Пожалуй, это самая достойная из всех выпущенных частей чешской серии игрушки об инопланетном разуме, которая не только вобрала в себя самое лучшее из уже «открытых» особенностей, но и привнесла многое другое
Начиная знакомство с «испытуемым» – «Ufo: Afterlight» (в России известная, так же, как «Ufo: Прозрение»), стоит отметить, что третья часть всемирно известной тактической ролевой игры/стратегии, наконец-то, обрела свой истинный и неповторимый облик. От которого людям не подготовленным начинает казаться, будто чехи вконец «унюхались», решив сделать такое буйство красок на экране. Нам, любителям серии о разборках инопланетян с людьми, по началу было несколько необычно лицезреть мультяшность в серьёзном, по сути, проекте. Впрочем, возможно, существует рациональное объяснение такого подхода разработчиков к созданию эффекта комиксообразности: именно в этом случае предоставляется отличная возможность запоминать не только каждого персонажа нашей оборонной (а в некоторых моментах ещё и «захватнической») команды, но и всех противников, начиная от каждой враждебной расы в целом и их видами юнитов по отдельности. Так что подобное цветное представление игроку только на руку.
Давно ясно, что ALTAR games, изначально занявшая позицию воссоздания духа популярной серии «X-COM», в конце концов, передумала насчёт подобной затеи, оставив у себя самые лучшие наработки из старенького «гиганта мысли» и, придумав другие отличные приёмы, позволяющие заметно разнообразить геймплей. При этом разработчики в сюжете пошли дальше, в своём роде не столь гуманно, как Mythos Games («отцы» в деле об инопланетянах – разработчики серии «Икс-Ком»), – они не только позволили гнусным пришельцам ретикуланам захватить Землю (это было в первой «UFO: Aftermath»), но и вытеснить большую часть оставшейся человеческой цивилизации на околоземную орбиту, на гигантскую космическую станцию Лапута. С неё во второй части - «UFO: Aftershock» – мы, командуя партизанскими отрядами, должны были саботировать и захватывать под свои нужды заводы и фабрики по производству того или иного сырья, на ретикуланской Земле, уничтожая вольготно расположившихся на планете пришельцев. Третья часть, о которой сегодня идёт речь, является своего рода ответвлением от основного сюжета, когда часть людей на станции решили испытать удачу, отправившись колонизировать Марс.
Здесь начинается завязка нового игрового сюжета: по пришествии на Красную планету существенно повзрослевшие колонисты, не откладывая дела, решили активно разрабатывать под свои нужды предположительно новый Дом человечества, пусть маленький, но довольно уютный. При этом игроку дают возможность сразу ощутить привкус сражения и лёгкой победы – первая миссия начинается в тот момент, когда на раскопках «проснувшимся» от бурения и звона двуногим роботом был убит один из колонистов, (интересно, где марсиане сумели добыть такие цвета металлов и металлы ли это?). С успешным завершением этой наилегчайшей миссии приходит понимание, что пусть поверхность планеты и кажется такой безжизненной, но, на самом деле, это не так! Постепенно возрастает сложность, и мы знакомимся не только с новыми роботизированными юнитами, но и с другими представителями населения, обитающего на Марсе (от вызванных случайно смертью охранного бота зверолюдей до самих коренных жителей планеты – марсиан, правда, по сюжету оказывается, что запутанность в деле о том, кто изначально жил на планете ещё больше запутывается). Плюс к этому под нашей опекой находятся ещё и:
- научный прогресс;
- промышленность;
- обустройство главной базы;
- разработка новых месторождений сырья, а также их облагораживание и улучшение;
- возведение оборонных зданий на присоединенных территориях и комплекса для террамиорфинга поверхности.
И представьте себе - везде нужны люди для выполнения поставленных задач (конечно, лучше поставить на паузу, как только вы окажетесь в режиме просмотра планеты и внимательно изучите назначение каждого здания). Так что очень тщательно планируйте распределение кадров на местах. Наш совет: в группу особого реагирования, а проще говоря, – в военную команду всегда берите и инженеров и научных сотрудников. Потому что если в начальных заданиях не потребуется ничего чинить или возводить, то несколько позже нужно будет не только чинить разрушенные компоненты строений, но и изучать найденные артефакты марсиан. Ещё один момент - никогда не брезгуйте промышленностью в ущерб науке, ведь именно с помощью учёных впоследствии колонисты смогут пользоваться не только земными (вернее, уже «лапутянскими») плодами огнестрельного вооружения, переложенного на марсианский лад, но и результатами внеземной инженерно-научной мысли в области оружия. Всегда следите за своим персоналом, никогда не пускайте их в «расход», поскольку на начальном этапе это невосполнимый и очень ценный элемент развития человечества на Красной планете. Впоследствии, конечно, вы станете свидетелем знаменательного события, как от криогенного сна будут просыпаться всё новые и новые жители базы (некоторые персонажи будут вырастать до того состояния, в котором уже можно будет приносить пользу всеобщему делу). Кстати, когда наука и промышленность прочно встанут «на ноги», люди, как новые марсианские обитатели, смогут собирать роботов, которые могут спокойно заменять живой персонал в боевых операциях, пока те будут трудиться где-то на базе.
В предыдущем абзаце было написано, что наши инженеры смогут возводить комплексы террамиорфинга. Стоит рассказать несколько слов об этой уникальной системе. В изначальном виде, в котором предстал Марс, – планета оказалась непригодной не только для длительной жизни из-за отсутствия достаточного количества воды (необходимого, а также крайне важного ресурса выживания человека), но и вполне опасной, так как на поверхности были замечены не только природные локальные катаклизмы вроде смерчей, но и сама «ядовитость» атмосферы под действием прямого излучения Солнца, которая могла проникнуть даже через скафандр, а следовательно, была губительна для человека. Поэтому в целях окультуривания было решено возводить специальные постройки для создания приближённой к земной атмосферы и озеленения планеты. А если на ней будет расти зелень, то вскоре появится и вода.
По мере разведки территорий, вы будете устанавливать связь, то с одной стороной (в игре они называются «фракциями»), то с другой, восседающей на определённой местности. При этом это вовсе не значит, что враждебно настроенные к игроку фракции так и будут сидеть у себя на базах. Вовсе нет! Например, со мной зверолюди (самые первые «товарищи» инопланетного происхождения с которыми придётся повстречаться) так и общались, как с врагом всего зверолюдского народа, и постоянно нападали на ресурсодобывающие заводы. Ели вовремя не отбить такую агрессию, то можно лишиться плодоносной территории. А расширяться необходимо, для обеспечения и поддержания достойного уровня будущего человечества, что пока находится в сладком сне в криогенных камерах. Кстати, мы также сможем связаться с космической станцией Лапута и фанатиками, обитающими на захваченной ретикуланами Земле, а они, в свою очередь, помогут на первых порах развивающейся марсианской колонии необходимым сырьём и продуктами военной промышленности. Так что отвергать их помощь также крайне не рекомендуется.
Многие могут усомниться в интересности «Ufo: Afterlight», так как сюжетная канва привязана к определённому времени и более того - к научным изысканиям, а цели миссий, выполняемых на локальных объектах, сводятся к нескольким заданиям:
«убей всех врагов»,
«убей отмеченных врагов»,
«убей одного помеченного гуманоида»,
«найди марсианский артефакт»,
«разрушь помеченный объект»,
«захвати в плен указанного товарища»
и, по сути, никак не влияют на сюжет. Однако, чтобы докопаться до истины и сценарных диалогов, всё равно следует выполнять доступные миссии: во-первых, чтобы захватывать или оборонять уже захваченные территории, во-вторых, для получения солдатами боевого опыта, который можно будет распределять по нескольким характеристикам. И в-третьих, это способствует расширению сырьевой базы, которая напрямую связана с первым пунктом. Интересный момент – поначалу наш послужной список наполняют только задания «убей всё и вся, что есть враждебного на карте» и даже привыкаешь к этому. Потом цели начинают делиться на категории, но так как старая закалка с головой выдаёт себя, то, конечно, проще следовать ей – помимо выполнения главной цели, происходит зачистка остальной территории. А ведь от числа убитых врагов зависит не только опыт, но и количество трофеев, поэтому тут двойная выгода. Всё равно при тотальной зачистке местности задание автоматически завершается удачно. Правда, существует одно «НО» - пока учёные не узнают, как следует обращаться с оружием чужих (всё-таки называть членов фракций «пришельцами» в сложившейся ситуации несколько нелогично), солдаты так и не смогут не то, что стрелять, а даже брать в руки пушки.
Отдельно стоит поговорить о тактических возможностях и преимуществах в битве на локациях. Кстати, стоит заметить, что при атаке (а на глобальной карте зона агрессоров помечается красным кружочком) какого-либо здания – убранство территории будет явно соответствовать должному порядку, будь то, например, незаконченное строительство станции или главная база, или битва при водоканале. Пусть миссии в большинстве своём и не носят такой захватывающий характер, однако в них можно изучать разную тактику – ведь не секрет, что при обстреле вражеских позиций учитываются впадины и возвышенности. А взять вражину в окружение с последующей ликвидацией, при таких широких возможностях не составляет большого труда. Но будьте осторожны! Многие враги могут активно использовать всевозможные укрытия и разницу в высоте. В тёмное время суток есть возможность использовать разные приёмы ночного видения, но, исходя из своего опыта, позволим заметить, что особой эффективности, кроме как красивой картинки это не приносит – при достаточной прокачке персонажи и так преспокойно замечают (в крайнем случае, слышат передвижения) и прекрасно отстреливают живность! Хотя, всё-таки пару миссий, рассчитанных не на зачистку местности, а на поиск предметов, не получилось бы пройти без инфракрасного режима (внутри одного из спутников Марса).
Графика и звук
Как уже было отмечено в начале этой части статьи, графика в «Прозрении» довольно специфичная, что не мешает ей надолго оставлять играющего под впечатлением. Тем более, что со временем даже проникаешься особой симпатией к ней, особенно когда видишь труды станции по терраморфингу поверхности, когда над кактусами и другими высокими растениями начинают виться мошки, резко контрастирующие с не охваченной озеленением пустынной местности. Разработчики достаточно профессионально подошли к прорисовке местности и качеству текстур, что даже при максимально возможном приближении картинка смотрится «убойно»! Особенно впечатляет возможность рассматривать при таком приближении базы противников, ведь с высоты можно и не увидеть той красоты, которую, как предполагается, видят бойцы нашего подразделения. А чего только стоят письмена, украшающие стены марсианских подземелий? Нужно видеть. Можно было предположить, что, немного поработав над движком, и чехи смогут сделать обычную ролевую или «тактику» с видом от третьего лица или даже от первого. Но всё-таки, пусть разработчики не станут экспериментировать, а будут подбираться к идеальной игре про инопланетян.
О звуке многого не скажешь, кроме того, что он присутствует, так как, погрузившись в пучину колонизации Марса, его особо не замечаешь. Но, на самом деле, звуковая атмосфера отлично дополняет всеобщую картину Великого Похода. А музыка... если честно, о ней вспоминаешь либо только на глобальной карте, либо в момент загрузки, но и в этих случаях плохого о ней ничего нельзя сказать. Эти бравые мотивы только зазывают встать на сторону человечества, отважившегося найти новый Дом и сражаться за него.
Общие впечатления от игры
«Afterlight» может не сразу понравиться, может оттолкнуть любителей «традиционной» реалистичной графики, однако, безусловно, придётся «по вкусу» всем любящим не только чешскую серию, но и игры об инопланетном разуме, что больше ценят интересную и захватывающую сюжетную составляющую, чем сомнительные ценности вроде «обалденной» графики на мониторе. Серия выросла до третьей части и заметно преобразилась, что отчасти пошло ей на пользу. Есть некоторые огрехи, вроде совершенно бесполезной «Базы данных», которая удобна лишь тем, чтобы сортировать научные открытия по категориям, а не рассказывать что-то новое о них, или бесполезной камеры, что живёт отдельно от геймплея (благо, что есть возможность переключаться в полностью контролируемую «обзорку»), но они полностью меркнут при виде остальных достоинств и преимуществ.