Новость о том, что nVidia переименовала чип с кодовым номером NV11 в GeForce 2 MX появилась на 3DNews семнадцатого июня, а анонсы новых карт посыпались в конце двадцатых чисел. ASUS прислала свой анонс всего неделю назад и вот карта уже в России.
Плата, которую мы тестировали, не технический сэмпл, а коммерческий вариант, который уже можно найти в продаже. В последний год стало модным анонсировать железо едва ли не за пол-года до его появления. Рынок акселераторов - не исключение, сдесь тоже царствует PR, который предпочитает рассказать пораньше, показать позже. ATi Radeon, 3dfx Voodoo5 - эти карты должны были конкурировать с GeForce 2 GTS, который уже давно в свободной продаже, а конкурентов до сих пор не видно. А nVidia выпустила очередной продукт.
Фото платы с присоединённым TV-Out коннектором
Тестируемая ASUS V7100 имела три выхода:
Модельный ряд ASUS, основанный на чипе GeForce 2 MX состоит из двух основных моделей:
В зависимости от наличия дополнительных возможностей и количества памяти, установленного на плату, меняется и цена. Цена старшей модели на июль 2000 составляет вполне конкурентные ~$184.
Дочерняя плата, установленная на тестовой карте легко снимается и может быть удалена за ненадобностью. Это может немного улучшить качество выходящего на аналоговый монитор сигнала, но в нашем случае мы не заметили какого-либо улучшения. Качество 2D было вполне достойным, хотя субьективно GeForce 2 GTS имеет несколько лучшее 2D. Специальные тесты 2D производительности давно не проводятся из соображений их практической бесполезности. Все современные платы прекрасно справляются с акселерацией GUI Windows. Вот когда придут 3D интерфейсы, тогда...
Частоты платы по умолчанию были установлены на 166Mhz памяти и 175Mhz чипа, т.е. штатные частоты для GeForce 2 MX. Напомним, что представляет из себя 2D/3D часть чипа:
Основным нововведением G2MX, по сравнению с более старыми чипами является технология TwinView, более развитый аналог технологии DualHead от Matrox. Мы ещё не видели плат с двумя выходами на аналоговые или цифровые мониторы, поэтому собственных впечатлений пока нет. Выход на два монитора устанавливается при наличии двух RAMDAC, а на две цифровые панели - при наличии двух TDMS трансмиттеров. Более подробно о технологии TwinView написано в нашем GeForce 2 MX Preview.
Вторая интересная технология, о которой мы уже писали в GeForce 2 MX Preview - DVC, позволяющая менять яркость на всех устройствах, на которые исходит сигнал с акселератора.
В дальнейшем, с новыми релизами драйверов, должны появиться опции для контроля DVC для каждого из выходов платы. Технология уже была показана на презентации nVidia, и по впечатлениям очевидцев выглядела весьма привлекательно. Что интересно, nVidia не заявляет о поддержке DVC у других чипов, даже более мощных.
Что касается 3D части, то на уровне поддержки фич она повторяет GeForce 2 GTS, но учитывая урезанную шину памяти и меньшее количество пиксельный конвейеров, производительность в режимах с большой нагрузкой должна быть серьёзно ниже. GeForce 2 MX теоретически поддерживает шейдеры Microsoft DirectX8, полная версия которого ещё только должна выйти, а уж когда мы увидим первые игры, одним девелоперам известно... Да и Microsoft заявила, что нет ни одного продукта на рынке, в полной мере соответствующего требованиям по поддержке шейдеров. Во время тестирования мы обнаружили интересную деталь - похоже GeForce 2 MX поддерживает не 24-х битных Z-Buffer как GeForce 256 и GeForce 2 GTS, а лишь 16-ти битный. Оригинальный способ улучшить производительность в 2000 году. Конечно не исключена вероятность того, что мы ошиблись. Дальнейшее расследование покажет.
Значительно уменьшен Fillrate, по сравнению с GeForce 2 GTS (800 мегапикселей на 1600 мегатекселей), у GeForce 2 MX это 350 мегапикселей на 700 мегатекселей. Для сравнения, GeForce 256 имеет Fillrate в том же режиме 240/480, а в режиме монотекстурирования 480/480. В этом режиме GeForce 2 имеет 800/800, а GeForce 2 MX лишь 350/350 мегапикселов/мегатекселов. Но больше всего на скорости сказывается даже не это. Если GeForce 2 GTS лимитируется слишком медленной для этого чипа 333Mhz DDR памятью (в исключительных случаях 400Mhz), то GeForce 2 MX не пускает вперёд ещё более медленная 128-ми битная SDR память. В целом система памяти аналогична GeForce SDR, и наше сравнительное тестирование мы будем проводить с двумя платами - GeForce 2 GTS и GeForce 256 SDR от LeadTek.
Для тестирования использовался компьютер следующей конфигурации:
Сравнить GeForce 2 MX с другими чипами поможет эта таблица:
. | NVIDIA GeForce 256 |
NVIDIA GeForce2 MX |
NVIDIA GeForce2 GTS |
Внутреннее имя | NV10 |
NV11 |
NV15 |
Частота ядра | 120MHz |
175MHz |
200MHz |
Память | 166MHz SDR/300MHz DDR |
166MHz SDR |
333MHz DDR |
Тип используемой памяти | 128-бит SDR/DDR |
128-бит SDR / 64-бит SDR/DDR |
128-бит SDR/DDR |
Производительность подсистемы памяти | 2.7/4.8 Гб/с |
2.7 Гб/с |
5.3 Гб/с |
Процесс производства | 0.22-micron |
0.18-micron |
0.18-micron |
Конвейеров рендеринга | 4 |
2 |
4 |
Тексельных блоков | 1 |
2 |
2 |
Текселей в секунду с битекстурирование и монотекстурированием | 240/480 миллионов |
350/700 миллионов |
800/1600 миллионов |
Пикселей в секунду с битекстурированием и монотекстурированием | 240/480 миллионов | 350/350 миллионов | 800/800 миллионов |
Z-Buffer | 16/24 | 16 (?) | 16/24 |
При тестировании плата ASUS AGP-V7100 ни разу не зависла, игольчатый радиатор без вентилятора, установленный на чипе грелся в штатном режиме незначительно, однако вентилятор не помешал бы. Впрочем, небольшое капиталовложение, сделанное на любом рынке, легко решит эту проблему. Тестовые сэмплы nVidia вообще поставляются без радиатора, и ведь работают... "Виноват" в этом более тонкий, по сравнению с GeForce 256, процесс производства 0.18мкм, который, кстати, способствует и разгону чипа...
Установка AGP-V7100 прошла без проблем. До этого в системе были установлены Detonator 5.22, которые определили V7100 как NV11, и предложили перезагрузиться. Мы проводили тестирование на бета версии nVidia Detonator 5.32, так как на сегодня это самый быстрый драйвер, имеющий много улучшений по сравнению со старыми версиями.
Замена Detonator 5.22 на 5.32 прошла совершенно безболезненно, система переименовала NV11 в GeForce 2 MX, опции драйверов остались полностью аналогичными предыдущим релизам 5.x
Производительность в OpenGL традиционно проверялась двумя приложениями - Quake 1, Quake 2 & Quake 3 Arena от iD Software и MDK2 от Bioware. Производительность с точки зрения использования с профессиональными программами моделирования проверялась на 3DStudio Max R3, по специальному методу.
Теперь посмотрим на производительность в OpenGL играх с мультитекстурированием на примере Quake 2:
С 1024x768 ASUS V7100 начинает опережать GeForce 256 SDR, и отставать от GeForce 2 GTS. Сказывается как необходимость иметь большую скорость заполения, так и шина памяти. В Quake 2 GeForce 2 MX стоит на равных с GeForce 256, так как конвейеры работают на 100%, а частота чипа больше. Рассмотрим 32-х битный цвет:
Ситуация почти не отличается, но небольшое опережение GeForce 256 SDR есть уже начиная с 800x600. Ситуацию с Quake 1 можно не принимать во внимание, так как игры без мультитекстурирования сегодня уже не актуальны. Теперь перейдём к последнему поколению OpenGL игр. Сначала Quake 3:
Некоторое отставание от GeForce 256 SDR. Понять бы, почему, ведь частота выше, конвейеры работают одинаково, да и память одинаковая. Конечно можно списать это на погрешность измерений, но всё же результат удивляет. В 32-х битах ситуация полностью аналогична:
Выше 800x600 уже неиграбельно, вывод - как GeForce 256 SDR, так и GeForce 2 MX предназначены для работы с 16-ти битным цветом. Вероятно появление 16-ти мегабайтных вариантов должно решить вопрос, что же покупать. Поддержка DirectX8 плюс низкая цена, вкупе с хорошей скоростью должны сыграть на руку GeForce 2 MX. Чип бюджетный, не предназначенный для 32-х битного цвета в больших разрешениях, а в низких, которыми пользуются владельцы бюджетных же мониторов, с небольшой диагональю, GeForce 2 MX полностью себя оправдывает. Теперь посмотрим на MDK2:
Сначала о динамике снижения производительности GeForce 2 MX. Заметно, что свыше 800x600 производительность с T&L и без него равна, а значит лимитирует уже не геометрическое ядро (аппаратное ли, софтверное ли - без разницы), а скорость заполнения. В 32-х битном цвете это ещё более усугубляется, и FPS в высоких разрешениях становится малоиграбельным.
Сравнивая с GTS, видно, что у карты FPS на разрешение ниже, то есть то, что можно играть на GeForce 2 GTS в 1280x1024, на GeForce 2 MX пойдёт в 1024x768 с аналогичной скоростью. Учитывая цену платы, и рынок, на который она предназначена - очень недурно.
Скорость антиалиасинга мы на этот раз проверили в Quake 3. Для тестирования были установлены минимальные настройки (16-ти битный цвет, 16-ти битные текстуры, вершинное освещение, качество текстур было установлено в позицию 3, включена билинейная фильтрация). Почему? Скоро станет ясно...
Казалось бы, не всё так плохо. Приличная скорость в разрешениях до 800x600, но не забывайте, речь идёт о минимальных по качеству настройках графики. Устанавливаем 800x600 при 32-х битах и с максимальными настройками. Получаем... 16 FPS. Вы будете включать сглаживание при минимальных настройках? Нам так не кажется. Вывод - небогатым пользователям антиалиасинг не светит, хотите сглаженной картинки при разумном разрешении, копите на Voodoo5 или полноценный GeForce 2 GTS.
В нижних разрешениях в Unreal лимитирует процессор, и результаты плат с серьёзно различающимися чипами подобны. Но чем выше разрешение, тем больше лимитирует чип и память. В 1280x1024 обе платы не слишком шустры, и это разрешение в Unreal мало играбельно. Конечно GeForce 2 гораздо быстрее. В целом, на GeForce 2 MX не стоит поднимать разрешение выше 800x600, зато можно не бояться поставить 32-х битный цвет, падение скорости с при его использовании минимально. Что интересно, сравнив результаты минимальных и максимальных FPS, выходит странная ситуация. Минимальный FPS у GeForce 2 и GeForce 2 GTS одинаковый, а разница возникает из-за большого различия максимальных значений:
Интерпретировать это сложно. Известно, что геймплей игры определяется по минимальному FPS, но если он одинаков, значит особых преимуществ в установке GeForce 2 GTS нет?
По качеству воспроизведения DVD GeForce 2 MX практически не отличался от GeForce 2 GTS. К сожалению, в драйверах нет опций, связанных с DVC, поэтому посмотреть, насколько более качественным могло бы стать видео невозможно. В дальнейшем nVidia добавит эти опции, и нужно будет провести дополнительное тестирование, чтобы оценить новые фичи.
До начала массовых продаж карты определённый вывод сделать нельзя. В России фактически бесполезны карты с DVI выходом, тем более, что у тех, кто раскошелился на DVI панель, без проблем хватит денег и на более дорогостоящие платы. Определённый интерес будут представлять платы с двумя RGB DB15 выходами, но пока нет даже анонсов. Учитывая неплохую производительность, многое будет зависеть от конечных цен, которые продавцы оборудования установят на эти платы. Если цена будет выше, чем у GeForce 256 SDR, то обьективных причин для покупки ASUS V7100 будет очень мало. Фактически, это лишь поддержка шейдеров, DVC и немного большая производительность в некоторых приложениях. До появления DirectX8 поддержка шейдеров - преимущество скорее теоретическое. Чип GeForce 2 MX станет абсолютным бестселлером, если цены на него упадут до отметки $100 за модели без наворотов, а именно в таких картах заинтересован среднестатистический покупатель. ASUS AGP-V7100 - безусловно качественный продукт с достойной производительностью. Окончательный вывод можно будет делать после поступления его в массовую продажу в России.