Внешний модуль очень компактный, что позволяет его легко разместить на рабочем месте (даже у меня на столике, буквально заваленном всякими джойстиками и секторами газа :-)
Приведем краткий список его возможностей:
Теперь о возможностях коммутации. На внутренней PCI-плате есть два внутренних входа MPC для CD-ROM Audio и AUX2, внешний разъем для интерфейсного кабеля и линейный вход AUX1 с разъемом 3,5 mm Stereo Jack, который идеально подойдет для соединения с другой платой в компьютере (например, с аудиовыходом TV-тюнера), если таковая есть. Удивило отсутствие внутреннего входа SPDIF для подключения CD по цифровому тракту.
Основная масса разъемов находится на внешнем модуле. Все аудио-разъемы позолочены. Начну с лицевой панели:
Для тестирования работы игрового порта и USB использовались комплект Thrustmaster X-Fighter + WCS Mark II + RCS, а также геймпэд Guillemot Digital Gamepad (gameport/USB).
Колонки Maxi Booster, сабвуфер Yamaha и геймпэд также были предоставлены компанией Megatrade.
Перед установкой Game Theater XP была произведена де-инсталляция ПО для SB Live! Value, удаление устройства из Hardware Manager и физическое удаление карты из компьютера. Плата Game Theater XP была установлена в тот же PCI-слот, где до этого стояла SB Live! Value.
После этого карта была соединена интерфейсным кабелем с внешним модулем. Об этом стоит сказать подробнее: соединительный кабель, скажу честно, производит сильное впечатление! Это самый толстый кабель, который мне приходилось видеть в домашних устройствах для ПК! Раньше я думал, что у моего монитора (Viewsonic 17 PS-2) толстый кабель. Куда там! 18 миллиметров! Что-то подобное я у сварщиков видел :-) Чтобы читатель мог сам оценить, привожу фотографию рядом с пачкой сигарет, стоящей торцом. Вроде удалось пачку развернуть так, чтобы названия видно не было. А то еще в рекламе табачных изделий обвинят! :) Официально заявляю: пачка взята только как эталон размера для сравнения.
При подключении внешнего модуля обратите внимание на направление соединительного кабеля - путать нельзя, иначе можно загубить устройство! Во-первых, на том конце, который присоединяется к внешнему модулю, есть наклейка "RACK". Но если вдруг она оторвалась, ориентир такой: тот конец кабеля, на котором ответвляется отдельный тоненький провод с коннектором USB, соединяется с разъемом на плате в компьютере, а провод USB вставляется в разъем USB (на компьютере же). Другой конец интерфейсного кабеля соединяется с модулем.
После запуска Windows обнаружило новое устройство и запросило драйвера, которые и были услужливо подсунуты на установочном CD-ROM. После завершения инсталляции драйверов и перезагрузки компьютера в списке устройств Hardware Manager, в категории Sound, Video and Game Controllers появились следующие позиции:
С первой попытки, правда, не заработал игровой порт, показав любимый восклицательный знак. Оказалось, что устройство вошло в неразрешимый цивилизованными способами конфликт с платой игрового порта Thrustmaster ACM Game Card. После провала "переговоров" между двумя железками ACM Game Card была выдворена из компьютера как программно, так и физически. Еще одна перезагрузка - и все заработало, как часы. Примечательно то, что SB Live! Value в такой ситуации вела себя иначе - все устанавливалось, война за ресурсы не объявлялась, просто... ACM Game Card тихо переставала функционировать до "отключения в данной конфигурации" игрового порта SB Live!.
Еще один забавный глючок был обнаружен в стандартном микшере Windows: после установки Game Theater XP прописал туда все свои возможные входы и выходы, коих набралось без малого 7 и 15 соответственно. Так вот, если в "свойствах" попросить отображать все выходы, то, естественно, часть из них не помещалась в видимой области (17" монитор в разрешении 1280х1024), а горизонтальной прокрутки там не предусмотрено.
Глюк этот, естественно, не драйверов, а операционной системы, да и глюком-то его назвать сложно - тогда, когда все это разрабатывалось, никому и в голову не приходило, что в этом меню может оказаться столько позиций. При этом все регулировки доступны в панели управления GT, один в один похожей на микшер Windows с той разницей, что там они все отображаются постоянно и в два ряда по горизонтали.
Подробнее о панели управления: во-первых, она помещает иконку в Control Panel и в Task Bar.
При открытии получаем доступ к 7 закладкам:
Общие настройки - включение аппаратного ускорения 3D-звука, включение трехмерной обработки звука по технологии Sensaura, включение расширения стереобазы, а также включение аппаратного подавления акустического эха при использовании микрофона.
Закладка настроек MIDI: выбор максимального количества аппаратных и программных голосов (в примере показано максимальное значение), выбор схемы замещения голосов при превышении максимального количества (по максимальному затуханию или по приоритетам каналов), и включение двух опций работы с сэмплами DLS: постоянное хранение сэмплов в памяти и возможность использования внешнего набора DLS, замещающего стандартный.
Управление работой SPDIF.
Вход: включение входа SPDIF, выбор входа (коаксиальный/оптический), индикатор наличия потока на входе с отображением частоты дискретизации, индикатор наличия авторизации на копирование от источника, индикатор включения предварительного акцентирования потока.
Выход: выбор источника (программный проигрыватель DVD, сквозной сигнал с входа SPDIF, основной выход), включение авторизации на копирование, включение предварительного акцентирования потока.
Пояснения: авторизация на копирование - специальный код, посылаемый источником потока SPDIF, который позволяет получателю потока осуществлять копирование сигнала; предварительное акцентирование потока - усиление высоких частот аудио сигнала для увеличения соотношения сигнал/шум (S/N Ratio).
Десятиполосный аппаратный графический эквалайзер. Включение, выбор предустановок: Hercules (все полосы на 0 dB) и пользовательская установка, к сожалению, только одна - автоматически запоминает любые регулировки. Дополнительные регулировки для каждой полосы: установка частоты среза и ширины полосы.
Выбор конфигурации колонок: 5.1 (пара фронтальных колонок, пара тыловых колонок, центр и сабвуфер), 4 канала (пара фронтальных и пара тыловых), стерео на 4 колонки (дублирование стереосигнала), 2 колонки и наушники. Там же доступны регулировки громкости каждого из задействованных каналов, а также кнопки Test (проигрывание "закольцованной" партии ударных одновременно во всех задействованных каналах) и Autorotating (то же самое, только по очереди во всех задействованных каналах).
Панель микшера. Все как обычно, только очень много :-)
На седьмой закладке, Help, можно включить всплывающие подсказки, зайти на сайт Hercules в интернете, и включить отображение иконки в Task Bar.
О прослушивании через наушники стоит сказать отдельно: в комплекте с Game Theater поставляется специальная утилита Sensaura Virtual Ear, предназначенная для настройки воспроизведения через наушники под индивидуальные особенности уха пользователя.
При настройках используются четыре базовых параметра: размер головы (расстояние между ушами), размер ушной раковины, глубина ушной раковины и форма ушной раковины. Можно настраивать сами параметры, но это не очень понятно. Для облегчения процедуры используется мастер настроек, в котором воспроизводится музыкальный файл, и слушатель должен с помощью регуляторов добиться максимального соответствия ощущений некой заданной виртуальной картине, к примеру, ощущения источника звука на 45% впереди справа, и т. д.:
Для активации данных настроек необходимо запустить программу, после чего начать прослушивание. При воспроизведении заметна существенная разница с эффектом и без него, однако сложно сказать, "лучше" звучит музыка, или "хуже". С одной стороны, появляется интересное пространственное ощущение, и кажется, что музыку слушаешь не в наушниках. С другой стороны, наличие амбюшур на голове вызывает четкую ассоциацию с тем, как звук "привычно" звучит в наушниках, и возникает ощущение легкого дискомфорта, причем явно "с непривычки". Тем не менее, технология интересная и заслуживает должного внимания.
При использовании наушников Game Theater порадовал очень низким уровнем шумов. Субъективно, он шумел уж никак не больше, чем SB Live! Value, скорее, даже меньше. Происходящие в компьютере "немузыкальные" процессы не имели никакого звукового сопровождения.
При воспроизведении стерео фонограмм через колонки всплыла одна особенность, о которой хотелось бы рассказать подробнее. Для начала напомню, что встроенного усилителя Game Theater не имеет. Следовательно, устройство явно рассчитано на использование с т. н. системами Dolby Digital/AC3 Ready, которые не имеют встроенного декодера, но имеют 6-канальный усилитель и 6 раздельных линейных входов. В качестве примера можно назвать комплект S4-7100 фирмы Midiland, или DigiTheater LC от Videologic.
Помимо этого, можно подключать и отдельную активную акустику и сабвуфер. К сожалению, системы "Dolby Digital Ready" в моем распоряжении не оказалось, поэтому я выходил из положения, используя то, что было под рукой. Для прослушивания музыки я подключил к фронтальному выходу колонки Guillemot Maxi Booster 640, к тыловому выходу - свои старенькие пластмассовые Arowana YS-320 (главным для меня было не качество звука, а режимы работы), а к выходу сабвуфера - активный саб Yamaha YST-MSW10. После этого я проигрывал музыкальные CD и файлы MP3 при разных конфигурациях колонок в панели управления Game Theater. Результаты привожу в таблице, "да" - "нет" означает наличие - отсутствие звука.
Режим работы | Фронт | Тыл (surround) |
центр | сабвуфер |
2 канала | Да | Нет | - | Нет |
Стерео на 4 канала | Да | Да | - | Нет |
4 канала | Да | Нет | - | Нет |
5.1 | Да | Нет | Нет | Нет |
Как видно из таблицы, при воспроизведении обычного стерео материала воспользоваться возможностями всей подключенной акустики, увы, нельзя. Самое обидное и непонятное то, что постоянно молчит сабвуфер. Хотя при этом если включить режим 5.1 и запустить тест в панели управления, барабанные перебивки весело льются из всех колонок, включая низкочастотник. А вот воспроизведение файлов ограничивается фронтальной парой. Исключение составляет режим "стерео на 4 канала", когда звучит так же тыл, который просто копирует сигнал фронтальных каналов. К сожалению, во всех остальных режимах при воспроизведении стерео фонограмм все колонки, кроме фронтальных, молчат, и поделать с этим ничего нельзя - ни выбора режимов виртуального объемного звука, ни даже возможности постоянно включить канал сабвуфера, пусть даже без фильтрации, не предусмотрено. Забегая вперед, скажу сразу, что при воспроизведении DVD все каналы прекрасно работают, но почему их так безжалостно "заткнули" в обычной жизни - непонятно. Может быть, конечно, разработчики исходили из того, что готовые многоканальные акустические системы Dolby Digital/AC3 Ready имеют собственные возможности, обеспечивающие работу сабвуфера или тылового канала - возможно, однако лишать пользователя гибкости при использовании акустики все же не стоило.
В остальном прослушивание музыки больше сюрпризов не преподносило, отмечу лишь вновь субъективно низкий уровень шумов.
В качестве эксперимента я также прослушивал музыку через SPDIF OUT, подключив к нему Cambridge Soundworks DTT2500. Как и ожидалось, Game Theater позволяет выводить на SPDIF не только материал Dolby Digital, но и любой источник звука, причем это никак не зависит от режима работы аналоговых выходов. Для того, чтобы слушать обычный аудиоматериал через SPDIF, достаточно в панели выбрать в качестве источника сигнала "основной выход" (Main Outputs).
Отдельно о воспроизведении MP3: в документации сказано, что Game Theater XP осуществляет аппаратное ускорение декодирования MP3. Я воспользовался утилитой Task Info для определения загрузки процессора. В качестве тестового файла я использовал самостоятельно закодированную песню "Лучшая песня о любви" с фирменного CD.
Параметры файла:
Winamp запускался в свернутом режиме, с выключенной визуализацией. Согласно Task Info, средняя загрузка за время воспроизведения составила 4,9% CPU. Было бы интересно сравнить этот показатель с результатами SB Live! 5.1, однако в моем распоряжении этой платы не оказалось, поэтому просто привожу результат.
Фильмы слушались великолепно, я не нашел никаких отличий от того, как звучал DTT2500, самостоятельно декодируя сигнал SPDIF с RealMagic Hollywood Plus. PowerDVD позволяет выбрать способ вывода звука: через DirectSound, Wave Out или SPDIF. В последнем случае не работает выход на наушники, зато в первых двух становится доступна опция Dolby Headphones, которую я с удовольствием и протестировал. Это потрясающе! Разница между просто прослушиванием DVD через наушники (скажем, в режиме Stereo или Dolby Surround) и режимами Dolby Headphones просто фантастическая. Я впервые почувствовал по-настоящему объемный звук в наушниках, Режимов три: Reference ("эталонный"), Livelier ("более живой звук") и Larger ("расширенный" режим). Мне больше всего понравился эталонный режим, так как в остальных эффекты, пожалуй, даже чересчур сильные. Звук перестает бить прямо в уши и исходит из неких виртуальных источников вокруг слушателя, причем на хорошо ощутимом расстоянии. В общем, полный восторг!
Для проверки входа SPDIF я подключил к нему SPDIF-выход Hollywood Plus, после чего запустил фильм через Real Magic DVD Station. Все заработало, в закладке SPDIF панели управления отображались частота потока и разрешение на копирование:
Интересно то, что в таком режиме выход на наушники работает.
Для оцифровки была взята композиция "Лучшая песня о любви" с фирменного компакт-диска группы "Високосный год" (2 мин. 56 сек.). Были выбраны следующие параметры записи: 192 kbps, качество MP3 - среднее. Оцифровка файла заняла 1 минуту 27 секунд. Полученный файл по качеству был просто неотличим на слух от оригинала.
Коротко:
+
-