Февраль 2004 года на рынке музыкального ПО можно считать проведенным под торговой маркой IK Multimedia. Эта фирма уже достаточно долго работает в этой нише, и широко известна по таким знаменитым продуктам как T-RackS и GrooveMaker.
Флагманским продуктом IK Multimedia на сегодня является программный сэмплер/синтезатор SampleTank. Теперь уже стало очевидным, что у пользователей отпала необходимость в приобретении дорогих аппаратных сэмплеров и синтезаторов. В IK Multimedia выпустили свои программы для самых популярных платформ VST (PC, Mac), DirectX (PC) и HTDM, RTAS (Mac - Pro Tools), при этом не останавливаются на этом и разрабатывают новые ниши. Нельзя не отметить и хорошего промоушена среди музыкантов, например, SampleTank 2.0 используется в таких современных проектах как Planet Funk.
В общем, была проделана просто огромная работа, и сейчас пришло время собирать урожай. Хотя не стоит забывать и о конкурентах среди производителей программных сэмплеров/синтезаторов, в числе которых следует упомянуть Native Instruments (также великолепно активизировались в начале этого года), Propellerhead Software, Tascam/Teac и Steinberg.
Но… линейку ПО от IK Multimedia сейчас выгодно выделяет один продукт, который очень нравится современным саундпродюсерам и музыкантам, если не сказать, что он суперпопулярен. Речь идет о программном подключаемом модуле (плагине) AmpliTube, на котором мы остановимся несколько подробнее.
В том, что разработчики этой фирмы научились качественно эмулировать "ламповый звук" нет сомнения, начиная с программы T-RackS. Но, "тиранозавр" был предназначен для мастеринга и пользовался успехом только в среде звукорежиссеров.
AmpliTube - это программная эмуляция большинства гитарных "примочек" с использованием "лампы". Чтобы гитаристам было понятнее, я всегда сравниваю AmpliTube с продуктами Line6 (семейство POD), но с некоторой оговоркой: "это может быть намного удобнее".
Чтобы не быть голословным, приведу схему подключения, взятую из документации к программе. Для компьютерщика она очень проста, но у музыкантов очень часто не хватает времени для освоения компьютера, из-за чего часто могут возникать непонятные моменты. Поэтому, объясняю суть для музыкантов слабо знакомых с компьютером.
На схеме показано, что имеется инструмент (гитара), которая подключается к внешнему звуковому интерфейсу (или просто в звуковую плату, установленную внутри компьютера). На самом компьютере установлено программное обеспечение типа Pro Tools либо любой другой VST-секвенсор, в числе которых можно перечислить Cubase, Nuendo и т.п. Там происходит цифровая обработка сигнала и обратное преобразование в аналог для выхода на мониторы (акустические системы либо наушники).
То есть, компьютер с ПО и звуковой интерфейс являются такой же гитарной "примочкой" как и обычные. Только мы имеем цифровую точность в управлении и возможность прямого сохранения цифровой информации прямо на жесткий диск компьютера. В результате, по сравнению с аналоговыми или цифро-аналоговыми устройствами обработки звучания гитары мы получаем выигрыш в меньшем количестве преобразований, и как следствие, меньшем количестве дополнительных шумов и искажений. Цифровые выходы на обычных гитарных "примочках" стоят очень дорого, при этом необходима коммутация, в которой многие музыканты не сильно разбираются. AmpliTube предлагает очень простой вариант - воткнул штекер, настроил необходимые параметры (или выбрал из списка пресетов) и записал.
При использовании программ многодорожечной записи (мультитрековых), репетиция и запись происходят в очень простом режиме.
В AmpliTube мы имеем качественные эмуляции наиболее популярных гитарных усилителей и эффект-процессоров.
Давайте рассмотрим процесс звукозаписи гитары. Для его осуществления нам нужны помещение, комбик с предусилителем, усилителем и динамической головкой, а также встроенными эффектами. Плюс к этому, музыканты используют для получения музыкальной выразительности и новых эффектов такое устройство как гитарная педаль. В последствии сигнал записывается с комбика при помощи микрофонов. Именно такой процесс звукозаписи гитары является классическим, и, как вы понимаете, все зависит не только от звучания самого инструмента, но и от качества предусилителя, усилителя, АЧХ и мощности динамической головки, чувствительности микрофонов и т.п.
Писать гитару прямо в линию без участия комбика - не является стандартом, разве что с использованием аппаратных эффект-процессоров типа Line6.
Давайте рассмотрим, с чем мы сталкиваемся в варианте AmpliTube.
5 моделей эмуляции педальных эффектов:
3 стерео пост-эффекта:
7 моделей предусилителей:
5 моделей эквалайзеров:
4 модели усилителей:
9 моделей эмуляции акустических пространств (кабинетов):
2 модели эмуляции микрофонов:
2 AMP effects models:
Все это громадье имеет еще и ряд фирменных пресетов, которые являются производными от приведенных базовых. В основной комплектации этой программы таких вариантов может быть более 1000.
Еще есть и V.I.P.- пресеты, где вы можете найти звук похожий на Джимми Хендрикса, Red Hot Chilli Peppers или U2 (вариантов на самом деле достаточно много). Звучание качественно и правдоподобно. База пресетов постоянно пополняется.
Первая версия AmpliTube была разработана в 2002 году. И уже тогда она несла в себе революцию, но… достаточно редко хороший музыкант-инструменталист и специалист в области компьютерных технологий - это один и тот же человек. Со временем ситуация меняется, и об AmpliTube говорят все чаще и чаще. Поэтому, отдавая должное упорству IK Multimedia в продвижении своего уникального продукта, я бы выделил AmpliTube как лучшую программу этой зимы.
Единственное, чтобы хотелось увидеть в программе - это возможность замены пресетов на уже записанный сигнал, примерно, как это реализовано в Antares Systems Microphone Modeller. Хотя понятно, что это огромный пласт работы, и реализация такового имеет свои тонкости.
…то стоит упомянуть iZotope Trash. Это небольшая бостонская компания уже достаточно давно будоражит рынок своими новинками. Правда, почему-то я не видел ее в списках участников NAMM-2004 Winter, учитывая тот факт, что сама выставка производилась на территории США (мы о ней писали). Что происходит с iZotope, остается только догадываться, хотя скорее всего, проблема состоит в том числе и в том, что все разработки от данной компании созданы для DirectX-платформы (Windows). И, как показывает практика и анализ рынка, этого не достаточно для процветания или успешного существования. Но в скором будущем обещано появление версий основных программ для Pro Tools, что вселяет надежду в хороший исход событий.
Основная характеристика всех программ от iZotope - безупречный футуристичный дизайн интерфейса-трансформера с великолепной индикативной частью, а также реализация внутренней обработки на уровне 64 бит. Поддержка частот дискретизации до 192 КГц.
Программный комплекс Trash состоит из следующих основных подмодулей…
Блок искажений. Начиная от эмуляции ламповых и ленточных устройств и заканчивая современными решениями - это основной модуль с большим количеством пресетов и возможностью работать с тремя частотными полосами по отдельности.
Блок эмуляции условий записи. К ним относятся параметры усилителей, громкоговорителей, размеров помещений и типы микрофонов.
Блок фильтров. Множество эмуляций как классических, так и современных фильтров.
Блок динамической обработки.
Блок конструирования задержек (дилэя). На самом деле в этом модуле можно соорудить практически все, начиная от эмуляции старых ленточных ревербераторов, и, заканчивая современными цифровыми "наворотами" с использованием различных огибающих для выделения частотных полос.
Сравнивая даже чисто визуально интерфейсы AmpliTube и Trash можно отметить, что они сделаны очень профессионально, но Trash будет менее понятным обыкновенному пользователю (тому же гитаристу), хотя обе программы имеют практически одинаковое предназначение. Компании iZotope не нужно доказывать свою компетентность и высокий профессионализм в области звука, но, при этом им необходимо просто выйти на массовый рынок. Продукты этой компании очень хороши.
В принципе, по сравнению с концом 2003 года мало, что изменилось. Все новинки, обещанные на NAMM 2004 Winter только начинают поступать или еще не поступили в продажу. Поэтому я предложу несколько сокращенный вариант того, с чем рекомендую ознакомиться.
Рабочие станции:
Виртуальные студии и алгоритмические программы:
Программы для ремиксинга/ди-джеинга:
Звуковые редакторы:
Музыкальные инструменты:
Эффект-процессоры:
Программы для работы в 5.1:
Лучшие программы для мастеринга:
Автотюнеры:
Тюнеры:
Вспомогательные программы:
Лучшая программа февраля-2004:
Обратить внимание на:
Конечно же, IK Multimedia - фаворит. Но, рынок музыкального ПО в буквальном смысле опустел, как полки советских магазинов. Пользователю предлагается выбрать одну программу из двух - четырех и звуковую плату также из двух-четырех, имеющихся в наличии. В результате, у разработчиков появляется возможность взвинчивать цены и вырастать до уровня мировых корпораций. В этом можно найти как плохие, так и хорошие стороны.
Плохие очевидны, а вот хорошие требуют некоторого пояснения. Это затишье перед бурей! Рынок должен полностью обновиться. Ранее для видеомонтажа и 3D-анимации применялись супер-системы, теперь это все доступно пользователю обычного РС. Причина - автоматизация и упрощение рабочих процессов.
На примере с AmpliTube гитаристу нужно просто подключить инструмент к компьютеру, выбрать, например, пресет типа Aerosmith и получить фирменный результат. Такая же автоматизация должна быть и для записи, и для сведения, и для мастеринга.
Я часто встречаюсь с радийными звукорежиссерами, так вот, многие из них прекрасно выполняют свою работу, но не могут объяснить очевидные вещи, например, как работает компрессор. Им это просто не нужно, поскольку ПО все автоматизирует, а забивать голову "всякой ерундой"... Лично я считаю это нормальным, в духе времени. Важен не процесс, а результат. Если им действительно понадобится узнать что-либо, они просто купят книгу или залезут в интернет. Все просто. Пользователю Microsoft Word не нужно знать ассемблер или вообще принципы программирования.
Поэтому скоро (скорее всего, уже в этом году) должна появиться новая серьезная формация музыкального ПО - автоматизирующего большинство сложных процессов.