Оригинал материала: https://3dnews.ru/170066

Звуковое "железо": ITоги 2004 года

Стр.1 - Часть 1

2004-й год на рынке аппаратных звуковых устройств показал "дремучую" стабильность. В то время как разработчики ПО бросались из огня да в полымя, производители "железа", похоже, пребывали в раздумье: выпускать что-то кардинально новое, или обновить старое. Большинство предпочло второй вариант, и поэтому можно сказать, что этот год прошел достаточно безлико.

Причем очевидно, что силы многих компаний перераспределились на более выгодные сегменты, такие как рынки мобильных и портативных устройств, интернет-медиа, цифровых сервисов. Но все же, в 2004-м году произошли некоторые события, на которых стоит заострить внимание.

Использование видеоадаптеров


 Структурная схема работы алгоритма AVEX
Структурная схема работы алгоритма AVEX

Мы уже не раз обращались к различным вариантам решений в вопросах увеличения производительных мощностей мультимедийных компьютеров. Это и сети, и специальные системные блоки и т.п.

Компания BionicFX предложила весьма нетрадиционный вариант, а именно, использование процессоров видеоадаптеров производства Nvidia. Эта технология называется AVEX (аббревиатура от Audio Video EXchange - обмен между аудио и видео). Ее суть состоит в том, что аудио данные конвертируются определенным образом в видео и направляются на обработку, осуществляемую процессором видеоадаптера.

После совершения необходимых действий, видео-данные декодируются обратно в аудио. Современные аппаратные графические интерфейсы имеют очень большой ресурс в области обработки данных, поэтому использование их мощных процессоров для выполнения сторонних задач - достаточно новое и интересное развитие ситуации.

В принципе, если говорить о новизне, то тут можно несколько поспорить, поскольку компьютерные графика и звук являются разделами такой дисциплины как DSP (Digital Signal Processing - цифровая обработка сигналов). В обоих случаях мы имеем практически идентичные математические подходы, использование одних и тех же функций. Для примера можно взять фильтры из Adobe Photoshop и из различных профессиональных звуковых приложений. Принцип их работы практически одинаков. То есть, в рамках того, что было предложено BionicFX, и как факт, было предусмотрено Nvidia, технологически нет ничего нового. BionicFX предлагает использовать процессоры видеоадаптеров для пересчетов данных. Поэтапно это можно описать так:

  1. Загружается программный аудио эффект-процессор.
  2. Рассчитывается алгоритм прохождения данных через видео-карту.
  3. Аудио-текстуры загружаются в видео-память, при этом они преобразуются в структуру видео-данных.
  4. Видео-карта считывает преобразованные данные из буферов.
  5. Происходит обработка и обратная конвертация в аудио.

То есть, процессор видеоадаптера используется как сторонний, и сама технология позволяет перераспределить нагрузку, освобождая при этом ресурсы центрального процессора.

Эта тема не нова и еще по одной причине. Уже несколько лет как в мире профессионального звука выпускаются специальные дочерние платы обработки звука, например, TC Electronic PowerCore. Суть их состоит в том, что за счет собственных процессоров при обработке аудио они могут разгрузить центральный. Это решение не из дешевых, одна такая плата стоит порядка $1000. Причем количество эффектов ограничено.

В варианте с платами Nvidia мы имеем схожее технологическое решение, только оно получается в несколько раз дешевле и универсальнее. Но, здесь стоит указать на то, что необходимо специальное ПО. Первое решение от BionicFX, а именно "сверточный" ревербератор BionicReverb (стандарт VST) должен появиться уже в январе 2005 года на зимней выставке NAMM 2005. Помимо этого, на своем сайте разработчики обещают выпустить целый комплект эффект-процессоров BionicFX для стандарта VST (PC). Сколько они будут стоить пока неизвестно, хотя на месте менеджеров Nvidia, я бы задумался над тем, чтобы сделать эти решения бесплатными.

К чему это все ведет?

Как вы понимаете, речь идет только о программных пересчетах, и для качественной записи вам все равно будет необходим хороший звуковой интерфейс. Но в комплексе ситуация напоминает создание многопроцессорных станций, то есть распределение функций на различные процессоры. Если не ошибаюсь, это чем-то это схоже с иерархической моделью старых мультимедийных компьютеров Atari.

С другой стороны, можно уже говорить о создании мощных мультимедийных комплексов, и скорее всего скоро можно будет говорить о специальных мультимедийных процессорах, предназначенных для пересчетов аудио, видео и графических данных.

Рынок пользовательских звуковых плат

В этом сегменте год оказался положительным. Даже старая черепаха Turtle Beach вылезла на берег и представила миру пользовательскую PCI-плату Catalina. Правда, достаточно трудно продвигался сегмент внешних USB и Firewire интерфейсов, но это окупилось массовым переходом MIDI-устройств на USB-порт.

В конце прошлого, 2003-го, года было такое феерическое чувство, что встроенные в материнские платы аудиокодеки типа AC'97 уничтожат рынок дешевых звуковых плат, но не тут-то было. Производители последних предложили расширенную многоканальность, встроенные модули эффектов, в некоторых случаях поддержку ASIO-драйверов, обязательно цифровой выход/выход и т.п. Это оказалось эффективным. Яркий пример тому PCI-плата Turtle Beach Catalina, цена, на которую составляет около $50.

Turtle Beach Catalina


 Turtle Beach Catalina

Для меня, конечно, до сих пор удивительно, как производитель лучших профессиональных плат в рамках 1996-98 гг. объединился с одними из лучших на то время разработчиков ПО (имеется в виду Voyetra) и не то, чтобы закрыл свое уникальное направление разработок, а переключился на рынок дешевых комплектующих со множеством конкурентов. Естественно, о тотальной удаче речи быть не могло, пусть даже брэнд хорошо себя зарекомендовал в профессиональном мире. Теперь, по прошествии 6-8 лет стратеги из Turtle Beach могут радоваться - конкурентов в ценовом диапазоне $50 практически нет %-).

Новая PCI-плата Catalina может позиционироваться как конкурент продукции Audiotrak и подобным. Реализовав 7.1 на цифровом и аналоговом уровнях, а также поддержав технологии EAX, A3D, I3DL2, Sensaura Virtual Ear и DirectSound 3D, разработчики как то забыли об ASIO-драйверах. По крайней мере, ни в одной из спецификаций о реализации такового я не читал. В остальном, все стандартно - 24 бита/96 КГц, есть цифровые вход и выход. Цифровой выход может передавать кодированный многоканальный звук в стандартах Dolby Digital и DTS для систем до 7.1. Все! Можно ли чуть поподробнее? Нельзя, поскольку нет данных.

Судя по описанию, это просто хорошая качественная плата для игр и домашнего медиа.

ESI Juli@


 ESI Juli@

Что нужно пользователю от платы за "чуть меньше" 200 у.е.? Хорошие АЦП/ЦАП, удобный дизайн, высокая производительность, поддержка всех современных технологий. ESI Juli@ ($175) является не только воплощением всего вышеперечисленного, но и самой популярной на нашей территории, начиная с осени этого года. Немного спецификации:

  • АЦП -114 дБ, ЦАП - 112 дБ, при 24-бит / 192 кГц.
  • 2 аналоговых входа мини-джек или RCA (тюльпаны), 2 аналоговых выхода мини-джек или RCA (тюльпаны).
  • Цифровой выход SPDIF оптический (TosLink).
  • Цифровой вход/выход SPDIF электрический (RCA).
  • Частотный диапазон: 20 Гц - 21 кГц, +/- 0.5 дБ.
  • 1x1 MIDI вход и выход.
  • Поддержка драйверов ASIO2, MME, OMS, GSIF, DirectX.
  • Dolby Digital 5.1.

Отличительной особенностью Juli@ является разборная печатная плата - штекер для PCI-слота может подключаться как с правой, так и с левой сторон платы. В одном из вариантов на задней панели позиционируются разъемы стандарта "мини-джек", во втором - RCA ("тюльпаны"). Лично мое мнение от общения с данным устройством - очень неплохо, и, вообще, компания ESI (бывшая EgoSys) показала себя в этом году с наилучшей стороны и очень неплохо представила модели для различных ценовых диапазонов, в том числе и в профессиональном сегменте. Juli@ - это явный конкурент M-Audio Audiophile 2496 и Echo MiaMIDI. Учитывая особенности дизайна, данная разработка и уникальна, и красива одновременно.

Профессиональная серия ESI также интересна, но для поклонников Juli@ наличие таковой говорит о том, что в ближайшие годы этой плате будет оказана хорошая техническая поддержка. Это один из немногих примеров, когда такие существенные изменения, как смена имени брэнд-нэйма, сыграли в плюс.

Подытожим

У Catalina нет MIDI или game-порта. Но известно, что компания Turtle Beach - одна из первых, кто начал выпускать адаптеры MIDI-USB с поддержкой на уровне драйверов. ESI Juli@ имеет один MIDI-порт, на ее борту установлены АЦП/ЦАП профессионального класса, реализована поддержка всех современных стандартов на уровне драйверов. В остальном Juli@ несколько проигрывает Catalina, и я думаю, что большое влияние на цену этого устройства оказал специфический дизайн с разборной печатной платой.

USB-интерфейсы

Если говорить об этом сегменте устройств, то наиболее интересными решениями являются аудио/MIDI-гибриды, сочетающие в себе MIDI-клавиатуру с небольшим количеством программируемых контроллеров и звуковой интерфейс. Цены на такие решения достаточно сильно "кусаются" (около $300 и выше). Пропускная способность USB-порта несколько ограничивает возможности этих устройств, в частности при переходе на многоканальный режим работы разработчики предусматривают вариант понижения частоты дискретизации. Как выход из данного положения стали рассматривать внедрение Firewire. В этом году достаточно сильные позиции заняла модель M-Audio Firewire 410 ($445) являющаяся аудио-интерфейсом (не гибридом) с расширенными возможностями и увеличенным количеством цифровых и аналоговых входов/выходов.

Отдельно стоит отметить, что практически все современные модели MIDI-клавиатур стали подключаться через USB-порт. Это очень удобно.

Стр.2 - Часть 2

Новинки от Line6

Многоголосая гитара Line6 Variax в продаже уже несколько лет. Весной этого года она получила награды как "Лучший инновационный продукт" и "Лучшая гитара" в рамках M.I.P.A. Awards на выставке Musikmesse 2004. Да, эта гитара действительно хранит в себе уникальную концепцию, суть которой сводится к тому, что на этом инструменте можно играть звуками популярных фирменных моделей, начиная от Gibson Les Paul и заканчивая Fender Stratocaster.

Конвертация происходит в режиме реального времени, и за основу взят метод физического моделирования. У этой идеи было много противников, поскольку все модели прототипов помимо собственного уникального звучания имеют и уникальную конструкцию, но и много сторонников - Variax дает качественный результат и стоит намного дешевле эмулируемых гитар (около $1000).


 Line6 Variax
Line6 Variax

Вообще, Line6 - это достаточно уникальная компания, в истоках которой было программирование эффектов для компьютерных программ (в частности, можно упомянуть сотрудничество со Steinberg), но вскоре отошедшая от компьютерного рынка. Вкладывая свои алгоритмы в гитарные эффект-процессоры, разработчики из Line6 заняли лидирующие позиции в нише музыкальных процессоров.

Их продукцией пользуется очень большое количество современных музыкантов, в числе которых много звезд первой величины (например, Edge из U2). Гитарные примочки POD и POD Pro стали популярны за счет уникальных возможностей, которых тогда еще не существовало в компьютерном мире. Например, в них можно выбирать параметры помещения, марку эмулируемого гитарного комбика и т.п. Лишь несколько лет спустя данная идея реализовалась в софте, а именно, IK Multimedia AmpliTube.


 Variax Workbench
Программная оболочка системы Variax Workbench

2004-й год говорит о частичном возвращении Line6 на компьютерный рынок. В частности ими был разработан гитарный USB-интерфейс и программный редактор для платформ PC и MAC - Variax Workbench. Он совместим с моделями Variax 500 и 700, и представляет из себя систему: гитара, USB-интерфейс, компьютер. К данному интерфейсу гитара подключается с помощью кабеля RJ-45, а сам интерфейс коммутируется на USB-порт компьютера. Специальное ПО позволяет производить выбор между моделями Variax, эмулируемыми корпусами гитар, управлять изменением положения датчиков и их количеством, а также менять строй.


 Line6 Variax Acoustic 700
Новинка - Line6 Variax Acoustic 700

Многие могли сталкиваться с электрической разновидностью Variax, то есть в виде электрогитары, на данный момент появилась еще одна модель - Line6 Variax Acoustic 700, сделанная на базе акустического варианта. В ее банк входит двенадцать разновидностей классических моделей, среди которых стоит обозначить Martin В-28, Gibson J-45 и J-200, Selmer-Maccaferri, D'Angelico New Yorker, классическую гитару с нейлоновыми струнами, 12-струнные Guild F412 и Stella, Woodbody Dobro, банджо Gibson Mastertone, классический индийский ситар и т.д.

В общем, ситуация более-менее понятна. Помимо того, что Variax может успешно подойти для живых выступлений, система Workbench позволяет максимально качественно и удобно использовать ее возможности в студийных и репетиционных условиях. То, что сейчас музыканты активно работают с компьютерами уже не в диковинку.

Микрофоны

На рынке микрофонов ситуация пока неизменна, за исключением того, что на наш рынок активно стала продвигаться продукция фирмы Nady. Если в прошлом году мы писали о недорогих микшерных консолях от данного производителя, то теперь стоит говорить о дешевых, но качественных наушниках и микрофонах. В частности среди пользовательских решений очень неплохо выглядит модель Nady Pro Performer Starpower Mic ($19) - динамический микрофон с неодимовым магнитом и переключателем, который позиционируется как серьезный конкурент Shure 10-12AM и Behringer XM-2000.

Для владельцев домашних и проектных студий может показаться интересной конденсаторная модель Nady SCM 1000 ($165) с позолоченной диафрагмой, тремя диаграммами направленности, хорошей характеристикой чувствительности 10 мВ/Па и стандартным частотным диапазоном 20 Гц - 20 КГц. В модельном ряде от Nady есть и сравнительно дорогие решения, например ламповый TCM 1050 ($395) и "ленточный" RSM-2 ($375).


 TEC Awards 2004 - Rode S1
Победитель TEC Awards 2004 - Rode S1

В 2003-м году на нашем рынке стала активно продвигаться микрофонная продукция австралийской фирмы Rode. Как оказалось, ее продукция стала популярной не только у нас, но и во всем мире. В рамках американской церемонии награждений TEC Awards 2004, концертный конденсаторный микрофон Rode S1 ($320) был назван лучшим. Чуть раньше первое место в номинации "Лучший студийный микрофон" на M.I.P.A. Awards (выставка Musikmesse 2004) заняла модель K2 ($999). Недорогой конденсаторный вариант NT1-A (около $320) получил признание в среде электронных музыкантов и удостоился звания "Выбор 2004 года" в популярном издании "Electronic Musician".

У нас же популярны в основном студийные модели, цена на которые несколько выше, чем на Nady, но намного меньше, чем у "динозавров индустрии", таких как Neumann или AKG. В частности, интересны модели NT1-A и NT2-A (около $560) - улучшенные версии микрофонов NT-1 и NT-2, соответственно.

Наушники

Здесь также стоит упомянуть компанию Nady, которая представила на рынке целый модельный ряд, по своим возможностям и техническим характеристикам конкурирующий с бюджетными линиями от Sennheiser, AKG, Philips и Sony. В основном продвигается серия QH, в которой производятся недорогие (от $29 до $65) модели закрытого и открытого типов. В них используются неодимовые магниты и супертонкие диафрагмы достаточно больших размеров (40 мм в диаметре). Соответственно, хорошие динамические и частотные характеристики.

Для домашних и проектных студий достаточно интересно выглядит модель Sony MDR 7509 ($240) - усовершенствованный вариант популярной MDR 7506 с увеличенными параметрами мощности (3000 мВт вместо 1000), ширины частотного диапазона (5 Гц - 30 КГц вместо 10 Гц - 20 КГц), размером диафрагмы (50 мм вместо 40 мм). Разбежка в цене по сравнению с "предшественником" составляет примерно $100.

Ну а позиции одних из самых популярных наушников сохраняет за собой победитель TEC Awards 2003 - AKG 271 Studio ($150).

В этом году достаточно бурно стал развиваться сегмент радиоустройств. Это объяснимо активизацией рынка домашних кинотеатров. И практически все известные брэнды имеют уже целые серии беспроводных наушников: для AKG это AFC, Sennheiser - RS и т.п.


 Sony MDR-DS8000
Беспроводные (ИК) многоканальные наушники Sony MDR-DS8000 ($799). Цена обусловлена очень высоким качеством элементов конструкции

Обособленно от всех стал развиваться еще один сегмент - наушники для многоканальных систем. Причем говорить о чем-то устоявшемся пока рано. Например, различные производители предлагают разные варианты коммутаций. Одни предусматривают шлейф из аудио-кабелей, подключающихся к выходам аудио-карты, другие используют USB, третьи - цифровой выход звукового интерфейса. Также не понятно, почему на большинстве многоканальных наушников пишется аббревиатура 5.1, когда понятно, что воспроизведение канала сабвуфера практически не возможно в рамках головных телефонов.

Вообще, ситуация с 5.1 в этом году была достаточно безжизненной, может в следующем что-то начнет меняться в лучшую сторону.

Акустические системы

Достаточно сильные позиции на рынке студийных АС занимают компании KRK, M-Audio, Behringer и Genelec. Три первых представляют современные решения по достаточно низким и конкурирующим между собой ценам, Genelec существенно обновила свою самую популярную серию 1029A, 1030A и 1031A. Теперь можно говорить о поколении 8000-х, к которому относятся три модели двухполосных активных мониторов 8030A, 8040A и 8050A, пришедшие на замену 1029A, 1030A и 1031A, соответственно. Впервые "восьмитысячники" были продемонстрированы на весеннем 116-м съезде AES, прошедшем в Берлине. В начале осени этого года они уже были на "Музыка-Москва 2004". Среди ключевых перемен стоит отметить применение новых технологий:

  • Минимизация дифракционных огибаний - The MDE™ Minimum Diffraction Enclosure. Выражена в специально скругленных углах корпусов мониторов, что позволяет получить максимально приемлемое их огибание отраженными волнами и, следовательно, меньшее взаимодействие прямых и отраженных волн. Это приводит к улучшению достоверности звуковой картины.
  • Технология более точного управления направлением звукового потока - Advanced Genelec Genelec Directivity Control Waveguide (DCW). Данная технология также является ноу-хау в области корпусостроения. Высокочастотная головка помещена в специальную скругленную нишу. Это позволяет более точно направлять звуковой поток.
  • Усиление низкочастотной отдачи - High performance reflex port design. Для усиления низкочастотной отдачи в корпусах новой серии от Genelec предусмотрен специальный воздуховод с выходом на отверстие в задней панели.

 Genelec
Genelec образца 2004-го года. 8000-ю серию можно узнать по скругленным формам

В остальном, рынок 2003 года плавно и практически без изменений перекочевал в рынок 2004-го. Достаточно трудно развивается сегмент широкополосных электростатических громкоговорителей, они по-прежнему дороги и малочисленны.

В завершении

Интересно будет проследить ситуацию с BionicFX и Nvidia. Напомню, что первые новости будут уже очень скоро, в январе 2005-го. Появление на нашем "железном" рынке такого серьезного игрока как Nady позволило разнообразить спектр недорогих устройств, что играет на руку владельцам домашних и проектных студий. Компания Rode укрепилась в статусе крупного брэнда. Line6 возвращается к компьютерным технологиям, и, скорее всего, в следующем году столкнется с IK Multimedia. На рынке акустических систем станут внедряться технологии, близкие к тому, что предложила в 8000-й серии компания Genelec. В 2005-м году студии звукозаписи не претерпят существенных изменений как внешне, так и изнутри. Рынок начал стабилизироваться.



Оригинал материала: https://3dnews.ru/170066