Ещё в те незапамятные времена, когда частоты процессоров едва дотягивали до 100 МГц, в народе ходило множество слухов о шлемах виртуальной реальности, перчатках-манипуляторах и прочих аксессуарах, способных помочь человеку погрузиться в другие миры. Если читая книгу вы лишь представляете себя героем книги, то с помощью этих чудес прогресса даже не нужно напрягать фантазию. Конечно, такие перспективы были по душе большинству геймеров и просто влюблённых в прогресс людей, тем более, что игры того времени, мягко говоря, реальностью изображения не отличались. Сообщения же о совершенствовании устройств для виртуальной реальности казались ожившей фантастикой. Вот и принялись все эти люди ждать. Год, два, пять… Наконец данные устройства появились в продаже, вернее, только одно из них - шлем-монитор. Стоило это чудо несколько тысяч долларов и, увы, ни о какой доступности его широким массам не было и речи. Да и качество миниатюрных дисплеев было крайне низкое.
Постепенно, на игровом рынке завязалась острая борьба за улучшение графики - игры стали реалистичными, а вот шлемы так в широкой продаже и не появились. Возможно, именно поэтому об устройствах для виртуальной реальности стали постепенно забывать. Дескать, баловство всё это. Тем не менее, это "баловство" именно сегодня и стало доступно, ну, если не большинству пользователей, то, по крайней мере, многим. Шлем-очки виртуальной реальности стоит сегодня от 800 $. Кроме того, в продаже наконец-то появились и перчатки-манипуляторы, и гироскопические модули для определения отклонения частей тела, и прочие аксессуары, забирающие жизнь настоящего геймера в виртуальный потусторонний мир. Как видите, прогресс в виртуальных технологиях движется небыстро и темпам развития шлемов виртуальной реальности до тех величин, которые показывают нам видеокарты, ещё очень и очень далеко.
Сегодня речь пойдёт о первостепенном устройстве для реализации виртуальной реальности у себя дома - о шлеме. К нам в редакцию попал шлем от известной американской компании i-O Display Systems, с 1997 года специализирующейся на разработке и производстве портативных мониторов. На её счету уже немало выпущенных моделей, применяемых как в домашних условиях, так и в самых разных областях - в медицине, в реализации симуляторов и даже в военных целях. Часть из шлемов подключается к любой видеосистеме, имеющей самые обыкновенные видеоразъёмы. Остальные шлемы предназначены для подключения к VGA-выходу видеокарты компьютера. К последним принадлежит и рассматриваемое сегодня нами устройство I-Glasses PC 3D Pro. Но это ещё не все отличия шлемов…
Самым главным отличием в линейке I-Glasses можно считать наличие или отсутствие 3D-изображения, того самого необходимого компонента, максимально сближающего виртуальную реальность и реальность настоящую. Все модели без приставки "3D" у i-O Display Systems функционируют как обычный дисплей. Несмотря на наличие двух мониторов (под каждый глаз), стереоизображения в этих устройствах вы не достигнете - оно так и останется плоским. А вот модели с возможностью получения стереоэффекта могут называться полноценными виртуальными шлемами. Работают они по технологии Page Flip, в основе которой лежит последовательный вывод изображения для левого глаза и правого глаза с разных позиций камеры. Благодаря применению этой известной технологии, производитель отказался от комплектации своих шлемов какими бы то ни было драйверами - 3D-эффект достигается исключительно с помощью стандартных NVIDIA Stereo Drivers. Как логичное следствие - для обеспечения 3D-эффекта шлемам I-Glasses требуется обязательное наличие видеокарты от NVIDIA.
Технические характеристики
Несмотря на то, что выглядит шлем довольно симпатично, назвать его дизайн ультрасовременным (скажем, в футуристических тонах - предельно облегающий, "зализанный" и т.п.) никак нельзя. Скорее, это дизайн середины 90-х. Тем не менее, качество изготовления шлема вызывает уважение. Прочная приятная на ощупь пластмасса корпуса, точно подогнанные стыки, оптимальная масса. Устройство скорее похоже не на шлем (как привыкли его называть), а на очки. Две складываемые пластиковые дужки, широкая резинка-держатель сзади, налобный мягкий откидывающийся упор и непосредственно корпус изделия с двумя дисплеями в тех местах, где у обычных очков располагаются стёкла.
Дужки имеют профилированную форму и несут на себе много всего полезного. Во-первых, складные наушники, обтянутые мягкой тканью. Наушники вращаются во всех возможных плоскостях, обеспечивая тем самым настройку под любое строение черепа. В принципе, при работе с I-Glasses можно вообще не пользоваться наушниками, отогнув их немного назад и, тем самым, освободив от них свои уши.
От каждого из наушников к корпусу идёт мягкий, но толстый и прочный аудиокабель. Кроме того, на левой дужке имеется поворачиваемый резиновый держатель провода для устанавливаемых на шлем дополнительных устройств.
Корпус шлема сверху имеет рёбра жёсткости, которые вначале можно принять за вентиляционные отверстия. На самом же деле, там имеется всего пара отверстий, а всё остальное служит либо для упрочнения конструкции, либо просто для красоты. По бокам в верхней части корпуса вклеены резиновые крылышки, которые, очевидно, должны защищать от попадания в глаза солнечного или дневного света, падающего сверху.
В левой верхней части, перед поворачивающимся на 90 градусов налобным упором, расположен разъём для подключения интерфейсного кабеля, передающего не только видеосигнал, но также сигнал аудио и питание.
Правая верхняя часть корпуса логично отдана под три кнопки управления, каждая из которых выполняет несколько функций. В первом режиме работы одна из кнопок, рядом с которой расположен индикатор, является кнопкой включения/выключения устройства; две другие, в виде стрелочек-треугольников, осуществляют регулировку звука. Если удерживать кнопку включения несколько секунд, то на экране появится меню. В этом случае все кнопки выполняют роль управляющих клавиш курсора этого меню.
Комфорт
Честно говоря, ощущения от одетого на голову шлема виртуальной реальности I-Glasses оказались неоднозначными. В принципе, чувствуется, что одеваешь дорогое и надёжное устройство - ни скрипов, ни тресков, ни особых проблем при этом замечено не было. Разве что легко регулируемый эластичный ремень сзади уж слишком длинный - при среднестатистическом размере головы резинка оказывается стянутой к минимальной длине. Если шлем предназначается для ребёнка, то наверняка резинку придётся перешивать.
Но вот кроме длины этого ремня I-Glasses больше не имеет никаких регулировок. А ведь форма головы у каждого индивидуальна. Возможно, производителю стоило бы рассмотреть какой-нибудь съёмный регулируемый ремень, проходящий по верху головы или продумать раздвижную конструкцию дужек по ширине. В общем, вариантов подобного улучшения много, но все они, так или иначе, усложняют конструкцию, а производитель, вполне возможно, как раз и стремился конструкцию эту упростить, дабы увеличить надёжность дорогого изделия. Поэтому единственным серьёзным минусом данной конструкции нужно считать невозможность ношения I-Glasses с очками, не считая каких-нибудь очень миниатюрных и плоских очков, которые смогут уместиться под шлем, не прилегающий вплотную к глазам.
Вообще, у пользователя с надетым шлемом остаётся достаточно свободы для контроля окружающей его ситуации в настоящей реальности. К примеру, опустив глаза вниз, он увидит клавиатуру с мышью. Наушники же не прилегают плотно и к ушам, поэтому звуки из "этого" мира также будут доступны для восприятия.
Первые ощущения - мифы и реальности виртуальных миров
Скорее всего, подавляющее большинство компьютерных пользователей, читающих сейчас этот материал, ни разу в жизни не примеряли на себе шлем виртуальной реальности. Конечно же, всех этих людей в первую очередь интересуют ни сухие факты и цифры, а ощущения - ведь разрушить красивую мечту о виртуальной реальности, построенную воображением, можно в один миг. Итак, попытаемся описать "это" словами…
Включив шлем, перед пользователем появляется экран. Только не стоит думать, что экран занимает всё окружающее пространство, и вы как бы полностью попадаете в другую реальность. Нет, всё немного иначе. Представьте себе, что вы сидите в кинотеатре и смотрите на экран с одного из дальних рядов зала. Если точнее, то смотрите на экран с диагональю 70" с расстояния около 4 м. При этом угол обзора не ограничивается одним лишь дисплеем, и вы наблюдаете довольно широкую бесполезную затемнённую область вокруг дисплея. Поэтому не стоит питать иллюзии по поводу "полного погружения" в иные миры. Максимум - кинотеатр с 3D-эффектом! Но…
Сам по себе 3D-эффект - это весьма впечатляющее зрелище. Кроме того, в шлеме вы не отвлекаетесь на посторонние предметы, свет и прочее, что также добавляет эффекта реальности. В общем и целом шлем виртуальной реальности I-Glasses PC 3D Pro - это большой скачок в играх от обычного монитора, но перенести вас в иные миры он всё же не сможет.
По поводу болтающегося провода идущего от шлема волноваться не стоит. Он действительно сделан максимально тонким и мягким, поэтому в процессе работы ничуть не мешает. А вот нагревается шлем при длительной работе очень сильно.
Качество изображения и возможные варианты применения шлема
Для работы необходимо выставить на компьютере разрешение 800 х 600 точек, а частоту обновления выбрать из диапазона 60 - 100 Гц. После этого без установки дополнительных драйверов пользователь увидит обычное плоское изображение с качеством ниже, чем у большинства современных мониторов. К этому нужно быть готовым, читать тексты с помощью I-Glasses, увы, не получится. Вообще, шлем I-Glasses можно охарактеризовать как устройство преимущественно для игр и просмотра фильмов. Дело в том, что различные мелкие нюансы графики, отображаемые I-Glasses, просто теряются, сливаются и т.п. В результате, пользователь видит вроде бы полноценную картинку, если только она не состоит сплошь из мелких объектов, которые нужно идентифицировать по отдельности (самый яркий пример такой картинки - текст). Ещё один нюанс - на изображении виден какой-то мелкий-мелкий шум, устранить который не удалось. Т.е, нет чёткой и гладкой картинки, как на мониторе.
Для того, чтобы получить 3D-изображение, необходимо установить специальные драйвера 3D Stereo от компании NVIDIA, которые можно скачать с официального сайта компании (файл объёмом 5,35 Мб). Драйвер имеет простые настройки, доступные даже новичку. При включённом 3D-режиме работать с обычными приложениями весьма непросто - изображение кажется размытым, и попасть по нужным кнопкам почти невидимым на экране курсором почти невозможно. 3D-режим работы можно включить или отключить непосредственно из меню самого шлема. Причём пользователь сам может выбрать один из двух 3D-режимов работы, в зависимости от порядка подающихся кадров на левый глаз и правый глаз.
Кроме выбора 3D-режима, в меню шлема пользователь может настроить положение изображения, цветопередачу по трём каналам, а также такие параметры как яркость и контрастность. Правда меню сделано мелковато - с невысокой степенью детализации шлема, поначалу очень непросто различать пункты меню. Цветопередача дисплеев далека от идеала, но с помощью I-Glasses никто в Photoshop работать не будет. Для игр же и фильмов она сгодиться, тем более, что она поддаётся некоторой настройке.
Из-за относительно низкой детализации применять I-Glasses в обычной работе нецелесообразно - глаза напрягаются очень сильно. А вот в играх и фильмах I-Glasses достоин высокой оценки. Фильмы можно смотреть хоть развалившись в удобном кресле, хоть лёжа на диване - главное, чтобы длины кабеля хватило. А вот для игр лучше докупить к шлему гироскопический модуль, отслеживающий движение головы. В этом случае вы получите не только 3D-эффект картинки, но ещё и вращение камеры при повороте головы, что особенно эффектно выглядит в играх стилей 3D-Action и симуляторах. Единственное, от чего никак не избавиться, от полей вокруг дисплея и ощущения того, что вы всё-таки в кинотеатре (пусть и вращающемся), а не в виртуальном мире.
Звучание
Звуковую картину нельзя назвать идеальной - басов явно не хватает, да и чистота звука не самая лучшая. Из-за того, что наушники шлема прилегают к ушам совсем неплотно, пользователь слышит много посторонних лишних звуков, особенно, если работает в шумном помещении. Как итог по звучанию, можно отметить следующее - наушники данного шлема вполне подходят для игр, но не для прослушивания музыки, даже в сжатых форматах, типа MP3.
I-Glasses PC 3D Pro можно охарактеризовать как качественную и надёжную модель шлема виртуальной реальности. К недостаткам можно отнести лишь малое количество регулировок для удобного ношения на голове и достаточно сильный нагрев. В остальном конструкция проработана до мелочей. Для игр и фильмов качество изображения вполне сносное, но до настольных мониторов ему ещё далеко. Основное преимущество I-Glasses PC 3D Pro это относительно невысокая стоимость - немногим более 1000 $. Если вы заядлый геймер, то шлем может стать для вас весьма полезным приобретением. Лучше, конечно, если ваша видеокарта от NVIDIA имеет два видеовыхода. В этом случае подключение шлема пройдёт очень просто. Единственное, чего не стоит делать перед покупкой - возлагать слишком большие надежды на то, что за эти деньги вы реализуете у себя дома детские мечты о виртуальной реальности - видимо, это в будущем. А сегодня можно довольствоваться индивидуальным портативным 3D-кинотеатром, к которому в будущем не пожалейте денег и обязательно докупите гироскопический модуль.
Редакция благодарит компанию Multimedia Club за предоставленные очки I-Glasses PC 3D Pro.