Оригинал материала: https://3dnews.ru/268047

Olympus E-410: компактная и легкая цифровая зеркальная камера

Стр.1 - Характеристики, внешний вид

История компании Olympus насчитывает более 40 лет. Если отечественному потребителю она в основном известна как производитель фотооборудования, то в других странах весьма популярна и другая продукция Olympus: диктофоны, бинокли, различное медицинское диагностическое оборудование (микроскопы, эндоскопы, диагностическое и ультразвуковое оборудование). Но сегодня речь пройдет о сравнительно новой продукции для компании Olympus – цифровых зеркальных фотокамерах.
В сентябре 1999 года Olympus выбрала стандарт 4/3 (Four Thirds) в качестве стандарта для будущих цифровых зеркальных фотокамер. «4/3» не относится к размеру сенсора, как можно было бы подумать. Диагональ ПЗС-матрицы (сенсора) равна примерно 22,3 мм, а не 4/3 дюйма, что составляет 33,9 мм. Номинальный размер сенсоров изображения традиционно определяется по методу, принятому еще во времена изобретения вакуумных трубок, распознающих изображение. Размер этих первых трубок «Видикон» обозначался их выходным диаметром.
Этот размер был выбран разработчиками стандарта 4/3, потому что он оптимально отвечал различным требованиям: высокое качество изображения и устранение шума, согласование в будущем с сенсорами, имеющими различные размеры светочувствительных элементов, и возможность использования телецентрических объективов. Главным инициатором данного стандарта был один из разработчиков компании Olympus, Катсухиро Такада (Katsuhiro Takada). Именно его можно считать идейным вдохновителем идеологии "четырех третьих". В настоящее время стандарт поддерживают следующие компании: Kodak, Olympus, Sanyo, Sigma, Fuji Photo Film, Matsushita Electric Industrial и Leica Camera AG. Результатом работы специалистов стала Olympus E-1 – первая камера стандарта 4/3, которая была представлена в середине 2003 года. Сегодня речь пойдет об одной из последних разработок компании – камере Olympus E-410, которая отличается поддержкой режима Live View и компактными размерами. Камера поступила в продажу в конце весны 2007 года и представляет несомненный интерес для фотолюбителей.
Технические характеристики:
Сенсор изображения
Эффективных пикселей
10 млн.
Фильтр
Фильтр основных цветов (RGB)
Полное разрешение
10,9 Мегапикселей
Тип
4/3 '' Live MOS сенсор
Соотношение сторон и размер
4:3 / 17,3 x 13,0 мм
Корпус
Материал корпуса
Стекло-усиленный пластик
Крепление объектива
Стандарт 4/3
Процессор
TruePic III
Фильтр
Фильтр LPF
Фиксированный тип
Инфракрасный фильтр
Смешанный тип
Фильтр очищения от пыли
Ультразвуковой волновой фильтр
ЖК-монитор
Количество пикселей
230000 пикселей
Тип
ЖК-монитор HyperCrystal
Размер монитора
6,4 см / 2,5 ''
Настройка яркости
+/- 7 шаги
Видоискатель
Тип видоискателя
Оптический однообъективный видоискатель
Поле зрения
Прибл. 95 %
Увеличение
Прибл. 0,92 x
Просмотр глубины резкости
Да
Рабочий отрезок
14 мм
Диоптрийная коррекция
-3,0 - +1,0 Диоптрия / Встроенный тип
Экран фокусировки
Фиксированного типа (матовый экран Neo Lumi-Micron Mat Screen)
Зеркало
Быстродействующее зеркало
Информация в видоискателе
Зона автофокуса (наложение), фиксация автоэкспозиции, метка подтверждения автофокуса, режим экспозамера, режим экспозиции, выдержка, диафрагма, баланс белого, индикатор значения компенсации экспозиции, вспышка, заряд аккумулятора
Затвор окуляра
Поставляется с окуляром EP-4
Информация в режиме Live View
100% угол просмотра, просмотр настроек экспозиции, просмотр настроек баланса белого, вспомогательные рамки, увеличение 7х/10х, MF/S-AF, рамка автофокуса, метка автофокуса, информация о снимке, гистограмма
Система фокусировки
Метод
TTL-система детекции разности фаз
Область фокусировки
3 зоны / Автоматический и ручной выбор
Подсветка автофокуса
Встроенная вспышка (доступна внешняя вспышка)
Фиксация фокусировки
Фиксация первым положением кнопки спуска затвора, кнопкой фиксации AE/AF (настраивается)
Отслеживание фокуса
Доступный в режиме следящего автофокуса
Ручной автофокус
Доступно путем вращения фокусировочного кольца, доступно для настройки фокусировки вручную (настраивается)
Покадровый автофокус
Да
Покадровый автофокус + ручной автофокус
Да
Следящий автофокус
Да
Следящий автофокус + ручной автофокус
Да
Диапазон фокусировки
0 - 19 EV (ISO 100)
Экспозамер, экспозиция
Метод
TTL замер с открытой диафрагмой
Зоны
49-зональная многовариантная сенсорная система
Диапазон фокусировки
1 - 20 (50 мм, 1:2, ISO 100)
ESP экспозамер
Да
Точечный экспозамер
Да
Центрально-взвешенный экспозамер
Да
Светлая зона
Да
Тень
Да
Режимы экспозиции
Авто, автоматическое программирование, приоритет диафрагмы, приоритет выдержки, ручной, сюжетные программы
Сюжетные программы
Портрет, пейзаж, пейзаж и портрет, ночная съемка, ночная съемка с портретом, дети, спорт, светлый тон, темный тон, режим стабилизации изображения, макро, макро природа, свеча, закат, фейерверк, документы, пляж и снег, широкоугольная съемка под водой, подводный макро, панорама
Компенсация экспозиции
+/- 5 EV / с шагом 1/3
Брекетинг экспозиции
3 кадр/с / +/- 1/3, 2/3, 1 EV ступени
Авто
ISO 100 - 400
Ручной
ISO 100 - 1600 (с шагом в 1 EV)
Выдержка
Тип выдержки
Электроуправляемый затвор щелевого типа
Спуск затвора
Сенсорный электромагнитный спуск
Автоспуск
2 с или 12 с
Диапазон выдержки
1/4000-60 с
Выдержка P, Ps
1/4000-60 с
Диапазон выдержки в режиме A
1/4000-2 с
Диапазон выдержки в режиме S
1/4000-60 с
Ручная выдержка
1/4000-60 с
Диапазон выдержки в сюжетных программах
1/4000-4 с
Баланс белого
Система автобаланса белого
Система детекции фаз с Live MOS сенсором
Ручной баланс белого (в одно касание)
Да
Выбираемые уровни в Кельвинах
7 уровней (3000 - 7500 K)
Настройка баланса белого
+/- 7 в каждом R-B / G-M axis (в авто WB и предустановленный режим WB)
Предустановленные режимы ББ
Облачность, тень, лампа накаливания, дневной свет, флуоресцентный 1, флуоресцентный 2, флуоресцентный 3
Вспышка
Ведущее число встроенной вспышки
12
Режимы
Авто, подавление "красных глаз", медленная синхронизация, медленная синхронизация по 2-й шторке, заполняющая, медленная характеристика со снижением эффекта "красных глаз"
Компенсация вспышки
+/- 2 EV / 1/3 EV
Отмена вспышки
Да
Синхронизация внешней вспышки
1/180 с / 1/4000 с (Super FP)
Тип
TTL Авто для вспышек Olympus, авто или стандартный
Режим синхронизации внешней вспышки
Авто, Ручная, понижение эффекта "красных глаз", медленная синхронизация с понижением эффекта "красных глаз", медленная синхронизация, медленная синхронизация по 2-й шторке, принудительная
Чувствительность
+/- 2 EV / с шагом 1/3
Репортажная съемка
3 кадр/с до полной емкости карты памяти в режиме HQ, 3 кадр/с, до 8 кадров в режиме RAW
Процесс формирования изображения
Цветовая среда
sRGB / AdobeRGB
TruePic TURBO
Да
Резкость + Контраст
5 уровней
Насыщенность
5 уровней
Контрастность
5 уровней
Черно/белый фильтр
Желтый, оранжевый, красный, зеленый
Черно/белое тонирование
Сепия, синий, фиолетовый или зеленый в режиме черный/белый
Режим съемки
Насыщенный, Натуральный, Приглушенный, Черно-белый
Градация
3 уровня (ярк. тон, нормальный, темн. тон)
Форматы записи
RAW
3648 x 2736 12 Мб / кадр
SHQ
3648 x 2736
HQ
3648 x 2736
SQ
2560 x 1920, 1600 x 1200, 1280 x 960, 1024 x 768, 640 x 480
Память
Двойной слот для карт памяти CompactFlash card (Type I and II), Microdrive и xD picture)
Выбор языка меню в фотокамере
Английский, немецкий, французский, испанский, итальянский, русский, чешский, нидерландский, датский, польский (возможность доп. загрузки из интернета)
Размеры (ШхВхГ), мм
129,5 x 91 x 53 мм (без выступающих частей)
Вес, г
375 (только корпус)

Внешний вид и комплектация

Первое, что привлекает внимание при взгляде на новинку – небывало компактный корпус, габариты новинки составляют всего 129,5 x 91 x 53 мм, а вес – 375 граммов! Для сравнения приведем показатели конкурентов (по цене) на рынке:
  • Canon EOS 400D: 126,5 x 94,2 x 65 мм, 510 граммов;
  • Nikon D80: 132 х 77 х 103, 585 граммов;
  • Nikon D40x: 126 x 94 x 64 мм, 495 граммов;
  • Sony Alpha: 133,1 x 94,7 x 71,3 мм, 545 граммов;
  • Pentax K100D: 129,5 x 92,5 x 70 мм, 560 граммов.
Как видно, Olympus E-410 является одной из самых компактных (если не самой) цифровых зеркальных фотокамер, представленных на рынке. Вроде разница небольшая, но при повседневном ношении камеры на шее это чувствуется очень сильно, с учетом того, что китовый объектив также весьма легок.
Перейдем к описанию комплектации. В небольшой коробочке с логотипом "Certified for Windows Vista" кроме самой камеры было следующее: объектив ED 14-42 мм 1:3,5-5,6, литий-ионный аккумулятор BLS-1, зарядное устройство BCS-1, наглазник, нашейный ремень, USB-кабель, видео-кабель, ПО Olympus Master 2.0 на компакт-диске, дополнительная инструкция на DVD-диске, инструкция, гарантийный талон.
Как указано на сайте производителя, корпус камеры выполнен из стекло-усиленного пластика. Качество изготовления хорошее, конструкция производит впечатление добротной, выступ под правую руку изготовлен из нескользкого пластика. Камера в руке лежит вполне неплохо, несмотря на компактные размеры. Традиционные DSLR-камеры среднего размера (Nikon D80, Sony Alpha) рассчитаны под хват правой рукой, при котором задействованы все пальцы. В случае с E-410 все несколько по-другому: большой палец упирается в тыльную сторону камеры, указательный палец попадает на спусковую кнопку затвора, средний палец упирается во фронтальную часть камеры, а безымянный как раз поддерживает камеру снизу. В итоге из-за небольших габаритов камеры дискомфорта мы не испытывали.
Перейдем к описанию камеры. Справа от байонета находится кнопка разблокировки объектива, чуть правее и выше – петелька для крепления ремня. В правом нижнем углу виден логотип стандарта 4/3. Слева от байонета имеется индикатор дистанционного управления, который также выполняет функции таймера автоспуска и приемного датчика дистанционного управления. Чуть левее и выше – еще одна петелька для крепления ремня. Больше фронтальная часть камеры элементов не имеет.
Если смотреть на камеру сверху, можно выделить следующие элементы: разъем «горячего башмака» прямо над встроенной вспышкой, контакты синхронизации внешней вспышки, прикрытые пластиковой заглушкой. Слева от вспышки находится клавиша вспышки, при нажатии которой встроенная вспышка приводится в рабочее положение, и многофункциональная кнопка, отвечающая за следующие функции: дистанционное управление, автоспуск, последовательная съемка, копирование и печать фотографий. Справа от вспышки расположился диск выбора режимов, рычажок включения/выключения камеры, диск управления, индикатор SSWF (Super Sonic Wave Filter, светится голубым огоньком при включении камеры), кнопка спуска затвора и клавиша, управляющая коррекцией экспозиции.
На левой боковой плоскости камеры функциональных элементов нет, правая выделяется наличием отсека для карт памяти двух типов: CF и xD-Picture. Радует, что Olympus предусмотрела поддержку не только собственного формата xD, карты которого пока довольно дороги, но и популярного стандарта CF. Крышка отсека для карт памяти сделана несколько нетипично: она не сдвигается вбок, как у большинства аналогов, а просто открывается.
Нижняя часть камеры содержит информацию о производителе, серийный номер камеры и сведения о том, что фотоаппарат Olympus E-410 был произведен в Китае. Рядом находится штативное гнездо и батарейный отсек, закрытый откидной пластиковой крышкой с металлической пластиной. Аккумулятор довольно плотно входит в батарейный отсек, так что иногда вытащить его не слишком просто.
Перейдем к описанию тыльной стороны камеры. Большую часть занимает ЖК-экран с диагональю 2,5", на который выводится, в том числе и служебная информация – дополнительного служебного экрана здесь нет. Несколько расстроил факт отсутствия датчика выключения дисплея, который автоматически гасит подсветку дисплея при поднесении лица к видоискателю. Так что иногда подсветка от экрана будет несколько мешать при визировании через оптический видоискатель. Впрочем, установив короткое время работы подсветки дисплея, можно избежать данной проблемы, да и при нажимании на клавишу затвора для фокусировки экран гаснет автоматически.
Справа от оптического видоискателя, защищенного резиновым наглазником, находится колесико диоптрийной регулировки и кнопка AEL/AFL (автоматическая фиксация экспозиции/фокусировки). Слева от экрана находятся четыре кнопки: воспроизведение, удаление, меню и клавиша Info, отвечающая за отображение данных. Справа от экрана расположилась одинокая кнопка, включающая режим Live View, в котором становится доступным визирование по экрану. Рядом расположился пятипозиционный мультиселектор, служащий для перемещения по меню. Прямо под ним скрывается многофункциональный разъем, скрытый несъемной резиновой заглушкой. К разъему можно подключать USB-кабель и кабель AV для просмотра отснятого материала на экране телевизора. Наконец, в правом верхнем углу скрывается индикатор обращения к карте памяти. Стоит отметить специальную вставку под большой палец, сделанную из нескользящего материала.
В целом впечатления от эргономики и внешнего вида камеры можно охарактеризовать как положительные, разве что мультиселектор слишком миниатюрный, и отсутствует датчик выключения подсветки дисплея.

Объектив

В комплекте Olympus E-410 поставляется китовый объектив ZUIKO DIGITAL ED 14-42мм 1:3,5-5,6, являющийся представителем стандартной линейки объективов (по классификации Olympus есть еще профессиональная и Топ-Про серия). Спецификации объектива выглядят следующим образом:
  • Фокусное расстояние: 14 – 42 мм;
  • Эквивалентное фокусное расстояние 35-мм фотокамеры: 28 – 84 мм;
  • Конструкция: 10 элементов в 8 группах, включая ED-элемент и 2 асферические линзы;
  • Механизм: 3 группы для зуммирования, внутренняя система фокусировки;
  • Защита от пыли и брызг: нет;
  • Угол поля зрения: 75 - 29 градусов;
  • Ближний предел фокусировки: 0,25 м;
  • Максимальное увеличение: 0,19x;
  • Количество ламелей диафрагмы: 7;
  • Максимальная диафрагма: 1:3,5 (широкий угол) - 1:5,6 (телефото);
  • Минимальная диафрагма: 1:22;
  • Размер фильтра: 58 мм;
  • Размеры: 65,5(диаметр) x 61 мм (длина);
  • Масса: 190 г;
  • Совместимость: телеконвертер EC-14.
В российской рознице камера предлагается в большинстве своем в двух вариантах: кит – с вышеуказанным объективом ZUIKO DIGITAL ED 14-42 мм 1:3,5-5,6, и дабл-кит со вторым объективом ZUIKO Digital 40 - 150 мм F4,0 - F5,6. Найти камеру отдельно, без китовых объективов, не удалось, поэтому судить о стоимости данного объектива довольно сложно. Дело тут и в катастрофическом дефиците оптики для стандарта Four Thirds, даже в московской рознице в крупных фотомагазинах кроме тушек с китовыми объективами больше ничего нет. В известном международном магазине B & H Foto этот объектив стоит около $250.

Стр.2 - Объективы и вспышки, технологии

Объективы и вспышки

Рассмотрим краткий список объективов и вспышек, которые можно приобрести для камеры Olympus E-410 в дальнейшем. Оптика и аксессуары к зеркальным фотокамерам компании Olympus представлены на российском рынке очень плохо, наблюдаются проблемы с покупкой практически любых объективов. Итак, небольшой список объективов, чтобы оценить возможности расширения (цены взяты тут и тут):
  1. Объектив ZUIKO DIGITAL ED 70-300 мм 1:4,0-5,6 (эквив. 140-600 мм для формата 35 мм), цена неизвестна. Мощный телефото-зум объектив удобен для съемки на длинных фокусных расстояниях, и при этом обладает компактным корпусом.
  2. Объектив ZUIKO DIGITAL ED 14-42 мм 1:3,5-5,6 (эквив. 28-84мм в 35 мм камере), $280. Был специально разработан для сверхкомпактной камеры E-400. Компактный, легкий и привлекательный по цене зум-объектив может использоваться и при широкоугольной съемке, и при классической портретной фотосъемке.
  3. Объектив ZUIKO DIGITAL 35 мм 1:3,5 Macro, $260. Этот объектив разработан специально для использования в макросъемке совместно с макровспышками, но может использоваться и для обычной съемки. Это самый компактный и легкий макрообъектив в мире.
  4. ZUIKO DIGITAL ED 8мм. 1:3,5 Рыбий глаз, $780. Предлагает угол обзора 180° и обладает всем необходимым для создания привлекающих внимание снимков. Спроектированный специально для цифровой фотографии, этот объектив позволит создавать экстремально широкоугольные снимки хорошего качества, которое возможно благодаря применению ЕD линз, минимизирующих хроматические аберрации, и многослойного просветляющего покрытия, устраняющего блики и отражения. А защищенность объектива от брызг и пыли позволит снимать в любую погоду.
  5. Объектив ZUIKO DIGITAL 11-22 мм (эквивалентное фокусное расстояние для формата 35 мм: 22-44 мм), $900. Подходит для съемки широких ландшафтов и городских пейзажей. Высококачественные линзы, асферические элементы и специальные покрытия обеспечивают этой новой модели фотосистемы Olympus E-System качество, которого требуют и ожидают профессионалы.
  6. ZUIKO DIGITAL ED 35-100 мм. 1:2,0 (фокусное расстояние 70-200 мм эквив. для 35 мм формата), $2680. Этот объектив является первым в мире телеобъективом с фиксированной светосилой 1:2,0. Именно этим можно объяснить его высокую стоимость.
Вспышки:
  1. Olympus FL-20, $150. Внешняя вспышка сочетает мощность и гибкость работы в очень компактном, стильном корпусе. FL-20 с высоким максимальным ведущим числом (20) обеспечивает неплохое освещение, а режимы автоматического, авто-TTL и ручного управления позволяют выбрать оптимальный вариант работы вспышки.
  2. Olympus FL-50, $580. Электронная фотовспышка FL-50 – прекрасный выбор для искушенных любителей и профессиональных фотографов. Ведущее число до 50 в телеположении и до 28 на широком угле позволяют этой системе обеспечить отличный охват. Разнообразие настроек обеспечивается ручным и автоматическим контролем интенсивности освещения, а также вращающейся головкой вспышки.
Как можно заметить, для камеры существует немало интересных и поистине уникальных объективов, правда, стоят они недешево, да и купить их даже в Москве весьма проблематично.

Интересные технологии

Объективы стандарта 4/3
dslr_adv_ft_05.jpg
Все объективы стандарта 4/3 имеют так называемую телецентрическую оптику. Конструкция электронного сенсора такова, что часть графических данных теряется, и появляется высокая вероятность интерференции, если свет падает на сенсор под острым углом. Это приводит к так называемому угловому затенению – потере качества изображения по краям кадра. Это явление особенно характерно для фотокамер с полноформатными сенсорами, объективы которых должны проецировать свет под широким углом, чтобы он попадал во все области сенсора. Телецентрическая конструкция объектива, оптимизированного под стандарт 4/3, обеспечивает попадание света на сенсор под правильным углом. Это обеспечивает хорошую четкость, цветопередачу и яркость изображения. Live View Впервые пользователям цифровых зеркальных камер доступны комфорт и гибкость постоянного визирования по ЖК-дисплею. Эта революционная инновация, которая впервые была представлена в Е-330, позволяет осуществлять кадрирование, не используя видоискатель. Пользователь может видеть, что происходит вокруг во время съемки и использовать камеру в ситуациях, когда кадрирование через видоискатель затруднено или невозможно. Это означает, например, что при макросъемке больше не придется ложиться на землю, чтобы сфотографировать какой-то мелкий объект, а при портретной съемке можно все время поддерживать зрительный контакт с моделью или клиентом. При подводной съемке пользователь наконец-то сможет видеть то, что он фотографирует, даже сквозь маску. Функция Live View, которая включена и в новых моделях E-410 и E-510, отображает необходимую для фотографа информацию непосредственно на ЖК-мониторе: ручную фокусировку, коррекцию экспозиции и баланса белого можно установить более интуитивно, поскольку настройки отображаются на ЖК-мониторе. Соответственно, это значительно увеличивает мобильность и гибкость использования фотокамеры. Защита от пыли Olympus E-System представляет замечательное изобретение, защищающее чувствительный прецизионный сенсор от пыли. Пыль и мелкие частицы представляют значительно большую проблему для цифровых фотокамер, чем для аналоговых. В случае зеркальных фотокамер существует особенно высокая опасность попадания пыли при замене объективов. В пленочных фотокамерах частицы смещаются при перемотке кадра, поэтому помехи могут возникать лишь в одном снимке. Если частицы оседают на сенсоре изображения цифровой фотокамеры, они обычно там и остаются. Еще одно ключевое различие в том, что отдельные фотоэлементы сенсора очень малы, и даже мельчайшая частица пыли может закрыть большое их число, серьезно повредив изображение.
При активации противопылевой функции («anti-dust») ультразвуковой генератор, расположенный вокруг фильтра, создает ультразвуковые колебания, которые «стряхивают» всю пыль и чужеродные частицы определенного размера с фильтра, расположенного перед сенсором. В результате ПЗС-сенсор освобождается от пыли. Запатентованная функция SSWF (Super Sonic Wave Filter) автоматически активируется при включении фотокамеры или проведении операции «pixel mapping». Во время работы ультразвукового фильтра, на корпусе камеры мигает голубой светодиод.

Меню

Меню на Olympus E-410 вызывается вполне традиционно – нажатием на соответствующую клавишу. Само меню разбито на пять подменю: два пункта относятся к настройкам съемки, один – к настройкам просмотра, и еще два – к общим параметрам фотоаппарата. Рассмотрим их подробнее.
Данный пункт меню отвечает за множество параметров: форматирование карты, установка настроек при сбросе, степень насыщенности цветов (несколько профилей, каждый из которых можно изменять), включение режимов high-key и low-key (светлой и темной тональности), формат сохранения изображений (HQ, SQ, RAW+SHQ, RAW+HQ, RAW+SQ, RAW, SHQ), баланс белого, уровень светочувствительности ISO, фильтр подавления шумов (и его степень).
Следующий пункт скрывает следующие настройки: тип экспозамера (цифровой, средневзвешенный, точечный, точечный с контролем яркости, точечный с контролем теней), коррекция вспышки, режим автофокуса (разовый, постоянный, ручной, сочетание этих режимов), выбор зоны фокусировки (левая, центральная, правая, авто), настройка брекетинга, настройка времени автоспуска. Рассмотрим подробнее типы экспозамеров. Цифровой замер ESP – измеряются уровни яркости, и рассчитывается разность уровней яркости в 49 отдельных зонах снимка. Средневзвешенный замер по центру – осуществляется усредненный замер освещенности объекта и фона с приоритетом центра объекта. Точечный замер – замер производится в очень малой зоне вокруг центра объекта, определяемого меткой зоны точечного замера в видоискателе. Рекомендуется при съемке в контровом свете. Точечный замер с контролем яркости – данный режим позволяет выполнять смещение в сторону переэкспонирования, обеспечивая точное воспроизведение белого цвета. Точечный замер с контролем теней – этот режим позволяет выполнять смещение в сторону недоэкспонирования, обеспечивая точное воспроизведение черного цвета.
Следующий пункт меню отвечает за настройки воспроизведения: можно задать количество показываемых миниатюр, отредактировать фотографии, отправить на печать или скопировать на компьютер. На определенные снимки можно установить защиту от стирания.
Четвертый пункт содержит как настройки по съемке, так и общие параметры. Имеется возможность ввести коррекцию баланса белого, изменить разрешение и степень сжатия для SQ-размера сохранения файлов, включить автоподъем вспышки, настроить режим работы кнопки AEL/AFL, задать определенную функцию кнопке мультиселектора, отвечающей за перемещение влево. Например, можно назначить кнопке функцию ручной установки баланса белого по листу бумаги. Также можно увеличить яркость дисплея при визировании по ЖК-экрану, включить или выключить звуковое сопровождение и задействовать режим подводной съемки.
Наконец, последний пункт меню собрал следующие параметры, доступные для изменения: время и дата, выбор типа карты памяти (при одновременном использовании двух типов карт памяти), сброс счетчика файлов при смене карты памяти, яркость дисплея, язык интерфейса, стандарт видеовыхода (PAL/NTSC), время просмотра записи после фотографирования, автоотключения питания и подсветки дисплея, режим работы USB-порта, тип цветового пространства, запоминание расположения пылинок на матрице с целью последующего их вычитания в фоторедакторе, функция очистки матрицы, версия прошивки. Есть возможность оперативного изменения основных параметров съемки – на экране представлены пиктограммы, нажав клавишу OK и выбрав необходимый пункт c помощью мультиселектора, можно изменить необходимые настройки. Это выглядит примерно так.
Как видно, существуют два вида ЖК-экранов при съемке: простой и подробный. В простом виде отображаются/доступны для оперативного изменения следующие параметры: заряд аккумулятора, выдержка, индикаторы коррекции экспозиции, уровня экспозиции и уровня интенсивности вспышки, значение диафрагмы, режим экспозиции, значение коррекции экспозиции, дата, автоматическая съемка в диапазоне настроек, снижение шума, значок зарядки/готовности вспышки, повышение внутренней температуры, ISO, баланс белого, режим обработки снимков, режим вспышки, последовательная съемка, режим замера, тип карты памяти, режим автофокуса, оставшееся количество кадров. К ним добавляются: режим вспышки SuperFP, коррекция баланса белого, цветовое пространство, резкость, контрастность, насыщенность, оттенок, режим сохранения, подсветка автофокуса. Нельзя сказать, что меню камеры понравилось в полной мере, вызывает вопросы расположение параметров съемки в пункте меню, отвечающем за общие настройки камеры. Также удивила возможность программирования только одной кнопки мультиселектора для быстрого вызова функций, и сам набор функций ограничен. А так выглядит экран фотоаппарата в режиме Live View:

Стр.3 - Фотографические тесты

Фотографические тесты

Для начала оценим работу автоматической установки баланса белого. Тестовый снимок был произведен в сложных условиях: две лампы дневного света с цветовой температурой 6400К и одна с температурой 2700К. Все тестовые снимки были сделаны в формате RAW, конвертирование было произведено с помощью программы Olympus Master 2, так как Photoshop CS2 с установленным плагином ACR 3.7 не смог открыть файлы с камеры.
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. F=28 мм, F/5,0, 1/40 c, ISO 100. Как видно, автомат отработал превосходно. Проверим уровень шумов при разном значении светочувствительности, при помощи тестовой таблицы Adobe.
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. F=28 мм, F/5,0, 1/40 c, ISO 100. Далее - несколько фрагментов 1:1.
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. F=28 мм, F/5,0, 1/60 c, ISO 200. Далее - несколько фрагментов 1:1.
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. F=28 мм, F/5,0, 1/125 c, ISO 400. Далее - несколько фрагментов 1:1.
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. F=28 мм, F/5,0, 1/250 c, ISO 800. Далее - несколько фрагментов 1:1.
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. F=28 мм, F/5,0, 1/500 c, ISO 1600. Далее - несколько фрагментов 1:1.
Как видно по этим тестовым снимкам, уровень шумов остается на приемлемом уровне лишь до ISO 400, ISO 800 следует использовать лишь с условием дальнейших манипуляций в фоторедакторе. Что касается ISO 1600, то использование такого уровня чувствительности оправдано лишь в исключительных случаях, когда необходимо запечатлеть важное событие. Также хотелось бы отметить великолепную цветопередачу и очень хорошую резкость китового объектива, что, честно говоря, весьма неожиданно. Для примера наш стандартный натюрморт, снятый на ISO 1600.
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. F=22 мм, F/4,5, 1/640 c, ISO 1600. Далее - несколько фрагментов 1:1.
Тот же натюрморт, только снятый со вспышкой.
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. F=22 мм, F/4,5, 1/50 c, ISO 100. Как видно, вспышка в авторежиме сработала корректно, пересветов не наблюдается, изображение проэкспонировано как надо. Пример работы экспозамера. Так проэкспонирован снимок при использовании цифрового экспозамера:
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. F=42 мм, F/8,1/320 c, ISO 100. Так проэкспонирован снимок при использовании средневзвешенного замера по центру:
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. F=42 мм, F/8, 1/500 c, ISO 100. Так проэкспонирован снимок при использовании точечного замера:
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. F=42 мм, F/8, 1/640 c, ISO 100. Так проэкспонирован снимок при использовании точечного замера с контролем яркости:
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. F=42 мм, F/8, 1/160 c, ISO 100. Наконец, так проэкспонирован снимок при использовании точечного замера с контролем теней:
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. F=42 мм, F/8, 1/4000 c, ISO 100. Как видно, в зависимости от ситуации можно использовать тот или иной тип экспозамера либо вносить экспокоррекцию вручную. Данный снимок был сделан в широкоугольном положении объектива практически на максимально открытой диафрагме (F/3,8).
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. F=17 мм, F/3,8, 1/1250 c, ISO 100. Несмотря на то, что перед нами недорогой китовый объектив, стоит отметить, что качество снимка приятно удивило. Падение резкости по краям кадра небольшое, хотя общая резкость снимка не очень высока. Виньетирование (падение яркости изображения от центра к краям) практически не выражено, дисторсия (искажение изображения прямых линий) также находится в допустимых пределах. Проверим, как меняется резкость изображения в зависимости от установки диафрагменного числа. Для этого сделаем несколько снимков кирпичной стены.
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. F=27 мм, F/5,0, 1/250 c, ISO 100. Далее - несколько фрагментов 1:1, сначала кроп из центральной части кадра, затем – из правого нижнего угла.
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. F=27 мм, F/5,6, 1/200 c, ISO 100. Далее - несколько фрагментов 1:1, сначала кроп из центральной части кадра, затем – из правого нижнего угла.
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. F=27 мм, F/6,3, 1/160 c, ISO 100. Далее - несколько фрагментов 1:1, сначала кроп из центральной части кадра, затем – из правого нижнего угла.
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. F=27 мм, F/7,1, 1/125 c, ISO 100. Далее - несколько фрагментов 1:1, сначала кроп из центральной части кадра, затем – из правого нижнего угла.
По ссылке– полноформатный файл с полными метаданными. F=27 мм, F/8,0, 1/100 c, ISO 100. Далее - несколько фрагментов 1:1, сначала кроп из центральной части кадра, затем – из правого нижнего угла.
Как обстоит дело с хроматическими аберрациями, можно наблюдать на данном снимке:
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. F=21 мм, F/4,4, 1/500 c, ISO 100. На открытой диафрагме хроматические аберрации выражены не так сильно, как можно этого ожидать. По спецификациям, минимальная дистанция фокусировки у объектива ZUIKO DIGITAL ED 14-42мм 1:3,5-5,6 составляет 25 см. Видимо, это расстояние считалось от байонета, так как камера смогла сфокусироваться при нахождении объекта на расстоянии 10,5 см от передней линзы объектива.
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. F=42 мм, F/5,6, 1/40 c, ISO 100. Далее кроп из центральной части кадра.
Еще один пример макро.
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. F=42 мм, F/5,6, 1/25 c, ISO 100. Далее кроп из центральной части кадра.

Стр.4 - Съемка, результаты испытаний

Съемка, впечатления от работы

За неделю пользования камерой Olympus E-410 было отснято около сотни самых разнообразных снимков. Использовался в основном автоматический режим с приоритетом диафрагмы для контроля ГРИП (глубина резко изображаемого пространства). К эргономике камеры особых претензий не было, хотя привыкнуть к организации меню так и не удалось. Также доставляло небольшие неудобства тугое кольцо зуммирования китового объектива. Несмотря на то, что в камере используется трехточечная система автофокусировки, претензий к качеству его работы не было, автофокус уверенно работал, правда, хотелось бы наличия дополнительной подсветки автофокуса, так как импульсы от вспышки, порой, доставляют неудобства при фотосъемке людей в помещении. К сожалению, ни на официальном сайте, ни в интернете не удалось найти емкость аккумулятора BLS-1, которым комплектуется камера Olympus E-410. За неделю использования уровень заряда аккумуляторов не изменился (индикация не слишком удобная, не показывается точное количество кадров, доступных на оставшемся заряде), так что на сотни три-четыре хватить питания должно. Что касается непосредственно качества получаемой картинки, то очень порадовала великолепная цветопередача. Цвета получаются яркими и сочными, при конвертировании все параметры насыщенности и контрастности были установлены в нейтральное положение. Стоит отметить неплохую резкость китового объектива. Обычно производители комплектуют DSLR-камеры довольно посредственными объективами. В случае с объективом ZUIKO DIGITAL ED 14-42мм 1:3,5-5,6 его качество находится на уровне объективов среднего ценового диапазона. Несколько разочаровала структура картинки при отключенном подавлении шумов. Даже на ISO 100 присутствует небольшой шум. Впрочем, при включенном подавлении шумов ожидаемого замыливания картинки не происходит, детализация остается практически на том же уровне. Что касается серийной съемки, то заявленная скорострельность составляет 3 к/с, в формате RAW длительность серии – всего восемь кадров. Тем не менее, за 20 секунд удалось сделать 31 кадр в формате RAW, первые восемь действительно были сделаны с заявленной скорострельностью, потом скорость съемки была около 1,5 к/с. В режиме JPEG было сделано около 40 кадров за 20 секунд, первые 15 были получены примерно через 5-6 секунд, далее скорость съемки упала. Испытания проводились с заблокированной экспопарой и с помощью карты памяти 8-Гб CF Transcend 80Х. Несколько слов о режиме Live View. В большинстве случаев обращаться к этой функции смысла нет (для людей, привыкших пользоваться оптическими видоискателями), однако существуют такие моменты, когда возможность визирования по ЖК-экрану - на вес золота. Благодаря тому, что можно увеличивать изображение до десяти раз, и существенно повышать яркость картинки, визирование по экрану можно использовать для ручной фокусировки, благо оптический видоискатель"темноват", и для ручного фокусирования на объект подходит с трудом. Как известно, в режиме Live View зеркало приподнимается, поэтому при нажатии кнопки спуска затвора происходит автофокусировка и снятие изображения. Чтобы сфокусироваться на объекте, нужно нажать кнопку AEL, зеркало опустится, камера сфокусируется, зеркало снова поднимется. При этом весь процесс довольно неторопливый, реализация на другой модели (E-330), где используется дополнительная матрица, выглядит удачнее. Да и постоянное использование ЖК-экрана, опускание/поднимание зеркала существенно сказываются на заряде батареи. Так как конвертирование RAW-снимков осуществлялось с помощью программы Olympus Master 2, расскажем о ней несколько подробнее. Утилита служит как для передачи файлов из камеры на компьютер, так и для их просмотра, редактирования и конвертирования. Интерфейс произвел приятные впечатления, возможности редактирования можно оценить как средние. Несколько огорчила медленная работа ПО в режиме конвертирования – даже на довольно мощном ПК (Core 2 Duo @3,5 ГГц, 2 Гб ОЗУ) приходилось ждать по 5-7 секунд конвертирования одного файла. Напоследок, несколько скриншотов Olympus Master 2:
Olympus Master 2
Olympus Master 2
Olympus Master 2

Результаты испытаний

За время тестирования Olympus E-410 было сделано несколько сотен различных снимков. Предлагаем вашему вниманию некоторые из них. Все тестовые снимки были сделаны в формате RAW, конвертирование было произведено с помощью программы Olympus Master 2. Все параметры были установлены "по-умолчанию", в отдельных случаях правился лишь баланс белого, съемка велась в цветовом пространстве Adobe RGB, в дальнейшем, в редакторе проводилось конвертирование в sRGB. Как уже было сказано выше, при отключенном подавлении шумов, даже на ISO 100 на 100% увеличении картинка выглядела несколько шумной. В тестовых примерах подавление шумов было отключено, в данном разделе все фотографии были сконвертированы в редакторе с включенным подавлением шумов. Чтобы оценить разницу, два примера одной фотографии, с включенным и отключенным подавлением шумов.
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. F=42 мм, F/5,6, 1/640 c, ISO 100, Noise reduction=On. Далее кроп из центральной части кадра.
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. F=42 мм, F/5,6, 1/640 c, ISO 100, Noise reduction=Off. Далее кроп из центральной части кадра.
Даже по размеру файлов (5,33 Мб против 6,12 Мб) видна разница между изображениями. Далее – непосредственно снимки с камеры.
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. F=42 мм, F/4, 1/1250 c, ISO 100.
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. F=17 мм, F/3,8, 1/1250 c, ISO 100.
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. F=14 мм, F/3,5, 1/1600 c, ISO 100.
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. F=42 мм, F/8, 1/250 c, ISO 100.
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. F=30 мм, F/8, 1/250 c, ISO 100.
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. F=14 мм, F/8, 1/100 c, ISO 100.
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. F=42 мм, F/8, 1/250 c, ISO 100.
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. F=14 мм, F/8, 1/60 c, ISO 100.
По ссылке – полноформатный файл с полными метаданными. F=40 мм, F/8, 1/100 c, ISO 100.

Выводы

Компанию Olympus нельзя причислить к лидерам рынка цифровых зеркальных камер, она, скорее, новичок. Тем не менее, можно отметить, что ей удалось занять небольшую нишу. Модель Е-410 служит тому подтверждением. Одна из самых легких и компактных DSLR-камер на рынке, при этом качество получаемых изображений находится примерно на одном уровне с конкурентами. Качество китового объектива при учете его цены также заслуживает самых лестных отзывов, так что при сравнении цен стоит учитывать, что за 22 тысячи рублей вместе с камерой покупатель получает неплохой универсальный зум-объектив. Очень понравилась цветопередача, отличный результат. Одним из недостатков Olympus E-410 являются шумы, которые проявляются особенно сильно при их отключенном подавлении. Впрочем, они видны лишь при 100% просмотре на мониторе, при печати вплоть до формата А4 шумов, скорее всего, не будет видно. В любом случае, Olympus E-410 – отличный выбор для тех, кто ищет компактную и легкую зеркальную камеру. Перед покупкой стоит уточнить возможность приобретения дополнительных объективов и аксессуаров – с их распространенностью могут возникнуть проблемы. Редакция выражает благодарность розничной сети супермаркетов ноутбуков Tenfold за предоставленный на тестирование образец.

- Обсудить материал в конференции



Оригинал материала: https://3dnews.ru/268047