Оригинал материала: https://3dnews.ru/170079

Звуковое "железо" - 2003. Итоги

Конец года - пора подводить итоги. К сожалению, рынок аппаратных средств был чересчур стабильным, в плане того, что он плавно сходил на нет. Такое, можно сказать, медленное капиталистическое загнивание. Хотя, если отвлечься от чтения обзоров по очередному изобретению фирмы C…tive, и посмотреть на этот рынок с других позиций, то, можно сказать, что не все так плохо, а 2003 год был переломным. Вот давайте и поговорим об этом.

Нужно отметить, что Creative серьезно начинает терять позиции, и его место сейчас может успешно занять M-Audio, скупившая добрую часть мелких производителей. Эта фирма начинает предлагать модные профессиональные решения по очень низким ценам, работать сразу на две платформы (Mac и РС) и делать это качественно. Самыми яркими аппаратными новинками 2003 года я бы назвал M-Audio Ozone и M-Audio Firewire 410. C них мы и начнем нашу обзорную часть (чуть позже).

Что касается других производителей плат, то лично я возлагал большие надежды на Steinberg VSL 2020. Но то ли маркетинг плохо сработал, то ли она рассчитывалась для чего-то особого, массового движения в этом направлении не случилось. Как всегда: "По итогам года победил кодек АС97, встроенный в большинство современных материнских плат":).

Стоит ли сейчас покупать новые платы?

Я бы не рекомендовал сегодня спешить с покупкой новых звуковых интерфейсов, за исключением дорогих и профессиональных, потому что с начала 2004 года мультимедийный рынок претерпит большие изменения.

Поводом для таких мыслей послужил официальный пресс-релиз от 2 сентября, в котором было объявлено о появлении нового многоканального стандарта от Dolby - Dolby Pro Logic IIx. Новый вариант декодирования подразумевает качественное распределение пространственного звука на 8 каналов (7.1). Pro Logic IIx является потомственной технологией после Dolby Pro Logic II, Dolby Digital и Dolby Digital EX, соответственно, переход от этих стандартов будет происходить в режиме обычного апгрейда. Любителей обычных CD ждет приятный сюрприз, так как они смогут прослушивать свои фонотеки в 7.1, что предусмотрено новой технологией. Разработчики уверяют, что в Pro Logic IIx вобрано все самое лучшее из предыдущих стандартов.

К новому начинанию Dolby подключились практически все ведущие производители мира. На выставке CEDIA 2003, прошедшей с 5 по 7 сентября в Индианаполисе, были продемонстрированы уже готовые к серийному выпуску аппаратные модели Arcam DIVA AVR300 AV Receiver, Fosgate FAP-T1 Plus, Marantz SR7400, Meridian Audio Ltd G68 Surround Processor, Pioneer VSX-59TXi и Yamaha RX-Z9.

При этом на данном этапе вышли апгрейды для устройств Denon AVR5803 A/V receiver, TAG McLaren AVR32, TAG McLaren AV192 R, Marantz SR9300/SR9200/SR8300/SR8200/SR7300, Meridian Audio Ltd Model 861 Surround Processor. Ожидается такая же поддержка со стороны Harman Kardon, Integra, Kenwood, Onkyo и Sony.

Что же касается цифровых сигнальных процессоров (DSP), то новая технология Dolby Pro Logic IIx будет поддерживаться в процессорах:

  • Cirrus Logic (CS49300) и (CS49400)
  • Fujitsu (MB8634x) и (MB86D4x)
  • Yamaha (YSS941) и (YSS942)
  • Analog Devices (SHARC Melody, ADSP2116IN)
  • Texas Instruments
  • Motorola
  • New Japan Radio Co. Ltd
  • Asahi-Kasei

Таким образом, внедрение нового технологического стандарта должно пройти в рекордные сроки, и скоро его нужно ожидать в новых компьютерных интерфейсах. По сути это будет апгрейд всего звукового "железа", просто посмотрите на список (Cirrus Logic, Motorola, Analog Devices… - ведущие производители чипов). И "всеобщий апгрейд" начнется, по всей видимости, с 2004 года. Это повлечет за собой смену поколения программного обеспечения и так далее.

Поэтому в преддверии перемен мы сделаем более чем скромный вариант итогов года, избегая рекомендовать что-то, что уже заранее устареет… Устраивайтесь поудобнее и поехали!

USB-интерфейс M-Audio Ozone ($399.95)


Ozone - это USB аудио/MIDI-интерфейс, внешне выполненный в виде двухоктавной клавиатуры. Только в эту клавиатуру можно подключить микрофон и записать 24-битный аудио-файл, потом подсоединить к ней колонки и послушать результат… Мы имеем дело с хорошо сделанным гибридом "все-в-одном".


Структурную схему коммутации Ozone можно увидеть на следующей блок-схеме:


В рамках одного Ozone мы получаем клавиатуру, микрофонный предусилитель, USB-аудио интерфейс и USB-MIDI интерфейс.

Вообще, считается, что USB-устройства предназначены для подключения к ноутбукам, но данный вариант просто уникален, поскольку вбирает в себя все, что необходимо для профессиональной работы со звуком, начиная от характеристик собственных аудио-трактов и, заканчивая функциональными возможностями, поэтому его можно использовать и на десктопе. Ozone оправдывает свою цену. Я, например, встречал много аранжировщиков и музыкантов, которым не нужно больших профессиональных клавиатур, а играть на чем-то требуется, без MIDI-инструментов сейчас - никуда. С Ozone мы получаем минимальный набор всего необходимого.

Устройство включает в себя USB-аудио интерфейс (2 входа x 2 выхода 24-бита/96 КГц), где есть простой небалансный линейный вход, дополнительный Aux Stereo In, балансный микрофонный вход (XLR) со встроенным предусилителем, выходы на мониторы (небаланс) и наушники. Что касается MIDI, то мы имеем в наличии 16-канальный USB MIDI-интерфейс с двумя выходами, двухоктавную клавиатуру (25 клавиш реального типоразмера) с двумя колесами изменения высоты тона (Pitch) и модуляции (Mod) и возможность подключения сустейн-педали.


Столкнувшись плотно на практике с USB-устройствами, могу сказать, что с ними очень удобно работать и делать выездные сессии. За такими портативными устройствами будущее. Кстати, фирма выпустила специальный рюкзак M-Audio Studio Pack ($89.95), в который можно положить ноутбук, Ozone, коммутационные кабели, мобильный телефон и так далее. Мелочь, а приятно, что так заботятся. Главное сейчас доказать потребителю, что USB-интерфейсы - это очень удобное решение. И M-Audio это постепенно удается.

Требования к РС: Windows 98SE/2000XP, Pentium III 500 МГц со 128 Mб RAM (для работы с частотой дискретизации 96 КГц), Pentium II 400 МГц с 64 Mб RAM (для работы с частотой дискретизации 48 КГц), UDMA EIDE или SCSI HDD.

Требования к Mac: OS 10.2.6 c 256 Mб RAM, G3 или G4 с полноценной поддержкой USB. С устройством поставляются драйвера для ASIO 2, MME, Sound Manager и Microsoft DX.

PCI-интерфейс Terratec PHASE 28 (~$270)


PHASE 28 - одна из самых свежих многоканальных PCI-плат, поддерживающих разрядность 24/192. При этом мы наблюдаем достаточно профессиональное решение современного уровня, которое позволяет создать на базе РС полноценную студию звукозаписи.

  • 8 балансных выходов (1/4").
  • 2 балансных входа (1/4").
  • 24 бита/192 КГц
  • Цифровой вход/выход S/PDIF (коаксиал) с поддержкой AC3 и DTS с разрядностью до 32 бит.
  • Порт EWS Connect для синхронизации с другими системами PHASE или EWS, установленными на данном компьютере (разработчиками предусмотрена возможность одновременного использования до четырех устройств на одном компьютере)
  • Два светодиодных индикатора уровня для входных сигналов.
  • 16 канальный MIDI-интерфейс.

При этом:

  • Мультиплатформенность - РС, Мас.
  • Драйверы ASIO 2.0, GSIF, MME, WDM, MAC OS9/MAC OS10 (OSX), Windows 95/98/ME/2000/XP.

По функциональным возможностям PHASE 28 очень сильно напоминает Audiotrak PRODIGY 192 7.1 с той лишь разницей, что вариант от Terratec имеет более профессиональное внешнее исполнение и лучшие технические характеристики.

M-Audio Firewire 410 ($499,95)


В данном случае пока не стоит смотреть на цену, поскольку, во-первых, FireWire-аудиоустройства только начинают приходить на рынок, а, во-вторых, через пять минут она (цена) вам понравится.

Отличительная особенность USB и FireWire звуковых интерфейсов состоит в том, что мы работаем с отдельным рэковым блоком с потенциометрами, индикаторами, профессиональными разъемами. Все аккуратно и красиво. Нет никакой вермишели из проводов позади системного блока, как в варианте с Terratec PHASE 28 (сейчас вспоминаю, как я мучался с Korg OASYS, там такая же картина…)… и не нужно в позе гимнаста целиться мини-джеком в одно из четырех-тире-десяти гнезд, которые производители как-то умудрились вместить на выходную панель звуковой платы.

Варианты с PCI-картой, внешним модулем и шлейфом между ними - это тоже старо и дорого. Будущее за такими вот аккуратными решениями как показано на рисунке, пришел, за пять минут подключил и работай!

Итак, что мы имеем в наличии в варианте Firewire 410?

  • 4 аналоговых входа с оцифровкой 24 бита/96 КГц.
  • 8 аналоговых выходов, 1-й и 2-й - 24 бита/192 КГц, остальные - 24 бита/96 КГц.
  • Цифровой вход/выход с поддержкой S/PDIF, AC3 и DTS (коаксиал и оптика).
  • 1 x 1 MIDI I/O.
  • Устройство может работать с блоком питания либо без него в случае использования кабеля 6 pin firewire.
  • На борту имеется два предусилителя с регулятором уровня (диапазон 66 дБ) и фантомным питанием.
  • Два выхода на наушники с индивидуальными регуляторами уровней.
  • Предельно малое время задержки.
  • Встроенный ASIO-совместимый микшер.
  • Собственная панель управления, позволяющая составлять маршруты сигналов и управлять их уровнями.
  • Аналоговые выходы могут работать в различных многоканальных решениях вплоть до 7.1.
  • Два порта FireWire.

Технические характеристики:

  • Частотный диапазон: 20 Гц - 40 КГц +/- 1dB.
  • Отношение сигнал/шум: -108 дБ.
  • Динамический диапазон (A-взвешенный): 108 дБ.
  • Коэффициэнт нелинейных искажений, THD + N: 0.00281%
  • Fireware 410 может работать в самостоятельном режиме (без компьютера) при наличии отдельного питания, просто как коммутационное устройство.

Как видно, заявленные характеристики соответствуют современным профессиональным требованиям.

Очень удобно, что предусмотрено двое наушников с отдельными регуляторами. Это решение позволяет провести сессию записи без использования дополнительных устройств-распределителей. Вообще, в Firewire 410 все продумано очень хорошо.

Hercules Technologies HERCULES 16/12 FW (?649.90)

  Hercules Technologies - это торговая марка, почему-то сейчас как-то связанная с некогда известной фирмой Guillemot (линейка карт Maxi Sound). Сегодня на счету у этого производителя есть три неплохих карты для геймеров.

  Gamesurround Fortissimo II, Gamesurround Muse XL и Game Theater XP. 23 октября 2003 года компания объявила о выпуске собственного профессионального FireWire-интерфейса HERCULES 16/12 FW. На эту разработку Hercules Technologies делает основную ставку и уже сейчас называет новинку своим флагманским продуктом.

Сразу говорю, что я пока сего устройства не видел даже на фотографии, поэтому просто привожу информацию с сайта разработчика. Итак, как и в варианте с M-Audio Firewire 410 мы имеем в наличии внешний модуль, но уже стандартного студийного типоразмера (1U / 19"). HERCULES 16/12 FW может подключаться через FireWire к РС или Мас, при этом в полной мере обеспечивается одновременная работа с 16 входами и 12 выходами интерфейса на уровне 24 бит/96 КГц. Есть упоминание об использовании профессиональных конверторов. 16 независимых входов расшифровываются на 12 Analog In, 1 coaxial In (стерео) и 1 optical In (стерео). По аналогии с этим распределены и выходы. Далее по списку:

  • Два предусилителя с фантомным питанием.
  • 2 x 2 MIDI I/O.
  • Синхронизация по Word Clock (BNC).
  • Предельно малое время задержки.
  • Совместимость со всем современным популярным ПО.
  • Драйвера под Mac OS X (Core audio) и Windows (ASIO2.0, GSIF, WAV, DirectSound).

Представляю ваш скептицизм при чтении этих строк. Но, я склонен верить данной фирме по трем причинам. Во-первых, нечто подобное уже реализовано M-Audio, во-вторых, Hercules Technologies - это достаточно известная американская (!) компания, созданная еще в 1982 году, и третье - в связке с HERCULES 16/12 FW пойдут известные разработчики ПО, такие как Arturia (Storm) и Ableton (Live).

Перспективы у данного направления просто огромны.

Микшер NADY MM4 (~$75-80)


Микшер в домашней студии - это необходимая вещь, но на нее никогда не хочется тратить много средств, потому как обычно необходимо закоммутировать всего 3-4 устройства, а основная работа все-равно происходит в компьютере. Поэтому нужно предусмотреть некоторый запас по возможностям коммутации и не более того. Следующий параметр, на который следует действительно обратить внимание - это уровень шума устройства.

Наиболее популярным решением для домашней студии является вариант малой консоли NADY MM4, рассчитанной на восемь входов и два выхода. Модель очень проста и функциональна. Частотный диапазон составляет 40 Гц - 50 КГц +0,5/-3 дБ. Входной шум равен -124 дБм, остаточный шум при замкнутых входах от -98 дБм до -81 дБм в зависимости от положения фэйдеров. Перекрестные наводки на уровне -70 дБм (1 КГц). Для данного класса устройств такие параметры являются более чем приемлемыми.

Помимо этого в NADY MM4 имеются светодиодные индикаторы пиков, выход на наушники, балансный мастер-выход на мониторы, переключаемое усиление для всех каналов, посыл-возврат, регулировка баланса и посыла для каждой пары входов, панорамирование.

Данная модель очень популярна сейчас, в основном за счет цены и приемлемого качества. При этом, если рассматривать рынок устройств в заданном ценовом диапазоне, то большинство производителей предлагают вместо фэйдеров-"ползунков" обычные крутящиеся ручки потенциометров. Ну а что это за микшер без "ползунков"?:) В общем, очень удачная модель у NADY получилась.

Наушники AKG K 271 Studio (~$150-155)


AKG K 271 Studio - победитель TEC Awards 2003 в номинации "Вспомогательное оборудование". Это полностью новая модель закрытого типа со специальным дизайном, препятствующим проникновению внешних звуков, окружающих слушателя. Специалисты отмечают очень прозрачный и чистый звук в K 271 Studio. Другая особенность этой модели - отключение звука при снятии. Данная функция является хорошей удобной "фишкой" в новых студийных вариантах головных телефонов от AKG. Кстати, когда я работал с другой моделью (AKG K 270 S), где также была внедрена эта функция, я заметил ее присутствие только тогда, когда сел за компьютер в других наушниках. Как говорится, к хорошему быстро привыкаешь. На самом деле удобно.

Небольшая спецификация:

  • Тип: закрытый.
  • Частотный диапазон: от 16 Гц до 28 КГц.
  • Чувствительность: 91 дБ/мВ
  • Сопротивление: 55 Ом
  • Общие гармонические искажения (THD): < 0.3%.
  • Дополнительная информация: позолоченные разъемы, длина кабеля 3 м.

Еще хочется отметить очень удобное и надежное крепление у K 271 Studio, что для наушников немаловажно.

Если вас интересуют варианты в этом же ценовом диапазоне от других производителей, то рекомендую обратить внимание на Sony MDR 7506, Audiotechnica ATH-M 40 FS и Beyerdynamic DT 770 PRO. Хотя K 271 Studio отличается пока в лучшую сторону.

В завершении

Что касается мониторов, то сейчас достаточно популярны модели среднего ценового диапазона Event TR5-E Studio Monitor, ESI nEar05 и M-Audio Studiophile SP-BX5. На рынке микрофонов достаточно интересно выглядит сейчас линейка микрофонов марки Rode, начиная от N1 и заканчивая N5. Последние были представлены на прошедшей недавно выставке "Музыка-Москва-2003".

Ну вот, мы постепенно подобрались к выводам. Скорее всего, наше представление современной музыкальной студии изменится в самом ближайшем будущем. С одной стороны Dolby будет продвигать свои новые стандарты, с другой - PCI-устройства уже начинают сильно проигрывать USB и FireWire интерфейсам, поэтому нужно ожидать совмещения новинок и в той, и в другой областях. 2003 год прошел под флагом фирмы M-Audio.



Оригинал материала: https://3dnews.ru/170079