Все мальчишки любят играть в войну. Ну может быть не все, кто-то наверное предпочитает играть в "классики". Но большинство всё-таки хоть раз в своём детстве сжимали в своих ручонках игрушечные автоматы на батарейках, и, захлёбываясь от восторга, кричали изо всех сил: "Серый убит !!!"... Потом кто-то из них пересел за компьютер мочить Строггов, кто-то отправился с маркером в руках на пейнтбольные поля, а кто-то поехал в Сербию воевать по-настоящему... Такова типа мужская природа, о которой хорошо осведомлены и издатели компьютерных игр. Благодаря им, представителям сильного пола всегда есть кого поймать в прицел. И пусть разрозненные кучки поклонников RPG наращивают свои жалкие spell points, мы, большинство геймеров, стиснем покрепче рукоятку какой-нибудь смертоносной железяки в ожидании новой битвы.
За всё время существования компьютерных игр вообще и жанра FPS в частности, среди наших, геймерских врагов перебывали все мыслимые и немыслимые жизненные формы. И если с инопланетными тварями всё вроде бы понятно, то время от времени появляющиеся игры, в которых приходится уменьшать поголовье братьев по разуму, стоят как бы особняком. И хотя родоначальником этого жанра была всем известная игра, в которой в роли врагов выступали фашистские солдаты, в дальнейшем по неизвестным мне причинам, эта тема в FPS'ах практически не встречалась. Видимо из жалости к немцам. Тем приятней, в очередную годовщину победы над фашистской Германией получить возможность снова поучаствовать в боевых действиях Второй Мировой Войны, пусть и на стороне союзников.
Сегодня я попытаюсь рассказать вам о новой игре, которая должна появиться на полках магазинов летом года. На этот раз отличилась небольшая чешская компания Illusion Softworks. Её творение называется Hidden & Dangerous. Действие, как я уже говорил происходит во время WWII, с 1943 по 1945 гг. Для того, чтобы вам сразу стало понятно, что из себя представляет эта игра, вообразите себе гибрид Commandos и Spec Ops (или лучше Rainbow Six). То есть получаем Action Strategy + FPS. Тем, кто презрительно скривился, выдавив из себя: "видали мы эти гибриды", спешу заметить, что несмотря ни на что, чехи сумели-таки сотворить НЕЧТО. Вспомните, сколько раз вам приходилось начинать сначала каждую миссию в Commandos? В H&D вам придётся это делать ничуть не реже. Никаких диагональных стрейфоф и рокет-джампов! Никаких аптечек и тому подобной аркадной дребедени. Приготовьтесь к тому, что вам придётся очень аккуратно обходиться с собственной задницей, а также к задницам своих товарищей (прошу прощения, если у кого-то вызвал НЕ ТЕ ассоциации :) Так как мне в руки попала непонятно каким ветром занесённая в наши края версия 0.9, то всё, о чём будет написано ниже, скорее всего будет слегка отличаться от того, что в конце концов купите вы в виде официального релиза.
Итак.
Игра состоит из шести сценариев, расположенных в хронологическом порядке.
Произвольный выбор сценария отсутствует, то есть проходить придётся всё
по порядку.
Каждый сценарий делится на некоторое количество миссий. В первом их
четыре. Каждый сценарий сопровождается демо-роликом, выполненном на игровом
же движке. А каждое задание предваряется подробными инструкциями, сопровождаемыми
трёхмерным планом местности. По этой причине сама игра довольно компактна.
Основное место занимают звуковые эффекты, хотя если разработчики к финальной
версии задумают перейти на mp3, общий размер игры уменьшится ещё процентов
на 60.
В начале игры в вашем распоряжении 40 человек. Перед прохождением каждого
сценария вы должны будете набрать команду из 8 человек максимум, а также
укомплектовать её оружием. Так как эта процедура происходит всего один
раз, надо быть внимательным, чтобы потом не пришлось проходить весь сценарий
сначала только из-за того, что вы забыли положить бомбу с часовым механизмом,
как пришлось мне. Просто во время подготовки к миссии есть возможность
набрать снаряжение в автоматическом режиме, и кто же знал, что цистерну
с нефтью нельзя взорвать ручными гранатами?..
Из 8 человек, которые отводятся на сценарий, на отдельное задание нельзя взять больше 4. В отличие от Commandos, миссия считается выполненной, если в конце у вас остался в живых хоть один человек. И тем не менее, если разбрасываться людьми налево и направо, то к последнему сценарию из 40 человек у вас может остаться всего 5, а этого явно маловато. Аптечек в игре не предусмотрено. Такова суровая правда войны. Либо вы живы, либо вы мертвы. Я поэкспериментировал на своих солдатах, какое количество ранений они могут получить. В результате образовалась вот такая таблица. Данные очень приблизительные, поскольку стрелял я практически в упор.
Голова | Туловище | Конечности | |
Пистолет | 2 | 4 | 7 |
Автомат | 2 | 3 | 4 |
Винтовка | 1 | 2 | 3 |
Пулемёт | 1 | 2 | 2 |
Что
странно, мои товарищи по оружию так и не открыли по мне ответный огонь,
продемонстрировав тем самым полную лояльность и понимание текущего момента :)
Как вы уже догадались, в H&D целиться желательно в голову.
И ещё. В таблице нет данных о ручных гранатах, базуках и бомбах с часовым
механизмом. Думаю, что вы поймёте, почему их там нет :)
Оружия в игре довольно много. Попытаюсь перечислить его.
Кроме
этого в игре есть куча немецкого стрелкового оружия, которое можно забирать у поверженного врага. Есть противопехотные и противотанковые мины, сигнальная ракетница, бинокль, фотоаппарат и т.п. предметы первой и последующих необходимостей. Как уверяют разработчики каждое оружие обладает характеристиками, соответствующими прототипам. К сожалению я в своей жизни стрелял только из ПМ, различных модификаций АК и карабина СКС, будучи на службе в Советской Армии. Так что проверить так ли это на самом деле не представляется для меня возможным. Замечу лишь, что уровень реализма
в этой игре довольно высок. Вы не увидите крестиков в центре экрана a-la
Quake. Вам придётся стрелять, целясь во врага так, как это делается в реальной
жизни. Правда есть всё-таки несколько моментов, которые трудно перенести из реальности в подобные
игры. Тот, кто хоть раз в жизни держал в руках оружие, знает, что для попадания
в цель нужно расположить оружие так, чтобы эта цель, мушка и прорезь в
прицельной рамке оказались на одной линии. Исключение составляет лишь снайперская
винтовка. По понятным причинам реализовать это в игре пока невозможно.
Но это в общем-то мелкие придирки. Есть придирки осущественней. Нож нельзя
метать. Им нельзя заколоть. Можно только перерезать горло, тихонько подкравшись
сзади.
Заложенная мина с часовым механизмом не может быть деактивирована,
что не очень хорошо, особенно если она активирована по ошибке. Даже самый
крупнокалиберный пулемёт не может пробить доски, хотя и может взорвать
грузовик или цистерну с горючим. Среда в игре, кстати, не повреждаемая,
и это, как мне кажется, самый большой минус.
Можно разбить стекло на прожекторе, но сам прожектор уничтожить невозможно.
Сколько бы взрывчатки вы под него не подкладывали, всё равно останется
горящий остов, а не воронка. Мне не разу не удалось вывести из строя собственное
оружие. Вспомните бесчисленные батальные сцены с постоянно заклинивающими
затворами. Здесь этого нет. Всё работает как часы.
Теперь
перейдём к противнику. Интеллект у него безусловно есть, правда реализован
он странновато. Представьте себе ситуацию. Ночь. Железнодорожная станция.
Куча патрулей на расстоянии 50-100 метров друг от друга. Часть патрульных
прогуливается по заданному маршруту, часть охраняет определённые объекты
неподвижно. Вы подползаете со снайперской винтовкой к одному из них, спокойно
уничтожаете троих солдат, и... и ничего ! Остальные патрули делают вид,
что всё ОК. Я конечно понимаю, немецкая педантичность и всё такое, но вспомните
тот же Commandos: чуть что, сразу тревога, и все бегут в вашу сторону,
стреляя на ходу.
В H&D враги начинают действовать только если увидят вас перед собой.
Но вот тут-то вам хана. Посмотрите ещё раз на приведённую выше таблицу,
и вы сразу оцените преимущества снайперской винтовки перед автоматом. Я
допускаю, что подобное безразличие вражеских солдат к своим собратьям присутствует
только в первом сценарии, хотя это было бы уместно в какой-нибудь аркаде.
К сожалению имеющаяся в моём распоряжении версия 0.9 упорно висла на третьей
миссии первого сценария в одном и том же месте, поэтому это предположение
я также не могу проверить. По этой же причине пришлось стягивать скриншоты
с сайта разработчиков.
Далее. Большинство техники в игре можно использовать. На машинах можно ездить, а из пулемётов на вышках - стрелять. Хотел попробовать поездить на танке, или хотя бы пальнуть из его пушки, но упомянутые зависания не позволили мне до него добраться.
Что ещё... Анимация персонажей, как утверждают создатели игры, создана с помощью датчиков. Вполне возможно, хотя сделана она довольно грубо. И тем не менее всё довольно реалистично. Бегают, ползают, карабкаются, и даже умирают действующие лица достаточно убедительно. Если боец поднимается или опускается по лестнице, он не может при этом стрелять из пулемёта как в том же Quake, поскольку его руки заняты. Кстати есть ограничение на количество переносимого снаряжения. Так что вам не удастся таскать на себе базуку, пулемёт, винтовку и пару мин одновременно. Хотя во время игры можно класть ненужное оружие на землю, а потом снова его подбирать.
Что касается баллистики. Трудно сказать, по какой траектории летит пуля, поскольку уровни не настолько большие, чтобы можно было бы уверенно говорить о наличии достаточной кривизны у параболы :) Однако отклонения от точки прицеливания есть. И вроде бы как действует ветер. И ещё. Сохраняться в середине задания нельзя. Если игра повиснет или за метр до цели убьют последнего бойца, извольте начать сначала.
Во время выполнения задания можно управлять членами своей команды. Есть
два способа управления.
1. В режиме реального времени с помощью простых команд типа "за мной"
или "стоять", подаваемых с клавиатуры.
2. Если вызвать режим карты, то там уже есть расширенный планировщик
с таймлайном. Каждому бойцу можно приказать, например, лечь, проползти
в заданную точку, установить мину, и вернуться. Причём можно задавать временные
интервалы.
Поскольку это бета-версия, осталось куча мелких багов в графике. Например, если встать рядом со стеной и начать поворачиваться, начинают пропадать полигоны этой стены, открывая дальние дали :) Ещё я столкнулся с довольно неприятным случаем: после закладки мины с часовым механизмом под топливную ёмкость, я отбежал на безопасное расстояние, но каково же было моё удивление, когда выяснилось, что отбежал я вместе с взведённой миной!!! То ли это был программный глюк, то ли заложенная случайность, не знаю. Повторить этот смертельный трюк мне больше не удалось.
Подводя итог этому довольно сумбурному обзору, я возьму на себя смелость утверждать, что H&D сможет претендовать на первые места, большие сборы и всеобщую любовь. Хотя бы по той причине, что до сих пор просто никому не удавалось совместить в одной игре и подобный реализм, и вполне пристойную графику, и довольно скромные требования к железу.
Hidden & Dangerous торжественно помещается в мой личный список most wanted игр, где уже находятся: Team Fortress 2, Quake Arena и Need For Speed 4.
Резюме: Плюсы этой игры с большим запасом перевешивают все найденные и ненайденные минусы. Если среди ваших близких родственников нет бывших офицеров вермахта, или что-нибудь в этом роде, я думаю вы оцените титанический труд, проделанный небольшой по современным меркам командой чешских профессионалов.
Ну и как водится, адресок на память:
Сайт разработчиков www.illusionsoftworks.com
Сайты издателей www.take2games.com и www.talonsoft.com
Там вы найдёте всё, что вашей душеньке угодно.
Засим отправляюсь спатеньки...
Типа ваш, то-сё, пятое-десятое,
Сергей Муравский
P.S. Перечитав написанное, я обнаружил несколько пропущенных моментов, но сил на то, чтобы описать их у меня уже не оста.....