В конце сентября, тайваньская компания GlacialTech анонсировала две новые серии высокопроизводительных кулеров - Limba и Turbine - тем самым выйдя на новый уровень из своей традиционной ниши "дешевых кулеров".
Интересная штука - маркетинг. Например, тот же самый Zalman имеет и обширную линейку бюджетных кулеров, но только кто ж их обозревает? Это неинтересно - бери любой, не ошибись только с креплением. Все, что стоит 10$, покупается не глядя на спецификации, лишь бы было знакомое название. Вот так и происходит, что репутация зарабатывается на верхнем эшелоне, а реальные продажи делаются на секторе low-end. У ATI с NVIDIA - типичная для индустрии ситуация и любой наш читатель самостоятельно приведет еще десяток примеров.
У стандартного владельца китайского менталитета по-жизни всегда большие проблемы с маркетингом, да и вообще с любым нестандартным поведением. Они прекрасные исполнители, просто идеальные! Но вот глянуть вправо-влево... никак. Иногда поражаешься до самой глубины души, с каким трудом они воспринимают казалось бы очевидные для европейца вещи. Отчего так?
Иероглифы... Все дело в них. Кстати, сами китайцы называют их characters (символы), а иероглифы для них это то, что начертано на стенах египетских гробниц.
Трудность заключается в том, что если тебе никто не сказал как произносить очередной символ и что он означает - можно до конца жизни пялиться на него и так и не понять. В обществе, где главенствуют такие непривычные для нас нормы организации языка и письменности, особую роль приобретают УЧИТЕЛЯ. Учитель - это фундамент китайского общества, только учитель может научить что и как пишется, произносится и понимается.
Любой наш школьник после освоения грамоты в первом классе, может самостоятельно читать любую литературу и все свое дальнейшее образование продолжить самостоятельно. Для китайца это невозможно. Рядом всегда должен быть учитель, который расскажет что означает тот или иной незнакомый иероглиф и как он произносится. А на работе таким учителем становится твой непосредственный начальник и руководитель - только он может обучить необходимым знаниям и новой терминологии, необходимой для освоения этой профессии. С одной стороны, это дает громадную преемственность навыков и традиций, а с другой - ограниченность, невозможность экспериментов и нарушения сложившихся норм.
Это то, что касается роли УЧИТЕЛЯ для типичного китайца. Второй аспект - как это ни странно звучит - языковая ограниченность китайского языка и его вопиющая простота. Первое, что с ужасом понимаешь - у них нет времен, падежей, суффиксов, окончаний и приставок. Да вообще ничего нет, что входит в понятие грамматики и дает языку богатство звучания, точности формулировок и эмоциональной насыщенности. Китайские слова абсолютно неизменяемы - одни корни.
Отсюда совершенно логично вытекает то, что слова в китайском языке в большинстве случаев не имеют внешних признаков принадлежности к частям речи. Существительные не различаются по родам, не изменяются по числам, не склоняются по падежам. Глаголы, как и существительные, не изменяются по числам и родам, не спрягаются по лицам. Никаких наклонений также нет, прилагательные не изменяются по родам, числам и падежам и не имеют степеней сравнения.
Учить китайский после английского или французского, просто праздник жизни. Это самый простой язык на свете - протоязык, вышедший из картинок, которые рисовали неандертальцы на стенах пещер. Конечно, это несколько утрированное заявление... Все гораздо сложнее, но сути это не меняет - китайскому языку крайне не хватает гибкости и богатства более поздних алфавитных языков (будете сильно удивлены, но японские типы письменности катакана и хирагана относятся к нашей фонетической группе, отличие заключается в том, что вместо звуков, их иегроглифы фиксируют целые слоги).
Кстати, когда председатель Мао упростил начертание китайских иероглифов для их освоения обычным людом, то за 60 лет это привело и к изменению их произношения. Например, если вы изучаете китайский на Тайване, то любой китаец с континента мгновенно признает вас за тайванького шпиона - "вы говорите на тайвань-мандарин" (тайваньский китайский). Чан-Кай-Шек не менял начертания, что привело в итоге к тому, что настоящий китайский язык сохранился только на Тайване. В Биг Чайне он немножко другой, хотя все друг-друга прекрасно понимают. |
К чему такой экскурс в языкознание?
Как раз для лучшего понимания почему вдруг именно Китай стал всемирным производственным центром. Они почти как роботы, они разговаривают на языке программирования, простом и односложном. Они не любят думать нетрадиционно - они умеют копировать и повторять, но зато делают это лучше всех. Копирование для китайца не воровство, а единственно правильная норма жизни. Они крайне дисциплинированы, потому что китайское общество это общество жесткой иерархии, где родители и начальники автоматически приобретают статус учителей, с которыми не спорят, а только слушают и повинуются.
Любые профессии где требуется творчество, принятие мгновенных нестандартных решений, где часто меняется бизнес-среда и исходные условия - не для китайца. И они это понимают. В отделах маркетинга и рекламы тайваньских компаний работает много иностранцев со всего света, а на небольшой мануфактурке ATI под Торонто, где производят образцы будущих видеокарт - 100% одни китайцы. И так везде. Технологии генерятся "алфавитными нациями", а с массовым производством лучше справляются "иероглифисты". Язык формирует сознание.
Тем большее удивление и восхищение вызывают встречи с действительно интересными инженерами и учеными китайского происхождения.
Интрига закрутилась с первого же звонка таиственной незнакомки. На совершенно чистом русском языке она пригласила посетить компанию GlacialTech, да и вообще познакомиться. Если говорить по-китайски - "русских тут есть", но я думал, что знаю всех... Людям свойственно ошибаться.
Что производит GlacialTech и так всем известно. Кулера, системные, CPU, ноутбучные... любые. Серия Igloo весьма популярна в нашей стране именно за сочетание цена/качество. В месяц они производят около полумиллиона кулеров из которых в России, по каналам кампании Бюрократ (эксклюзивно) расходится до 100-120 тысяч штук.
GlacialTech является частной компанией, организованной в июне 2001-го группой инженеров, перешедших в основном из ASUSCOM.
Управляющий компанией - господин Шон Хсиех (Shawn Hsieh) и его правая рука - доктор Чен. Доктора Чена здесь уважительно называют "королем алюминия". Он руководитель разработчиков компании и выражаясь по-русски, является воинствующем последователем алюминиевого направления в кулеростроительстве.
С доктором Ченом мы и совершили полный облет всего обширного хозяйства компании GlacialTech - офис в пригороде Тайпея и три производственных центра. Сразу скажу - мужик очень неординарный и интересный. Как раз из той редкой породы китайцев, которые умеют нестандартно мыслить и генерить. Казалось бы, что уж можно выжать из алюминия? Тем не менее, доктору Чену это удалось без использования дорогостоящих медных вставок.
Да, теплопроводность меди в два раза выше, чем у алюминия. Но вес! Удельный вес меди выше алюминия ровно в три раза. Да еще и фактор цены - только за последний год медь подорожала на 70%, а в 2005-м году по прогнозам аналитиков, стоимость меди на биржевых торгах должна перевалить отметку 3000$ за тонну, тогда как цена алюминия ~ 1400$ за тонну. Все эти аргументы, говорят о том, что медь никогда не станет массовым материалом при производстве компьютерных кулеров, оставаясь дорогостоящей экзотикой для экстремальных пользователей. А в массовом производстве разработчикам придется искать методы более эффективного использования именно алюминия, как более доступного материала для охлаждения процессоров.
Если кто-то думает, что профиль радиаторов кулеров выпиливается лобзиком (а я слышал подобное мнение) - тот глубоко ошибается. Что медь, что алюминий - крайне пластичные материалы, что позволяет формировать любой сложный профиль методом выдавливания (или протягивания). Врочем, таким же методом производится та же самая металическая проволока - протягивают заготовку через десяток уменьшающихся отверстий, превращая в проволоку заданной толщины и могократно увеличивая прочность. Не лить же её в формы километровой длины - это невозможно!
Технологии "протягивания" уже добрая сотня лет, а то и две. Суть ее в том, что при жесткой деформации пластичного вещества под высоким давлением, выделяется достаточное количество энергии для локального нагрева материала, что еще более придает материалу пластичности и прочности, плюс, не происходит физического разрушения структуры.
Впрочем, тема всяких там блюмингов и слябингов - не наша тема, да и со времени окончания мною института прошло почти 20 лет и я уже успел подзабыть что-там катается только сверху и снизу, а что еще по бокам, поэтому лучше посмотрим весь процесс изготовления кулера серии "Turbine".
Берется метровая круглая алюминиевая заготовка:
и подается на пресс:
На выходе получаем готовый профиль:
Тут же лежат и заготовки под любой требуемый профиль:
Такова первая стадия производства.
Второй этап - готовые профили поступают на порезку:
Третий цех самый многочисленный - идет сборка кулеров:
Мы попали в цех, в тот момент, когда собирали новенькие Turbine 4500 Pro, который состоит из двух полукруглых половинок. Обычной паяльной пастой смазывают места соединений и скрепляют конструкцию зажимами:
Монтаж подошвы кулера - тоже наносят паяльную пасту:
Монтаж тепловых трубок:
И собранная конструкция поступает на пропекание:
Припой схватился и на выходе практически готовый кулер. Не хватает только вентилятора.
Ящики полуфабрикатов доставляются в центральный офис GlacialTech где производится навешивание кулеров (в русском языке, что пропеллер с двигателем, что сам собранный кулер CPU называется одним словом. В английском иначе, это "fan" и "cooler"), комплектация коробочек и складирование готовой продукции:
Я, как обычно, немного поработал сборщиком и, возможно, кому-то достанутся собранные мною кулеры. Надо было доложить в коробочки свои визитки, как завлаб из фильма "Гараж" на паковке картошки:-) За сборку реально не стыдно, готов ответить по всей строгости закона.
Тут же, в центральном офисе находятся их тестлаб и лаборатория. Продукция тестируется в два этапа - уровень шума и эффективность теплоотвода:
Как же все просто на Тайване. И как все сложно у нас...
Владелец компании с оборотом сотни миллионов долларов в год, сутками не покидает собственного производства, сам заезжает на своей машине за журналистом в отель и весь день готов возить по всему острову, с удовольствием рассказывая о своей компании. Почему над проблемой создания лучшего кулера, здесь готовы работать доктора наук и профессора, тогда как наши согласны заниматься исключительно глобальными проблемами, а до такой мелочи вряд ли опустятся. И каким образом здесь 50 человек умудряются за месяц сделать 500 000 кулеров? Понять это невозможно...
Немного математики - по доллару с каждого проданного кулера имеет Бюрократ (100.000$ в месяц), правительство Тайваня в виде торговой пошлины (500.000$ в месяц) и сама компания GlacialTech (500.000$ в месяц). Навскидку, содержание самой компании - примерно 250.000$. И подобных компаний здесь тысячи. Так живут страны без единого природного ресурса кроме китайской трудовой дисциплины.
Можно ли в России организовать что-то подобное? Легко. Но при условии, что на сборке будут стоять китайцы, изобретать русские, а управлять американцы. А иначе мы будем иметь то что имеем - автомобили Жигули, мониторы Rolsen и суперкомпьютер Эльбрус.