Мы уже имели возможность познакомиться с новейшей архитектурой, применяемой компанией ATI в графических процессорах нового поколения и протестировать видеокарту на основе Radeon X1800XL.
Сегодня мы рассмотрим самую быструю на данный момент видеокарту канадского гиганта - Radeon X1800XT. Изучать флагманское решение ATI мы будем на примере видеокарты от Sapphire. Как вы знаете, данная компания является одним из основных партнеров ATI и специализируется на производстве видеокарт исключительно на видеопроцессорах ATI.
Итак.
К инопланетным формам жизни, в изобилии присутствующем в оформлении коробок, мы уже привыкли. Однако, кроме этого на коробке можно найти и полезные сведения. Вверху вы видите мини-памятку, где перечислены необходимые составляющие для построения Cross-Fire. Из трех компонентов, необходимых для получения такой системы (материнская плата + две видеокарты, из которых одна ведущая), отмечен только второй вариант. То есть в этой коробке вы найдете стандартный Radeon X1800XT.
На обратной стороне коробки вкратце перечислены главные особенности видеокарты. Если вдруг вас смутил лейбл "512-bit memory", не пугайтесь, речь идет о внутренней кольцевой двойной шине памяти GPU 2х256-bit. Шина, которой микросхемы памяти подключены к GPU, осталась прежней - 256-бит.
Само собой, в комплекте поставляются руководство пользователя и набор дисков:
Причем, в каждую из этих игр вы можете поиграть по одному часу, затем выбираете то, что вам нравится больше всего, вводите серийный номер и - получаете две полнофункциональные лицензионные игры. Две игры потому, что серийных номеров всего два.
Набор кабелей довольно большой и включает практически все, что может понадобиться для сопряжения с различными источниками/приемниками видеосигналов различных форматов:
Примечательна наклейка, которой заклеен антистатический пакет с видеокартой. Данная наклейка содержит предупреждение, что видеокарту надо подключить к блоку питания компьютера и даже более того - схему, как это сделать. На рисунке показано, что видеокарта подключается к блоку питания через кабель питания жесткого диска. Столь внимательное отношение к пользователям более чем похвально, однако так делать не рекомендую, и вот почему - видеокарта потребляет значительную мощность, и такое соседство может плохо сказаться на здоровье вашего жесткого диска из-за бросков токов и напряжений при переключении режимов работы видеокарты. Лучше подключать их к разным линиям питания.
Как и следовало ожидать, видеокарта выполнена в двухслотовом исполнении из-за довольно объемной системы охлаждения. Видно, что пластиковый кожух полностью закрывает турбину, таким образом, воздушный поток засасывается со стороны разъема питания, проходит через радиатор и выбрасывается наружу. Несколько смущает то, что ширина выходного отверстия кожуха занимает только половину отверстий на задней планке, впрочем, более подробно систему охлаждения мы рассмотрим несколько позже.
Кулер скрывает от глаз практически всю PCB, кроме силового блока. Как видите, схема питания занимает довольно много места. Наиболее горячие силовые элементы закрыты полоской радиатора, который для лучшего охлаждения расположен на уровне всасывающего отверстия кулера.
На обратной стороне видеокарты кроме множества мелких элементов присутсвуют несколько стикеров.
Забавно, но согласно верхнему стикеру мы имеем дело с X1800XL, в то время как нижний стикер утверждает, что видеокарта все-таки X1800XT. Дизайн PCB у этих двух видеокарт одинаков, так что немудрено и перепутать. Конечно, на самом деле мы держим в руках X1800XT, а данное противоречие в информации на стикерах скорее из разряда курьезов.
Посмотрим, наконец, что же скрывается под радиатором.
Видеопроцессор R520 выпущен на 42-й неделе 2005 года. Несмотря на тонкий 90нм тех. процесс чип получился довольно внушительных размеров. Штатная частота работы GPU в 2D режиме составляет 600МГц, в 3D - 625 МГц.
Вокруг GPU ровным полукругом расположилось 8 микросхем видеопамяти производства Samsung. Общий объем памяти равен 512 Мб. Плотность чипов 512 Мбит, время выборки 1,25 нс, что соответствует частоте 1600 МГц DDR. Штатная частота работы памяти Radeon X1800XT в 2D режиме составляет 1400МГц, в 3D - 1500 МГц, что несколько ниже номинала.
Чип Rage Theater, отвечающий за захват видео.
Вид на радиатор со стороны GPU. Как обычно, тепловой контакт с микросхемами памяти обеспечивается с помощью термопрокладок, посаженных на алюминиевое основание . А непосредственно GPU контактирует с медным радиатором. Вы наверное уже задумались, как же обеспечивается качественный теплоотвод от такого горячего видеопроцессора? Смотрим на радиатор с другой стороны.
Все очень просто. Здесь не обошлось без тепловых трубок. Как видите, одним концом трубки закреплены возле "пятки", контактирующей с GPU, и проходят через весь радиатор с множеством тонких ребер. Тем самым обеспечивается довольно эффективное распределение тепла по всей поверхности радиатора.
В крышке радиатора ничего особенного нет, просто пластиковый кожух с турбиной внутри.
На этом знакомство с внутренним устройством Radeon X1800XT закончим и перейдем к тестам.
Шина
|
PCI-E
|
CPU
|
|
MB
|
|
Memory
|
|
OS
|
WinXP + SP2 + DirectX 9.0c
|
PSU
|
Для тестирования Radeon X1800XT использовались драйверы CATALYST 5.12. Для тестирования GeForce 7800GTX 512 использовались драйверы NVIDIA 81.89.
В драйверах CATALYST 5.12 уже есть встроенные инструменты для разгона видеокарт "тысячной" серии.
Для того, чтобы этим воспользоваться, необходимо в Control Center выбрать расширенные настройки через меню View - > Advanced. Слева в дереве настроек появится пункт ATI Overdrive. Выбираем данный пункт и попадаем на закладку, где отображаются частоты видеопроцессора и памяти, а также показания мониторинга температуры GPU. Чтобы получить возможность изменять частоты, необходимо нажать иконку с замочком справа верху. После этого можно изменять частоты GPU и памяти по собственному усмотрению, или же воспользоваться утилитой автоматического разгона. К сожалению, я так и не дождался, пока "автоматика" наконец доберется до максимальных стабильных частот. Шаг приращения частот довольно мелкий, по GPU - по 3 МГц, по памяти - на 5 МГц, процедура тестирования при каждом приращении довольно долгая. Ручная установка частот проходила намного быстрее, однако серьезных результатов таким образом добиться так же не удалось.
Поэтому я решил воспользоваться специальной утилитой, которая умеет разгонять видеокарты "тысячной" серии и, что оказалось существенным в данном случае - вручную задавать скорость вращения кулера. Скажу сразу, максимальные стабильные частоты, которых удалось достичь, составили 730 МГц для GPU и 1700 МГц DDR для памяти. Однако не все было просто в процессе их достижения. Оказалось, что сначала надо вручную выставить обороты кулера на максимум, и только потом разгонять видеокарту. В этом случае все работало стабильно и шустро. Если же перед разгоном не поднимать обороты кулера вручную, то система зависала практически сразу после запуска 3D приложений на разогнанной до таких частот видеокарте.
Думается, что это может быть одной из причин, почему разница частот X1800XT в режимах 2D и 3D так мала. По всей видимости, автоматическая регулировка скорости вращения кулера попросту не успевает срабатывать на столь резкое повышение температуры, или, возможно, принимает слишком крутой фронт нарастания температуры за случайный пик и не предпринимает никаких действий.
Отдельно хочется сказать о кулере. По умолчанию, частота вращения кулера составляет около 50% от максимальной. При этом шума он издает немного и при работе в 3D на частотах по умолчанию практически не увеличивает обороты. То есть - система охлаждения вполне справляется с горячим нравом видеокарты. Максимальная скорость вращения кулера, которую пришлось поставить при разгоне, составляет около 5000 об/мин. Шум турбины при этом становится просто невыносимым. Находиться рядом с таким "ревуном" довольно тяжело. Но что не сделаешь ради рекордов. Пришлось терпеть. Поскольку было очень интересно, как масштабируется производительность X1800XT в зависимости от частоты, а система охлаждения еще может быть неоднократно доработана.
Результаты тестирования Radeon X1800XT будем сравнивать с его непосредственными конкурентами в топовом сегменте - GeForce 7800GTX и GeForce7800GTX 512. Также на диаграммах приведены результаты GeForce7800GTX 512 при разгоне.
В 3DMark'05 участники тестирования выстроились в строгом хронологическом соответствии по времени появления на рынке. Сначала идет обычная 7800GTX, затем "киллер" 7800GTX по имени Radeon X1800XT, и наконец "антикиллер" для Радеона под названием 7800GTX 512. А вот разгон оставляет победу за X1800XT. Потенциал определенно есть. Смотрим дальше.
Отставание "тысячников" ATI от сопоставимых соперников в 3DMark'03 уже не вызывает удивления. Переходим к игровым тестам.
В низком разрешении X1800XT отстает. Разгон не приносит успеха, потому что все упирается в производительность CPU.
X1800XT по-прежнему внизу, но разгон уже приносит свои плоды.
Наконец X1800XT обходит своего прямого конкурента в лице 7800GTX, но не в силах дотянуться до 7800GTX 512. Аналогичная картина и в разгоне.
Как ни странно, X1800XT немножко, но обыгрывает 7800GTX на частотах по умолчанию. Немалую роль здесь играет то, что начиная с версии CATALYST 5.11 была серьезно улучшена работа видеокарт серии X1x00 в OpenGL приложениях.
Если в нижней части диаграмм расстановка сил сохранятся, то в верхней начинает лидировать разогнанный X1800XT.
Как мы уже знаем, игра F.E.A.R. не только сильно изобилует шейдерами, но и очень требовательна к пропускной способности памяти. Именно поэтому мы видим столь значительную разницу между 7800GTX и X1800XT. Однако у 7800GTX 512 пропускная способность памяти еще выше, поэтому она остается недосягаемой, в том числе и при разгоне.
И все же X1800XT вырывается вперед при разгоне. Складывается ощущение, что видеокарты новой архитектуры от ATI наиболее уютно чувствуют себя именно в самых "тяжелых" режимах.
Подведем итоги. ATI Radeon X1800XT - очень интересный продукт. Правда на "киллера" он пока похож не очень, но боец вполне достойный. Со стороны ATI было большой смелостью в новом продукте поменять буквально все - и новый тонкий тех. процесс, и новейшую архитектуру, и невероятно высокие частоты. Несмотря на серьезную задержку, продукт все-таки увидел свет. Однако близкий анонс преемника по имени R580 наводит на аналогии. История повторяется. Помните, когда NVIDIA выпустила FX5800, чип несколько не оправдал ожиданий и был довольно быстро заменен доработанным решением, носящим имя уже FX5900. Очень похоже, что после выпуска R580 решения на базе R520 довольно быстро уступят ему дорогу. Несмотря на обилие слухов, мы не будем сейчас гадать, сколько конвейеров, блоков исполнения и прочего будет в новом видеопроцессоре ATI. Надеемся, что ждать осталось недолго, и пожелаем компании ATI успехов в ее нелегком труде.