Оригинал материала: https://3dnews.ru/173341

Savage2000. Тестирование блока T&L

Автор: Дмитрий Егоров

Более трех месяцев назад мы препарировали видеокарту Diamond Viper II, на чипе Savage2000. Чип сей был широко разрекламирован задолго до выхода. И, хотя появление новых видеочипов сейчас не событие - происходит это каждые несколько месяцев, выход первого c аппаратным блоком рассчёта трансформации и освещения - это красный день календаря (Да, Savage2000 был объявлен на один день раньше, чем Geforce). Впрочем, тестирование Savage2000 принесло одни лишь разочарования, поддержки T&L в драйверах не обнаружилось, да и прочие характеристики карты были слабыми...
Увидев такое безобразие и обман, мы немного погрустили о судьбах компании S3, а иже с ними обманутых покупателей и...
И отложили карту на долгих 3 месяца. Но, выкладывая как-то очередную порцию файлов на FTP, пришлось ознакомиться с readme к новому драйверу от S3. В текстовом файле сообщалось о значительных улучшениях работы T&L в Direct3D...

В торжественный, почти летний день мы решили провести повторное тестирование видеокарты. Основная цель повторного вскрытия была определить работоспособность T&L чипа Savage2000 в OpenGL и Direct3D, а также убедиться в прогрессе (или регрессе) драйверописателей из S3.

Поскольку сейчас найти видеокарту на Savage2000 можно за 120$, то ее ниша системы начального уровня (в понимании геймера). Стало быть и тестировать ее надо на машине надлежащей конфигурации:

Процессор Celeron500, Asus P2-99, память 128Mb SDRAM PC-100, HDD Quantum 10lct - 10Gb, СD-ROM Acer 40x. На компьютере была установлена операционная система Windows98SE.
При тестировании использовались самый новый драйвер версии - 9.51.01. Для того, чтобы убедиться, что пациент скорее мертв, чем жив мы воспользовались следующими инструментами любителей вивисекции:

3D Mark 2000 Pro (D3D)
Tirtanium 1.90 (D3D, OpenGL)
MDK2Demo (OpenGL)
Nvidia Treemark demo (OpenGL)

Теперь цифры и комментарии:

Эти цифры прямо демонстрируют, что скорость блока T&L у Savage2000 крайне низкая. Настолько низкая, что узким местом в тесте Game2 становится не ширина полосы пропускания видеопамяти, установленной на Viper II Z200 (143Мгц, 6нс), а именно блок T&L. Но это были еще цветочки, а ягодки ждали нас впереди. Следующим на повестке дня шел Tirtanium - бенчмарк, вообще говоря, весьма посредственный - резкое чередование высокополигональных объектов почти монохромной палитры с узкими коридорами. В результате усредненный frame rate вроде бы не так плох, но на открытых пространствах происходят катастрофические падения fps. Набор эффектов движка также беден, освещение невыразительное. Воспользовались мы этой программой лишь потому, что она поддерживает аппаратный T&L.

В этом тесте Savage2000 снова демонстрирует ограниченность своего T&L ядра, причем сопровождается это страшными глюками графического плана (смотрите скриншот).

Теперь посмотрим, как обстоят дела с технологической T&L-демкой от Nvidia - Treemark. И, о чудо, Treemark - единственный тест, который показал прирост скорости при использовании аппаратного блока рассчёта трансформации и освещения на Savage2000. Впрочем, прирост этот совсем не такой впечатляющий, как на GeForce.

Treemark - это OpenGL приложение, а для этого API поддержка T&L в драйверах Savage-а оформилась гораздо раньше. Зародилась робкая надежда - а вдруг здесь все работает должным образом? Увы, тестирование новой OpenGL игры MDK2 поставило все на свои места. Опять, словно бы пытавшемуся взлететь акселератору подрезали крылья на отметке 40 кадров (при включенном T&L).

Как видим, все более чем печально. Все приложения показывают очень низкую вычислительную мощность T&L-ядра S2000. Treemark единственная белая ворона, которая показала хоть какую-то пользу, но его стандартным приложением не назовешь...

Metal - проклятый API?

Теперь поговорим о Metal - native API видеокарт семейства SavageX. Жизненный путь данного API был тернист, и, похоже недолог. Зародившись во времена Savage3D, Metal был по-настоящему поддержан из разработчиков только Epic Games, с их великолепным Unreal-ом. И хотя проблем и глюков было предостаточно, по-моему скромному мнению, Metal давал наиболее красивую картинку в Unreal (лучше чем Glide, OpenGL, а позже и D3D). Но с выходом следующей игры на модифицированном движке Unreal - Unreal Tournament, начались проблемы: при игре на многих, основанных на чипе Savage4 игра зависала, причем происходило это именно при игре через Metal. Но любители красоты все равно хотели играть через Metal, ибо второй диск UT содержал высокодетализированные текстуры формата S3TC, доступные только на Savage-ах. Как раз к этому времени дозрел чип Savage2000, и купленная S3 компания Diamond Multimedia выпускает первую карту на этом чипе - Viper II Z200, выпускает без поддержки Metal в драйвере. Epic раздражен: " Зачем мы тратили силы, средства и время на создание S3TC-текстур?" (Note: особенность движков Unreal и Unreal Tournament отсутствие поддержки S3TC-текстур в иных API, кроме Metal). Раздражены обманутые покупатели. Тогда S3/Diamond извиняется и включает поддержку Metal в драйверы, а для Unreal Tournament выпускает специальный патч. Однако, дело тут не только в эстетических соображениях о красотах UT в Metal, а в том, что играть в UT на Savage2000 через другие рендеры с приличным fps просто невозможно. Только Metal дает этой карте приличную скорость. Идем дальше, графический engine от Epic один из самых широко лицензируемых, выпущено множество игр на его основе (Wheel of Time, ...), а еще больше находится в разработке ( Deus Ex, X-Com:Alliance и др.). Если отнять у Savage2000 Metal, то что останется? А ничего. Причем, это уже практически свершившийся факт: Epic Games объявила о прекращении поддержки в своих движках прочих API, кроме Direct3D и OpenGL. Да и сама S3 тоже смекнула, куда ветер дует - как сообщил директор службы технической поддержки компании: " планов по поддержки Metal в Windows2000 нет. "...

Итого

Учитывая материалы предыдущего тестирования Savage 2000, а также моего маленького "расследования", мне данный чип видится очень неудачным. К числу прочих грехов последнего (во всех отношениях) видеочипа S3 относится еще и безобразная реализация Z-buffer (это хорошо видно, например, в игре Дъявол Шоу, обзор которой скоро появится на наших виртуальных страничках). Негодный к применению T&L блок, умирающий API Metal, ужасные драйвера - вообщем, при цене в $120, мы не можем порекомендовать эту видеокарту никому, ни для каких целей.

Rest In Peace Savage2000! Аминь!



Оригинал материала: https://3dnews.ru/173341