Эпиграф:
"Однажды, в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел. Был сильный мороз...
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичек –
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах... А сам – с ноготок"(Из воспоминаний Оби Ван Кенноби о встрече с малюткой Дарт Вейдером (в девичестве – Анакин Скайуокером))
Дядька Лукас проснулся после затяжного летаргического сна и сразу, с места в карьер, создал еще один эпизод своей великой Space Opera’ы "Star Wars".
В жанре Space Opera существуют 3 фетишных наименования: Babilon-5, сериал, созданный мэтром JMS для ТЕЛЕВИЗИОННОГО показа и растянувшегося на 5 сезонов (получилось эпическое произведение, настолько философское, что выпущены специальные Guides, описывающие психолого-философскую сущность некоторых серий и, даже, отдельных эпизодов); Star Trek, малопопулярный в матушке-России по причине безвестности; Star Wars – полотно Джорожда Лукаса, истинного сына века компьютеризации, визуализации и Голливудского стиля с его попсовостью и излишней экзальтацией. Мы не будем касаться в нашем разговоре сериала Babilon, хоть тема очень благодатная и злободневная, но у нас журнал не киноманский, а компьютерный, что, учитывая отсутствие (пока) игр по его мотивам – немного не по профилю; мы также не будем касаться и эпопеи Star Trek – хотя игр по ней вагон (и маленькая...), но далеки они от народа (в лице меня) и не интересны. Зато уж Star Wars мы препарируем по полной программе: и в плане кинематографа, и в плане той ароматной кучи игр, которые они породили...
Кто не помнит первые три (в смысле 4-6) эпизода "Звездных Войн"? Да, практически никто не помнит! Ушло от нас то великое время, когда я, натырив мелочи по карманам и сдав все в доме бутылки, бежал в маленькое полуподвальное помещение бывшей дворницкой, где молодые парни, сбросившие оковы ВЛКСМ (юный друг, ты не знаешь, как расшифровывается эта аббревиатура?), открыли первый в округе кооперативный ВИДЕОСАЛОН (то есть притащили кошмар по имени "Горизонт", припаяли к нему намертво видеомагнитофон "ВМ-12" и назаписывали видеокассет) и показывали там АМЕРИКАНСКИЕ фильмы! Именно там, в полуподвальном видеосалоне, мы познакомились с Люком Скайуокером, его сестрой – принцессой Леей, Императором, Дартом Вейдером, Йодой, сладкой парочкой железных придурков 3PO и R2D2 и шагающими танками имперских войск. Хотя... Вряд ли оно ушло, это время – видит бог, что для сотен тысяч людей легендарная музыка эпопеи про рыцарей-джедаев и медленно текущий снизу вверх текст в виде конуса до сих пор значит если не все, то очень многое. Именно поэтому проснулся дядька Лукас...
Чем же взял тогда, в далекие 80-90-е (начало 90-х) этот, демонического таланта, человек? Спецэффектами? Безусловно! Сюжетом? Наверное. Классическими голливудскими правилами построения блокбастера, как то: связка плохой-хороший, любовная история, история противостояния двух сил (Империи и Повстанцев) и т.д... Вероятно. Мы не можем судить сейчас, с высоты предмеллениумного года об этом. Да и не будем. Ограничимся лишь констатацией факта: Джордж Лукас создал не просто "очередную" Space Opera’у, а индустрию в которую вошли и все три эпизода, и студия спецэффектов, и мирады компьютерных игр со всевозможных платформ, использующие лицензию на вселенную SW, и многочисленные сувениры, и лего-конструкторы по мотивам фильмов... но главное, фундаментом этой индустрии была любовь многих миллионов человек на земле ко всему, что источало дух великой эпопеи.
Прошли годы... Память большинства из нас стала выталкивать нетленные некогда образы из центра сознания на периферию, а игрушки по мотивам SW и сами фильмы эпопеи стали безжалостно стираться из домашних коллекций, освобождая место более модным собратьям. Так и перешли бы они из реальности в мифы, если бы не гениальная идея Джорджа Лукаса снять продолжение! Да не простое, а prequel – то есть предысторию событий, произошедших в старых эпизодах. Сказано – сделано. Сделано – показано. Все ли рады? Судя по остекленелым глазам фанатов, выползающих из кинотеатров после пятьдесят седьмого просмотра подряд – да. Судя по активности пиратов видеорынка, толкающих нам на кассетах запись с киносеанса в черно-белом варианте с отчаянным сурдопереводом некоторых граждан с верхних рядов по вполне приличной цене – безусловно. Но если судить по излиянием братьев по перу, распиханных по всем газетам мира (даже журналы "За Рублем", "Я заводной" и еженедельник для крайних жителей севера "А алени лутшы!" напечатали свои гневные рецензии) – очень и очень вряд ли! Где же истина? Как всегда – на полдороге. Конечно, за годы золото потускнело. Но виновато ли в этом золото? Нихт! Дело в нас – если раньше спецэффекты эпопеи мы смотрели с замиранием сердца и благоговением, то сейчас они стали даже не нормой – ширпотребом (кто не помнит феерию красок Unreal’а и Incoming’а? А мощь и гордую красоту флагманского корабля в Wing Commander’е 5? А ведь это – обычное порождение современного ДОМАШНЕГО компьютера!); если раньше нам казались эпическими и личность Императора, и великого Дарт Вейдера, и его павилико-морозистого сынка – Люка, то теперь, пресыщенные всяческими экранными проходимцами, уродами, недоносками, оборванцами, героями, ветеранами, красавцами и прочими Ди Каприо, мы лениво жуем попкорн и отрыгиваем фразы типа "лажа", "суксь" и "дерьмо". Впрочем, и сам Лукас уже не тот. Пойдя по дороге "длинного" доллара, проторенного до этого громадой "Титаника" он спланировал сюжет так, что он стал понятен даже таким ублюдкам, как Бивис и Бэттхэд. На интересности это сказалось очень здорово: все стало или приторно-сусальным или до отвращения тупым.
Короче, не наше это дело судить маэстро, который снимает как умеет, а наше дело – судить игру, которую очень удачно выпустили в свободное плаванье на волнах общественного спроса на все военно-звездное и звездно-военное. Даже на памперсы, в которые справлял нужду маленький Анакин Скайуокер.
Игр из серии "вселенная SW" в период от заявления Лукаса о начале съемок нового эпизода до выхода этого эпизода на экран вышло предостаточно, но нас интересует только одна – та, чье название совпадает с названием новой части эпопеи:
Рассказывать об игре можно двумя различными способами: как об игре или как об игре, снятой ПО МОТИВАМ блокбастера сезона. Как поступить мне? Я думаю, что вначале следует рассказать об игре как таковой, а уж потом – об игре, как составной части индустрии экплуатирующей вселенную SW.
Если судить об игре презрев лица и регалии, то можно сказать следующее: SW:Fantom Menace – это ActionAdventure с видом от третьего лица, но совершенно не похожая на приснопамятный Tomb Rider. Авторы были достаточно умны и прозорливы, чтобы не втюхивать осоловевшему от неземных прелестей Лары Крофт народу очередной клон. Действо скорее похоже на многочисленные игры с консолей, использующих трехмерный движок и изометрическую проекцию. Хотя проекция не совсем изометрическая, а скорее сверху-сзади-сбоку. Приятно сделано. По крайней мере – свежо и удобно.
Теперь о самом движке. ТОЛЬКО hardware-render’инг посредством D3D. В остальном же – весьма и весьма: цветное динамическое, спецэффекты, антиалиазинг и текстуры высокого разрешения. Хорошо. Не гениально конечно (не Unleal-Quake3-Incoming...), но весьма достойно. Звуки тоже радуют, ибо, нередко, жутко помогают разобраться в ситуации и просто ощутить атмосферу игры, что от них собственно и требуется.
Вот в принципе и все, что можно рассказать об игре в отрыве от сюжета и благовонного аромата творчества Джороджа Лукаса; так что, приступим к обсуждению игры с точки зрения ее ценности, как части SW-культуры.
Начнем, как полагается с сюжета. Сюжет фильма и игры связаны. Причем, связаны примерно так же, как докторская диссертация по аэродинамике и летным свойствам F-22, приказ командования НАТО о переброске звена самолетов F-22 из Италии в Грецию и авиасимулятор F-22 у вас на винчестере. Связь конечно есть, но слабая. Впрочем, наверное я перегнул палку, то есть не перегнул, а загнул не в ту сторону – перед игрой, для запитки эмоциями и общими понятиями, посмотреть фильм совсем не помешает. Обратный вариант: утром игра – вечером фильм тоже устроит, но несколько меньше. Однако, продолжим, не касаясь сюжета (не хочу, чтобы на меня повесили ответственность за срыв проката SW:FM в городе Кирове)...
Дух великого полотнища Лукаса в игре присутствует – это факт: архитектура, роботы, всякие хитрые приборы на корабле, а главное – герои (наш Оби Ван и AI-шный помощничек), лихо махающие Lightsabre’ми. Кстати, эта самая незабвенная сабля (у нас почему-то называемая световым мечом) – очень приличное оружие, особенно против толпы, ибо, махая ей, мы отбиваем летящие в нас плазменные пули в их "владельцев". Из других видов вооружения выделить особо нечего – обычные лазерно-гранатно-плазменные перепевы, что, впрочем для истинного рыцаря-джедая и не важно.
Теперь о геймплее. Игра разбита на миссии (уровни), для прохождения которых надо выполнить какую-либо заранее обговариваемую задачу и дойти до некой финишной "ленточки". Задачи не сложны, уровни в меру запутанны и заселены пугливыми жестянками, воображающими себя роботами-убийцами. Скучно, девушки. Хотя и весело.
В общем и целом игра не станет шедевром. Однозначно. Как не станет шедевром новый эпизод. Но посмотреть его хоть один раз надо обязательно – ибо он того стоит, да и старику Лукасу будет приятно. Впрочем, посмотрев фильм вам, возможно захочется поиграть в SW:Fantom Menace. Не надо себя удерживать от этого шага. Поиграйте. Даже можете пройти. Игра то, в сущности, хорошая. Особенно после фильма. Или вместо. Или вместе. Все смешалось в доме повстанцев... А я ведь сразу предупреждал – не будите Лукаса! Так хорошо человек спал...
P.S. По последним данным Джордж Лукас пригрозил всему человечеству эпизодом №2, который он обещался снять до середины 2002 года.