Эпиграф:
- Товарищ прапорщик, разрешите обратиться!
- Обращайтесь.
- Поднять танк возможности не имеем.
-Отставить. Взвод! Помочь рядовым Иванову и Петрову поднять танк!
Взвод окружает танк и пытается его поднять. Безуспешно. Выходит сержант:
- Товарищ прапорщик, разрешите обратиться!
- Обращайтесь.
- Взвод поднять танк возможности не имеет.
- А вы думали! - 20 тонн!
(Армейский анекдот)
Проедешь, бывало, немного, патронов пособираешь, "метлу" снимешь ("метла" - вертолет. Из лексикона воинов-афганцев) из пулемета, человечков подавишь... вроде отпустило. А покатаешься еще чуток, сойдет благодать от кровищи да взрывов, и чувствуешь – да нет, нифига: 20 тонн!
Примерно такие мысли одолевают до середины игры. Ну не никак не лезет в голову простая мысль о том, что танк, нарисованный так, что не стыдно показаться в солидном симуляторе, ездящий по уровням, сошедшим к нам со стапелей какого-нибудь крутого Action’а может банально давить сорванцов с автоматами и базуками и собирать энергию и патроны под каждой пальмой! Видеоряд не хочет накладываться на концепцию, отторгая ее и будоража неокрепший ум. К середине игры на все это плюешь, прекращаешь анализировать чувства и начинаешь судорожно соображать... ГДЕ, ЧЕРТ ПОБЕРИ, ЭТОТ ХРАМ ДВЕНАДЦАТОГО ДРАКОНА?
Конечно все тут не так просто, как в банальной новелле Лондона – один хороший, другой плохой. Тут два плохих. Вначале два. Потом, когда сюжет развернется как следует, ты понимаешь, что вообще, весь мир – бардак. Иначе как можно объяснить, что старенького доктора Навотного довели до полного умопомрачения, вылившегося в тягу к мировому господству?
Доктор Навотны, старенький профессор с седыми власами и мефистофельской бородкой создал танк, способности которого далеко выходят за рамки программ перевооружения даже самых передовых стран. Его друг и бывший подельник Ти Джей, лучший танкист из всех известных маньяков и откровенный маньяк среди скрытых танкистов отбывает срок в тюрьме. Но именно он, он, он, и только он видится профессору за рулем его чудо-танка...
Разумеется, обладая столь чудодейственной бронетехникой, вызволить Ти Джея из казематов ничего не стоит. Стоит только передать ему небольшое послание, дескать, жди гостей... и можно считать, что дело в шляпе...
Вот такой замечательный мультик, рисованный грубовато, но со вкусом, предваряет игру и вводит нас в описание целей первой миссии. Потом будет вторая, третья, четвертая... миссии покатятся непрерывным потоком, перемежаясь с очередными мультвставками, вводящими новые факторы в сюжетную линию. Миссии – вот истинное лицо игры, даже без наложения условных предпосылок сюжета их проходишь с удовольствием, смакуя то вялую езду по слабодоступным местам, богатым до сюрпризов и бонусов, то вольный слалом за бегущим солдатом или монахом в малиновом халате, то, вдруг, надрывное бегство от пуль очередной башни или от неумолимо меняющихся в обратную сторону цифр на секундомере. Все действо удивительным образом сбалансировано и разнообразно настолько, что вырабатывающиеся к середине игры стандартные реакции и "тактические" приемы борьбы не вгоняют в уныние от чувства "белки в колесе", а лишь радуют возможностью продемонстрировать лишний раз весь кайф от управления агрегатом профессора.
Несмотря на то, что игра явно рассчитана на некий релакс, от умения правильно выбрать оружия из широких карманов боекомплекта уйти, к величайшей радости, не удается. Стандартная пушка хоть и обладает бесконечным боекомплектом, не является ни гордостью, ни отрадой истинного танкиста – ее неторопливое уханье способно испугать разве что неподвижно стоящую сторожевую башню или здание, предназначенное создателями нам на заклание. Иное дело, если с ней в дуэте выступает "вторичное", использующее патроны со скоростью соковыжималки, орудие, прикрепленное сбоку к башне танка. Так, например, пулемет неплохо распугивает собравшиеся толпы деревенских зевак, от переизбытка ума пытающихся в упор расстрелять наш танк из табельного оружия. Совсем замечательно пулемет действует на вертолеты, праздно кружащиеся над окрестностями. В свою очередь лазер уже не обладает столь гуманным характером по отношению к педестрианствующим личностям, поджаривая их филейные места на благо родины – стоит только, зажав правую кнопку мыши сделать полный круг башней танка, как количество доброхотов поковырять броню уменьшается чуть ли не вчетверо. Незаменим лазер и при совместном с пушкой использовании – получившаяся мощь с легкостью разрушает все целевые объекты за 1-2 выстрела. Наконец, магнитный излучатель. Сколь приятное, столь же и дефицитное оружие – им уже не погоняешь солдатиков противника по горам и склонам, его используешь трепетно, точно наводя, стараясь не потратить ни капли лишней энергии. Зато и отдача впечатляет – редкий экземпляр боевой техники противника выдерживает более 2 секунд общения с пронзающим все зеленым лучом.
Аркадная сущность,
материализованная в солдатиках, бронетехнике противника с атрофией интеллекта,
зданиях взрывающихся в радостном вихре огня и всяческих бонусах, не дающих
геймеру право на смерть создана на основе достаточно "тяжелого" движка
суровой наружности. Он не бередит душу новомодными кислотными цветами,
не выдает 100fps на мах и не пытается гиперболизировать и приукрасить реальность.
Настоящая пыль его дорог печатает следы от траков нашего танка, горы неторопливо
появляются из тумана, а невысокое небо прячет солнечный диск, бликами напоминающий
танкисту о себе. Сам танк прорисован великолепно. Многотонный хищник, чья
невысокая скорость говорит о крайней степени самоуверенности, неторопливо
обходит уровень за уровнем, точно зная – кто в доме хозяин. Многие обозреватели,
разбрызгивая декалитры слюней, рассказывают о его возможности давить солдат.
Наивные люди! Давить вас может даже прилично разогнавшийся самокат или
мопед... А наш танк предназначен не для этого – покатайтесь на нем в тех
рощицах, что дизайнеры уровней понасаждали всюду. Хруст столетних сосен,
как спички ломающихся от прикосновения с броней чудовища – вот он, гимн
мощи.
Гимн мощи – это звук мотора, урчащего ровно, что бы не произошло... Танк Киллер... Киллер... Слово, опошленное миллионами фильмов об этих несчастных, скрюченно сидящих на чердаках и в полуподвалах, ожидая свою жертву... Танк-маньяк, Танк-терминатор, Танк-всадник Апокалипсиса! Вот что это такое. Ни одна миссия не затронет его бронированного нутра, зато он, прогулочным темпом, оставляет за собой лишь смерть и руины. Под звуки саунд-треков и сытое урчание мотора...
Вот такая вот получилась аркада. Или Action. Не понятно – для аркады все слишком натуралистично (движок постарался передать каждую деталь мира) и злобно, а для Action – слишком легко. Плюс к тому танк, по-симуляторному реальный, как ни в какой другой игре. Чувство общей дисгармонии геймплея нет. Эффект не изучен, и, пожалуй, на современном этапе, клонированию не подлежит.
В заключение, несколько слов от себя...