Dr. Alex Leupp President and CEO 3dfx |
Gordon Campbell Chairman of the Board and Founder |
Stephen Lapinski Senior Vice President, Worldwide Marketing |
Gary Tarolli Chief Technical Officer and Founder |
Scott Sellers Chief Technical Officer and Founder |
Richard Burns Senior Vice President, Worldwide Sales |
George T. Haber President and CEO, Gigapixel Corporation |
Richard A. Heddleson Chief Financial Officer |
Phil Carmack Vice President, Research and Development |
Что считается причинами повлекшими столь тяжелые для компании последствия?
В основном версии делятся на две категории - "это должно было случиться" и "во всем виноваты раздолбаи-менеджеры". Последняя еще подразделяется на две ветви - "неумышленное" и "умышленное раздолбайство". Вкратце о каждой.
"Это должно было случиться".
Причин тому указывается множество. Соответственно указывается и множество дат, начиная с которой 3dfx превратилась в "Титаник". Возможно они почивали на лаврах уже после Voodoo Graphics, т.е. самого начала. К этой же идее сводится и мысль о том, что 3dfx не хватало свежих революционных разработок, а все их последующий продукты целиком произрастали из доисторического первого силикона. Другие считают, что 3dfx не следила за "минимально необходимым набором фич", которым должен был обладать продукт, претендующий на место под солнцем игровой индустрии: долгое отсутствие 32-бит цвета, поддержки больших текстур, полноценного AGP и кучи других новомодных "фенек", типа анизотропной фильтрации, DOT3, EMBM, и т.д. и т.п. Если что пропустил извините :)
"Во всем виноваты раздолбаи-менеджеры".
Тут первым вспоминается покупка STB - подразделения которое должно было стать собственной базой для производства видеоплат. Есть слухи, что содержание мексиканского завода, на котором производились платы 3dfx, обходилось дорого когда завод ничего не делал, и чуть дешевле - когда он работал. И это "чуть дешевле" было не совсем тем, на что рассчитывали в начале. Возможно 3dfx не удалась столь гладко нам представленная процедура интеграции двух компаний в одну. Судя по последнему отчету 3dfx, накладные издержки так и остались на уровне прошлого года - быть может это отчасти есть следствие неудавшейся интеграции. Были слухи о том, что 3dfx имела проблемы с системами разработки силикона, что сказалось однажды на переносе "бумажной" модели на жесткие рельсы производственного процесса.
Нельзя не отметить катастрофического увеличения сроков между анонсами продуктов или сроками "жизни" продуктов, т.н. "production cycle" - в то время как вся индустрия работала по 6-9 месячному циклу, у 3dfx этот цикл составлял по меньшей мере 12-15 месяцев! Кое-кто считает что сроки совершенно готового силикона VSA-100 были отодвинуты на полгода из-за того, что менеджмент посчитал текущий набор возможностей чипа недостаточным, и предпочел передвинуть сроки одновременно предложив разработать нечто "на коленке" и "на скорую руку" - вероятно так возник так и не познанный нами T-buffer. Есть слухи, что за реальными затяжными сроками разработок скрывается банальная нехватка разработчиков - за 1999 огромное число инженеров покинуло 3dfx и вероятно нашло пристанище у своего бывшего конкурента. Кто-то даже сказал, что все эта история с Gigapixel была наполовину о собственно технологиях Gigapixel, а остальная половина - об инженерах этой компании, которых так не хватало в то время в 3dfx.
Огромная часть обвинений адресуется лично г-ну Леуппу (Leupp) - президенту и "генеральному директору" компании - в которых прямо указывается на его сговор с руководством Nvidia с целью ослабления, а затем и устранения 3dfx как основного конкурента Nvidia. Здесь отмечается и регулярное "вранье" о финансовых результатах основной массе инвесторов и сокрытие части информации, и "метание от одного угла к другому" в освоении новых рынков и разработке существующих (OEMs, PDAs, set-top boxes и т.п.). Многими отмечен тот факт, что за два дня до публикации последних финансовых результатов 3dfx, на рынке ценных бумаг одновременно был сброшен весьма солидный пакет акций 3dfx и приобретен солидный пакет Nvidia, о чем удивленно писал в новостях 3DNews - факт сам по себе наводящий на определенные мысли не только рядовых свидетелей, но и, хотелось бы верить, заинтересовавший сотрудников Комиссии по рынку ценных бумаг США (SEC). Кроме того, позволив себе скромный анализ последней финансовой отчетности 3dfx, я хотел бы усомниться в необходимости продавать интеллектуальную собственность и торговые марки, не говоря уже о том, чтобы "распускать" компанию - по состоянию на конец октября обязательства компании не превышали ее активы, а стало быть о банкротстве думать было преждевременно. То же, что было "предложено" советом директоров, на мой скромный взгляд есть гораздо более худшее, нежели банкротство.
Два слова о банкротстве. Заранее прошу прощения у специалистов - адвокатов и людей приближенных к финансовым сферам и знающих финансовую кухню - за мой "зеленый" уровень в этой области. Почему продажа данной части активов хуже банкротства? В данном случае эта продажа активов есть натуральное "раздевание" компании, у которой просто отбирают мозги (патенты и разработки) и язык (торговые марки). Что остается - сгниет само и естественным образом. В случае банкротства возможно компания получила бы внешнего управляющего или целый внешний Совет Директоров, в обязанности которого входило бы вытягивание компании из дыры и ее реструктуризация с целью предотвращения подобного в ближайшем будущем. Но быть может я глубоко ошибаюсь.
Кроме вышеназванных стратегических причин, указывается еще и одна тактическая причина - банальная нехватка "наличности", или точнее "оборотного капитала". По частично подтвержденным слухам, в последние дни компания уже имела достаточно рабочую версию своего очередного продукта, и лишь отсутствие финансовых ресурсов не позволили спланировать и осуществить его запуск "в свет". Источник сообщал, что данный продукт действительно был того же класса, что и не объявленный пока "аналог" Nvidia. В связи с этим еще удивительнее выглядит решение Совета Директоров. Известно однако, что компания совсем недавно пыталась получить финансовые средства для решения своих текущих проблем, но судя по всему не добилась положительных результатов в этой сфере. Или, как видится многим активно дискутирующим в последнее время в сети инвесторам, не приложила достаточных для этого усилий.
Я же постарался собрать здесь для вас все то, что попалось мне на глаза за последние пять дней в сети касательно 3dfx и ее будущего (или же отсутствия такового).
Спасибо всем, кто принимал в этом участие. Спасибо коллегам "по перу" из beyond3d.com, 3dfxgamers.com, slackercentral.com, voodooextreme.com, 3dfx.com (за пресс-релиз и финансы :) Надеюсь ни кого не обидел :)