Такие игрушки попадают на тестирование не часто. Цена начальной модели - $1295, конечной, из тех, что можно найти в Москве - $6495. Нам попала на тестирование модель PLM-S700E за $3500. Комплект состоял из двух коробок - в первой лежали очки, блок питания, набор кабелей и документация на сами очки, во второй - head tracker с документацией и б/п. Среди большой стопки документации чего-либо на русском языке не нашлось, а иллюстрации к head трекеру оказались совершенно неинформативными. Плюс в комплекте отсутствовали ремни для крепления трекера на голову. Пришлось воспользоваться старой-доброй 3DNews-овской бейсболкой. Что касается очков, то сразу обьясню, во избежание недоразумений. Это не виртуальный шлем, это переносной 30-ти дюймовый монитор, с условием что выше 1024x768 этот монитор не держит, да и то, режим этот пограничный, матрица позволяет работу максимум с 832x624, то есть с 800x600.
Молчаливый офис будущего - немного жуткая картина, но именно такие мысли приходят в голову, когда видишь человека в этом шлеме, часами тупо уставившегося в пустое пространство стены, и слепым методом неспешно перебирающего клавиши.
Из дополнительных возможностей применения стоит отметить потрясающее качество просмотра DVD. А если учесть, что делать это можно лежа на диване (кабель достаточно длинный), то удобство приобретает культовый характер. Телевизор смотреть невозможно - "граната не той системы", поддерживается только стандарт NTSC. Игровые возможности очень ограничены, но об этом дальше.
Для подключения очков необходимо присоединить один конец кабеля в разъём видео карты, другой конец - в блок контроля, затем подключить к блоку питания. После этого каждый раз при старте будет показываться список сообщений, общий смысл - "не угробьте глаза, не давайте детям" и проверка - всё ли выглядит нормально. Пропускается многократным нажатием на кнопку Push Display. Внутри очков всё выглядит как на обычном мониторе - никакой революции. При этом масштабирования изображения низкого разрешения на весь экран нет, а значит всё, что ниже 800x600 занимает лишь часть экрана. Не очень страшно, хотя играть в Quake более чем в 640x480 на слабеньких акселях я не люблю...
Что касается установки Head-трекера (система отслеживания поворотов головы и перевода их в передвижение мыши на экране), то она так же проста до - берём serial мышку, вынимаем её из порта, вставляем разъём в специальную коробочку (в комплекте), всё вместе вставляем в COM порт, надеваем на голову, обеспечиваем электроэнергией. Работает. Драйверов нет, софта нет.
Регулируются только параметры LCD панелей (яркость, контрастность и т.д.). Имея отличное зрение я поймал себя на том, что упорно не могу сфокусировать правый глаз в верхней части изображения, и это очень сильно портило впечатление.
Встроенные в очки наушники сразу же были вставлены на место после первых звуков, из них раздавшихся. Как я уже говорил - полностью аналогичны фирменным сонивским ракушкам, а как известно, качество звука у них препохабное. Впрочем, конструкция очков позволяет легко надеть нормальные полупрофессиональные наушники и наслаждаться нормальным звуком. Это плюс. К работе в Windows привыкать надо пару часов, после этого забываешь о том, что на носу очки и начинаешь полноценно крутиться, главное уметь в слепую печатать на клавиатуре, иначе работать совершенно невозможно. С момента получения очков на тестирование я не снимал их ни разу во время рабочего дня. Единственный недостаток - при достаточно большом размере экрана 800x600 - слишком мало. Как я писал в начале - очки показывают изображение, аналогичное по размерам тому, которое вы увидели бы на мониторе Sony 520GS, поставив его от себя на расстоянии вытянутой руки, или немного дальше. Но только в 800x600, в то время как я на этом 21" мониторе работаю в 1600x1200... То есть в два раза большем разрешении. Зато играть приятно - оказалось, что я умудрился не поиграть в Unreal Mission Pack 1 - Return to NaPali, и вот в шлеме решил наверстать. Играл в хороших наушниках с громким звуком. В один из моментов, когда на меня ломанулось в первый раз 5 зелёных крокодильчиков, пришлось переполошить весь офис. Потом долго смотрели на психа, который видел как "пять зелёных крокодильчиков носились за ним по комнате".
Самые большие претензии к очкам относятся к их ненастраиваемости под конкретные дефекты зрения каждого отдельного человека. Учитывая цену можно было ожидать от Sony большего. Кроме того удивило отсутствие информации по очкам на сайте производителя. Из всего спектра моделей там кратко описывается одна, причём в весьма общих выражениях.
Сразу предупредим - старайтесь не работать более 4 часов подряд в устройствах этого типа - глаза серьёзно устают, а после 8-9 часов работы возможны небольшие артефакты зрения за счёт привыкания к зернистости экрана. Во время тестов мы находились в шлеме до 14-15 часов подряд, субьективно глаза за это время основательно уставали. Шлем имеет "защиту от дурака" - через 6 часов он принудительно отключается, вне зависимости от желания владельца. Ничто не мешает его снова включить.
Приобретение не входящего в комплект "Head-Tracker" (900$) актуально только для игр, но для игр совершенно не приспособлено - низкая частота дискретизации, вкупе с нестандартным выбором направления превращают дорогое устройство в ненужный наворот. А учитывая маленькую длину кабелей, пользоваться трекером становится очень неудобно.