Пара видеокарт X1650XT в тестах 3DMark’05 серьезно обгоняет X1950XTX. Но это «синтетика», а что покажет тестирование в играх?
Стр.1 - Внешний вид и особенности X1650XT от MSI и HIS
Предисловие
Мы уже
рассматривали «обновленную» технологию CrossFire, в которой используются две видеокарты X1950 Pro, соединенные гибкими мостиками, а итоговое видеоизображение формируется блоком CompositeEngine, встроенным непосредственно в видеочип RV570. Как показало то тестирование, эффективность «нового» CrossFire в большинстве игр и приложений превосходит 50%, что является весьма хорошим результатом.
Чип R560, который лежит в основе видеокарт X1650XT, тоже обладает встроенным CompositeEngine, поэтому для объединения в CrossFire двух видеокарт нужны только гибкие мостики (ну и конечно материнская плата, поддерживающая CrossFire). Поэтому, для полноты картины, мы также решили протестировать производительность связки из двух Radeon X1650XT в режиме CrossFire. А что из этого получилось, вы узнаете совсем скоро.
В этот раз мы не будем утомлять вас обилием фотографий видеокарт, участвовавших в тестах, а кратко приведем их основные характеристики и особенности.
MSI X1650XT
Видеокарта выполнена в однослотовом варианте, использует референсную PCB. Рабочие частоты видеопроцессора и памяти равны соответственно 575/1350 МГц. Общий объем установленной видеопамяти равен 256 Мб, тип памяти – DDR3, чипы производства Qimonda (бывшее подразделение Infineon), время выборки - 1,4 нс, что соответствует номинальной частоте 1400 МГц DDR.
Комплектация видеокарты MSI X1650XT вполне типична:
- адаптер DVI/D-Sub, 2 шт.
- адаптер S-Video/Composite-out
- адаптер HDTV-out
- кабель S-Video
- руководство пользователя
- диск с драйверами и утилитами
Особенности. Кулер видеокарты MSI X1650XT выполнен из алюминиевого сплава и контактирует не только с видеопроцессором, но и с чипами памяти (через термопрокладки). Температура видеочипа в 2D режиме составляет 40°, под нагрузкой на штатных частотах – 68°. При разгоне удалось достичь стабильных частот 630/1500 МГц для GPU/памяти соответственно. Температура GPU под нагрузкой в таком режиме составила 72°. Во всех случаях шум кулера видеокарты был практически незаметен, а его скорость вращения составляла 26% от максимальной. К сожалению, мониторинг не показывал скорость в абсолютных величинах (об/мин). При выставлении скорости кулера на 100% шум становился ощутимым, но даже такие манипуляции не привели к покорению следующей ступеньки частоты GPU, равной 650 МГц.
HIS X1650XT
В отличие от предыдущей участницы, видеокарта HIS X1650XT занимает два стандартных слота PCI. Это обусловлено применением пассивного кулера на тепловых трубках, который закрывает всю поверхность печатной платы и довольно объемен. Для того, чтобы ребра охлаждения работали максимально эффективно и используются тепловые трубки. Каждая из тепловых трубок берет начало в основании радиатора, непосредственно контактирующим с GPU, а вторые концы трубок пронизывают ребра охлаждения в первой и третьей «третях» радиатора.
Комплектация видеокарты HIS X1650XT:
- адаптер DVI/D-Sub
- адаптер S-Video/Composite-out
- адаптер HDTV-out
- кабель S-Video
- руководство пользователя
- диск с драйверами и утилитами
- диск с бонусами в виде игр и приложений для работы с DVD
Печатная плата видеокарты HIS X1650XT также выполнена по референсному дизайну. Рабочие частоты видеопроцессора и памяти равны соответственно 575/1350 МГц. Общий объем установленной видеопамяти равен 256 Мб. Поскольку чипы памяти охлаждаются индивидуальными радиаторами, которые сидят довольно крепко, маркировку памяти мы сказать не можем, но это, по всей видимости, типичная видеопамять с временем выборки 1,4 нс и номинальной частотой 1400 МГц DDR. Почему мы так решили? Все просто. В референсном дизайне сюрпризы достаточно редки, да и разгон вполне типичен для видеопамяти такого класса. Частоты при разгоне составили ожидаемые 630/1500 МГц для GPU/видеопамяти соответственно. К сожалению, мониторинг температуры на видеокарте HIS X1650XT отсутствует. Для разгона видеокарты мы использовали дополнительный кулер, который обдувал радиатор видеокарты. Настоятельно не рекомендуем разгонять данную видеокарту без хорошего охлаждения. Даже на штатных частотах под нагрузкой радиатор ощутимо горячий, а поскольку термо-мониторинга на ней нет, разгон становится очень рискованным делом. Впрочем, у подобных бесшумных продуктов задачи обычно несколько иные.
Это пожалуй все, что хотелось отметить в особенностях участников нашего тестирования. Можно приступать к тестам.
Стр.2 - Тестирование в "синтетике" и с помощью FRAPS
Тестирование
Поскольку рекомендованные частоты для видеокарт на базе X1650XT составляют 575/1380 МГц, мы решили чуть поднять частоту памяти у участников нашего тестирования с 1350 до 1380 МГц, чтобы можно было корректно сравнивать результаты связки CrossFire с результатами типичной видеокарты X1650XT.
Тестовый стенд
Шина
|
PCI-Express
|
CPU
|
|
MB
|
|
Memory
|
|
OS
|
WinXP + SP2 + DirectX 9.0c
|
PSU
|
Thermaltake ToughPower 750 Wt
|
Тестирование проводилось с помощью драйверов ForceWare 93.71 и Catalyst 7.1
Как уже говорилось, производительность связки CrossFire из двух X1650XT мы будем сравнивать с производительностью такой же одиночной видеокарты. В дополнение к этому мы решили привести результаты 7600GT как «одноклассника» X1650XT, двух представителей более высокого ценового диапазона - X1950Pro и 7900GS, а также двух видеокарт, чья стоимость приблизительно равна стоимости двух X1650XT – это X1950XT 256 Мб и 7950GT. А теперь давайте посмотрим, что получилось в итоге.
3DMark
Need for Speed Most Wanted
Need for Speed Carbon
Elder Scrolls IV - Oblivion
Стр.3 - Тестирование в "шутерах". Выводы.
Call of Duty 2
Battlefield 2
Serious Sam 2
Quake 4
Prey
The Chronicles of Riddick: Escape From Butcher Bay
F.E.A.R.
Выводы
В целом, результаты, продемонстрированные связкой CrossFire из двух видеокарт X1650XT, по характеру повторяют результаты такой же связки из двух X1950Pro. В синтетических тестах 3DMark наблюдается устойчивый прирост порядка 60-70% процентов по сравнению с одиночной видеокартой X1650XT.
В играх, где приходится использовать FRAPS для измерения FPS, наблюдается невероятно высокий рост результатов вплоть до трехкратного превосходства над одиночной видеокартой. Причина подобной аномалии, по всей видимости, кроется в FRAPS, о чем мы уже говорили
здесь.
В шутерах результаты более предсказуемые. В большинстве приложений производительность X1650XT CrossFire превосходит одиночную видеокарту на 50-80%. Конечно, не обошлось и без исключений. Как и в прошлый раз, отличились игры Call of Duty 2, в которой связка показала результат худший, чем одиночная видеокарта, и F.E.A.R., в котором прирост производительности в средних разрешениях не превысил 16%.
Очевидно, что в построении CrossFire на основе двух видеокарт X1650XT нет большого практического смысла, да и «экономически» это не выгодно. Несмотря на приличный прирост производительности по сравнению с одиночной видеокартой и отличные результаты в «синтетике», производительность связки в реальных играх, как правило, не превосходит результат одиночных видеокарт 7950GT и X1950XT, которые обойдутся в ту же цену или дешевле. Досадные «исключения» в виде Call of Duty и F.E.A.R. тоже не добавляют оптимизма, поэтому и в новых играх предсказать поведение связки из двух видеокарт довольно проблематично. Так что и CrossFire, и SLI для видеокарт среднего класса пока так и останутся экзотикой. Предназначение этих технологий в другом – получить прирост производительности там, где другими способами этого добиться невозможно.