С одной стороны в январе прошел NAMM Winter 2004, отголоски которого до сих пор будоражат рынок. Создалось ощущение, что индустрия буксует и запуталась среди множества стандартов и технологий. С другой стороны появились "звоночки", оповещающие об изменении рынка музыкального ПО, которые делают общую картину намного прозрачнее.
KRISTAL Audio Engine 1.0 - это современная программа многодорожечной записи, поддерживающая необходимый минимум для работы со звуком. Главная особенность - она распространяется бесплатно.
Эта разработка ведет свое начало с 1999 года, когда ее автор Matthias Juwan (1981 г.р., Германия) получил диплом в области "Realtime DSP". Автор - романтик, и назвал свое детище в честь своей любимой песни "The Crystal Ship" группы The Doors. Это, в принципе, свойственно практически всем независимым разработчикам.
В то время, когда множество программ уровня KRISTAL продается не за одну сотню $, автор распространяет ее бесплатно (freeware) при условии некоммерческого использования. Версия 1.0 появилась на сайте разработчика (www.kreatives.org) 31 января 2004 года, и в этот же день сервер просто не справился с количеством желающих скачать программу, число которых перевалило за 1000.
Давайте посмотрим на небольшую спецификацию программы:
Впечатления
KRISTAL Audio Engine 1.0 работает без особых проблем. Интерфейс удобен, хотя стандартен для такого рода программ и больше всего напоминает Steinberg Cubase. Хотя он мне нравится за то, что в нем нет ничего лишнего - просто и удобно.
Наверное, появление такой программы можно считать просто замечательным событием этого года. Рекомендую скачать. Также позволю себе привести небольшое FAQ с сайта автора…
Как насчет поддержки MIDI/VSTi?
Да, это будет реализовано в следующих версиях. Отметьте, что KRISTAL еще находится на стадии версии 1.0, и есть еще очень много вещей, которые можно реализовать на базе этой программы.
Как насчет поддержки DX(i)?
Определенно, не будет! Нет, и еще раз нет… даже в перспективах.
Как насчет поддержки ReWire?
Юридическая проблема :( Propellerhead Sofware лицензирует их технологию только для коммерческих приложений! Может быть мы должны организовать петицию...
Будет ли увеличено количество треков/подключаемых эффектов...?
Вам действительно нужно больше? :) Хорошо, в следующей версии.
Как насчет версий для MAC/Linux?
Было бы хорошо, но все зависит от наших ресурсов…
Эта разработка активно продвигалась как лучшая новинка 2003 года. VOCALOID (www.vocaloid.com) - это не вокодер в обычном представлении. За исходные данные берутся ноты и текст (пока только английский и японский языки). Потом за счет сложных преобразований в частотной и временной областях представления звуковой волны формируется тембр и партия вокалиста.
В результате получается натуральный человеческий голос. Пример, вы можете скачать тут. Все голоса в нем - синтезированные.
В принципе, мы сейчас говорим о том же пресловутом физическом или математическом моделировании, которое не сходит с уст современных разработчиков. Причем первые попытки в этом направлении некогда предприняла именно YAMAHA, выпустив синтезатор VL-1 с физическим моделированием ряда инструментов.
Сейчас VOCALOID показывает, что с огромным количеством вычислений, связанных с данным методом синтеза может справиться и обычный компьютер. И, ничего сложного в реализации такового нет, главное - это точно описать все формулами.
На данной иллюстрации показано, как происходит выравнивание вокальной партии, состоящей из множества звуков. В качестве примера взят слог "sai". Программа разбивает его на две части, "sa" и "ai", при этом мы знаем, что пропевается только одна гласная "а". Но, спектрограмма показывает, что звук "а" в "sa" и "а" в "ai" имеет для двух случаев различные тембральные окраски. Алгоритм VOCALOID позволяет сгладить разницу между ними, в результате чего получается эффект натурального звучания.
Для достижения реализма необходимо обеспечение качественных преобразований питча, амплитуды и тембра. Помимо этого, синтезированный вокал должен уметь вибрировать так, как это делается при "живом" исполнении. И нужна экспрессия…
Последняя иллюстрация является структурной схемой работы VOCALOID.
Внешне интерфейс программы похож на обычный MIDI-редактор с возможностями загрузки текста. Конечно, русскую речь синтезировать достаточно трудно, поэтому пока будем довольствоваться только англоязычным вариантом. Я думаю, что русификация подобного произойдет не скоро.
Итак, если все пойдет нормально, то мы присутствуем при рождении нового гиганта звуковой индустрии iZotope Inc.. Главная новость этой весны - компания выпустила свои супер-профессиональные DirectX-плагины для платформ VST и Pro Tools. И это не мало…
iZotope Ozone - модуль финальной обработки. Включает параграфический эквалайзер, ревербератор, максимайзер, четырехполосные - эксайтер, компрессор, расширитель стереобазы, а также модуль дитеринга собственной разработки. Внутренняя обработка на уровне 64 бит.
iZotope Spectron - очень мощный эффект-процессор. Описать его в нескольких предложениях достаточно трудно, но я все же попробую. Любую частотную полосу можно выделить различными способами и по разным огибающим, и, обработать независимо от остальных частот, наложить эффект задержки. Также встроен очень качественный вокодер Morph. Внутренняя обработка на уровне 64 бит.
iZotope Trash - инструментальный эффект-процессор. Внутренняя обработка на уровне 64 бит. Мы его описывали подробно в предыдущем софт-рейтинге. Конечно, я не так сильно знаком с ситуацией программных эффект-процессоров для системы Pro Tools, но вот для VST выскажу свое мнение. В Ozone есть модули многополосного эксайтера и многополосного расширения стереобазы. В VST плагинах я такого не встречал. iZotope Spectron - уникальная разработка, не имеющая аналогов вообще. iZotope Trash - модная и востребованная система эффект-процессинга. На рынке ПО для нее есть только один конкурент - IK Multimedia Amplitube.
Итак, у нас получилось как в театре - три звонка:). Приглашаем на спектакль, который разыграют в этом году производители звукового ПО. С появлением KRISTAL Audio Engine 1.0 можно уже легко вздохнуть, потому как наконец-то появился профессиональный и бесплатный софт. Если разработчики этой программы реализуют поддержку MIDI и VSTi, то производителям платного ПО будет, о чем задуматься, а у преподавателей учебных заведений отпадет головная боль - где взять лицензионное ПО. То есть, несложную, но профессиональную программу многодорожечной записи может написать любой программист, интересующийся данным вопросом. KRISTAL - тому доказательство.
Далее. YAMAHA показала, что сложное физическое моделирование возможно, а это значит, что зачастую нам просто дурят голову, что нельзя синтезировать "живые" инструменты программным способом.
И, в третьих, пора выходить на обработку 64 бита и ломать монополию Waves, что надеюсь, разработчики из iZotope и сделают. Хотя я бы порекомендовал им обратить внимание на платформу VST более пристально, и может быть попробовать создать многоканальные программные эффект-процессоры для 5.1 и т.п. Других разработчиков, кроме Steinberg и TC Electronic, которые могли бы это сделать, я пока не вижу, по крайней мере на 2004 год.
Важно! Напомню, что с 31 марта по 4 апреля во Франкфурте (Германия) проходит выставка Musicmesse, так что апрельский софт-рейтинг может быть совмещен со статьей по выставке (как это было в январе с NAMM).
Итоговый список: