Акустические системы Altec Lansing относятся к той категории товаров, которые в представлении не нуждаются. Компания является одним из признанных лидеров на рынке мультимедийной акустики, и известна была прежде всего великолепным качеством звука и ураганной мощью. Две легендарные системы ADA-880 и ATP-5 ранее побывали в тестовой лаборатории 3DNews и получили самые высокие оценки. Люди, которые слышали эти системы, думаем, с нами согласятся.
Продукции Altec Lansing можно было адресовать лишь два упрека: во-первых, она была всегда достаточно дорогой, а во-вторых Altec с удивительным упорством придерживался политики фантомного центра, даже в своих системах, поддерживавших форматы DTS, Dolby Digital/AC-3 и Dolby ProLogic. На наш взгляд, решение довольно сомнительное, так как роль центрального канала, особенно в DVD-фильмах, весьма велика, и наличие отдельного центрального динамика существенно улучшает картину прослушивания. Особенно если речь идет НЕ о т. н. "околокомпьютерной" расстановке акустики, когда между правым и левым фронтальными каналами может быть приличное расстояние. Напомним, что чем такое расстояние больше, тем заметнее становится физическое отсутствие центрального динамика.
И вот появляется новая линейка акустики от Altec Lansing, и... удивительное дело! Как-будто наши чаяния были услышаны за океаном :) В тестовую лабораторию 3DNews попали две системы из модельного ряда 2002 года: Altec Lansing 5100 и Altec Lansing XA3501, и угадайте что? Они обе попадают в умеренный ценовой диапазон, и обе имеют полноценные 5 сателлитов! Cегодня встречайте первого артиста:
Технические характеристики (данные производителя)
Тип: | акустическая система 5.1 (Dolby Digital Ready) (5 сателлитов + сабвуфер) |
Выходная мощность: | 50 Вт. RMS |
Диапазон воспроизводимых частот: | 40 Гц - 20 КГц |
Соотн-е сиг./шум: | > 70 Дб |
Частота кроссовера: | 150 Гц |
Динамики: | Сателлиты: 2 х 28 мм. ВЧ-головки, с алюминиевым куполом и неодимовым магнитом Сабвуфер: 2 х 4" длинноходные НЧ-головки |
Когда привезли коробку, мы чуть было не спросили: "А сателлиты-то где?" При взгляде на нее казалось, что там с трудом может поместиться толко сабвуфер, особенно если вспомнить недетские размеры коробочки той же ADA-880 или DTT-2500!.. Можно с уверенностью сказать, что это - самая маленькая коробка с системой 5.1, которая когда-либо бывала в лаборатории 3DNews. Ну, а когда мы извлекли оттуда содержимое, все стало понятно. Внимание, второй рекорд этого обзора: сателлиты 5100 - самые компактные по месту, занимаемому на столе, из всех, виденных нами ранее. Основание сателлита спокойно умещается на пачке сигарет, причем если пачка пустая - она даже не продавится. Очень хотелось сделать соответствующий снимок, но не хочется создать повод для обвинения в рекламе табачных изделий :)
Система выглядит просто классно! Серебристый металл (да-да, не пластик) стоечек сателлитов прекрасно сочетается с серебристыми же алюминиевыми куполами микродинамиков в черном обрамлении корпуса. Сами малюсенкие динамики защищены от случайного повреждения тоненькой пластиковой дужкой, однако будьте внимательны: при извлечении из пенопластового ложа есть риск задеть динамик пальцем.
Подстать динамикам - достаточно компактый сабвуфер. Даже нет, не достаточно - удивительно компактный, если учесть, что в нем умудрились разместить 2 четырехдюймовых головки, усилитель, трансформатор блока питания, все разъемы и трубу порта фазоинвертора.
Очень понравился пульт ДУ, который можно расположить на прилагающейся элегантной подставочке из такого же серебристого металла, что и стойки сателлитов:
Конусовидная ручка регулировки громкости с ребрышками, овальные кнопочки и расположенные по дуге светодиоды показались удивительно знакомыми... ну конечно! Именно так выглядели органы управления ATP-5, только там они были расположены на одном из сателлитов.
Благодаря исключительной компактности, систему можно расположить даже на самом загроможденном столе. Динамик центрального канала можно установить либо на полку (если есть), либо сверху на монитор:
При этом продумана даже такая мелочь: в комплект входит маленькая пластиковая пластинка, которая вставляется в динамик снизу и препятствует его случайному соскальзыванию, если монитор, как это чаще всего и бывает, наклонен слегка назад:
Что же касается размещения остальных сателлитов, то вариантов здесь немного: их можно только поставить. Никаких приспособлений для крепления их на стену не предусмотрено, что лишний раз подтверждает: система расчитана на т. н. "околокомпьютерную" установку. В сочетании с отсутствием возможности регулировки наклона сателлитов, это может сделать задачу создания правильной зоны прослушивания достаточно трудной.
Как и в большинстве подобных систем, все компоненты, включая пульт ДУ, подключаются к сабвуферу, в котором и расположены усилитель и вся управляющаа логика. Все разъемы расположены на задней панели:
Подключение проходит легко и непринужденно благодаря цветовой маркировке штекеров сателлитов и соответствующих гнезд. Пульт ДУ имеет специальный DIN-разъем. Четыре из пяти сателлитов - разъемы RCA, а центральный канал - 3,5мм. джек. На первый взгляд, совершенно непонятно, с чего вдруг центральный динамик имеет другой разъем? Но это только на первый взгляд ;)
Для подключения к источнику предусмотрены 4 гнезда под 3,5мм. джек: правый/левый фронт, правый/левый тыл, центр и дополнительный вход AUX, который просто запараллелен с фронтальным входом. Подключаться можно входящими в комплект поставки тремя шнурами миниджек-миниджек, которые, кстати, весьма приличного качества и достаточной длины.
Тестового режима в системе не предусмотрено, хотя можно было бы. Несмотря на цветовую маркировку разъемов, ошибиться все же можно - людям это свойственно :). Так что будьте внимательны, дабы потом не пришлось, к примеру, вытаскивать заботливо уложенные под ковер провода тыловых сателлитов.
На пульте ДУ предусмотрено также гнездо для наушников (3,5мм. миниджек), при подключении наушников все динамики отключаются. Очень приятная и полезная функция, и очень правильное размещение разъема. Сателлиты или сабвуфер могут быть где угодно, а пульт ДУ всегда рядом.
Управление всей системой осуществляется при помощи пульта ДУ. Он позволяет регулировать следующие параметры:
Описывать алгоритм регулировок смысла нет, так как все подробно изложено в инструкции.
О регулировке низких частот стоит сказать отдельно. Согласно руководства пользователя, регулировка уровня низких частот влияет как на сабвуфер, так и на сателлиты, "при этом больше всего влияя на сабвуфер" (дословно с англ.). В связи с этим возникает ряд вопросов. Во-первых, о каких низких часьтотах можно говорить на 28-миллиметровых головках, не совсем понятно. Во-вторых, такая формулировка может косвенно означать, что сателлиты в системе работают в так называемом "Large Mode", или "расширенном режиме", то есть на них подается весь частотный диапазон звукового материала, в отличие от "Small Mode", или "урезанного режима", при котором частоты НИЖЕ определенного уровня фильтруются и не подаются на сателлиты. При этом наличие кроссовера сабвуфера здесь может быть ни при чем: кроссовер может фильтровать частоты ВЫШЕ частоты среза для подачи на сабвуфер, но совершенно не обязательно влияет на сателлиты. Так как нигде в документации ничего не сказано, в каком именно режиме работают сателлиты, то какие-либо выводы можно будет сделать, лишь опираясь на ощущения от прослушивания.
Altec Lansing 5100 предлагает три режима работы, которые также выбираются с пульта ДУ:
В первом режиме центральный динамик воспроизводит сигнал со входа центрального канала, фронтальные - со входа фронтального канала, тыловые - со входа тыловых каналов. Этот режим используется для воспроизведения 5-канальных фонограмм, например, DVD или звукового ряда в играх, поддерживающих пятиканальный звук, при наличии звуковой карты 5.1. При этом переключатель Center Channel Mix на задней панели сабвуфера должен быть в положении ON.
С 5-канальным режимом работы связана еще одна преинтереснейшая подробность. В руководстве пользователя указано, что если физически отключить центральный динамик, то сигнал центрального канала микшируется на правый и левый фронтальные динамики. Теперь становится понятно, почему у центрального сателлита используется минижек вместо "тюльпана": очевидно, такой разъем позволяет реализовать механическую схему включения режима микширования, примерно тем же образом, как отключаются динамики при вставлении штекера в гнездо для наушников. Однако остается совершенно непонятно другое: ЗАЧЕМ это может кому-то понадобиться?... Дословно в руководстве пользователя сказано следующее (наш перевод с английского): "Если ваша конфигурация динамиков не позволяет использовать динамик центральнго канала, просто отключите его от сабвуфера и используете остальные сателлиты. Когда центральный сателлит отключен от сабвуфера, сигнал с центрального канала микшируется на правый и левый фронтальные сателлиты". По нашему разумению, речь идет именно о невозможности использования центрального динамика, а не об остуствии центрального канала в фонограмме. Честно говоря, понять, какая разумная причина может воспрепятствовать использованию центрального сателлита, нам так и не удалось. Может, это ностальгическая опция для горячих поклонников фантомного центра? :) Смешно, конечно, но других объяснений не находится.
Режим 4.1 предназначен для воспроизведения фонограмм с 4-канального источника, к примеру, тех же DVD-фильмов, но при наличии старой 4-канальной звуковой карты, или игр с 4-канальным звуком. Фронтальные сателлиты воспроизводят сигнал с фронтального входа, тыловые - с тылового. При этом если переключатель Center Channel Mix на задней панели сабвуфера находтся в положении ON, то на центральный динамик микшируется сигнал правого и левого фронтальных каналов. На наш взгляд, это совершенно ни к чему, поэтому рекомендуем Center Chanel Mix выключать.
Режим Stereo x 2 предназначен для воспроизведения обычных стереофонограмм, к примеру, музыки. Сигнал с фронтального входа просто дублируется на тыловые сателлиты. Работа центрального динамика укладывается в ту же логику, что и для режима 4.1, соответственно рекомендации наши такие же.
Оговорка: у всех свой подход к написанию обзоров. Этот обзор не будет изобиловать техническими данными, цифрами и графиками. Мы не измеряем АЧХ, коэффициенты нелинейных искажений и соотношения сигнал/шум, потому что не считаем это жизненно необходимым для устройства данного ценового диапазона и направленности. Напротив, мы считаем важным опробовать и рассказать, насколько устройство удобно и приятно в использовании, каковы его функциональные возможности и каково субъективное качество его работы.
Если попытаться компактно изложить впечатления от прослушивания этой системы, то на ум приходят две крылатые фразы: "Мал золотник, да дорог" и "Тише едешь - дальше будешь". Для своих компактных размеров 5100-й поет весьма недурно, но! Он совершенно не предназначен для того, чтобы склонить к суициду ваших соседей, как в известной песне "Дискотеки Авария" :).
Иными словами, на уровнях громкости до среднего система оставляет самое приятное впечатление: очень четкий верхний диапазон, ненавязчивый, но и не размытый бас. Немного страдает середина, что особенно заметно на классической музыке.
Но не злоупотребляйте громкостью! На уровнях громкости выше среднего звучание заметно ухудшается: верха становятся излишне резкими, и на сателлитах слышны сильные искажения. Это наводит на мысль, что все-таки они пытаются переварить весь спектр частот.
Сабвуфер держится дольше, особенно если не "задирать" низкие частоты, но в целом, удовольствия от прослушивания уж нет. Хочется сделать потише! И это помогает - стоит вернуть ручку громкости назад, все сразу встает на свои места. Вообще, еще одна крылатая фраза приходит на ум: Стамбул - город контрастов. Так вот, 5100 - система контрастов!. Насколько приятно и ненавязчиво она звучит на среднем уровне громкости, настолько сильно портится звук, если с громкостью переборщить.
Отдельно про игры и DVD: система показала себя весьма неплохо, особенно в части локализации виртуальных источников звука. За это надо "поблагодарить" микродинамики сателлитов, которые, в силу своих размеров, подошли, быть может, ближе других к вожделенному точечному источнику звука. Да и нечеткая середина для игр и фильмов не так критична. В общем, самое оно, но - опять же, если вы хотите наслаждаться звукорядом "Матрицы" или Quake3 одни, а не вместе с соседями на три этажа вверх и вниз.
Новая форма и новое содержание - вот что такое Altec Lansing 5100. И если с первым никаких вопросов нет, то второе не столь однозначно.
Внешне 5100-й очень хорош, и станет прекрасным дополнением и достойным украшением интерьера. Компактность как сателлитов, так и сабвуфера избавят от ломания головы над тем, "куда все это деть" (кто видел саб от ADA-880, поймет, о чем мы ;). А управлять системой теперь и вовсе одно удовольствие, благодаря наличию очень удобного и функционального пульта ДУ, оснащенного гнездом для наушников (ах, как не хватало этого ATP-5...)
По качеству звука система приемлема, хотя звезд с неба не хватает, особенно на больших уровнях громкости. Звук, конечно, не дотягивает до легендарных систем предыдущего поколения от Altec, но справедливости ради надо отметить, что так же не дотягивает и цена: в розницу 5100 можно взять чуть дороже 200 долларов: 210-215$. Сейчас ниже этого порога из "старичков" можно найти только ATP-5, которая звучит однозначно лучше, но уступает 5100 по компактности и набору дополнительных удобств и функциональных возможностей. А они у 5100-го немаловажные: в первую очередь, динамик центрального канала и возможность подключения источника 5.1, а также проводной пульт ДУ, гнездо для наушников на нем же и дополнительный линейный вход. Ну, а что осталось неизменным - так это прекрасное качество исполнения, в чем 5100 не уступит никому из своих овеянных славой предшественников!
В общем, если вы цените красивые, качественные и функциональные вещи, а также спокойствие и барабанные перепонки соседей - Altec Lansing 5100 для вас.
Плюсы
Минусы