Стремление к комфортной работе за компьютером является одним из самых естественных. Одной из наиболее важных составляющих этого комфорта является тишина. И если раньше для достижения приятного акустического окружения приходилось жертвовать производительностью, то современный массовый компьютер может обеспечить достаточную мощь для достойного выполнения любых задач. Теперь осталось лишь сделать его бесшумным. Именно поэтому большинство производителей компьютерных комплектующих предлагают все больше тихих решений, а тихие решения становятся все производительнее.
Одно из таких особенных решений оказалось сегодня у нас в тестовой лаборатории - это видеокарта ASUS EAX1600XT SILENT. Фирма ASUSTeK Computer Inc. уже давно радует своих поклонников производительными, надежными и во многом инновационными продуктами. Секрет многих удач лежит в разработке собственных печатных плат (PCB), или систем охлаждения, или уникальных технологий, а порой и всего этого вместе. Вот и эта видеокарта оборудована уникальной бесшумной системой охлаждений. Но это только первый взгляд. Попробуем оценить возможности этой карты и поискать еще отличия, а начнем, как водится, с упаковки.
Стильная коробка, по давней традиции ASUS, имеет очень большие размеры, что не всегда сопутствует удобству транспортировки, но хорошо защищает от возможных повреждений и радует глаз счастливого обладателя.
В комплектацию кроме руководства входит целая куча компакт дисков - это электронные руководства, драйверы и фирменные утилиты, а также бонусные игры (Xpand Rally, Savage, BillyBlade, Mashed).
Также в комплекте присутствуют и более полезные вещи - переходник 15-pin D-Sub/DVI и кабель VIVO (9-pin S-Video In/Out, Composite In/Out).
Плата выполнена на текстолите алого цвета и имеет стандартную длину (что должно порадовать владельцев компактных и тесных корпусов). На PCB не предусмотрено дополнительное питание - это значит, что энергопотребление не превышает 75 Вт. Фронтальная сторона этой видеокарты смотрится очень необычно. Где привычная система охлаждения, занимающая много места и назойливо жужжащая? Вместо этого только теплосъемник от которого две тепловые трубки уходят на обратную сторону платы.
Обратная сторона платы более чем на половину закрыта системой охлаждения, которая расположена поближе к процессорному кулеру, что, несомненно, должно улучшить рассеивание тепла. Минусом такого интересного решения может быть только вероятная несовместимость на некоторых компактных материнских платах с большими системами охлаждения процессора, что при сборке тихого системного блока не так уж невероятно.
Для подключения монитора и других устройств на видеокарте присутствуют следующие интерфейсы: 15-pin D-Sub, VIVO (через идущий в комплекте кабель) и DVI.
Бесшумная система охлаждения крепится очень надежно и аккуратно - теплосъемник прикручивается четырьмя подпружиненными винтами к специальной рамке, устанавливаемой на обратную сторону платы. При этом все элементы крепления со всех сторон имеют резиновые прокладки.
Сама же система охлаждения состоит из медного теплосъемника и двух медных тепловых трубок, на которые напрессовано 37 тонких алюминиевых пластин (к сожалению без пайки). Термоинтерфейсом между системой охлаждения и графическим процессором является белая паста (на подобие КПТ-8), присутствующая в изобилии. К сожалению микросхемы памяти не имеют какого-либо охлаждения.
Что касается эффективности безкулерного охлаждения чипа ATi Radeon X1600XT, то в числовом виде оценить это нам так и не удалось. Инженеры ASUSTeK спрятали интересующую информацию от глаз пользователей как можно дальше. Не помогли извлечь температур GPU ни фирменные утилиты (ASUS SmartDoctor), ни сторонних производителей (ATITool, RivaTuner и др.). Но и без точных значений эффективность системы охлаждения все же можно считать достаточной (даже без дополнительной вентиляции), исходя, хотя бы, из возможности немного разогнать видеокарту без последствий для стабильности работы и качества изображения. Но о разгоне чуть ниже.
Без системы охлаждения видеокарта выглядит более знакомо.
На карте установлен GPU RV530 XT, имеющий 12 пиксельных процессоров на которые приходится 4 текстурных блока, а также 6 вершинных процессоров. Произведен он на 46-й неделе 2005-го года. Его номинальная рабочая тактовая частота составляет 590 МГц. В таких условиях система охлаждения справлялась со своими обязанностями без труда. Несмотря на особенности предназначения видеокарты, мы попробовали разогнать GPU, но результат нас не сильно обрадовал - 652 МГц, а дальше артефакты. Но на этом мы эксперимент не окончили - над радиатором закрепили 90 мм вентилятор Maxtron CF-12925MB, работающий практически бесшумно (на фоне вентилятора блока питания его вообще не слышно). После дополнения системы охлаждения, разгонный потенциал удалось поднять до уровня 729 МГц, хотя чип мог работать и на больших частотах, но с артефактами и фризами, а при частоте выше 739 МГц тяжелая графика приводила к зависанию. Итог вполне приличный - без ощутимого увеличения шума прирост частоты 140 МГц.
Видеокарта, имеющая шину памяти шириной 128 бит, оборудована четырьмя микросхемами GDDR3, установленными на фронтальной стороне, общим объемом 256 Мб. Произведены чипы памяти Infineon Technologies и имеют время выборки 1,4 нс (что соответствует номинальной частоте 715 МГц и результирующей 1430 МГц). Работает же память на частоте 693 МГц (1386 МГц, DDR). Казалось бы, что хотя бы чуть-чуть память можно разогнать, но поднятие частоты более чем на 2 МГц приводило к зависанию. Видимо, сказывается отсутствие охлаждения. Практически нулевой разгон по памяти, наверняка, не даст ощутить всю прелесть увеличения рабочей частоты GPU.
Для поддержки функции VIVO на карте установлен чип ATi Rage Theater.
Тестирование производилось на следующем стенде:
Материнская плата
|
ECS KN1SLI Extreme nForce4 SLI;
|
Процессор
|
AMD Athlon 64 3200+ (2,00 ГГц, 512 Kб, Socket 939);
|
Память
|
2х DDR400 512 Мб PQI PC3200;
|
Жесткий диск:
|
Samsung HD080HJ 80 Гб 7200 rpm 8 Мб SATA-300;
|
Блок питания
|
SuperPower 480X 480 Вт;
|
Операционная система
|
Microsoft Windows XP SP2;
|
Драйверы
|
ATI Catalyst 6.3 WHQL
NVIDIA ForceWare 84.21 WHQL.
|
Первый OpenGL тест показывает значительное превосходство над уходящим со сцены GeForce 6600GT и некоторое отставание от GeForce 6800GS, имеющего приблизительно такую же цену, но отличается большим энергопотреблением и более шумной системой охлаждения.
Futuremark 3DMark'03 оставляет все на своих местах, хотя и с немного другим результатом. Разгон GPU на 23% улучшает производительность ASUS EAX1600XT всего на 10%.
Чем больше шейдерных операций тем лучше себя показывают графические процессоры серии x1600. И вот в Futuremark 3DMark'05 Radeon X1600XT обходит GeForce 6800GS, и дело здесь не столько в архитектурных особенностях, сколько в тактовых частотах.
Последний 3DMark приводит к смене лидера. Интересно, что в тестах на SM2.0 результаты у Radeon X1600XT и GeForce 6800GS примерно одинаковы, а в передовых технологиях SM3.0 и HDR в лидеры вырывается GeForce 6800GS, то ли благодаря hi-end происхождению архитектуры, то ли за счет шины памяти шириной 256 бит.
Ну что ж, а вот в этом тесте на грубую силу, ибо никаких шейдерных операций в Quake 3 нет, Radeon X1600XT проигрывает даже GeForce 6600GT.
Игре Far Cry, обновленной до последней версии, на уровне 50 кадров в секунду перестает хватать процессора. Поэтому основные отличия должны быть только в высоких разрешениях, где X1600XT показывает не самые лучшие результаты.
Half-Life 2 обладает движком поновее, но результат не меняется - X1600XT показывает лишь третий результат. Не меняет ситуации и переход в перспективный режим HDR в дополнении Lost Coast.
Serious Sam 2 немного исправляет ситуацию, особенно после разгона, но хотелось большего.
Игры Doom 3 и Quake 4 уже давно считаются вотчиной графических процессоров NVIDIA, поэтому результаты не удивительны.
Ну и один из самых тяжелых игровых движков от F.E.A.R. оказался по зубам Radeon X1600XT, причем результаты очень впечатляющие, а разгон вывел его даже на первое место.
Что касается итогов по самому графическому процессору ATi Radeon X1600XT то, выводы о его возможностях уже не раз делались, но коротко напомню - отличается хорошим соотношением цена/производительность. А вот в случае с видеокартой ASUS EAX1600XT SILENT не все так однозначно. Отличная бесшумная система охлаждения на тепловых трубках, установленная на ней, обеспечивает комфортную работу и такой же отдых, но обходится не дешево. Ведь за эти же деньги можно приобрести чуть более производительное решение в виде GeForce 6800GS, а в скором времени и GeForce 7600GT подешевеет. Но будут ли эти производительные альтернативы обеспечивать нулевой уровень шума? Вот тут уже сам покупатель должен решить, что ему нужнее - скорость или тишина. И если тишина окажется важнее, то ASUS EAX1600XT SILENT будет отличным выбором.
Выражаем благодарность фирме ПФ Сервис (г.Днепропетровск) за предоставленные для тестирования видеокарты.