Photoshop – одна из программ, выход новой версии которой, всегда событие. Компания Adobe обновляет графический редактор примерно раз в два года, но уже спустя год после очередного релиза начинают появляться слухи о следующей версии и о том, что будет нового.
Так случилось и в этот раз. Первая информация о новинках Photoshop CS3 появилась еще в августе прошлого года, первые официальные сведения о нововведениях – в декабре, когда была выпущена бета-версия. Но самое интересное, как оказалось, Adobe приберегла на последний момент. Примерно за месяц до официального релиза компания объявила, что кроме обычного Фотошопа будет еще и особенная версия, рассчитанная на архитекторов, инженеров, 3D-художников, аниматоров и ученых.
Название CS3, которое является всего лишь номером очередной версии программы, обрело совершенно иной смысл. В
Photoshop CS3 Extended (такое название дали расширенной версии) можно работать не только с 2D-графикой, но также с видеофайлами и трехмерными моделями. Иными словами, в Photoshop появились три основных направления работы.
Обработка видео в Photoshop
В Photoshop CS3 Extended впервые представлена поддержка видеоформатов. Теперь в нем можно открывать файлы QuickTime, MPEG-1, MPEG-4, AVI, FLV и MPEG-2 (при наличии соответствующего декодера).
Трудно недооценить это нововведение. Возможно, первой реакцией некоторых на него будет реплика: "зачем? Ведь есть Premiere Pro, After Effects и много других программ для обработки видео и создания спецэффектов". Однако если проанализировать ситуацию, то становится понятно, что в выигрыше окажутся все пользователи, в том числе и те, кто работает с After Effects.
Во-первых, наборы фильтров и других инструментов в Photoshop и After Effects отличаются. Часто видеорежиссерам как раз не хватает простоты и наглядности средств Photoshop. К тому же, для Photoshop существует огромное количество дополнительных фильтров, и далеко не все из них выпускаются для Premiere Pro и After Effects. Например, плагин Digital Film Tools 55m выпускается и для After Effects, а так любимые многими пользователями дополнительные фильтры от Kodak, регулирующие цветопередачу, яркость, снижающие уровень шума, доступны только для Photoshop.
Таким образом, покадровая обработка видеоизображения отныне может осуществляться с использованием огромного арсенала дополнительных средств.
Ранее, когда требовалось производство особенно тщательной реставрации видео, режиссерам приходилось раскладывать видеоряд на секвенцию изображений, а затем, обрабатывать в Photoshop каждую картинку по отдельности, устраняя уникальные для каждого кадра дефекты. Теперь не нужно выполнять лишние действия – видеофайл целиком открывается в программе, где и выполняется его покадровая обработка. Что касается обработки видео посредством секвенции кадров, то и это стало гораздо удобнее. Новый Photoshop умеет работать с последовательностью изображений, как с единым целым, – при открытии секвенции кадров они выстраиваются на палитре Animation.
Наконец, такое нововведение заставляет многих пересмотреть свою точку зрения на то, чем они занимаются. Ведь если человек, достигший профессионального уровня владения инструментами Photoshop, потратит несколько дней на ознакомление с новинками CS3, то он автоматически приобретает дополнительные навыки видеорежиссера. Ему не нужно тратить годы на оттачивание мастерства режиссуры, ведь он уже знает тонкости цветокоррекции и другие приемы обработки изображения. Изучение нового видеоредактора требует достаточно много времени, ведь нужно не только привыкнуть к интерфейсу программы, но и освоить новые инструменты. Поэтому не всем, у кого было желание изучить видеомонтаж, удавалось это сделать. Теперь дизайнеры получили видеоредактор, в котором не нужно долго разбираться.
В Photoshop CS 3 можно применять фильтры сразу ко всему видеоряду или обрабатывать видео покадрово. После открытия в программе видеофайл будет помещен на новый слой. Это не обычный слой, а так называемый видеослой (Video Layer). Чтобы увидеть не только первый, но и все остальные кадры, нужно отобразить палитру Animation , выбрав ее из меню Window.
Эта палитра – временная шкала, которая используется в видеоредакторах. Тут есть ползунок, при помощи которого можно перемещаться по видео, и видеодорожки для добавления эффектов. Если нужно применить фильтр или другой эффект к одному кадру, достаточно установить на него ползунок и далее выполнять все привычные действия. Чтобы фильтры были применены ко всему видео, нужно использовать Smart Filters – еще одну новинку Photoshop CS3. Для этого нужно выбрать команду Convert for Smart Filters в меню Filter. Готовое видео можно сохранить в один из многих поддерживаемых форматов.
Привыкая к новым возможностям Photoshop CS3 Extended, многим придется впервые столкнуться с понятием «ключевые кадры». Картинка на видео представляет собой динамически изменяемое изображение. Если необходимо обработать все кадры одинаково, например, назначить несколько фильтров в одной и той же последовательностью, это сделать несложно. Но редактирование цифрового видео подразумевает также и плавное изменение параметров видеослоя – настроек его стиля, координаты его центра и прочее.
Эти параметры с легкостью могут быть анимированы, для чего достаточно указать два кадра, между которыми будет происходить изменение значения параметра. Такие кадры называются ключевыми.
Приведем простой пример использования ключевых кадров – получение эффекта, при котором один видеослой постепенно становится прозрачным. Для этого необходимо развернуть на палитре Animation список Layer и включить небольшую кнопку в виде часов напротив анимируемого параметра Opacity. В первом кадре видео, на временной шкале напротив Opacity появится метка в виде ромбика. Такая метка говорит, что данный кадр является ключевым (в нашем случае для параметра Opacity). Если переместить по временной шкале ползунок, а затем изменить в настройках слоя величину Opacity, в новом кадре также появится отметка, которая говорит, что текущий кадр также является ключевым. Проиграв клип, можно убедиться, что между ключевыми кадрами значение Opacity постепенно изменяется от значения в первом ключевом кадре, до значения во втором.
Означает ли «единение» средств редактирования растровой графики и видео приближающийся конец программ для обработки цифрового видео? Учитывая тенденцию постоянной эволюции программ из небольших утилит в многофункциональные «комбайны», можно предположить, что наступит момент, когда появится программа, в которой будут присутствовать все средства для профессионального редактирования, как видео, так и графики. Однако произойдет это, скорее всего, нескоро.
Во-первых, такому слиянию будет препятствовать сама компания Adobe, ведь отказываться от разработки таких востребованных программ как Adobe Premiere Pro и After Effects – означает сознательно приговорить себя к убыткам. Во-вторых, для инструментария такого широкого спектра необходим большой запас аппаратных возможностей компьютера, которых на сегодняшний день для этой цели недостаточно. И, наконец, последний аргумент, который говорит, что никакой конкуренции между программами от Adobe быть не может – специфический набор инструментов Photoshop, который служит, главным образом, для покадровой обработки видео и не имеет ничего общего с такими операциями как синхронизация аудиодорожки, мультикамерный монтаж и т.д.
Средства для точных измерений и анализа изображений
Не возникает сомнений, что новинки в Photoshop Extended продиктованы желанием компании Adobe расширить круг потенциальных покупателей. Отныне утверждение, что Photoshop нужен только тем, кто занимается разработкой графического дизайна, неверно. Некоторые инструменты CS3 Extended, вероятно, будут востребованы учеными, работающими в самых разных областях, – медиками, математиками, физиками и т.д. Яркое тому подтверждение – совершенно новый инструментарий для выполнения технических замеров на изображении. Представьте себе, что с вертолета были сделаны фотографии определенной местности. Зная приблизительный масштаб такого изображения, в Photoshop CS3 можно указать его, а затем с помощью инструмента-линейки измерить расстояние между двумя пунктами.
Программа мгновенно выполнит расчет, в соответствии с выбранным масштабом. Так же легко в Photoshop можно определять и другие математические и физические величины – периметр, плотность, угол, площадь выделенной поверхности и многое другое. Зафиксированные результаты измерений могут записываться в специальную таблицу, которая может быть экспортирована в формат, совместимый с Excel и другими приложениями, позволяющими обрабатывать базы данных.
3D в Photoshop
Попытка разработчиков из Adobe привнести в программу «третье измерение» тоже удалась. Новый Photoshop поддерживает загрузку 3D-моделей в самых распространенных форматах – 3DS, OBJ, Collada и других. Любой 3D-художник, который когда-либо создавал текстуры в Photoshop, наверняка оценит это нововведение.
Рисование текстур – неотъемлемая часть процесса создания трехмерного изображения. Сначала 3D-художник создает в редакторе трехмерной графики модели, а затем должен раскрасить их, чтобы они напоминали объекты реального мира. Если речь идет о кирпичной стене, то можно обойтись обычной фотографией, но если нужно раскрасить более сложный объект, то без рисования текстур в Photoshop не обойтись. Чтобы размер текстуры соответствовал размеру модели, на которую ее нужно наложить, в 3D-редакторе существуют специальные инструменты для создания разверток.
Развертка представляет собой двухмерное изображение такой формы, которая точно соответствует форме модели. Как правило, развертка состоит из нескольких частей, каждая из которых используется для текстурирования того или иного элемента модели. По сути, операция создания развертки похожа на пошив одежды наоборот. Когда шьется одежда, создается выкройка и сшивается, а при выполнении развертки из готовой «одежды» создается выкройка.
Создав развертку, 3D-художник загружает это изображение в Photoshop и начинает рисование текстуры. При этом, конечно, он примерно представляет себе, как фрагменты развертки соотносятся с моделью, однако все равно вынужден постоянно загружать текстуру в 3D-редакторе и смотреть, как она смотрится на модели, что нужно исправить.
В новом Photoshop в процессе рисования текстур обращаться к 3D-редактору не обязательно. Когда в программу загружается трехмерная модель, создается 3D-слой. Если модель содержит текстуру, Photoshop "подхватывает" ее и включает в виде элемента этого слоя, а также накладывает на модель в рабочей области программы. Название текстуры появляется под названием слоя.
При щелчке по элементу Texture открывается развертка, с которой можно работать, используя все привычные средства Photoshop. Как только вы сохраняете изменения, которые вносите в текстуру (для этого достаточно нажать CTRL+S), они мгновенно отображаются на модели. Таким образом, больше не нужно открывать 3D-редактор и смотреть, как выглядит текстура на модели.
Однако открывать 3D-модели в Photoshop можно не только, чтобы было легче нарисовать текстуру. Трехмерные модели могут быть полноправными элементами проектов, которые создаются в программе. Двойной щелчок по значку в нижней части 3D-слоя открывает специальную панель инструментов, где собраны средства для управления моделями. Их можно вращать, перемещать (в том числе, и указывая точные значение), масштабировать, отодвигать "вглубь" экрана или, наоборот, приближать, смотреть на них с разных сторон (сверху, снизу, слева и т.д.). Кроме этого, есть удобный инструмент для создания сечения. Это пригодится, прежде всего, архитекторам и тем, кто занимается твердотельным моделированием.
Модели также можно по-разному освещать (например, дневным, ночным, синим, красным светом) и выбирать для них разный способ отображения. Скажем, можно отобразить сетку, то есть показать строение модели. Если модель достаточно сложная, то все манипуляции с ней лучше проводить в режиме Bounding Box, когда отображаются только ее очертания в виде параллелепипедов.
Конечно, работая с 3D-моделями в Photoshop, нужно иметь в виду, что таких средств визуализации, как в 3D-редакторах, в этой программе нет. Однако в том, что этот пробел скоро будет восполнен, сомневаться не приходится. О скором выходе дополнения для Photoshop, предназначенного специально для визуализации, уже сообщила компания
Newtek, известная своим 3D-редактором Lightwave. Возможности визуализации с использованием Radiosity появятся и в новых плагинах от компании
Strata, которые обещают выпустить в течение ближайших месяцев.
Вывод
Photoshop CS3 Extended – безусловно, прорыв и объект зависти конкурентов. Выпустив новую версию Photoshop, компания Adobe в очередной раз доказала, что их программа идет "впереди планеты всей". Теперь разработчикам конкурирующих 2D-редакторов ничего не останется, как "догонять" Photoshop, что они, думается, и будут делать в ближайшие два года. А Photoshop тем временем будет обретать новых пользователей из числа представителей тех профессий, которые раньше не ощущали необходимости покупки графического редактора.
Впрочем, фотографы и дизайнеры тоже не забыты. Даже те, кого не интересуют возможности версии Extended, найдут много интересного в стандартном Photoshop CS3. О нововведениях, которые касаются работы с изображениями, мы расскажем в следующей статье.