На этот раз случилось непредвиденное – барон Волк, хитростью узнав о передвижении войск короля, напал на малочисленный гарнизон замка Асус. Огромной армии Волка противостояло два отряда пичников, четыре отряда лучников, и несколько конных воинов. Король стоял на башне центральных ворот и, нахмурившись, осматривал поле предстоящей битвы. В замке начинались лихорадочные приготовления – булькала и пузырилась смола в огромном чане, лучники разводили огонь в жаровнях, пичники волокли боевых псов поближе к главным воротам. Крестьяне лили нефтяную смолу под стены, спешно присыпая ее сверху сухой травой, чтобы скрыть от глаз приближающегося врага смертельную ловушку.
Неясный гул привлек внимание короля. Он пристально вгляделся в кромку недалекого леса. На опушке, меж редких деревьев, замелькали арбалетчики противника. "Ну вот и все, с богом", - подумал король, рывком руки сдвигая забрало. Запели первые стрелы. Королевские лучники, пользуясь преимуществом в высоте, первыми спустили тетивы, однако арбалетчики Волка, находясь под защитой деревьев, мало пострадали от первого залпа.
"Готовить огонь!", - зычно крикнул король. Над жаровнями взметнулось пламя. С левой стороны леса показались копейщики барона Волка. Арбалетчики по центру продолжали приближаться, справа над деревьями замелькали осадные лестницы. Следом за арбалетчиками появились тяжелые латники Волка. Кольцо сжималось.
Лучники продолжали поливать противника стрелами, несколько арбалетчиков Волка уже лежали на земле, однако основная масса продолжала под прикрытием деревьев приближаться к замку. Копейщики на левом фланге остановились, выстроившись в боевой порядок. Инженеры с лестницами, дойдя до края леса, также остановились.
"Лучники, отставить!", - скомандовал король. Лучники опустили стрелы. В звенящей тишине слышалось только мерное постукивание – это вышагивали латники Волка, все ближе и ближе подходя к стенам замка.
"Их-то они и ждут",- подумал король, - "Без них не начнут".
Внезапно из-за леса вылетел огромный камень и, перелетев через боевые порядки Волка, ударил в ворота замка. "Святой Асус, требучет!! Это скверно.", - подумал король. Очевидно, это был сигнал. Ибо воины Волка снова двинулись вперед. Только латники значительно отставали от остальных, мерно вышагивая в своих тяжеленных доспехах. Это была главная ударная сила Волка, несокрушимое воинство, с ног до головы закованное в латы. И именно они больше всего тревожили короля.
Еще один камень ударил в ворота. Король следил за латниками Волка. Те приближались к опушке.
"Огонь на стрелы !", - скомандовал король. Лучники опустили кончики стрел в жаровни. Вспыхнуло и затрепетало пламя. Натянулись тетивы и десятки глаз выжидающе уставились на короля.
"Стоя-я-я-ть!", - пропел король, наблюдая за латниками. Арбалетчики Волка меж тем присели на колено, послышалось мерное жужжание взводимых арбалетов. Пичники двинулись вперед, инженеры, снова подняв лестницы, кинулись к замку. За ними, гортанно вопя, из леса вылетел отряд варваров. Тетивы лучников задрожали, пламя на стрелах затрепетало. Ситуация все больше походила на разгром.
"Стоя-я-ять!", - снова осадил король. Сузив глаза, он следил за латниками. Те начали приближаться к арбалетчикам на опушке. Громко урча, в ворота ударил еще камень. Петли жалобно заскрипели, посыпалась каменная труха. Взвизгнули тетивы арбалетов, туча стрел поднялась из леса и устремились к стенам замка.
"Стоя-я-я-я-ть!", - закричал король, со страхом глядя на приближающийся рой стрел. Залп был страшный. Острия с глухим стуком вонзались в тела, без разбору убивая крестьян и воинов, лучники молча валились со стен. Стоящий рядом инженер умоляюще глянул на короля и упал во двор замка. Короткая стрела арбалетчика вошла в горло. Но латники! Латники Волка вышли на опушку!
"Залп!!", - выдохнул король, - "Залп!".
Лучники спустили тетивы и тут же попадали под прикрытие каменных стен, спасаясь от огня арбалетчиков барона. Огненные дуги понеслись к арбалетчикам и латникам Волка, вонзаясь в землю, тела и деревья. Залп был слабый, и стрелами убило только двух арбалетчиков, но следом вспыхнула смола, предусмотрительно разлитая на опушке еще вчера вечером. Пламя взметнулось над лесом. Сухие деревья моментально вспыхивали и тут же сгорали, с треском валясь на землю. В огне, оглашая округу страшными криками, метались арбалетчики Волка, тщетно пытаясь вырваться из огненной ловушки, и главное – горели латники – основная надежда барона. Судьба битвы была решена.
Итак, перед нами стратегия в реальном времени. И имя ей Stronghold. Игра естественно не может быть кардинально новой, ибо создать что-то кардинально новое в таком жанре как стратегии попросту невозможно, но в то же время имеет несколько потрясающе интересных находок, что делает ее по крайней мере неординарной. Итак, начнем по порядку.
Действие разворачивается в средневековой Англии, переживающей последствия норманнского завоевания, - страна поделена на четыре феода, принадлежащие враждующим лордам.
В центре вашей империи всегда замок. Замок – основа вашего могущества, оплот вашей монархии, надежда вашего народа. Именно его вы будете защищать от врагов, именно его вы будете заботливо отстраивать и укреплять.
Грамотно распределяя баланс между вышеперечисленными регуляторами настроения, вы создаете общий настрой вашего народонаселения.
Кроме собственно солдат к военным игрушкам относятся различные осадные орудия (требучеты, катапульты, баллисты и прочее – все это богатство вам за разумное время сделает любой инженер), которые для своего функционирования требуют наличия "квалифицированного персонала", т.е. тех же инженеров. Скажем, для того чтобы требучет стрелял, его нужно не просто построить, а прикомандировать к нему нескольких инженеров. Все осадные орудия предназначены в первую очередь для разрушения стен во время осады замка, стреляют естественно камнями. Требучет же может помимо разрушения укреплений может закинуть в стан врага представителя крупного рогатого скота, также известного как корова, после чего закинутое начинает быстренько умирать, разлагаться и вообще распространять вокруг себя ужасное зловонное облако, попадая в которое живая сила противника хиреет и чахнет на глазах вплоть до полной потери признаков жизнедеятельности.
Взобраться на стены осаждаемого замка вам помогут либо приставные лестницы, которые веселой гурьбой и очень быстро ваши люди тащат к стенам, либо большая осадная платформа, которая подкатывается к стенам замка, а уже по ней ваше доблестное воинство взбирается на стены и крошит всех встречающихся на пути в капусту. Ну и можно попробовать всех обмануть и лезть не сверху, а снизу, то есть копать подкоп. При защите замка также существует множество полезных штучек. Во первых, на танкоопасном направлении можно выкопать ров. Вы эдакой лопаткой размечаете, где быть будущему рву, а после этого направляете солдат его собственно выкопать. Однако латники, например, копать ров не пойдут, справедливо полагая что в своих доспехах имеют все шансы утонуть в свежевыкопанном чуде инженерной мысли. Во вторых, из болота можно добыть нефть – нефтяники буду носить ее в замок в таких симпатичных красненьких горшочках. Нефть можно разлить на не менее танкоопасных направлениях, и когда воинство врага тяжелой поступью, махая знаменами, вступит на облитый участок, пустить туда лучниками парочку огненных стрел (предварительно рядом с лучником должна стоять жаровня, иначе стрела будет самой обычной). Нефть вспыхнет, огонь сожрет не только обычных легковооруженных воинов, но и латников, конников, требучеты, катапульты и вообще любого, кто забредет на территорию пожара. В вашей воле также нарасставлять ям-ловушек с кольями (нужен лес) или выпустить на врага боевых псов (нужно золото).
Чтобы камнетесы быстрее доставляли камень, поставьте рядом воловню. Вол тащит гораздо больше камней, чем человек. Два вола дадут фору Камазу.
Ров задержит врага, ибо враг кинется его закапывать, а десятка три лучников за это время перебьют всех желающих. Причем компьютерные воины прямо таки маниакально пытаются закопать весь ров, вплоть до лужиц воды, даже если уже есть проход шириной с МКАД.
На большие башни ставьте тяжелую артиллерию в виде баллист и катапульт. Грамотно разлитая нефть – половина успеха при обороне. При особо отвратительной ситуации продайте все, купите нефти и залейте ею все в округе, особенно налегая на места под стенами и перед воротами. Вместе с нефтью чудно горит и лес. Не забывайте про жаровни для лучников. Инженеры с чанами со смолой на стенах – страшная вещь, ибо могут направленно выливать потоки огненной смерти на головы нападающим. Боевые собаки – вещь в принципе бесполезная, хотя в штук 30 собак вполне способны загрызть с десяток лучников. Но пара – тройка конников разгонит всю эту псарню.
Если люди уходят из замка, поставьте максимальные порции и максимальные выплаты. Как только народ, привлеченный вашей оффшорной зоной, ломанет назад, сделаете все как было.
Король – воин, и преотличный. Ему нельзя указывать, где ему ходить, все же он король, но можно указать, кому пойти и объяснить смысл жизни. Правда, ходит король чрезвычайно медленно.
При обороне не имеет смысла расставлять воинов по периметру замка, лучше сосредоточиться на главном направлении удара. Особенно это касается стреляющих отрядов. Враг как правило наседает с одной стороны, в крайнем случае можно быстренько перегруппироваться.
Успехов в защите, нападении, а также достижении коммунизма в отдельно взятом замке!
На рассвете две армии.....
Но это – уже совсем другая история.