно, эффект-процессоры, в число которых входят Amlitube и T-RackS. Апгрейд с SampleTank на Sonik Synth 2 до 28 февраля будет стоить $199.
Конечно, NAMM Winter 2005 — это крупнейшее мероприятие, причем в рамках этого года, на данной выставке собрались все. Как и предполагалось ранее, основные баталии происходят на рынке программного обеспечения. Отлично выглядят позиции IK Multimedia и Native Instruments. Продукты обеих компаний актуальны, современны и не дороги. Насчет остальных, честное слово, все непонятно, за исключением того, что Mackie может только выиграть, продвигая и развивая Tracktion, при этом сохраняя низкую цену. Сейчас мы рассмотрим ситуацию с намерением корпорации Yamaha приобрести фирму Steinberg. Рассмотрим несколько неоднозначно…
Вдаваться в подробности уже нет большого смысла, поскольку это известие поступило в 20-х числах декабря. Отметим главное — к 31 марта Yamaha Corporation должна завершить сделку, касающуюся покупки 100% обыкновенных акций немецкой компании Steinberg Media Technologies GmbH у ее бывших владельцев — Pinnacle Systems Group. Сумма сделки оценивается примерно в $28.5 млн. Pinnacle Systems Group, в свою очередь, продолжит заниматься разработкой и распространением видео-приложений. Стоит напомнить, что выкупила данная компания Steinberg Media Technologies GmbH совсем недавно — в январе 2003 года и сумма сделки тогда равнялась примерно $18 млн.
Слухи о том, что корпорации Yamaha уже принадлежит фирма Waves не оправданы, поскольку на сайте последних написано, что Yamaha владеет небольшой миноритарной частью этой компании.
В принципе, о том, что Yamaha и Steinberg имели виды друг на друга, можно было догадаться в начале 2004 года, когда в программе WaveLab 5.0 было заявлено о новой технологии Studio Connection, делающей мост между ПО Steinberg и аппаратными устройствами Yamaha. После этого, осенью-2004, Studio Connection стала неотъемлемой частью других флагманских продуктов от известной немецкой компании — Cubase SX3 и Nuendo 3. Единственный интересный факт, который ускользнул от аналитики — в компании Yamaha с 2001 по 2003 год разрабатывался свой профессиональный аудио/MIDI-секвенсор SOL (аббревиатура от Sequencer Object Linking). Последняя версия 2.0 датируется серединой 2003 года, и ориентирована только на японский рынок. Мы рассмотрим эту программу ближе несколько погодя, а сейчас отметим, что структурно и интерфейсно SOL 2.0 похож на Nuendo.
На многих форумах есть и еще одно часто повторяющееся мнение, что индустрию скупают японцы. И форумчане во-многом правы, поскольку Sony приобрела программы от Sonic Foundry, Roland инвестирует продукцию Cakewalk, Tascam/Teac стала владельцем Gigastudio. На что хочется несколько возразить — японцы не начинают скупать всю звуковую продукцию, а продолжают держать свои лидирующие позиции в области профессионального звука. И Sony, и Roland, и Tascam/Teac — это далеко не новые имена на мировом рынке.
Программа SOL — это аудио/MIDI секвенсор современного класса. Основными форматами используемых файлов являются WAV, AIFF и MIDI. Система поддерживает практически все звуковые интерфейсы с драйверами современных стандартов MME, WDM и ASIO. В рамках SOL 2.0 заложены: не деструктивное редактирование, автоматизация, расширенная работа с MIDI, собственные эффект-процессоры, а также поддержка VST-плагинов и инструментов, системных синтезаторов. Компания Yamaha широко известна в области аппаратных секвенсоров и синтезаторов, поэтому среди уникальных особенностей, включенных в SOL нужно отметить автоматический аранжировщик MIDI, модуль преобразования голоса в MIDI-трек (партии можно напевать).
С точки зрения графики интерфейса мы имеем практический аналог Nuendo. Но, это только внешнее сходство — неброский дизайн, неравномерное распределение функций и частое их дублирование, многооконный вариант исполнения, практическое отсутствие трансформируемости, элементы треков напоминают блоки. Спартанство, в общем, но при близком рассмотрении ситуация становится более привлекательной.
Управление и автоматизация в рамках треков выполнена несколько нестандартно — в их окнах вы не увидите привычных регуляторов уровней громкости и панорамного положения, хотя есть возможность рисования огибающих (envelopes). Для более точного и удобного управления служат программный микшер и специальные треки автоматизации. Микшер, как и в Nuendo, является основным и самым графически нагруженным блоком. Но Yamaha создала шедевр, аналогов которому нет.
Из стандартного там только фэйдеры, регуляторы панорамного положения и кнопки Solo/Mute. В той области микшера, где обычно находятся регуляторы параметрического эквалайзера, находятся ручки управления уровнями посылов на AUX и внешние эффект-процессоры.
При переключении в режим Routing, каждый канал может включаться в одну из четырех подгрупп. На каждый канал, канал эффектов, подгруппу, AUX, мастер-трек можно подключать по четыре эффект-процессора (плагина). Что касается последних, то они выполнены на очень высоком уровне — помимо VST и собственного формата, предусмотрены специальные DMO-модули, большинство из которых является результатом сотрудничества Yamaha и Waves. Отдельно хочется отметить, что с программной поставляется три VST-плагина производства Yamaha — Final Master, Pitch Fix и Vocal Rack — пять баллов по пятибалльной шкале.
Вообще, привыкнуть к такой организации работы можно достаточно быстро, правда, сначала несколько неудобно, да и индикативная часть оставляет желать лучшего, вернее, ее практически нет. Запись всех изменений происходит в режиме реального времени в рамках автоматизации.
В этом плане SOL является одним из самых лучших. В нем можно записывать MIDI всеми известными способами — с клавиатуры, нотами в специальном редакторе, линиями в Piano-Roll. Есть специальный редактор для набора ударных партий, а также модуль автоартикуляции (разнообразит динамику и придает эффект живого исполнения). Как я уже сказал, в SOL присутствует один оригинальный модуль Voice To Score, позволяющий вводить MIDI-информацию голосом. Если вы используете обычный системный синтезатор с General MIDI, либо его более продвинутые современные аналоги, то не плохим вариантом будет использование модуля автоаранжировки.
Все звуковые фрагменты можно подгонять под темп и использовать их как обычные фразы (loop), как мы это делаем в программе Sony ACID. Особенно мне понравилось то, что огибающие рисуются не для трека, а для аудио-фрагмента, и, нарисовав все необходимые настройки один раз, его можно копировать с их сохранением. Для редактирования аудио используется простейший звуковой редактор TWE (поставляется с программой), но, в принципе, его можно и поменять на любой другой в рамках вашей системы.
Может, из-за не той версии Windows, может, из-за трансляции с японского, выполнение некоторых операций при тестировании выдавало ошибку — программа работала не стабильно. Но даже этот серьезный факт не смог испортить моего впечатления и скрыть удивление от увиденного — отличный мультитрек! Нужно только немного доработать. Дистрибутив триал-версии программы занимает около 64 Мб и свободно доступен для скачивания в интернете , интерфейс транслируется внутренними средствами Windows, все файлы помощи — на японском.