Пришел май и наступило время привести очередной музыкальный софт-рейтинг. Начнем как всегда с самых ярких новинок… В обзоре: DelayDots SpectumWorx VST, Uebershall VCP 120, VLP 120, PLP 120, TS-AudioToMIDI 3.00, 4Front Mastering Bundle, а также список лучших…
Просто превосходная программа от уже достаточно известного разработчика DelayDots. Ведь и раньше эта компания удивляла своими идеями! Правда выражены они были в небольших подключаемых программных модулях (плагинах) типа DR-008, daBomb, Phat, Spectral Shaper и т.п. Но теперь, как видно, пришло время более глобальных разработок и мы можем говорить об этом благодаря SpectrumWorx VST.
Что же это такое? На самом деле SpectrumWorx является представителем нового поколения эффект-процессоров, использующих частотное представление звуковой волны и сложные алгоритмы работы с ним. Многие уже сталкивались с подобным решением в рамках iZotope Spectron.
Но SpectrumWorx использует несколько другую схему работы - модульную. То есть, спектрограммы пользователь не увидит вообще - он будет собирать виртуальную студийную стойку с возможностью подключения до 16 виртуальных эффект-процессоров.
Список модулей, поставляемых с программой впечатляет и включает такие базовые элементы как вокодеры, динамическую обработку, автотюнеры, питч-шифтеры.
Из всего этого составляются специальные пресеты, которые могут сохраняться и использоваться в дальнейшем. Кстати, с программой поставляются и фирменные файлы настроек, разработанные при участии признанных в мире звука людей - Martin Walker (Sound on Sound Magazine), Lassi Nikko (Brothomstates), Scot Solida (The Electronic Garden) и многих других.
При первом прослушивании результатов сразу чувствуется качество и, конечно, уже тянутся руки к использованию SpectrumWorx в коммерческих целях - для создания современной музыки, производства рекламы и озвучивания игр.
И в этом нет ничего удивительного - эти эффекты в программном виде "откатывались" индустрией уже более пяти лет. И сейчас процессинг с разбиением частотной области на 2048 полос (4096 FFT size) - это нормальный ход событий. Хотя преобразования такого плана требуют достаточно больших ресурсов компьютера (CPU 800 МГц, 128 Мб RAM).
Хочется отметить, что DelayDots немного упростили себе задачу, не выводя спектрограммы и отказавшись от различных фильтров и эквалайзеров (среди модулей эффектов их нет). Хотя этим они добились простоты интерфейса. Общие впечатления, как я уже говорил ранее, очень хорошие.
В общем, рекомендую скачать и посмотреть на все своими глазами.
Требования к системе: Windows 9x/XP/NT/2000, CPU 800 MГц и выше, 128 Mб RAM, VST-поддержка.
Даже не предполагаю, как эту компанию будут называть русскоязычные музыканты в момент ее прихода на массовый рынок:). Но этот приход обязательно должен состояться. Компания Uebershall, родом из Ганновера (Германия), уже успела сделать серьезную заявку на прошедшей в апреле Musikmesse (Франкфурт-на-Майне-2004), получив до этого признание таких мощных журналов как Computer Music, Music Tech, а также приз от EQ Magazine.
На данный момент мы можем говорить о четырех уникальных виртуальных инструментах, а именно, VCP120 (Vintage Chord Progression), VLP 120 (Vintage Licks&Phrases), BPM 120 (Beat&Percussion Module) и PLP 120 (Percussive Live Performances). Начнем с VCP 120...
Комплект поставки этого модуля занимает один DVD-диск, на котором помещается сама программа и звуковая библиотека для нее. По существу, VCP 120 - это оболочка, которая позволяет работать с "живыми" сэмплами аккордов, сыгранных реальными музыкантами на различных инструментах с определенными ритмическими рисунками. Как мы знаем для каждого музыкального стиля применимы свои каноны и, например, Pop, House, Disco, Soul, Funk, Rock, Latin, Jazz отличаются манерой игры и ритмическим наполнением.
Идея VCP 120 достаточно проста. Они усадили в студию профессиональных музыкантов и попросили их сыграть те или иные аккорды (вариаций более 1800) под темп 120 ударов в минуту (120 BPM). В результате собралась большая база профессиональных "живых" сэмплов. При этом не было произведено никакой программной обработки типа квантования - все вживую, и использовались только натуральные аналоговые инструменты, среди которых стоит отметить синтезаторы Rhodes Mark II, Wurlitzer, Hammond B3 + Leslie, Analog Synth Pads, A-piano, Hohner D6, а также известные марки электрических и акустических гитар.
Для изменения темпа с сохранением основного тона и без потерь в качестве применяется известный алгоритм от Prosoniq - MPEX2 (правда на самом сайте Prosoniq об MPEX2 информации нет, есть только обычный MPEX, применяемый в ряде ПО). Этот метод позволяет производить стретч +/- 30 BPM (90-150 BPM, если за опорную величину брать 120 BPM) без потерь в качестве, а также изменение тона с сохранением темпа +/- 5-6 полутонов также без этих потерь. В результате, записав в библиотеку аккорды с шагом основного тона равному +/- 5-6 полутонов мы получаем полную музыкальную шкалу.
Также в VCP 120 внедрен специальный алгоритм, позволяющий делать связки из нескольких аккордов таким образом, чтобы это получалось натурально.
Таким образом, общая спецификация продукта выглядит так:
Системные требования:
Поддерживаемые стандарты:
Модуль VLP 120 совместно с библиотеками занимает порядка 5 CD. Мы имеем практически аналог VCP 120, с одним отличием - VLP предназначен для работы с фирменными музыкальными фразами (loop'ами) либо их фрагментами. И мы уже имеем в наличии библиотеку с 20-ю инструментами, качественно записанными в профессиональной студии, для современных стилей типа Dance/Pop/Club.
В остальном все стандартно для продукции Uebershall - алгоритм MPEX2 и мощная сэмпловая поддержка.
Спецификация VLP 120:
Системные требования:
Поддерживаемые стандарты:
Программный модуль PLP 120 предназначен только для работы с ударными инструментами. Комплект поставки умещается на 3 CD. PLP 120 больше предназначен для создания танцевальной музыки, но у программы есть некий аналог продолжения - BPM 120, где и количество библиотек побольше (2 Гб), и вопрос разнообразия стилей решен лучше (Pop, Rock, Soul, Funk, House, Disco, Beat, Big Beat, 2 Step, Electro, Metal, Real Drums, Vinyl, Latin, African, World).
Спецификация PLP 120:
Системные требования:
Поддерживаемые стандарты:
Выводы о продукции Uebershall
Используя сразу три инструмента типа VCP120 (Vintage Chord Progression), VLP 120 (Vintage Licks&Phrases) и BPM 120 (Beat&Percussion Module) или PLP 120 (Percussive Live Performances)), мы получаем обыкновенный виртуальный денсмейкер, где музыка собирается из фирменных "кирпичиков" - сыгранных профессиональными музыкантами сэмплов.
В принципе, для звукопроизводства, связанного с созданием рекламы, заставок, радио-джинглов - это очень недорогой и перспективный вариант. Пока еще компания Uebershall не сильно знакома массовому пользователю, а следовательно, банки звуков ее производства не так заезжены, как например, библиотеки для Sony Pictures Digital ACID или AKAI и E-mu.
Как уже стало понятно, Uebershall специализируется на выпуске фирменных звуковых банков, а вышеперечисленные программные оболочки - это попытка их применения для платформ VST 2.0, Audio Units и RTAS. И, честно сказать, если бы эта компания не использовала такой знаменитый и признанный профессионалами алгоритм MPEX от Prosoniq, то я бы еще очень много раз подумал, прежде чем поставить ее продукцию в наш обзор.
TS-AudioToMIDI 3.00 предназначена для конвертирования аудиоданных в MIDI и обладает очень удобным интуитивно-пользовательским интерфейсом.
В качестве исходных данных может использоваться аудио-поток подаваемый на линейный вход звуковой карты (то есть, мы говорим об обработке в режиме реального времени), а также любой звуковой файл, включая МР3 и треки CDDA.
Также немного процитирую список возможностей, представленный на сайте разработчика:
Работать с TS-AudioToMIDI очень удобно и в конце концов можно добиться приемлемого результата. К сожалению, мне была доступна только демо-версия программы, в которой отключена возможность сохранения MIDI-файлов, поэтому рекомендую скачать примеры у разработчика - им можно верить.
Blind Guardian, "Mr. Sandman" - Forgotten tales | MP3 | MIDI |
Gliere, "Harl quine" - Fantasies (Piano) | MP3 | MIDI |
Van Halen "Not enough" | MP3 | MIDI |
Vanessa Mae, "Classical Gas" | MP3 | MIDI |
Общие впечатления очень хорошие. И люди, у которых есть проблемы с подбором мелодий на слух, могут вполне воспользоваться TS-AudioToMIDI. На это может уйти некоторое время. Результаты можно сравнить с оригиналом, то есть синхронно воспроизвести исходный и полученный файлы - очень удобная функция. Все недостатки при таком прослушивании выявляются сразу.
Независимый разработчик Джордж Йонг (George Yohng) выпустил неплохую серию плагинов для мастеринга и/или улучшения композиций - 4Front Mastering Bundle. В нее входят:
Скачать это удовольствие в варианте trial-версии можно по этому адресу. Впечатления от данной серии достаточно неоднозначное. С одной стороны мы имеем недорогие, неприхотливые и рабочие решения, с другой - чересчур уж спартанский дизайн. На этом мы завершаем обзор последних новинок в области звукового ПО и перейдем к нашему списку лучших.
Рабочие станции:
Виртуальные студии и алгоритмические программы:
Программы для ремиксинга/ди-джеинга:
Звуковые редакторы:
Музыкальные инструменты:
Эффект-процессоры:
Программы для работы в 5.1:
Лучшие программы для мастеринга:
Автотюнеры:
Тюнеры:
Вспомогательные программы:
Лучшая программа апреля-мая-2004:
Обратить внимание на: Развитие программ, преобразующих аудио в MIDI.