Сентябрь этого года оказался очень бурным и богатым на события различного плана. Во-первых, практически все ведущие производители профессионального ПО обновили версии своих программ, добавив туда много нового и интересного. Во-вторых, ваш покорный слуга посетил выставку "Музыка-Москва 2004", которая прошла в Сокольниках (Москва, Россия) с 23 по 26 сентября, и набрал столько интересных материалов, что не отходил от компьютера несколько дней, для того, чтобы досконально проанализировать данные. Начнем, пожалуй с выставки…
Российский рынок звукового оборудования отличается от мирового по ряду причин. Первое, что сразу же бросается в глаза - это наличие большого количества собственных брэндов, которые представляют оборудование и ПО от различных мировых марок. То есть, много дилеров и мало собственных разработок. Из отечественных марок я увидел "Лель" (гитарные эффект-процессоры) и "Октава" (микрофоны).
Очевидно, что ситуация "с национальной идеей" будет развиваться и дальше, и пять крупных учредителей, среди которых стоит отметить: Комитет по культуре Правительства Москвы, Единый научно-методический центр Комитета по культуре Правительства Москвы, дирекцию самой выставки, а также журнал "Music Box" и российский творческий портал "Артефакт" учредили награду "За лучшую отечественную инновацию в области музыкальных технологий". В ней предусмотрено несколько номинаций, победители в которых будут озвучены уже через год - в рамках "Музыка-Москва 2005".
При этом, как показали семинары общий уровень специалистов, представляющих те или иные решения очень высок. Помимо звука, на "Музыка-Москва 2004" было представлено много светового оборудования, которого мы не будем касаться в рамках данного обзора. Общие впечатления от выставки достаточно неплохие. Было представлено практически все, что реально присутствует на нашем рынке.
Достаточно удивительным было отсутствие торговой марки Creative, учитывая тот факт, что звуковые платы от этого производителя очень популярны на нашем рынке. Но вместе с тем, устройств в пользовательском и среднем профессиональном диапазонах было представлено очень много. ESI, Terratec, Audiotrak, M-Audio, RME, Voyetra, MOTU, Lynx, Steinberg, Digidesign… список можно продолжать бесконечно. По документации, которую я собрал в рамках выставки, насчитал около 70-80 интерфейсов и звуковых плат различного ценового диапазона. Описывать, конечно, все это громадье нет смысла.
Если говорить о ценах, то как по качеству, так и по стоимости, можно выделить три наиболее активных диапазона: до $200, от $200 до $300, $500 - 800. В более высоких ценах было предемонстрировано несколько фирм типа Terratec, Creamware и MOTU. Из новинок удивило появление Voyetra Turtle Beach Catalina - PCI-платы с поддержкой пространственного звука 5.1 и 7.1. В принципе, это явный конкурент M-audio Revolution 7.1 и Creative Audigy 2.
Вторая интересная новинка - ESI Juli@ (~$175) с высокими звуковыми характеристиками 24 бит/192 КГц. Отличительной особенностью этой платы является разборная печатная плата. То есть в зависимости от типа коммутации ее можно подключить к PCI-слоту с нескольких сторон. Ну, и соответственно, учитывая технические характеристики этот интерфейс позиционируется как конкурент M-Audio Audiophile 2496 и Echo MiaMIDI. При этом Juli@ рассчитана на профессиональную работу со стерео, имеет только два аналоговых входа и два выхода, S/PDIF (оптический (Toslink) и электрический (RCA)). Есть поддержка MME, WDM,ASIO, GSIF и Dolby Digital 5.1.
Как сочетание многоканальности и профессиональных возможностей предыдущей платы позиционируется ESI Waveterminal 192X PCI (от $225 в зависимости от конфигурации). В серии ESI 192 имеется еще две модели 192M и 192L. Все три интерфейса уже достаточно подробно описаны в российских СМИ, поэтому останавливаться подробно на них нет смысла. Продукция компании Echo была представлена в виде интерфейсов Echo Layla 3G (пожалуй, одна из лучших дорогих профессиональных плат по соотношению цена/качество/возможности), Gina 3G (уменьшенная по количеству входов/выходов вариация Layla 3G), пользовательская Echo MiaMIDI (PCI), и маленькая "платка" для ноутбуков и портативных устройств Echo Indigo DJ (PCMCIA).
На стенде Proadio.ru была продемонстрирована рабочая станция на базе программно-аппаратного комплекса Steinberg Cubase 4. И удивила, конечно, не сама станция с большим LCD-монитором и т.п. Я обратил внимание на корпуса. Как оказалось, системные блоки Shuttle реализованы на базе процессоров Pentium 4, выполнены из экранированного алюминия, при этом предусмотрена специальная жидкостная система охлаждения CPU. На переднюю панель системного блока вынесены основные разъемы (аудио, USB, Firewire).
Дополнительно опционально можно подключить 3,5"-устройство для чтения флэш-карт, CD/DVD-привод, пульт ДУ. Еще один интересный момент, который обозначен в документации к устройству - поддержка технологии Hyper Threading, предназначенной для обеспечения виртуального двухпроцессорного конвейера обработки данных. И хотя все базируется только на одном процессоре, данная технология позволяет существенно увеличить производительность, что особенно важно при обработке большого количества аудио-данных.
Не скажу, что вам это все обойдется дешево - минимальная конфигурация Shuttle стоит от $280. Но, при этом выигрываем в портативности (сис. блок очень небольших размеров) и специальных технологиях.
Среди студийных АС я бы отметил присутствие новой серии Genelec (на фото они показаны вместе с системой Digidesign Pro Tools + Mbox).
А также серий M-Audio Studiophile LX4, SP BX5…
…и новой линейки от KRK - RP5, RP6, RP8.
Речь в этом случае пойдет только о тех новинках, которые меня удивили. В первую очередь это ламповые профессиональные модели от прибалтийской фирмы Blue, которые помимо хороших технических характеристик имеют новаторский дизайн.
Второе удивление вызвало то множество моделей, которое представила наша компания "Октава". При этом микрофоны были на любой вкус - от недорогих динамических до "крутых" ламповых. Цены отнюдь не кусались. Вообще, микрофонов было представлено очень много, от разных производителей и для различных сфер применения.
Также не имеет смысла описывать - на любой вкус и по любой цене.
Единственное, что вызывает некоторое сожаление - было представлено мало звукового ПО. То есть, вопрос "на чем делать" понимается несколько однобоко. В остальном, на выставке можно было получить очень много полезной информации, пообщаться со специалистами. Каждый день издавался специальный журнал "Музыка-Москва 2004 Daily" подготовленный специалистами из известного специализированного издания "Звукорежиссер". В общем, рад вас поздравить с собственным NAMM и Musikmesse. Впечатления очень хорошие. Продолжим обзор звуковой индустрии… Начнем, пожалуй, с главной новости сентября...
Корпорация Sony совместно с инвестиционными фирмами Providence Equity Partners, Inc., Texas Pacific Group и DLJ Merchant Banking Partners стоит в нескольких шагах от приобретения известной кинокомпании Metro Goldwyn Mayer (сокращенно, MGM). Сумма сделки оценивается в 4,85 миллиардов долларов.
По данным на 14 сентября, консорциум, возглавляемый Sony, разместил в одном из банков страховой депозит в 150 млн. долларов и ожидает разрешения сделки от совета директоров MGM. Стоит напомнить, что по данным на апрель-август 74% акций Metro Goldwyn Mayer принадлежало американскому миллиардеру Кирку Керкориану (Kirk Kerkorian), который в 2001 году уже пытался объединить MGM с Sony Pictures, однако тогда сделка не состоялась. За некоторое время промедления в принятии решения о покупке, которое возникло из-за проблем между Sony и ее индоссантами Texas Pacific Group, Providence Equity Partners и Credit Suisse First Boston, за лакомым куском в лице MGM потянулись конкуренты - сначала о своем намерении заявила компания NBC, принадлежащая General Electric Company, а позднее - Time Warner Inc. В лице последних и видел своего самого потенциального клиента Кирк Керкориан, правда, он рассчитывал на то, что Time Warner поднимет цену до $5 млрд. Но, очевидно, такового не произошло, и самую большую сумму предложила Sony. 13 сентября компания Time Warner отозвала свое предложение.
Решение почти принято, и ситуация очень удачна для Sony Pictures, поскольку, помимо всего прочего у студии MGM накопилось около двух миллиардов долга и занято в производстве более тысячи работников. В 1989-м Sony уже приобрела не менее известную компанию Columbia Pictures за 3,9 миллиарда долларов и сейчас заинтересована в расширении данного поля деятельности. Если сделка с MGM состоится, то компании Sony Pictures будет принадлежать примерно 40% рынка американского кино. Такое стремление весьма объяснимо, и японцы даже не скрывают того, что им собственно нужно - архив кинокомпании, среди которого можно найти такие яркие картины как все фильмы о Джеймсе Бонде, "Розовой пантере" и "Рокки". С покупкой MGM Sony увеличит свой собственный архив практически в два раза, доведя общее количество кинолент до 7.800 (по данным Reuters).
Заявлено, что компания Sony рассчитывает оправдать свои расходы, выдавая лицензии для телекомпаний и выпуска VHS, DVD… Между тем, не стоит и забывать, что уже несколько лет корпорация Sony совместно с десятком других известных брэндов продвигает качественную замену DVD-дискам и устройствам, известную под названием Super Audio CD (SACD), и еще более известную как Blu-Ray DVD . Новую технологию пришлось поддержать и внедрить на рынок многим компаниям, и сейчас можно сказать, что появилось достаточно большое количество моделей домашних SACD-проигрывателей по цене от $200. Технология SACD содержит одну из лучших современных защит от копирования, Blu-Ray диски имеют гораздо больший объем, нежели DVD, и при этом не совместимы с последними, то есть, требуют наличия специальных устройств - для чтения SACD применяется другой тип лазера.
Параллельно с этим существует подразделение Sony Music, которое также отхватило достаточно жирный кусок от музыкального американского рынка, не говоря уже о других сферах деятельности корпорации - потребительской электронике, играх и ПО. По данным на 2003 год SACD-дисков было выпущено в три раза больше, чем DVD-Audio. Игровая приставка Sony Playstation затмила "майкрософтовский" X-BOX. В части ПО, компания приобрела всю продукцию в области профессионального звукового монтажа и видео от Sonic Foundry. И так далее, и тому подобное…
В начале сентября-2004 активизировались практически все крупные брэнды: MAGIX выпускает Samplitude8 и Sequoia8, Tascam - Gigasampler3, Cakewalk - SONAR4, Steinberg - Cubase SX3, Waves - L3 Multimaximizer и так далее... Причем все эти новинки приурочены не к какому-либо крупному мероприятию, а, вообще, к началу осеннего сезона. То есть, с сентября все звуковое производство должно пройти этап модернизации ПО.
В сентябре-2004 немецкая компания MAGIX выпустила восьмые версии двух профессиональных программ Samplitude и Sequoia. В нашей стране достаточно большой популярностью пользуется Samplitude, поэтому выход такого обновления не оставил в стороне никого из тех, кто пользовался программой ранее. Между тем, Samplitude и Sequoia - это младший и старший братья, то есть, последняя применяется для решения более специфических профессиональных задач. Например, в Samplitude реализована поддержка многоканального звука стандарта 5.1, а в Sequoia - 12 каналов, из которых можно собрать, или уместнее сказать, смоделировать 5.1, 6.1, 7.0, 7.1, 8.0, 8.1, 10.2 и т.п. C Sequoia можно создавать локальные сети типа клиент/сервер, пользоваться дополнительными возможностями редактирования, а также, как новинка, производить мастеринг для новой технологии SACD.
В части 5.1 и пространственного звука добавлены новые эффекты и модули обработки, что улучшает ситуацию по сравнению с версией 7.22, в которой хоть и был микшер на 5.1, но оставался он практически "голым" Теперь мы имеем многоканальный эквалайзер, surround-панорамирование, эмулятор акустики помещений, работающий в режиме реального времени.
Что касается обычных эффектов, то они улучшены в сторону "аналогового звучания". Также предусмотрен новый программный синтезатор MAGIX Robota Pro, эмулирующий 8-голосный аналоговый инструмент.
А в общем плане, ключевые обновления касаются поддержки DVD-Audio, ReWire, появления модуля ремиксинга для создания зацикленных ритмических или мелодических фраз, и поддержки видео с геометрией экрана 16:9. Помимо всего прочего среди существенных изменений в структуре интерфейса следует отметить новый менеджер для объектов, библиотек, треков, сегментов и маркеров.
На сайте программы www.samplitude.com вы можете просмотреть скриншоты новой версии. Не знаю, ими хотели напугать или обрадовать пользователей. Когда я анализировал ситуацию с Cubase SX3, которая также появилась в сентябре этого года, то пришел к выводу, что с такой программой уже нужно работать на двух мониторах. Большое разрешение экрана очевидно не спасет. Это же касается и Samplitude V8. Отдельно хочется отметить, что реализация 5.1, которая была в предыдущей версии просто "фишкой", теперь стала более полноценной, с учетом того, что появились модули пространственной многоканальной обработки, поддержка DVD-Audio и разрешения видеоэкрана 16:9.
Программа стала современной и полноценной. Обладает интерфейсом, которому можно быстро обучиться, но при этом дающим все возможности для создания профессионального аудио. Оптимальные требования: P4/Athlon XP 2.4+ ГГц, графическая карта с поддержкой двух мониторов, 512/1024 Mб RAM.
Появление брэнда WaveArts на рынке звукового программного обеспечения у меня ассоциируется с двумя программными продуктами - HMI InMotion 3D (5.1) и DirectX-плагином WaveArts WaveSurround. InMotion позволяла создавать пространственные картины со множестом звуковых объектов локализованных в различных частях заданного пространства. Можно было создавать звуковые анимационные картины, например, человек открывает дверь, входит, слева звучит музыка, прямо зазвонил телефон и так далее.3D-эффект присутствовал не совсем явно, но в наушниках картина слушалась достаточно неплохо по тому времени. Плагин WaveSurround позволяет расширить стереопространство за счет задержек в прямых и перекрестных каналах при прослушивании на обычных акустических системах. То есть, загрузив данный плагин можно виртуально изменить расположение колонок относительно слушателя. Данная идея потом много раз повторялась (например, Waves StereoImager), но у ее истоков стояла именно WaveArts.
Следующей ключевой программой от данного разработчика стал модуль реверберации MasterVerb. В нем был применен уникальный алгоритм реверберации, учитывающий специфику распространения отраженных звуковых волн в различных типах акустических пространств с учетом их частотных составляющих. Нужно отметить, что результаты обработки в MasterVerb отличались от полученных в других программах своей мягкостью и прозрачностью. В результате, программу стали рекомендовать не только для целей мастеринга, но и вообще как обычный эффект-процессор при сведении и обработке. Некоторое время назад в создании пресетов к одной из версий MasterVerb приняли участие специалисты и обозреватели известного журнала "Sound On Sound".
Другой плагин TrackPlug включает одновременно 10-полосный эквалайзер и компрессор/гейт. Он предназначен для обработки треков при сведении. И хотя, алгоритмы звучат достаточно стандартно, TrackPlug отличается низкой загрузкой CPU, поэтому его можно использовать в любой мультитрековой программе даже на маломощных компьютерах. Нужно отметить, что он не получил широкого распространения, поскольку вовремя спохватились сами разработчики программ многодорожечной записи и вставили подобные модули для каждого из треков в своем ПО.
После MasterVerb и TrackPlug выпускается PowerCouple - компиляция из двух предыдущих плагинов, имеющая меньшую цену, чем, если бы вы покупали все по раздельности. И на данный момент можно говорить о двух новинках - модуле финальной обработки FinalPlug и многополосной компрессии MultiDynamics.
FinalPlug - это модуль максимайзера с возможностями перехода на различные разрядности с алгоритмом дитеринга. MultiDynamics - шестиполосный компрессор/экспандер/гейт, де-эссер и специальный алгоритм сглаживания.
Итак, все описанные выше мной программы WaveArts сейчас объединены в единый пакет, именуемый PowerSuite, а на самом деле это просто последние версии TrackPlug, MasterVerb, MultiDynamics, WaveSurround и FinalPlug оптом и за меньшую цену. Заострить внимание следует на словосочетании "последние версии", поскольку некоторым программам уже по пять лет и более, и вы можете встретить их описания с различными характеристиками и для разных стандартов (например, 16/44,1 и только для DirectX-платформы и т.п.). На самом деле, это 24 бита/192 КГц, стандарты DirectX, VST, MAS, Audio Units и RTAS.
При таких высоких параметрах звуковых характеристик неизменным условием остается низкая загрузка CPU и малые требования к другим аппаратным мощностям компьютера. Скачать PowerSuite можно на сайте разработчика: www.wavearts.com. Демо-версия полноценно работает в течение первых 30 дней после установки.
Во многом благодаря продукции Waves Inc. было введено новое значение слову "максимайзер". До этого времени под таким названием скрывался психоакустический прибор производства BBE, предназначенный для мастеринга. Когда же вышел в свет лимитер Waves L1 Ultramaximizer, представляющий из себя не устройство психакустики, а процессор динамической обработки, то он приобрел большую популярность и стал применяться повсеместно - название "максимайзера" стало закрепляться за ним. После этого, компания Waves выпустила версию L2, успех которой рос по нарастающей, и уже в сентябре 2004 года анонсировала L3, который может стать одним из главных событий на рынке звукового ПО этой осени.
Что же такое L3? На самом деле это уже два программных прибора, первый из которых называется L3 Ultramximizer (замена L2), а второй - L3 Multimaximizer (продвинутая многополосная версия). Чем же отличается L3 Multimaximizer от конкурентов?
Применена запатентованная технология Peak Limiting Mixer™ (PLMixer™), позволяющая психоакустическим образом производить обработку пяти частотных полос, согласовывая настройки для каждой из них в соответствии с общей звуковой картиной (например, производится автоматическое управление взаимоотношениями балансов). Полосные лимитеры используют фильтры с линейной фазой, что соответствует сейчас профессиональным стандартам качества современного звукопроизводства. Все это является встроенным в модуль L3 Multimaximizer.
Большей части устоявшихся компьютерных музыкантов программа GigaStudio знакома еще под названием Gigasampler и именем ее разработчика NameSys. На самом деле данная разработка тогда приобрела просто огромную популярность по двум существенным причинам. Первая - Gigasampler "прошивалась" в систему Windows как одно из основных MIDI-устройств наряду с обычными MPU-401 или другими стандартными General MIDI-синтезаторами (эмуляцией) и могла их заменять. При этом, в программе, возможно было создавать свои звуки-инструменты и использовать все это в обычных MIDI-редакторах. Подключаемых плагинов-инструментов (VSTi, DXi) тогда еще практически и не разрабатывалось.
Вторая существенная причина огромной популярности Gigasampler - использование сэмплерных библиотек собственного формата, совместимого с другими, например, банками AKAI (при дополнительной конвертации), которые тогда имелись в большом количестве и использовались в профессиональной музыкальной технике. Это нововведение делало из обычного РС с достаточно скромными параметрами хороший универсальный программный сэмплер. А если сравнить графические возможности программного обеспечения ПК с небольшими монохромными ЖК-дисплеями студийных сэмплеров, то использование Gigasampler выглядело намного эргономичнее.
Через некоторое время произошло несколько перетрубаций - Gigasampler была переименована в GigaStudio и получила нового хозяина в лице Tascam/Teac.
Новая и весьма долгожданная версия 3.0 появилась в трех модификациях: Orchestra, Ensemble и Solo, с поддержкой сэмплов 24 бита/96 КГц. Программа позволяет создавать и использовать практически неограниченную полифонию, зависящую только от количества носителей информации, их объема и скорости чтения, аппаратных ресурсов РС. Например, нам доступна 385-голосная полифония на базе процессора P4 - 2.8 ГГц (примерно в два раза больше, чем это было возможно в GigaStudio 2.5). Интерфейс также претерпел некоторые изменения.
Микшер программы рассчитан на 128 каналов или до 32 групп фэйдеров. На каждый канал предусмотрено по 4-полосному эквалайзеру и одному компрессору, при этом возможно подключение внешних эффект-процессоров стандарта VST. Для совместимости с большинством современного ПО предусмотрена поддержка и другого значимого технологического стандарта - протокола ReWire, используемого для коммутации аудио/MIDI потоков между различными программами и рабочими станциями.
Банков звуков для GigaStudio выпущено достаточно много (в GS 3.0 могут загружаться сэмплы по 3-4 Гб), причем в новой версии можно самостоятельно создавать очень сложные звуковые текстуры, а сами разработчики уже позаботились о том, чтобы натуральные инструменты типа пианино или гитары были исполнены на должном уровне - поставляются как готовые банки. В этом плане с компанией сотрудничает множество фирм и независимых саундпродюсеров. В частности с версией Orchestra поставляется самая популярная на сегодня Vienna GigaSymphony sample library (giga-разновидность Vienna Symphonic Library).
У GigaStudio до сих пор осталось очень много поклонников. В основном, эта программа популярна среди классических музыкантов, которым просто нужны качественные звуки хорошего живого рояля, пианино, скрипки, гитары. Вместе с тем, GigaStudio осталась очень требовательной к ресурсам компьютера, и существует где-то между новыми VST-инструментами и сложным ПО, связанным с физическим моделированием. Отдельная ниша - это не так плохо, особенно когда все сделано на качественном уровне.
Наиболее распространенной на территории бывшего СССР является продукция компании Steinberg. Поэтому в этом обзоре мы рассмотрим новые возможности Cubase SX3.
Cubase входит в основную тройку мощных разработок от Steinberg (Cubase, Nuendo и WaveLab). Это одна из самых старых на рынке программ в области многодорожечной записи для Мас и РС-платформ, поэтому поддержка VST-эффектов и инструментов самых новейших стандартов, ASIO-драйверов, а также практически всех современных технологий очевидна. Хотя теперь Cubase - не просто аудио/MIDI-рекордер, но и мощная многоканальная рабочая станция с возможностью сэмплинга, виртуальная студия синтеза, ремиксинга, озвучивания видео и т.п. На сегодня она является одной из самых подготовленных программ в области реализации коммутации с внешними аппаратными устройствами - эффект-процессорами, множеством MIDI-интерфейсов.
Ощущений от графического интерфейса Cubase SX3 всего несколько, хотя ожидалось больше. Первое - новаций не очень много, но интерфейс стал гораздо удобнее. Второе - для качественной и бес проблемной работы лучше использовать ПК с двумя мониторами (дисплеями). С одним достаточно много мороки, поскольку интерфейс остался многооконным и перегруженным, не спасает и большое разрешение экрана. Это, кстати, проблема не только Cubase SX3, но и множества других программ (Nuendo, Saw Studio, Samplitude и т.п.). И ее решение очевидно пока только так - использование двух мониторов.
Cubase SX3 - это первая и пока единственная из всех версий Cubase, полноценно поддерживающих 64-разрядные ОС и размер оперативной памяти до 4 Гб. В анонсе программы от 9 марта была сказано, что реализована интеграция с Microsoft Windows XP 64-bit Edition и 64-битными процессорами уровня AMD Opteron.
Для тех, кто работает с профессиональным аудио на современном уровне, очень понятна существующая на сегодня проблема с перегрузкой CPU и графических интерфейсов. Для улучшения ситуации в Cubase SX3 предусмотрена новая специальная функция "замораживания" (Freeze), которая позволяет "выключать" из рабочего процесса неиспользуемые плагины, аудио-треки, дополнительные каналы и так далее. Это делает возможным существенно разгрузить центральный процессор.
Есть и еще одна интересная функция, выполненная в виде отдельного модуля, - Dummy Plug-in, действие которой объяснить достаточно просто. Допустим, мы переносим файл проекта из одной системы в другую, или с одной рабочей станции на другую. Список плагинов на обеих может не совпадать. Dummy Plug-in при таком переносе "удаляет" несуществующие плагины, но, если вы захотите перейти на оригинальную систему обратно, данный модуль восстанавливает ситуацию и возвращает все в исходное состояние.
Эти две функции являются интересными и новыми для всего профессионального ПО в целом. Если говорить непосредственно о программных процессорах обработки, то в комплекте с SX3 их больше, чем ранее, при этом добавлены два новых MIDI-плагина: Context Gate и Arpache SX.
Отдельно стоит выделить такую новацию в SX3 как добавление специального модуля AudioWarp, предназначенного для изменения питча/стретча по типу того, как мы могли это ранее наблюдать в Sony Pictures Digital ACID. Причем, осуществлена поддержка и банков звуков от ACID, которые вставляются в текущий файл проекта соответственно темпу. Steinberg и Yamaha совместно разработали новый протокол для интеграции программно/аппаратных интерфейсов именуемый Studio Connections. Соответственно ему реализована полноценная интеграция с профессиональными устройствами 01X, 02R96, DM2000, MOTIF ES(Multi), MOTIF ES (Voice), SPX2000.
Судя по выставкам и событиям, октябрь окажется не менее насыщенным сентября. Поэтому стоит несколько перенести планы выходов материалов, и "Звуковая индустрия" следующего месяца выйдет отдельно от ежемесячного материала по ПО. На рынке независимых разработчиков также творится нечто типа "бума".