Продолжаем заполнять "ячейки" сегодняшнего этапа конкуренции ATI и NVIDIA:
Level | NVIDIA | ATI |
Hi-End | FX5900 (NV35) | Radeon 9800 |
Middle | FX5600 (NV31) | Radeon 9600 |
Low-End | FX5200 (NV34) | Radeon 9200 |
Hi-End решения были протестированы в обзоре "FX5900 vs Radeon9800Pro" а сегодня мы сравним "средние" решения от NVIDIA и ATI - карты на чипах FX 5600 Ultra и Radeon 9600 Pro.
Со своей ценой в ~200$ FX5600 Ultra и Radeon 9600 Pro вполне могут стать реальными лидерами продаж по крайней мере до конца этого года. Немногие решатся выложить 500$ за FX5900/Radeon9800, рынок карт начального уровня FX5200/Radeon9200 тоже имеет весьма ограниченное применение. И на этом фоне FX5600 Ultra и Radeon 9600 Pro являются тем самым ожидаемым горячим пирожком с поддержкой всех современных стандартов и вменяемой ценой.
В нашем тестировании за ATI играет бесшумный Sapphire Radeon 9600 Pro Ultimate Edition c пассивной системой охлаждения от Zalman. A за NVIDIA выступают сразе две карты от ABIT - Siluro FX 5600Ultra, варианты DT и OTES. Отличаются они весьма серьезно. Дело в том, что вариантов чипа 5600 Ultra существует два - "старый" и "новый". И оба маркированы как Ultra:
Как видим, чипы FX5600Ultra абсолютно различны, вплоть до того, что изготовлены в разных странах. С трудом могу себе представить процедуру демонтажа кулера в торговом зале, но другого метода проверки какого же кота в мешке мы покупаем - нет. Косвенно можно судить по выставленным на карте частотам, но производители в своем поголовном большинстве до сих пор не маркируют коробки указанием номинальных частот, хотя, казалось бы, это так просто - добавить еще один стикер на бокс.
Как покажет наше тестирование, первоначальный вариант 5600Ultra не смог на равных конкурировать с Radeon 9600 Pro и был выпущен второй вариант с повышенной частотой ядра, мы будем называть его NV31 new core.
Основные характеристики претендентов:
ABIT FX 5600Ultra DT | ABIT FX 5600Ultra OTES | Sapphire Radeon9600 Pro | |
Чип GPU/VPU | NV31 old core | NV31 new core | RV350 |
Частота ядра | 350 МГц | 400 МГц | 400 МГц |
Частота памяти | 700 МГц DDR | 800 МГц DDR | 600 МГц DDR |
Тип памяти | 128-bit, DDR-SDRAM (Hynix 2,8 ns) | 128-bit, DDR-SDRAM (Hynix 2,5 ns) | 128-bit, DDR-SDRAM
(Samsung 2,8 ns) |
Кол-во занимаемых слотов | 1 | 2 | 1/2* |
Дополнительное питание | + | + | - |
Как видим, частоту нового ядра 5600Ultra подняли до 400 Mhz, что потребовало использования более скоростной памяти:
По крайней мере, внешне карты от ABIT на старом и новом варианте чипа FX5600Ultra перепутать невозможно - одноэтажный DT с системой охлаждения "крыло ласточки" (так называют ее сотрудники ABIT) и двухэтажный красавец с системой охлаждения OTES. Кстати, кулера на обеих картах подсвечены светодиодами.
Но и Sapphire Radeon 9600 Pro Ultimate Edition не оставит моддеров равнодушними - технократичный вид залмановского охлаждения выглядит потрясающе! Но нагревается она прилично... В условиях нормального функционирования в закрытом корпусе карта обдувается естественным потоком воздуха от системных кулеров, в нашем случае (тестовый стенд) пришлось от греха подальше организовать ей принудительное охлаждение с помощью внешнего вентилятора и карта тут же стала абсолютно холодной.
Тестовый стенд:
CPU | P4 2,4Mhz 800FSB (Northwood D1) |
Mb | Epox 4PDA2+ (i865PE) |
Memory | PC2700 2x256Mb 400Mhz в двухканальном режиме
Тайминги - 3:8:3:3 |
Видеокарты | ABIT Siluro FX 5600Ultra DT 128Mb ABIT Siluro FX 5600Ultra OTES 128Mb Sapphire Radeon9600 Pro 128Mb Ultimate Edition Gainward Ti4200 128Mb |
OS | WinXP + SP1 |
Драйверы | Detonator 44,03
Catalyst 3,6 |
Использованные тестовые программы:
По сравнению с прошлым тестированием был добавлен еще один тест - "GunMetal Benchmark" (DX9). Ниже мы расскажем о нем подробнее.
Для сравнения нынешнего "среднего диапазона" мы взяли карту Gainward Ti4200 128Mb, можно, конечно, добавить в графики и результаты еще десяток карт, но это серьезно замусоривает восприятие данных. Так что ограничимся четырьмя картами, а в особых случаях добавим результаты других соперников.
В тесте 3DMark 2003 результаты Ti4200 нельзя считать валидными. Реально карта ну никак не отстает в два раза от сегодняшних испытуемых - просто она пропускает тест "Mother Nature". Поэтому, смотрим только FX5600Ultra и 9600Pro - картинка просто замечательная! Почему был выпущен чуток подразогнанный ревижен FX5600Ultra - совершенно очевидно. Рост производительности на 10% позволил вернуть первенство NVIDIA в суммарных марках.
Если в тестах "Battle Of Proxycon", "Troll`s Lair" и "Wings Of Fury" производительность 9600Pro была как раз между новым и старым ядром FX5600Ultra, то, как только появляется работа с шейдерами - налицо явное преимущество ATI.
В мультекстурировании никто до сих пор не сравнился с Ti4200... любопытно, не правда ли?
В шейдерных программах, решения от ATI на голову превосходят продукцию NVIDIA. Кстати, в драйвере Detonator 45,23 положение чуток выровняли, но не намного.
Читатели иногда спрашивают, "а почему до сих пор тестеры дают результаты устаревшего 3DMark 2001SE?"
Ответ достаточно прост - чтобы поставить карты, не поддерживающие DX9, в одинаковые условия с современными и оценить реальный прирост производительности в "старых играх", т.е. в тех, в которые все и играют :-)
Как видим, какой-то прирост есть, но не критичный. Обычным разгоном Ti4200 вполне можно поднять с его 12456 попугаев до 13812, который выдала R9600Pro. Суть появления нынешнего поколения карт - повышенный функционал в лице DX9.
Без включенного AA прошлогодний Ti4200 с легкостью обгоняет FX5600Ultra, что со старым ядром, что с новым. А ведь это не синтетический тест, а самое что ни есть реальное игровое приложение. При включении сглаживания картина резко меняется и всё становится на свои законные места. Тем самым подтверждаются слова Алана Тике, об оптимизации современных карт исключительно на качество изображения. Можно серьезно поспорить с его словами о "достаточности 30 fps", но факт остается фактом - катастрофического падения производительности при включении функций улучшения изображения теперь не происходит. Впрочем, в любом случае карта ATI9600Pro в этом тесте выглядит куда более увереннее.
Опять старенький Ti4200 обгоняет FX5600Ultra old core (зеленый), в новом ядре производительность "дотащили" с его позорного места до уровня всей группы.
Тест старенький и имеет оригинальную "фичу"... Видимо, создателям даже в голову не могло прийти, что наступят те времена, когда fps зашкалит за отметку 200. Т.е. 200FPS - это потолок, выше которого результаты на экран не выводятся и ставится циферка "0". Ti4200 не смог выдать результат на разрешении 640x480 - его значение зашкалило за 200FPS, а вот FX5600Ultra new core - справился ;-)))
Кстати, тест доживает последние месяцы жизни... карты высшего уровня (FX5900 и R9800Pro) выдают всего две цифры - на разрешении 1280x1024 и 1600x1200, причем линия, соединяющая две точки, находится в правом верхнем углу. Еще чуток и все что останется от теста - это одна единственная точка в разрешении 1600x1200, на чем время жизни теста и закончится.
Тест с активным использованием пиксельных и вершинных шейдеров. Как и положено - преимущество за ATI.
Мы долго ждали новых игр с поддержкой DX9 - дождались и содрогнулись. GunMetal - та самая игра "нового поколения", о которой так долго мечтали большевики. Если кто помнит двухмерный Raptor десятилетней давности, то GM - это тот самый Raptor, только трехмерный, "летим/стреляем". Обычная аркада в стиле японского аниме от студии Yeti. Нереально яркие цвета, летающие трансформеры, облака клубятся, трава колышится, деревья объемные и т.д. и т.п... Играть в этот кошмар совершенно невозможно по двум причинам:
1. Игра расчитана для даунов младшей подростковой группы...
2. Она нещадно тормозит при своих дефалтных настройках даже на ATI 9800Pro 256Mb!!! Ну что такое жалких 40 кадров в разрешении 640x480, когда уже все привыкли к 500-м на QuakeIII :-)
Но мудрые девелоуперы выложили на свой сайт отдельную программку под названием "Gun Metal Benchmark" и теперь пожинают лавры цитируемости. За неимением ничего лучшего обозреватели просто вынуждены будут тестировать реализацию DX9 на этом реальном игровом приложении.
В поставку входит две записанные демки - Bench1 и Bench2. Повторяемость результатов тестов - очень высокая, что радует.
Как видим, поиграться в GunMetal на картах middle-level при дефалтных настройках игры не удастся. 24 кадра для ATI и 15-17 для NVIDIA - это совершенно неиграбельно. Отключение реалистичности отображения облаков и травы уже немного улучшает положение, но наша задача не наиграться, а померять реализацию DX9. Результат для NVIDIA неутешителен.
В бенчмарке есть опция "валидности/невалидности" результатов. Как мы поняли, в случае хардверной поддержки DX9 результаты всегда помечаются как "валидные". В случае элементов софтверного рендеринга - "не валидные". Но не все так просто...
Например, Radeon9200 вполне спокойно прошел тест (т.е. поиграться в слайд-шоу возможно), получил свою заслуженную "невалидную" оценку и в табличку не попал, а Ti4200 просто отказал игре в запуске! Напомним - и та и другая карты DX9 не поддерживают. Оттого, мы вынуждены были использовать в качестве нижней альтернативы только карту FX5200.
Для справки приводим список карт из имеющихся под рукой, которые не смогли запустить игру.
Карта | Статус |
NVIDIA MX440-8x 64Mb ASUS | not supported |
NVIDIA Ti4200-8x 128 Mb Gainward | not supported |
NVIDIA Ti4800-8x 128Mb MSI | not supported |
SiS Xabre 600 64Mb PowerColor | not supported |
ATI 9200 128Mb Gigabyte | Запустилась (19 кадров при 640x480)!
Benchmark Valid: No - some materials unsupported |
На второй встроенной в игру демке немного порадуем читателей - добавим еще несколько карт для полноты восприятия картины, все же тест абсолютно новый и свежий.
Как видим, даже предыдущий hi-end от ATI - 9700Pro (бардовый) в нижних разрешениях обгоняет сегодняшнего фаворита от NVIDIA - FX5900 (синий).
В среднем классе та же картина - 9600Pro (зеленый) серьезно опережает обе 5600Ultra (малиновый и желтый).
Ну, а вывод по этому тесту прост - требования, которые предъявляет DX9 к картам - потрясают до глубины душины. Очень своевременная разработка MS ;-) Видеоиндустрии опять есть куда расти.
Даже при использовании более медленной (и дешевой) памяти карта на чипе RV350 (600Mhz против 800Mhz) демонстрирует некоторое преимущество против NV31 new core. Кстати, напряжение питания чипов Samsung 2,8 ns на карте "Sapphire Radeon 9600 Pro Ultimate Edition" явно занижено для уменьшения тепловыделения - номинальная частота этих чипов равна 700Mhz. Совершенно очевидно, что при стандартном охлаждении с помощью кулера, результаты будут еще более впечатляющими. И это при том, что никакого дополнительного питания карта не требует.
Еще пара интересных моментов. Чип RV350 имеет около тысячи выводов, что делает разводку платы фантастически сложным и дорогостоящим развлечением. Вряд ли кто-то из производителей видеокарт будет сам заниматься созданием восьмислойной платы отличной от референсной, разработанной ATI. Т.е. все карты Radeon9600Pro (как и Radeon9800Pro) будут похожи как близнецы-братья. Различаться будут только системы охлаждения, цвет текстолита и комплектация.
У NVIDIA ситуация гораздо веселей - различные ревижены ядра, плавающие частоты памяти и наличие в обойме NVIDIA производителей любящих модернизировать разводку платы и BIOS (ASUS, Gainward, ABIT) - гарантируют огромное разнообразие карт на основе FX5600. Никаким Ultra и non Ultra дело явно не ограничится и вместо четкого разграничения частот мы получим многообразие вариантов исполнения. Как говорится - "частоты поплыли". С одной стороны это неплохо... для тестеров, есть чем заниматься. A с другой стороны, производители почему-то не любят указывать на коробке ВСЕГО ТРИ ЦИФРЫ! Частоту ядра, памяти и время выборки памяти, что уже давно требует потребитель.