Основные идеи применения автономно-управляемых наземных машин применительно к военной сфере вы можете прочитать в моей статье. К написанному там, я могу добавить, что рынок UGV на данный момент схож с ситуацией с автономными воздушными системами 15 лет назад — сейчас можно наблюдать серьезный рост в этой сфере и большое количество разнообразных UGV-роботов. Основное внимание сейчас должно быть сосредоточено на системах, реализуемых в максимально короткие сроки, сроки более быстрые, чем в каких-либо дорогостоящих изысканиях. Это значит, что мы должны получить несколько простых роботов, которые, в основном, должны быть телеуправляемыми и иметь определенную долю автономности, но не быть чем-то особенно значимым и самостоятельным. Это очень важно понимать, что UGV не должны на данный момент заменять человека или солдата (эти технологии появятся через много лет), но обязаны стать неотъемлемой частью как самого процесса поведения в различных ситуациях, так и обучения персонала для устранения риска повреждений (нарушений дееспособности) либо смертельных исходов. Это и есть основа принадлежности данных систем, соответственно нужно в первую очередь обеспечить надежное и точное дистанционное управление, если возможно на очень больших расстояниях. Все должно быть рассчитано на долгое время работы и приспособлено для определенных условий окружающей среды, природного ландшафта или городской местности. Главные приоритеты на сегодня — хорошая связь и возможность оперироваться с другими схожими системами — UGV, UAV, в качестве части единой связки Автономных Машин (или же в виде рассредоточенных сенсоров). Пока несколько американских исследователей и институтов типа DARPA инвестируют очень много средств и усилий в автономию, интересы с европейской стороны Атлантики больше сосредоточены на системах, которые могут решать проблемы насущные для реальных сценариев, что с уровнем современных технологий подразумевает, прежде всего, телеуправляемые системы. Вы были на Elrob 2006. Не могли бы кратко ввести наших читателей в курс события, как именно вы его видите? Какие основные цели были у Швейцарских команд в данном мероприятии?
Elrob было первым реальным событием в Европе, освещающим венные UGV. Оно стало некоторым мостом между пользовательскими предвкушениями и существующими технологиями, которые могут позволить или предоставить современная промышленность, потребители и разработчики. В рамках единого мероприятия можно было увидеть существующих роботов в реальных миссиях, причем в очень короткий срок все могли понять нынешние реалии в рамках соревнований между предприятиями и сообществами разработчиков. «В краткие сроки» — это ключевое понятие для Elrob, причем такая постановка вопроса начиналась еще в 2004 году в Бонне, в рамках NATO Workshop "Multi-Robot Systems in the military domain" IST-032 - RTG =14, где определялись типовые сценарии для европейских систем UGV (более подробная информация). Вы можете скачать White Paper по адресу. Я приложил резюме к этому документу (я был его соавтором), где показаны основные сценарии. Цели команды Macroswiss были прежде всего в представлении наших роботов и возможностей компании для потребительского сообщества, и в тоже время, хотелось увидеть, как наши UGV выглядят по сравнению с другими участниками в соревновательном режиме. К тому же было интересно посмотреть на другие UGV существующие на рынке, выбрать с каким из университетов мы сможем сотрудничать в дальнейших разработках. Я не могу сказать многого о целях второй швейцарской команды (EPFL — это машина SamarTer, прим. авт.) и рекомендую обратиться к ним через страницу Elrob. Какие выгоды вы получили для вашего бизнеса, приняв участие в Elrob, а ранее на выставках Sicurezza 2002 в Милане и DSEi 2003 в Лондоне?
Рынок оборонной промышленности подразумевает долгосрочные деловые перспективы, и такие мероприятия являются важными для работы компании. Следя за каждой крупной выставкой, мы набираемся опытом, создаем длительные деловые контакты. Благодаря самой природе данного рынка (тендеры и подобные процессы), самым важным эффектом от участия в крупнейших мероприятиях является возможность встретиться напрямую с лидерами проектов различных военных организаций, показать им свою продукцию. Какая самая сложная проблема, с которой столкнулась ваша команда (компания) в последнее время? Самые большие трудности мы имели со Spyrobot, который потребовал достаточно длительной разработки, стартовавшей в 2002-м. На проработку платформенного дизайна, его отладку ушло много времени. Другие модули роботов, конечно, были также сложны в разработке (например, системы связи), но, в пропорциональном исчислении, наименее проблемными оказались реализация самого движения, амортизация и изолирующие свойства платформы. Какие наиболее перспективные сферы практических исследований для систем ближайшего будущего вы видите на сегодня? Я думаю, что основные усилия в течение ближайших лет будут направлены на возможность сетевых взаимодействий между различными системами UGV, а также между UGV и UAV. Расскажите нам немного о вашей компании Macroswiss S.A. …
Spyrobot 4WD только в первый раз был представлен на Elrob, а MK II уже была продана военным заказчикам, но подробную информацию я раскрывать не могу, она закрыта. Интересно, а сколько сейчас стоят Spyrobot MKII, Tankbot и Spyrobot 4WD?
Мы сейчас в основном ориентируемся на Spyrobot 4WD, который скоро должен выйти в продажу. Цена зависит от типа контроллера, нагрузки и других характеристик. Если грубо указать порядок цен, то это что-то в диапазоне 12 500-15 000 евро за один готовый комплект (без нагрузки — имеется в виду без дополнительных спецустройств, прим авт.). Ну а если говорить не о чисто военных, но также коммерческих вариантах приложения вашей продукции. Могут ли они быть охранниками, например? В теории? Охрана некоторого периметра - достаточно хорошая идея в потенциале. Другие варианты — обнаружитель взрывчатки, инспекция определенных точек с безопасной дистанции. Мы работаем над новым модулем и надеемся представить его к концу года. Его основные сферы использования — военная и полицейская, а также тактическая разведка в условиях городской местности. Слышали ли вы о новых системах питания на метаноловых картриджах? В основном они разрабатывались как замена аккумуляторов для обмундирования военных. Как вы думаете, эти системы применимы к роботам? И, кстати, очень интересно именно ваше видение в области современных систем питания… Абсолютно точно, что да! Мы осведомлены о топливных системах питания EFOY, которые применимы для обеспечения длительных операций. Я думаю, что эти технологии станут широко использоваться для UGV. Но единственная проблема, которую я вижу с применением метаноловых систем — это высокие температуры. Представьте, что черный робот расположен под прямым воздействием солнечных лучей… это не лучший вариант для применения метанола. Какие материалы вы используете в своих роботах?
Наши роботы, главным образом, созданы из высокоплотного найлона, который не может служить препятствием для радиосвязи, причем обеспечивает жесткость корпуса и его элементов, водонепроницаемость и легкий вес. Несколько слов о QinetiQ CIP (Common Interface Protocol)…
Протокол QinetiQ CIP (Common Interface Protocol) позволяет отдельным независимым устройствам и сабсистемам работать совместно, а управление ими производится с помощью схожих систем управления и команд из одной архитектуры. Это похоже на то, что многие роботы имеют один язык управления. К тому же, с использованием CIP один робот может управляться консолью, запрограммированной для другого. CIP является частью проекта JAUS (Joint Architecture for Unmanned Systems), который используется в армии США. А вообще реально ли на Tankbot (или Spyrobot 4WD) поставить современное вооружение и вашу систему прицеливания Guncam? Tankbot — это экспериментальная платформа, и над ней мы сейчас не работаем. А вооружение Spyrobot 4WD — это вопрос только коммерческой целесообразности.