Несмотря на время отпусков, июль-2004 в звукоиндустрии оказался не менее значимым и насыщенным, чем весенние месяцы этого года. Во-первых, с 23 по 25 июля в американском городе Нэшвилл (штат Теннеси) прошла шоу-выставка NAMM Summer Session.
В знаменитом событии приняло участие более 500 компаний, занимающихся выпуском музыкальных инструментов и средств звукового производства. Помимо этого были дилеры и крупные представители масс-медиа.
Общее количество посетителей пока неизвестно, но то, что интерес к этой выставке был проявлен должным образом сомневаться не приходится - залы и концертные площадки были переполнены.
В первый же день состоялся большой концерт с участием знаменитой группы Spin Doctors (на фото), знаменитой на весь мир своим хитом "Two Princes". Дополнительно была предусмотрена обширная шоу-программа на все дни проведения выставки.
Если говорить о новинках ПО, следует отметить представление четвертой версии Ableton Live, причем она выпускается как для РС, так и для Мас. На ней сейчас работает много известных музыкантов. Брэнд-нэйм Ableton активно продвигается со стороны знаменитой M-Audio, которая также анонсирует сейчас появление 64-битных драйверов для линейки своей FireWire продукции.
Напомню, что эта компания продвигает еще один знаменитейший программный продукт - Propellerhead Software Reason. Сейчас Live, Reason и аппаратные решения типа FireWire Audiophile идут совместной связкой. И, кстати, это было успешно продемонстрировано на другом недавнем событии - очень значительном фестивале электронной музыки в Детройте (Detroit Electronic Music Festival).
Интересным было поведение E-mu, которая представила эффекты из некоторых своих аппаратных устройств в виде VST-плагинов. Это в лишний раз доказывает, что софт может заменить "железо", и не так страшен переход от одного к другому, как его малюют.
IK Multimedia занялась благодарным делом - объединением своих продуктов в единые пакеты с соответствующим снижением цен. Причем лидирующими остаются гитарный процессор Amplitube, программный сэмплер Sample Tank и утилита для мастеринга T-RackS.
До этого компания провела очень серьезную работу, привлекая к своим программам известных музыкантов. И на их призыв откликнулись Стив Тайлер (Aerosmith), Пол Карбонара (Blondie's), Гай Флэтчер (Dire Straits) и другие. И это мы говорим о разработчиках, которые чуть менее десяти лет назад были известны благодаря только одной небольшой программе - музыкальной игрушке Groovemaker!
Компания Arturia представила Moog Modular во второй версии. Стоит напомнить, что именно эта программа вошла в число номинантов на соискание звания лучшего музыкального инструмента в рамках церемонии награждений TEC Awards 2004.
Постепенно переходим на TEC Awards, которая должна состояться в конце октября 2004 года, но уже сейчас на сайте этого мероприятия появился список соискателей на звание лучших.
Технические номинации практически ничем новым не удивили, устроители как всегда пытаются охватить все и вся, хотя мы знаем, что рынок звукопроизводства поделен на множество секторов-платформ, сильно конкурирующих между собой. Для нашего рынка, который в основном является рынком РС, хочется отметить, что в номинациях участвуют уже описанные на 3DNews Arturia Moog Modular V, Waves IR-1, Steinberg Nuendo 2. В этом обзоре выбрана только часть номинаций.
Вспомогательное оборудование:
Цифровые конверторы:
Микрофонные предусилители:
Концертные микрофоны:
Студийные микрофоны:
Студийные АС (мониторы):
Музыкальные инструменты:
Цифровой процессинг (hardware):
Цифровой процессинг (ПО):
Рабочие станции:
Малые студийные микшеры:
Большие студийные микшеры:
Теперь немного истории. Американская церемония награждений в области звукопроизводства Technical Excellence & Creativity (TEC) Awards начала свое существование в 1985 году. В 2004-м она будет проводиться уже в юбилейный 20-й раз. За эти годы TEC Awards заслужила статус не только одного из самых главных национальных событий (его часто сравнивают по степени значимости с Grammy), но и стала оказывать влияние на мировой медиа-рынок в целом. В частности, даже попадание в число номинантов (соискателей) премии уже можно считать очень большой удачей. Мы не раз уже сталкивались с тем, что малоизвестная фирма, допущенная в TEC Awards, становится серьезным брэндом (например, Ableton), а продукция, победившая в любой из номинаций становится самой популярной в мире.
Но, нельзя и не сказать о проблемах TEC Awards. Как раз в период с 1985 по 2004 гг в мировой индустрии состоялся качественный переход звукопроизводства на компьютерную платформу. В конце 90-х программы начали конкурировать с аппаратными устройствами, а в начале этого века начали полностью их замещать. TEC Awards очень медленно разворачивается, настраиваясь на течение современных технологий. Хотя, может, в этом ее уникальность.
Кстати, это недостаток не только TEC Awards. Например, на прошедшей в апреле этого года церемонии награждений M.I.P.A. (Musikmesse International Press Awards, проводилась совместно с Musikmesse-2004) лучшим инновационным продуктом была названа гитара Line6 VARIAX, которой достаточно много лет - она уже давно в продаже. То есть, очень часто церемонии награждений просто не поспевают за технологическим прогрессом. Поэтому смотреть на них стоит как на прекрасно поставленное шоу, не более. Ну, и конечно, разработчикам должно быть приятно, причем все заслуженно.
Если в варианте M.I.P.A. данные голосования были получены путем опроса 58 ведущих профессиональных музыкальных изданий по всему миру, то список и голосование TEC Awards базируются на основе только одного журнала - "MIX", считающимся одним из самых значимых в мире.
Номинации TEC Awards разделены на технические и творческие… В первом случае оценивается техника, во втором - продукция, которая на ней производится. Какая же музыка сейчас считается самой качественной по итогам года вы можете также узнать на сайте TEC Awards.
Пока брэнды балуют себя выставками и номинациями, независимые разработчики выпускают мощные freeware-программы. В обзор за данный месяц я с удовольствием включаю Christoph Lauer Sonogram 2.4 и Timon Jacobs OptiLoud 2.0.
Как понятно из названия, Sonogram 2.4 - это утилита для анализа звуковой волны и… даже видеоинформации. В основе программы используется четыре алгоритма - "Fourier Tranformation" (FFT), "Linear Prediction Analyse" (LPC), "Cepstrum Analyse" и "Wavelet transformation". Сама программа написана на языке Java 2 и работает на всех ОС, где он поддерживается, а это Windows, Unix/Linux, Mac OS-X. По существу, мы получаем очень мощный анализатор входящих аудио/видео данных, и, не смотря на некоторую незаконченность, программу можно похвалить за идею.
OptiLoud 2.0 - это проект, реализованный на достаточно сложной современной платофрме MAX/MSP, которую часто используют для разработок звуковых программ. По концепции программа близка к тому, что в радио называется FM-процессорами. В ней реализованы:
Версия 2.0 появилась 26 или 27 июля на сайте разработчика, до этого распространялась OptiLoud 1.05, которая содержала много ошибок. Но сама концепция очень красива, ведь радиостанциям вместо того, чтобы использовать стойку из множества дорогих эффект-процессоров для финальной обработки сигнала, выходящего в эфир, будет возможно все заменить на программу. Конечно, аппаратные устройства имеют свои запатентованные технологии и фирменные алгоритмы, но… OptiLoud - это только начало.
Пожалуй, самым ярким и удивительным событием нескольких последних месяцев можно считать выход 5-й версии профессионального звукового редактора WaveLab от фирмы Steinberg. Причем в самом начале ее появления было заявлено, что это не новая версия, а 8 (7.1)-канальная разновидность WaveLab 4.0. Зачем же было превращать профессиональный аудиоредактор в рабочую станцию монтажа многоканального звука? Это получается уже третья многоканальная программа от Steinberg, две первых - Nuendo и Cubase SX. Функционально все три продукта от данного разаботчика позволяют создать равнозначную продукцию уровня Pro.
На самом деле, начиная уже с четвертой версии, WaveLab нельзя было назвать звуковым редактором, поскольку там имелся модуль многодорожечной записи и сведения AudioMontage, но было предусмотрено и другое направление, которое отличало программу от тех же Nuendo и Cubase. Например, у нее единственной впервые появились модули поддержки записи CD-R, редакторы баз данных, собственные архиваторы и даже свой графический редактор для рисования обложек для CD. Комплекс в таком виде долгое время был уникальным и очень интересным. Сейчас же эти особенности вышли на новый уровень.
Теперь реализованы многоканальность и полноценная поддержка DVD-приводов. Программа позволяет работать как с аудио, так и с видео различных стандартов, с текстовыми и графическими файлами в режиме мультитрека.
Среди других ключевых обновлений следует отметить возможность подключения до 10 программных эффект-процессоров (плагинов) на каждый трек в AudioMontage. Мастер-панель и все индикаторы теперь работают в многоканальном режиме. Особенно это интересно выглядит у индикаторов - в WaveLab они являются лучшими в мире. То есть, получается, что мы имеем очень выигрышный вариант.
Если говорить о графическом интерфейсе программы, то он не претерпел серьезных изменений - все тот же полностью настраиваемый "трансформер", все также можно одновременно запускать несколько копий WaveLab одновременно. Кстати, это очень выгодно - WaveLab №1 записывает диски, WaveLab №2 кодирует аудио, а в WaveLab №3 вы занимаетесь многоканальным сведением. Тут все, конечно, зависит только от ресурсов вашего РС.
Впечатления очень хорошие. Я бы даже сказал, что по количеству возможностей WaveLab 5.0 перекрывает Steinberg Cubase SX 2.0 и Sony Pictures Digital Vegas 5.0. Особенно это касается индикативной части, построения и реализации возможностей графического интерфейса.
Стоит посмотреть и на цены, заявленные на сайте разработчика: Steinberg Cubase SX 2.0 по данным на июнь стоит порядка 799 евро (с учетом НДС), WaveLab 5.0 - 699 евро (с учетом НДС), Nuendo 2.0 - 1.499 евро (с учетом НДС), DTS Encoder для Nuendo - 999 евро (с учетом НДС).
Ценовая политика Steinberg не совсем понятна, ведь в варианте WaveLab 5.0 мы получили ультрасовременную профессиональную программу, а в линейке цен она занимает низшую позицию из тройки рабочих станций. Хотя бы при сравнении с Cubase SX, это не совсем справедливо. Но, если смотреть на общий рынок цен, то позиции Steinberg выглядят не очень плохо (некоторые программные оболочки рабочих станций стоят не менее $5.000).
В общем, в варианте нового WaveLab 5.0 мы имеем профессиональную многоканальную программу монтажа, обработки, записи, мастеринга. Плюс к этому добавляется возможность импорта/экспорта и кодирования/декодирования всех современных форматов, архивирования информации, записи/редактирования/формирования CD и DVD, создания собственных баз данных, графического оформления обложек и многого-многого другого. Как говориться, пять баллов по пятибалльной шкале.
Рабочие станции:
Виртуальные студии и алгоритмические программы:
Программы для ремиксинга/ди-джеинга:
Звуковые редакторы:
Музыкальные инструменты:
Эффект-процессоры:
Программы для работы в 5.1:
Лучшие программы для мастеринга:
Автотюнеры:
Тюнеры:
Вспомогательные программы:
Лучшая программа июля-2004:
Обратить внимание на:
Timon Jacobs OptiLoud 2.0. Программа freeware, вы ее можете скачать, посмотреть, а также указать автору на некоторые недочеты по вашему мнению. Все-таки разработчик-то - независимый.