Оригинал материала: https://3dnews.ru/170077

Музыкальный софт-рейтинг. Февраль 2004

Стр.1 - IK Multimedia AmpliTube

Февраль 2004 года на рынке музыкального ПО можно считать проведенным под торговой маркой IK Multimedia. Эта фирма уже достаточно долго работает в этой нише, и широко известна по таким знаменитым продуктам как T-RackS и GrooveMaker.

Флагманским продуктом IK Multimedia на сегодня является программный сэмплер/синтезатор SampleTank. Теперь уже стало очевидным, что у пользователей отпала необходимость в приобретении дорогих аппаратных сэмплеров и синтезаторов. В IK Multimedia выпустили свои программы для самых популярных платформ VST (PC, Mac), DirectX (PC) и HTDM, RTAS (Mac - Pro Tools), при этом не останавливаются на этом и разрабатывают новые ниши. Нельзя не отметить и хорошего промоушена среди музыкантов, например, SampleTank 2.0 используется в таких современных проектах как Planet Funk.

В общем, была проделана просто огромная работа, и сейчас пришло время собирать урожай. Хотя не стоит забывать и о конкурентах среди производителей программных сэмплеров/синтезаторов, в числе которых следует упомянуть Native Instruments (также великолепно активизировались в начале этого года), Propellerhead Software, Tascam/Teac и Steinberg.

Но… линейку ПО от IK Multimedia сейчас выгодно выделяет один продукт, который очень нравится современным саундпродюсерам и музыкантам, если не сказать, что он суперпопулярен. Речь идет о программном подключаемом модуле (плагине) AmpliTube, на котором мы остановимся несколько подробнее.

IK Multimedia AmpliTube

В том, что разработчики этой фирмы научились качественно эмулировать "ламповый звук" нет сомнения, начиная с программы T-RackS. Но, "тиранозавр" был предназначен для мастеринга и пользовался успехом только в среде звукорежиссеров.

AmpliTube - это программная эмуляция большинства гитарных "примочек" с использованием "лампы". Чтобы гитаристам было понятнее, я всегда сравниваю AmpliTube с продуктами Line6 (семейство POD), но с некоторой оговоркой: "это может быть намного удобнее".


 AmpliTube

Чтобы не быть голословным, приведу схему подключения, взятую из документации к программе. Для компьютерщика она очень проста, но у музыкантов очень часто не хватает времени для освоения компьютера, из-за чего часто могут возникать непонятные моменты. Поэтому, объясняю суть для музыкантов слабо знакомых с компьютером.

На схеме показано, что имеется инструмент (гитара), которая подключается к внешнему звуковому интерфейсу (или просто в звуковую плату, установленную внутри компьютера). На самом компьютере установлено программное обеспечение типа Pro Tools либо любой другой VST-секвенсор, в числе которых можно перечислить Cubase, Nuendo и т.п. Там происходит цифровая обработка сигнала и обратное преобразование в аналог для выхода на мониторы (акустические системы либо наушники).

То есть, компьютер с ПО и звуковой интерфейс являются такой же гитарной "примочкой" как и обычные. Только мы имеем цифровую точность в управлении и возможность прямого сохранения цифровой информации прямо на жесткий диск компьютера. В результате, по сравнению с аналоговыми или цифро-аналоговыми устройствами обработки звучания гитары мы получаем выигрыш в меньшем количестве преобразований, и как следствие, меньшем количестве дополнительных шумов и искажений. Цифровые выходы на обычных гитарных "примочках" стоят очень дорого, при этом необходима коммутация, в которой многие музыканты не сильно разбираются. AmpliTube предлагает очень простой вариант - воткнул штекер, настроил необходимые параметры (или выбрал из списка пресетов) и записал.

При использовании программ многодорожечной записи (мультитрековых), репетиция и запись происходят в очень простом режиме.

Суть вложенных алгоритмов

В AmpliTube мы имеем качественные эмуляции наиболее популярных гитарных усилителей и эффект-процессоров.


 AmpliTube

Давайте рассмотрим процесс звукозаписи гитары. Для его осуществления нам нужны помещение, комбик с предусилителем, усилителем и динамической головкой, а также встроенными эффектами. Плюс к этому, музыканты используют для получения музыкальной выразительности и новых эффектов такое устройство как гитарная педаль. В последствии сигнал записывается с комбика при помощи микрофонов. Именно такой процесс звукозаписи гитары является классическим, и, как вы понимаете, все зависит не только от звучания самого инструмента, но и от качества предусилителя, усилителя, АЧХ и мощности динамической головки, чувствительности микрофонов и т.п.

Писать гитару прямо в линию без участия комбика - не является стандартом, разве что с использованием аппаратных эффект-процессоров типа Line6.

Давайте рассмотрим, с чем мы сталкиваемся в варианте AmpliTube.

5 моделей эмуляции педальных эффектов:

  • Wah-Wah
  • Хорус
  • Дилэй
  • Флэнджер
  • Овердрайв

3 стерео пост-эффекта:

  • 3 полосный параметрический стерео эквалайзер.
  • Стерео-дилэй
  • Стерео-реверберация

7 моделей предусилителей:

  • Solid State Clean смоделирован на базе комбиков Fender® Solid State.
  • Vintage Clean (tube) смоделирован на базе Vox® AC-30.
  • Tube Clean Modeled смоделирован на базе Fender® Super Reverb™
  • British Crunch смоделирован на базе Marshall® JCM-800
  • Modern High Gain смоделирован на базе Mesa® Boogie Dual Rectifier™
  • Solid State Lead смоделирован на базе Fender® Solid State combos.
  • Fuzz смоделирован на базе 60's fuzz pedal.

5 моделей эквалайзеров:

  • tube american
  • tube american 2
  • british class A
  • tube british
  • tube british 2

4 модели усилителей:

  • solid state 30W
  • solid state 100W
  • tube 100W
  • tube 50W

9 моделей эмуляции акустических пространств (кабинетов):

  • Small combo смоделирован на базе Fender® small 15W solid state combo (80's)
  • Open Back 1x12 смоделирован на базе Ampeg® AX-30 100W Tube Combo (90's)
  • Open Back 1x12 II смоделирован на базе VHT® Pitbull™ 50W Tube Combo (90's)
  • Vint. Open 4x10 смоделирован на базе Fender® Super Reverb™ vintage Amp (60's)
  • Mod. Closed 4x10 смоделирован на базе Marshall® modern 4x10 closed cab. (80's)
  • Vint. 4x12 Closed смоделирован на базе Marshall® vintage 4x12 cab (70's)
  • Modern 4x12 Closed смоделирован на базе Marshall® modern 4x12 cab (80's)
  • British 2x12 смоделирован на базе Vox® top boost AC-30 (60's)
  • No Speaker D.I. line out (after the power amp)

2 модели эмуляции микрофонов:

  • конденсаторный
  • динамический

2 AMP effects models:

  • Tremolo
  • Spring Reverb

Все это громадье имеет еще и ряд фирменных пресетов, которые являются производными от приведенных базовых. В основной комплектации этой программы таких вариантов может быть более 1000.


 AmpliTube

Еще есть и V.I.P.- пресеты, где вы можете найти звук похожий на Джимми Хендрикса, Red Hot Chilli Peppers или U2 (вариантов на самом деле достаточно много). Звучание качественно и правдоподобно. База пресетов постоянно пополняется.

Выводы об AmpliTube

Первая версия AmpliTube была разработана в 2002 году. И уже тогда она несла в себе революцию, но… достаточно редко хороший музыкант-инструменталист и специалист в области компьютерных технологий - это один и тот же человек. Со временем ситуация меняется, и об AmpliTube говорят все чаще и чаще. Поэтому, отдавая должное упорству IK Multimedia в продвижении своего уникального продукта, я бы выделил AmpliTube как лучшую программу этой зимы.

Единственное, чтобы хотелось увидеть в программе - это возможность замены пресетов на уже записанный сигнал, примерно, как это реализовано в Antares Systems Microphone Modeller. Хотя понятно, что это огромный пласт работы, и реализация такового имеет свои тонкости.

Стр.2 - Гитарные процессоры

Если говорить о гитарных процессорах…

…то стоит упомянуть iZotope Trash. Это небольшая бостонская компания уже достаточно давно будоражит рынок своими новинками. Правда, почему-то я не видел ее в списках участников NAMM-2004 Winter, учитывая тот факт, что сама выставка производилась на территории США (мы о ней писали). Что происходит с iZotope, остается только догадываться, хотя скорее всего, проблема состоит в том числе и в том, что все разработки от данной компании созданы для DirectX-платформы (Windows). И, как показывает практика и анализ рынка, этого не достаточно для процветания или успешного существования. Но в скором будущем обещано появление версий основных программ для Pro Tools, что вселяет надежду в хороший исход событий.


 iZotope Trash

Основная характеристика всех программ от iZotope - безупречный футуристичный дизайн интерфейса-трансформера с великолепной индикативной частью, а также реализация внутренней обработки на уровне 64 бит. Поддержка частот дискретизации до 192 КГц.

Программный комплекс Trash состоит из следующих основных подмодулей…


 iZotope Trash

Блок искажений. Начиная от эмуляции ламповых и ленточных устройств и заканчивая современными решениями - это основной модуль с большим количеством пресетов и возможностью работать с тремя частотными полосами по отдельности.


 iZotope Trash

Блок эмуляции условий записи. К ним относятся параметры усилителей, громкоговорителей, размеров помещений и типы микрофонов.


 iZotope Trash

Блок фильтров. Множество эмуляций как классических, так и современных фильтров.


 iZotope Trash

Блок динамической обработки.


 iZotope Trash

Блок конструирования задержек (дилэя). На самом деле в этом модуле можно соорудить практически все, начиная от эмуляции старых ленточных ревербераторов, и, заканчивая современными цифровыми "наворотами" с использованием различных огибающих для выделения частотных полос.

Выводы об iZotope Trash

Сравнивая даже чисто визуально интерфейсы AmpliTube и Trash можно отметить, что они сделаны очень профессионально, но Trash будет менее понятным обыкновенному пользователю (тому же гитаристу), хотя обе программы имеют практически одинаковое предназначение. Компании iZotope не нужно доказывать свою компетентность и высокий профессионализм в области звука, но, при этом им необходимо просто выйти на массовый рынок. Продукты этой компании очень хороши.

Список

В принципе, по сравнению с концом 2003 года мало, что изменилось. Все новинки, обещанные на NAMM 2004 Winter только начинают поступать или еще не поступили в продажу. Поэтому я предложу несколько сокращенный вариант того, с чем рекомендую ознакомиться.

Рабочие станции:

  • Steinberg/Pinnacle Nuendo
  • Steinberg/Pinnacle Cubase SX
  • RML Labs SAWStudio 3.6с
  • Sony Vegas 4.0 + DVD
  • Cakewalk SONAR
  • Digidesign Pro Tools

Виртуальные студии и алгоритмические программы:

  • Ross Bencina Audio Mulch 0.9
  • Arturia Storm
  • SoftLab-NSK Ltd DDClip 3.51 (небольшая программа для совмещения аудио и видео с профессиональными возможностями).
  • t.c. electronic Spark FX
  • Sound Logical Wave Warp

Программы для ремиксинга/ди-джеинга:

  • Native Instruments Tractor DJ
  • Image Line FLStudio
  • Sony ACID
  • Propellerhead Software Reason

Звуковые редакторы:

  • Steinberg/Pinnacle WaveLab
  • Sony Sound Forge
  • NiSoft Sound Probe

Музыкальные инструменты:

  • IK Multimedia SampleTank
  • Native Instruments Absynth
  • Native Instruments B4 Organ
  • Arturia CS-80V
  • Arturia Moog Modular V
  • Swar Systems SwarShala 2.0
  • Native Instruments Battery

Эффект-процессоры:

  • IK Multimedia AmpliTube
  • iZotope Trash
  • iZotope Spectron
  • WaveArts MasterVerb
  • Prosoniq pi-WARP

Программы для работы в 5.1:

  • Steinberg Nuendo
  • RML Labs SAWStudio
  • Emersys Maven 3D

Лучшие программы для мастеринга:

  • Steinberg WaveLab 4
  • BBE Sonic Maximizer
  • WaveArts MasterVerb

Автотюнеры:

  • Celemony Software Melodyne 2.0 SE
  • Antares Auto Tune

Тюнеры:

  • eChupa Software Guitar Shed 1.3
  • 4Pockets Chromatic Guitar Tuner
  • Marco Gallo Wtune v2.0.9.7
  • Nicolas Manel Guitar Studio 4.7

Вспомогательные программы:

  • Steinberg V-Stack
  • Antares Microphone Modeller

Лучшая программа февраля-2004:

  • IK Multimedia AmpliTube

Обратить внимание на:

  • Сотрудничество IK Multimedia и Sonic Reality.
  • Сотрудничество M-Audio и Sonic Reality.
  • Развитие продукта RML Labs SAWStudio 3.6с.

В итоге

Конечно же, IK Multimedia - фаворит. Но, рынок музыкального ПО в буквальном смысле опустел, как полки советских магазинов. Пользователю предлагается выбрать одну программу из двух - четырех и звуковую плату также из двух-четырех, имеющихся в наличии. В результате, у разработчиков появляется возможность взвинчивать цены и вырастать до уровня мировых корпораций. В этом можно найти как плохие, так и хорошие стороны.

Плохие очевидны, а вот хорошие требуют некоторого пояснения. Это затишье перед бурей! Рынок должен полностью обновиться. Ранее для видеомонтажа и 3D-анимации применялись супер-системы, теперь это все доступно пользователю обычного РС. Причина - автоматизация и упрощение рабочих процессов.

На примере с AmpliTube гитаристу нужно просто подключить инструмент к компьютеру, выбрать, например, пресет типа Aerosmith и получить фирменный результат. Такая же автоматизация должна быть и для записи, и для сведения, и для мастеринга.

Я часто встречаюсь с радийными звукорежиссерами, так вот, многие из них прекрасно выполняют свою работу, но не могут объяснить очевидные вещи, например, как работает компрессор. Им это просто не нужно, поскольку ПО все автоматизирует, а забивать голову "всякой ерундой"... Лично я считаю это нормальным, в духе времени. Важен не процесс, а результат. Если им действительно понадобится узнать что-либо, они просто купят книгу или залезут в интернет. Все просто. Пользователю Microsoft Word не нужно знать ассемблер или вообще принципы программирования.

Поэтому скоро (скорее всего, уже в этом году) должна появиться новая серьезная формация музыкального ПО - автоматизирующего большинство сложных процессов.



Оригинал материала: https://3dnews.ru/170077