Возможно, наши читатели уже обратили внимание на определённое оживление, царящее в компьютерной индустрии последние недели. Сонный июль – "месяц отпускника", сменился переменчивым августом, который, в свою очередь, предшествует началу нового бурного осеннего сезона продаж, традиционно именуемого
Back to School, то есть, началом нового учебного года.
Наша редакция традиционно старается держать "руку на пульсе" всех ключевых IT-событий. А нынешние глобальные изменения, надо отметить, заметны всем наблюдателям рынка, даже далёким от событий IT-индустрии – гигантские отраслеобразующие компании сливаются, судятся, покупаются, продаются, делятся, множатся, "фонтанируют" неожиданными продуктами диверсификации бизнеса как никогда активно. Задача 3DNews – не только быть в числе первых, кто сообщает об изменениях, но также сопровождать их непременной аналитикой, объясняя суть свежих тенденций.
На днях Москву с рабочим визитом посетил Кен Лю (Ken Liu), Генеральный менеджер компании Foxconn по продажам и маркетингу в странах региона EMEA. Понятное дело, посещение столь высокопоставленного представителя компании офиса Foxconn Russia – событие неординарное, и график его встреч был достаточно плотным. И всё же г-н Лю нашёл время посетить редакцию 3DNews, где ответил на ряд наших самых животрепещущих вопросов, в результате чего появилось это интервью.
3DNews: Мы рады приветствовать Вас в России, и наш первый вопрос посвящён наиболее "горячему" событию. Интересно было бы услышать Ваши комментарии по поводу недавней новости о инвестировании средств ASUS в компанию Gigabyte и формирование на базе последней отдельного предприятия по выпуску системных плат и видеокарт. Каким образом эта сделка может отразиться на бизнесе Foxconn? Дело в том, что отсюда, из России, не всегда понятно повышенное внимание тайваньских СМИ к контексту влияния сделки Gigabyte - ASUS на бизнес Foxconn. Ведь, несмотря на схожие порядки годовых оборотов, бизнес-модели Foxconn и ASUS всё же разнятся, и более логичным было бы рассматривать в качестве основного соперника Foxconn какого-нибудь EMS провайдера вроде Flextronics?
Кен Лю: Отвечая на первую часть вашего вопроса, хотелось бы отметить, что в настоящее время действительно непросто оценить такую новость. Особенно непросто оценить сейчас на будущее, послужит ли это усилению позиций и той, и другой компании, поскольку конкуренция никуда не денется. Однако в компании Foxconn по достоинству оценили такой своеобразный вызов, поскольку доля суммарного влияния со стороны ASUS и Gigabyte на рынок системных плат теперь может вырасти до 45%.
Что ж, мы готовы к переменам, они, как всегда в таких случаях, сделают Foxconn только сильнее. Тем более мы готовы к этому с учётом нашего последнего усиления продаж в канал.
Что касается вопроса о прямой конкуренции между компаниями. Конечно же, Foxconn разноплановая производственная группа, занимающаяся выпуском множества электронных продуктов, как для розницы, так и по OEM/ODM заказам, и её суммарные показатели находятся совсем в другой плоскости. Тем не менее, в каждом производственном секторе есть свои лидеры, и, безусловно, на рынке системных плат мы можем рассматривать ASUS и Gigabyte в качестве прямых соперников. Традиционно на протяжении долгого времени мы представляли прочные позиции в секторе OEM производства системных плат, и поставки в канал, как вы знаете, начали сравнительно недавно. Тем показательнее динамика роста наших продаж за последнее время, и могу сказать точно, что дальше с нашей стороны будет прослеживаться только рост этих показателей.
3DNews: Реальность нашего времени – так называемые "ценовые войны", в частности, в секторе продаж системных плат. Есть ли у Вас какая-то определённая стратегия на этот случай, вроде ценового маневрирования в верхних и средних сегментах, выбор недорогих чипсетов от широкого спектра поставщиков наборов логики, маркетинговые программы, что-то другое?
Кен Лю: Традиционно сильная сторона бизнеса Foxconn – высокое качество при умеренных ценах. Именно это ключевое требование заложено в основу нашего сотрудничества с OEM/ODM потребителями, именно оно стало основой стратегии Hon Hai Precision Industry при выходе в розничный канал продаж системных плат под торговой маркой Foxconn. Результат тому – постоянно растущее число потребителей. Более того, отмечу, что и в перспективе Foxconn не планирует разбивать свой бизнес на сегменты, скажем, сверхдешёвые платы под одним брендом, сектор high-end решений под другим. Нет, этого вы не увидите: все продукты нашего производства – от самых недорогих до максимально сложных, и впредь будут выпускаться под единой торговой маркой Foxconn, знаменуя этим высокий уровень качества в любом приложении.
3DNews: Совсем недавно – в июне 2006 года, компания Hon Hai Precision Industry объявила о поглощении известного контрактного производителя цифровых камер, тайваньской компании Premier Image Technology. Характер заявленного "объединения" – путём обмена акций, никого не вводит в заблуждение, всё же это больше похоже на поглощение, и в связи с этим возникает целый ряд вопросов. Например, будет ли Foxconn Electronics в дальнейшем поддерживать продажи "фирменных" цифровых камер под брендом Premier? Для азиатского рынка, если не ошибаюсь, этот бренд был достаточно раскрученным, впрочем, он и в России известен предостаточно. Означает ли поглощение Premier Image Technology расширение бизнеса Hon Hai Precision Industry в сторону OEM/ODM поставок цифровых камер? В чём, на ваш взгляд, основное преимущество такого приобретения – собственное производство оптики, сборочные мощности, бренд, всё вместе или что-то иное? И, конечно же, классический вопрос: когда ждать в магазинах цифровые камеры с логотипом Foxconn? :-)
Кен Лю: Прежде всего стоит помнить, что Hon Hai Precision Industry – огромная индустриальная группа из множества разноплановых подразделений. В данный момент я не обладаю технической возможностью дать подробную справку о перспективах дальнейшей судьбы мощностей Premier Image Technology, однако могу уверенно сказать, прежде всего новый бизнес в составе нашей индустриальной группы продолжит свою традиционную деятельность. Фактически, это очередная многомиллионная инвестиция, и её наличие отражает авторитет Hon Hai Precision Industry как постоянно растущего универсального поставщика любой электроники. И лишь со временем, в зависимости от ситуации в отрасли, мы будем принимать какие-либо изменения.
3DNews: Кстати, совсем недавно компания Eastman Kodak продала своё подразделение по выпуску цифровых камер компании Flextronics. Значит ли это, что отныне все крупнейшие мощности по выпуску цифровых камер сосредоточены в руках компаний юго-восточной Азии?
Кен Лю: Получается, что так.
3DNews: В целом, если посмотреть ретроспективу слияний и поглощений Hon Hai Precision Industry – от покупки в октябре 2003 фабрики Motorola Chihuahua (ныне Foxconn Mexico Precision), в том же октябре 2003 – финского производителя компонентов для телефонов Eimo Oyj; далее, в марте 2004 – производителя широкополосного оборудования Ambit Microsystems; затем, на стыке 2004–2005 годов – производителя компьютерной периферии и оптических приводов Behavior Tech Computer (BTC); в ноябре 2005 – производителя сетевых продуктов CyberTAN Technology; и, наконец, последние сделки июня-июля 2006 – покупка производителя фототехники Premier Image Technology и формирование совместных предприятий с индонезийской Sinar Mas Group и китайской Shanxi Lanhua Group, складывается чёткое представление о цели Foxconn по формированию глобальной компании – специалиста по разработке, производству, логистике и маркетингу любой электроники. Интересно в связи с этим, будет ли в дальнейшем делаться акцент на OEM/ODM поставки, то есть, на бизнес-модель EMS провайдера, или всё же акцент будет понемногу переноситься на выпуск брендовых изделий?
Кен Лю: В настоящее время и на обозримое будущее OEM/ODM сотрудничество есть и будет оставаться основной моделью производства Hon Hai Precision Industry.
Что касается перспектив поставок продукции под своей собственной торговой маркой, мы намерены не спешить и двигаться в этом направлении осторожно, шаг за шагом. Есть области, в которых наша компания вряд ли будет заниматься продвижением собственной торговой марки Foxconn даже в перспективе. Например, в области мобильных телефонов. Мы весьма довольны сложившимися отношениями с нашими проверенными OEM/ODM партнёрами - Motorola, Nokia и др., и нет смысла создать напряжённость в этих отношениях, продвигая свой бренд.
На самом деле стоит уточнить, что торговая марка Foxconn – это в первую очередь гармоничный комплекс сервиса от Hon Hai Precision Industry по разработке, производству, логистике и даже совместному продвижению продукции для наших заказчиков.
3DNews: Многие ведущие IT-компании, начав продажи своих "фирменных" устройств, со временем выделяют брендовые отделы в самостоятельные компании. Какие перспективы в этой связи у торговой марки Foxconn?
Кен Лю: Такой способ ведения бизнеса ведёт к усложнению отношений и возникновению конкуренции между собственным брендом и OEM/ODM заказчиками. Не исключено, что в отдалённом будущем мы придём к таким формам работы, и то – исключительно если это не будет входить "в конфликт интересов" с нашими заказчиками, но сейчас таких планов у нас нет.
3DNews: Уже в этом месяце, согласно ранее озвученной информации, мы ожидаем появления на рынке нового грозного бренда – поставщика 3D графики Foxconn. Долгожданный дебют вызывает ряд дополнительных вопросов. Прежде всего, хотелось бы уточнить, будет ли использоваться бренд WinFast.
Кен Лю: Нет, этот бренд использоваться не будет, поскольку он принадлежит компании Leadtek. Действительно, бренд WinFast использовался какое-то время для дифференциации различных линеек системных плат Foxconn, но 3D графика под этим брендом выпускается только компанией Leadtek.
3DNews: Каким будет ключевой акцент поставок 3D графики Foxconn? Будет ли делаться упор на работу с системными интеграторами или на retail-поставки, или, возможно, Foxconn планирует использовать другую бизнес-модель?
Кен Лю: Мы планируем стать значительными игроками этого рынка во всех сегментах рынка, как на розничном рынке, так и для системных интеграторах. Однако, в первую очередь - в частности, в России, мы намерены наладить поставки наших видеокарт именно сборщикам готовых систем.
3DNews: Будет ли отличаться российская бизнес-модель продаж 3D графики Foxconn от общемировой или европейской?
Кен Лю: Разумеется, Россия имеет свою специфику потребления 3D продукции. Открывая для себя это новое направление, мы будем очень внимательно исследовать потребности каждого отдельного региона и подстраивать поставки с учётом локальных потребностей.
3DNews: Можно ли сейчас сказать о каких-либо предпочтениях при выборе поставщиков GPU для Foxconn? NVIDIA, ATI, S3 Graphics?
Кен Лю: NVIDIA. Пока что в обозримом будущем – только NVIDIA.
3DNews: На какой сегмент рынка 3D графики будет делаться упор Foxconn в первую очередь?
Кен Лю: Поскольку начало поставок видеокарт Foxconn начнётся уже в ближайшее время, а розничные продукты последуют за ними примерно через три месяца – то есть, ближе к концу года, мы планируем первым делом заострить внимание на поставках продукции среднего ценового диапазона. В дальнейшем линейка 3D видеокарт Foxconn будет представлена всеми вариантами, от начального уровня до high-end решений.
3DNews: Плавно переходим к работе российского офиса Foxconn. Довольны ли вы результатами работы Moscow Team с начала 2006 года?
Кен Лю: Последний год команда нашего московского офиса показала отличные результаты. Я доволен тем, насколько стремительно развиваются наши дела в России, для новичка рынка наши показатели более чем достойны. Впрочем, в каждом сегменте нам ещё есть куда стремится.
3DNews: Если не секрет, какова ключевая цель Вашего нынешнего визита в Москву?
Кен Лю: Это мой второй визит в Россию. Конечно же, основная цель – выяснить основные моменты, возникающие при работе с российскими заказчиками, систематизировать вопросы, возникающие перед московским офисом Foxconn. В то же время я с удовольствием продолжаю знакомиться с российской культурой и жителями России.
3DNews: Господин Лю, большое спасибо за общение и интересную информацию! Желаем успехов Вам, компании Foxconn и её московской команде!