Сегодня мы продолжим знакомиться с возможностями графического процессора NVIDIA GeForce 7600GS при различных объемах и скоростях работы видеопамяти. Попробуем "на вкус" очередные недорогие 512 Мб, коли стало так модно их предлагать. А помогут нам в этом видеокарты ASUS и Point of View.
В рознице эту видеокарту вероятнее всего встретить вот в такой симпатичной, довольно большой упаковке. Оформление вполне информативное. С первого взгляда можно узнать, что находится внутри и какими основными возможностями этот продукт обладает.
Комплект поставки довольно скромный, видимо это уже традиционно для массовых видеокарт. "Железная" часть поставки, кроме самой видеокарты, включает переходники 15-pin VGA D-Sub на DVI и TV-out на компонентный HDTV. Более необходимых переходников и кабелей для S-Video и Composite нет.
Зато с программной и бумажной частями комплектации у ASUS все в порядке: ASUS Bonus GAMEPACK (Savage, BillyBlade, Mashed), CD-диск с драйверами и утилитами, CD-диск с документацией и бумажное руководство пользователя.
Видеокарта выполнена на текстолите синего цвета, спереди большая часть которого закрыта большим алюминиевым радиатором пассивной системы охлаждения. Обращают на себя внимание пустые посадочные места в схеме питания, но, судя по всему, это упрощение связано с отсутствием чипа VIVO и никак не повлияет на стабильность и разгон. Также отметим отсутствие разъема для подключения вентилятора, поскольку системе охлаждения питание не нужно, то это логично, но может вызвать проблемы при попытке установки другого кулера.
Для подключения мониторов и других устройств, видеокарта оборудована разъемами: DVI, 15-pin D-Sub и TV-out.
Под системой охлаждения скрываются чипы памяти и сам GPU. При этом видеопамять не имеет контакта с радиатором, что не лучшим образом сказывается на ее охлаждении.
Сам алюминиевый радиатор, благодаря своей форме, имеет довольно большую площадь рассевания тепла. Изнутри имеются три прокладки, для того чтобы ничего не повредить во время установки.
Видеопроцессор G73 работает на штатной частоте 400 МГц. При этом система охлаждения полностью справляется со своими обязанностями и не позволяет температуре подняться выше 69°С. GPU этой видеокарты удалось разогнать до 470 МГц, а температура в таких условиях не подымалась выше 74°С. Во время обдува радиатора 90 мм вентилятором удалось снизить температуру чипа до приемлемых 60°С.
На видеокарте установлено 256 Мб видеопамяти 8-ю микросхемами DDR2 производства Infineon со временем выборки 2,5 нс, работающими на частоте 800 МГц. Память удалось немного разогнать до 900 МГц.
Видеокарта ASUS EN7600GS SILENT с 512 Мб видеопамяти внешне, по комплектации и упаковке очень похожа на выше рассмотренную 256-мегабайтную. Точно такая же коробка имеет всего одно отличие - на месте надписи "256" теперь красуется "512".
Комплектация не претерпела изменений.
Взяв видеокарту в руки, ее очень тяжело будет отличить от 256-мегабайтной версии, только по наклейке на обратной стороне.
Не смотря на то, что на видеокарте тот же GPU, работающий на частоте 400 МГц и такая же система охлаждения, были отмечены перегревы. Даже без разгона температура подымалась выше 80°С, что вызывало появление артефактов и привело к паре зависаний. Отчистить GPU от спекшегося термоинтерфейса не удалось. После обновления термопасты и установки дополнительного охлаждения графический процессор удалось разогнать до 510 МГц, при этом температура не превышала 61°С.
На видеокарте установлено 512 Мб видеопамяти стандарта DDR2. Для этого использовано 8 микросхем Hynix (РН5PS121621 FP-E3), которые работают на частоте 540 МГц. Снова наблюдается неприятная ситуация, когда на видеокарты с большим объемом видеопамяти устанавливаются очень медленные микросхемы. Разогнать микросхемы Hynix удалось всего до 608 МГц.
Видеокарты Point of View помещаются в коробки меньших размеров, по сравнению с продукцией ASUS, но чувствуют себя там так же комфортно. Сама коробка имеет традиционное для производителя цветовое и стилевое оформление.
Комплект поставки, при меньших размерах коробки, является более сбалансированным: руководство пользователя, CD с драйверами, переходник 15-pin VGA D-Sub на DVI, переходник TV-out на S-Video и HDTV, переходник S-Video на Composite, а также коаксиальный кабель.
Видеокарта выполнена на зеленом текстолите оригинального дизайна, не предусматривающего наличие чипа VIVO. Половина лицевой стороны закрыта уже знакомой медно-алюминиевой системой охлаждения с тепловой трубкой.
Коммуникации осуществляются через стандартный набор портов: VGA D-Sub, DVI, TV-out.
Под системой охлаждения нет ничего непредсказуемого. В виде термоинтерфейса для GPU используется КПТ-подобная термопаста, а чипы видеопамяти контакта с радиатором не имеют.
Напомним, что на некоторых видеокартах Point of View применяется вот такая система охлаждения, состоящая из большого алюминиевого радиатора, оформленного под медь, и медной тепловой трубки, которая обеспечивает равномерность теплоотвода. Обдувается эта конструкция довольно тихим вентилятором.
Графический процессор G73 работает на частоте 400 МГц. Охлаждается он достаточно эффективно, поэтому рабочая температура не превышала 59°С, а после разгона до 490 МГц держалась на уровне 65°С.
В качестве видеопамяти, которой 256 Мб, используются микросхемы DDR2, со временем доступа 2,5 нс, от Hynix. Работает память на частоте 800 МГц. Разогнать удалось эти микросхемы только до 856 МГц.
Коробка для 512-мегабайтной видеокарты на GeForce 7600GS от Point of View выглядит точно так же, как и для 256-мегабайтной, только "256" исправлено на "512". Комплектация тоже не изменилась.
А вот внешний вид видеокарты стал совсем другим. Начиная от цвета текстолита и полного изменения дизайна печатной платы, и заканчивая применением пассивной системы охлаждения на тепловой трубке. Нам эта видеокарта сразу же напомнила MSI NX7600GS, только с 512 Мб памяти - та же печатная плата, хотя и другого цвета, и точно такая же система охлаждения.
Хотя, сходство с продуктом MSI вызвано больше системой охлаждения. Если ее снять, то PCB неотличим от выше рассмотренных решений ASUS.
Для вывода изображения могут быть использованы 15-pin VGA D-Sub, DVI и TV-out.
На видеокарте установлена очень эффективная пассивная система охлаждения - алюминиевый радиатор с медной тепловой трубкой внутри. Крепится эта конструкция надежно четырьмя подпружиненными винтами.
GPU, установленный на видеокарте, работает на частоте 400 МГц, но благодаря системе охлаждения был разогнан до 515 МГц, при этом его температура не подымалась выше 58°С.
512 Мб установленной видеопамяти набраны из 8 микросхем DDR2 от V-Data со временем выборки 3,7 нс - рабочая тактовая частота составляет 533 МГц. Оверклокерский потенциал видеопамяти составил 652 МГц.
Материнская плата
|
ECS KN1SLI Extreme на nForce4 SLI
|
Процессор
|
AMD Athlon 64 3200+ (2,00 ГГц, 512 Kб, Socket 939)
|
Память
|
2х DDR400 512 Mб PQI PC3200
|
Жесткий диск
|
Samsung HD080HJ (80 Гб, 7200 rpm, 8 Мб, SATA-300)
|
Блок питания
|
SuperPower 480X, 480 Вт
|
Операционная система
|
Microsoft Windows XP SP2
|
Драйверы
|
ATI Catalyst 6.4 WHQL
NVIDIA ForceWare 84.21 WHQL
|
Уже по первым тестам видно отставание видеокарт с большим объемом медленной видеопамяти и даже разгон не сильно спасает положение. Но то была синтетика, а что же покажут игры?
В играх ситуация, как и ожидалось, не меняется. В низких разрешениях все видеокарты обеспечат игровую смену кадров, которая уже здесь ограничивается возможностями процессора, но не думаем, что найдется много желающих играть в таких режимах. Увеличение разрешения в большинстве новых игр заставит игрока потратить время на подбор оптимальных настроек, а порой и отказаться от многих эффектов и различных режимов сглаживания. Ну и в самые тяжелые игры при высоких разрешениях можно будет играть лишь при минимальных настройках качества и эффектов, а именно это придется делать владельцам 17-ти, 19-ти и более-дюймовых панелей с родным разрешением 1280х1024 и выше.
Действительно, а почему бы не попробовать объединить две GeForce 7600GS в SLI-конфигурацию и посмотреть, что из этого получится? Кто-то скажет, что это не актуально. И мы могли бы с этим согласиться, но… Цена и производительность видеокарт на GeForce 7600GS делают их очень неплохим приобретением начального уровня, т.е. на первых порах, когда не хватает денег на что-то более производительное. С другой стороны, материнские платы, способные обеспечить работу SLI, не являются редкостью даже в недорогих системах. И если у пользователя уже есть одна GeForce 7600GS и есть свободный слот PCI-Express 16x, то может возникнуть мысль о второй такой видеокарте.
Согласитесь, далеко не каждый пользователь будет искать пути избавиться подороже от своей старой видеокарты, чтобы добавить денег и купить более быструю новую, хотя это и будет самым рациональным решением. А даже если и появится желание поторговаться, то вероятнее всего, покупатель, придя в место покупки компьютера, получит встречное предложение от менеджера не возиться с "купи-продай", а добавить в систему еще один GPU и получить 70-80% прироста производительности (и даже графики сможет показать для пущей убедительности). Менеджеру значительно легче продать лишнюю единицу товара, чем решать вопросы с заменой и доплатой.
Под впечатлением таких вот мыслей мы решили проверить: "А что если действительно?".
Система с двумя видеокартами по 256 Мб была собрана на паре Point of View GF7600GS 256 Мб. Во время синхронного разгона, который составил 490 МГц по GPU и 856 МГц по памяти, для увеличения стабильности видеокарты проветривались 90 мм вентилятором.
А вот пары одинаковых видеокарт с 512 Мб видеопамяти в наличии не оказалось, поэтому эксперимент проводился с использованием двух разных: ASUS EN7600GS SILENT 512 Мб и Point of View GF7600GS 512 Мб. Заработала SLI-конфигурация на частотах более медленно, но очень стабильно, что позволило произвести разгон до 500 МГц по графическим процессорам и 608 МГц по памяти.
В качестве основного противника для пары GeForce 7600GS сразу же определили Point of View GeForce 7900GT, которая стоит примерно столько же.
Переходим к результатам.
Неожиданно хороший результат для SLI-конфигурации из GeForce 7600GS 256 Мб, особенно при повышенных рабочих частотах. Но это пока только синтетика, под которую очень хорошо "заточены" драйверы. Если такой же результат будет и в популярных играх, то, казалось бы, глупая затея может стать для многих оправданным вложением средств.
В играх все получилось не так уж и радужно. Но прежде чем делать окончательные выводы, давайте оценим прирост производительности, обеспечиваемый добавлением второй видеокарты в систему.
Прирост производительности пары видеокарт (в %) в различных приложениях.
|
GeForce 7600GS 512Mб SLI (400/533)
относительно
Point of View GF7600GS 512Mб (400/533)
|
GeForce 7600GS 512Mб SLI (500/608)
относительно
Point of View GF7600GS 512Mб (515/652)
|
GeForce 7600GS 256Mб SLI (400/800)
относительно
Point of View GF7600GS 256Mб (400/800)
|
GeForce 7600GS 256Mб SLI (490/856)
относительно
Point of View GF7600GS 256Mб (490/856)
|
Codecreatures Benchmark Pro,
AA4x, 1024x768, fps
|
70,98
|
71,60
|
70,08
|
67,80
|
Futuremark 3DMark'03
|
71,66
|
61,27
|
69,83
|
70,09
|
Futuremark 3DMark'05
|
90,05
|
74,57
|
85,65
|
79,32
|
Futuremark 3DMark'06,
3DMark Score
|
71,72
|
59,13
|
67,89
|
64,75
|
Futuremark 3DMark'06,
SM2.0 Score
|
93,48
|
80,34
|
93,14
|
91,77
|
Futuremark 3DMark'06,
HDR/SM3.0 Score
|
90,42
|
77,45
|
90,19
|
90,16
|
Quake 3, High Qulity, 1280x1024, fps
|
22,73
|
9,11
|
4,56
|
1,80
|
Far Cry 1.33, Ultra detail, AF16x AA8x, 800x600, fps
|
-0,57
|
-2,39
|
-2,41
|
-1,44
|
Far Cry 1.33, Ultra detail, AF16x AA8x, 1024x758, fps
|
8,86
|
0,02
|
-1,39
|
0,15
|
Far Cry 1.33, Ultra detail, AF16x AA8x, 1280x1024, fps
|
50,94
|
22,65
|
18,67
|
8,44
|
Far Cry 1.33, Ultra detail, AF16x HDR, 800x600, fps
|
5,75
|
-1,49
|
-0,78
|
-2,19
|
Far Cry 1.33, Ultra detail, AF16x HDR, 1024x758, fps
|
8,87
|
1,97
|
7,19
|
5,55
|
Far Cry 1.33, Ultra detail, AF16x HDR, 1280x1024, fps
|
9,82
|
2,59
|
8,42
|
5,24
|
Half-Life 2, Max Quality, AF16x AA6x, 1024x768, fps
|
17,27
|
2,43
|
5,13
|
-0,06
|
Half-Life 2, Max Quality, AF16x AA6x, 1280x1024, fps
|
50,21
|
28,94
|
37,49
|
24,32
|
Half-Life 2: Lost Coast, Max Quality, AF16x AA6x HDR, 800x600, fps
|
40,51
|
12,52
|
14,39
|
5,36
|
Half-Life 2: Lost Coast, Max Quality, AF16x AA6x HDR, 1024x768, fps
|
68,04
|
44,30
|
53,16
|
39,49
|
Half-Life 2: Lost Coast, Max Quality, AF16x AA6x HDR, 1280x1024, fps
|
88,67
|
70,98
|
82,32
|
76,81
|
Serious Sam 2, Maximum Quality, 800x600, fps
|
-1,21
|
-3,17
|
-2,97
|
-2,97
|
Serious Sam 2, Maximum Quality, 1024x768, fps
|
21,27
|
1,47
|
1,46
|
-2,21
|
Serious Sam 2, Maximum Quality, 1280x960, fps
|
57,40
|
31,25
|
30,36
|
17,94
|
Doom 3, Ultra Quality, NO AA/AF, 1024x768, fps
|
36,46
|
17,62
|
11,93
|
7,69
|
Doom 3, Ultra Quality, NO AA/AF, 1280x1024, fps
|
71,05
|
47,29
|
38,44
|
30,19
|
Quake 4, Ultra Quality, NO AA/AF, 1024x768, fps
|
30,15
|
12,19
|
18,53
|
12,65
|
Quake 4, Ultra Quality, NO AA/AF, 1280x1024, fps
|
55,74
|
30,49
|
40,21
|
30,87
|
F.E.A.R., Maximum Quality, AF16x AA4x SoftShadows, 800x600, fps
|
79,31
|
69,44
|
72,50
|
70,45
|
F.E.A.R., Maximum Quality, AF16x AA4x SoftShadows, 1024x768, fps
|
78,95
|
66,67
|
81,48
|
76,67
|
F.E.A.R., Maximum Quality, AF16x AA4x SoftShadows, 1280x1024, fps
|
69,23
|
68,75
|
73,68
|
71,43
|
Обратим внимание на интересную особенность - в одних случаях низкое разрешение приводит к отрицательному приросту производительности, а в других к ощутимому положительному. Еще одна тенденция явно просматривается на большинстве игр, когда с увеличением разрешения более быстрая связка обеспечивает меньший процент прироста производительности. Объяснение этому довольно простое: там, где прирост отрицательный, все упирается в возможности процессора, а там, где положительный - узкое место видеокарта. Соответственно, чем полнее задействовались возможности процессора одиночной видеокартой, тем меньше эффективности от второй такой же видеокарты - процессорные ресурсы не безграничны. Напрашивается вывод, не совсем относящийся к видеосистеме и не очень новый, но важный в данном случае. Прежде чем менять видеокарту на более производительную или создавать конфигурацию из двух видеокарт, подумайте, а сможет ли ваш процессор загрузить обновленную видеосистему.
В продолжение мыслей о процессорах и видеокартах напомним, что наверняка не зря производители видеочипов задумываются о различных возможностях разгрузить центральный процессор от расчетов физики игрового мира. К тому же, может не так и плох Quad SLI, вот только процессор его не тянет. Но не будем углубляться в эти темы, вернемся к результатам GeForce 7600GS SLI.
В любом случае, у нас прирост производительности есть, и кое-где очень впечатляющий! Несмотря на это, с GeForce 7900GT пара GeForce 7600GS конкурировать не в силах, а вот с GeForce 7600GT они справятся, но стоимость такого баловства будет чересчур высокой.
Подводя итог сегодняшнему материалу, мы не будем давать наград - явного лидера нет. Обе видеокарты с 256 Мб памяти на борту показали примерно одинаковый результат, и каждая по своему может приглянуться покупателю. ASUS EN7600GS SILENT 256 Мб работает бесшумно, но окажется чуть дороже и потребует хорошей вентиляции в корпусе, а Point of View GF7600GS 256 Мб можно будет услышать в работе, но обойдется она дешевле. Что касается протестированных GeForce 7600GS 512 Мб, то ни одну из них мы никому рекомендовать не будем - сколько бы медленной памяти не было установлено на видеокарте, пользы от нее меньше чем вреда. И, конечно же, отметим возможность эффективной работы двух GeForce 7600GS в режиме SLI - экономически невыгодно, но вероятно. Главное не забывать, что кроме видеокарты и другие компоненты системы должны соответствовать решаемым задачам.
Выражаем благодарность фирме ООО ПФ Сервис (г. Днепропетровск) за предоставленные для тестирования видеокарты.