Начнем сегодня разговор не с абстрактных идей, неофициальной информации о потенциальных новинках, а о практически готовом коммерческом продукте – первых OLED-телевизорах. Как известно, дисплеи на основе органических светодиодов обещают привести к настоящей революции в области изготовления устройств отображения информации, особенно в случае широкоформатных систем, таких как телевизоры, информационные дисплеи и пр. Ведь главными достоинствами таких решений являются высочайшая контрастность, практически нулевое время отклика, возможность изготовления чрезвычайно тонких панелей. Но перед началом коммерческого использования OLED-матриц на рынке среднеформатных и крупноформатных телевизионных устройств разработчикам необходимо было снизить стоимость изготовления матриц, а также увеличить время жизни светодиодов, особенно - синего цвета. И, похоже, что инженерам Sony удалось решить основные проблемы – японская компания официально сообщила о скорых поставках на мировой рынок первых телевизоров на основе органических светодиодов. Модель будет представлена в продаже под официальным обозначением Sony XEL-1.
Из основных характеристик нас в данный момент интересуют: диагональ в 11 дюймов, коэффициент контрастности 1 000 000:1, сниженное на 40% энергопотребление (по сравнению с жидкокристаллическими дисплеями), время отклика матрицы на три порядка ниже аналогичного показателя для ЖК-устройств. Единственный технический параметр, по которому жидкокристаллические дисплеи превосходят OLED-решения, - ресурс работы. Так, согласно официальному заявлению, телевизор Sony XEL-1 способен проработать в течение 30 тыс. часов, тогда как традиционные ЖК-решения – 50 тыс. Но столь высокие значения параметра уже позволят OLED-телевизору работать по восемь часов в день в течение десяти лет, а значит, особой необходимости в дальнейшем увеличении рабочего ресурса нет. А вот снижение стоимости панелей на основе органических светодиодов – ближайшая задача, которую требуется решить инженерам и разработчикам. Ведь представленный Sony телевизор будет продаваться по отнюдь не низкой цене – около $1750 за 11-дюймовый монитор. Стоит также отметить и тот факт, что пока планируется выпускать около 2 тыс. экземпляров Sony XEL-1 ежемесячно – практически ничто по сравнению с массовым выпуском ЖК-телевизоров в количестве более 10 млн единиц продукции в год. К тому же выставка CEATEC показала, что современные жидкокристаллические телевизоры вплотную подбираются к OLED-дисплеям по контрастности изображения – компания JVC представила 42-дюймовые системы, оснащенные светодиодной подсветкой, коэффициент контрастности которых составляет 100 000:1. А вот новинка от Hitachi даже смогла обогнать дисплеи на основе органических светодиодов – публике представили гибридные телевизоры с контрастностью 8 000 000:1. Однако достигаются столь высокие результаты благодаря совмещению обычной ЖК-панели и встроенного проектора, да и сроки появления устройства в продаже неизвестны. Таким образом, OLED-телевизорам нужно выдержать серьезную конкуренцию с современными решениями, прежде чем стать стандартом на рынке телевизионных устройств.
Пока одни исследователи бьются над решением проблемы снижения стоимости изготовления OLED-панелей, инженеры из компании IBM решают не менее сложную задачу, а именно, разработку метода промышленного производства графеновых транзисторов. Вообще, графен – тончайшая, толщиной в один атом, «пленка», состоящая из атомов углерода, уникальные свойства которой не только позволяют проверять на практике положения теории относительности – согласно прогнозам ученых, через 20 лет повсеместное применение графена в микро- и наноэлектронике приведет к настоящей революции, похожей на ту, к которой привело начало использования полупроводниковых приборов. Так, нам обещают появление «графеновых» микропроцессоров и даже первых квантовых компьютеров на основе графена. Но пока главной проблемой является создание графеновых транзисторов, и один из первых шагов сделали сотрудники исследовательского центра IBM, которым удалось создать полевой транзистор на основе новейшего материала. Главной проблемой, с которой столкнулись исследователи, стала необходимость получения запрещенной зоны, которая в полуметаллическом графене отсутствует, но в то же время требуется для «открытия» и «закрытия» транзистора.
Решение проблемы весьма интересно – для формирования запрещенной зоны нужно было ограничить движение электронов в границах узких полосок графена, которые размещаются на поверхности кремниевой пластины. Причем для получения столь сложной структуры исследователи использовали уже известную технологию электронно-лучевой литографии. К некоторому сожалению исследователей, им удалось достичь лишь небольших значений ширины запрещенной зоны, и для того, чтобы транзистор работал в необходимом режиме, было решено снизить температуру до сверхнизких значений. Разумеется, это лишь начальный этап развития технологии изготовления графеновых транзисторов, но принципиальный подход найден, и в дальнейшем исследователи планируют сосредоточиться на оптимизации технологии. Ожидается, что первые графеновые полевые транзисторы (благодаря высокой подвижности электронов) найдут применение при конструировании аналоговых осцилляторов и коммутаторов, работающих на ультравысоких частотах.
Однако создание работоспособных и при комнатной температуре графеновых транзисторов, а тем более - готовых приборов на их основе – дело далекого будущего, мы же обратим взор на события не столь отдаленные. А именно, скорый выпуск компанией NVIDIA новых наборов системной логики для персональных компьютеров, как для AMD-, так и для Intel-платформ. Тем более, что прошедшая неделя была богата на поступление новых сведений о сроках выхода и характеристиках будущих чипсетов. Согласно пока неофициальным данным, 12 и 19 ноября компания NVIDIA представит наборы системной логики nForce 780i, поддерживающие процессоры от Intel, и nForce 780a SLI вместе с 750a SLI – оба для процессоров от AMD. Как это ни странно, чипсеты во многом схожи между собой. Все варианты представляют решения для работы с процессорами последнего поколения – Penryn или Phenom; поддерживают работу с интерфейсом PCI Express 2.0, поддерживают технологию SLI для организации производительной графической подсистемы ПК, реализована также поддержка лишь «старой» оперативной памяти стандарта DDR2 – вот основные отличительные черты будущих новинок.
Что интересно, несмотря на сообщения об официальной поддержке решением nForce 780i сразу трех графических слотов (nForce 780a поддерживает лишь два), появившиеся в сети фотографии свидетельствуют об использовании дополнительного контроллера BR04 или N200. Главной его обязанностью является реализация поддержки дополнительных линий шины PCI Express, а значит, изначально nForce 780i не способны работать сразу с тремя слотами PCI Express x16. При этом ничто не мешает использовать аналогичное решение и для чипсета nForce 780a, тем самым уравнивая производительность обоих вариантов. Однако пока официального подтверждения или опровержения представленной информации не последовало, к подобным умозаключениям стоит относиться с изрядной долей скептицизма.
Еще одно событие, которое должно произойти 19 ноября, - запланированный релиз компанией AMD новых графических процессоров ATI Radeon HD 2950, известных также и под именем RV670. Не секрет, что этот видеочип является прямым потомком решения R600, однако благодаря использованию 55-нм разработчики обещают значительно умерить «аппетиты» процессора. Так, если R600 потребляет до 200 Вт, то энергопотребление RV670 составит от 104 до 134 Вт, в зависимости от модификации – Pro- или XT-версии, которые отличаются друг от друга лишь рабочими частотами: 750 МГц против 825 МГц соответственно. Впрочем, характеристики видеокарт известны уже давно; нас сейчас интересует именно сниженное энергопотребление графических процессоров. И почти 50-процентное уменьшение потребляемой мощности не может не радовать, так как означает и снижение габаритных размеров устанавливаемых систем охлаждения. Как показывают представленные различными сетевыми источниками фотографии ATI Radeon HD 2950, платы оснастят однослотовым кулером, который наверняка отличается еще и пониженным уровнем шума. В свете вышесказанного можно сделать следующий вывод – при удачном позиционировании плат, что включает в себя и грамотную ценовую политику, Radeon HD 2950 станут весьма популярным среди покупателей продуктом. Ожидает успеха и сам производитель – только за первую неделю с начала производственного цикла AMD планирует выпустить около 1,5 млн процессоров RV670, обеспечив к 19 ноября достаточный уровень поставок видеокарт на розничный рынок. Похоже, релиз не станет вновь «бумажным».
Кого же действительно ожидает громкий успех на мировом рынке, так это производителей персональных GPS-навигаторов. Ведь, согласно исследованиям аналитического агентства iSupply, объемы поставок навигаторов будут стабильно расти и к 2013 году, увеличившись в восемь раз по сравнению с 2006 годом, достигнут своего максимума – астрономической суммы в $16,5 млрд. Стабильным ростом отметится и прибыль производителей, которые, немного проиграв на выручке с продаж каждого аппарата, выиграют за счет массовости продукции, улучшив свои финансовые показатели, в общем итоге, в четыре раза.
Не останутся в стороне и мобильные телефоны со «встроенной» поддержкой GPS-навигации. По данным все того же iSupply, к 2013 году объемы продаж телефонов-навигаторов увеличатся более чем в три раза. Видят складывающуюся благоприятную для них ситуацию и сами производители мобильных телефонов – на этой неделе компания Nokia, лидер на рынке мобильных телефонов, делает, казалось бы, ненужную и дорогую покупку, приобретая компанию NAVTEQ. Однако, если вспомнить о главном бизнесе NAVTEQ – продажах цифровых топографических карт, то замысел Nokia становится ясен. Крупнейший производитель мобильных телефонов получает возможность значительно расширить список возможностей своих аппаратов именно за счет добавления новых GPS-функций. Тем более, что в не столь отдаленном будущем даже небольшое преимущество перед конкурентами сможет превратиться в солидный рост прибыли благодаря столь бурно развивающемуся рынку навигационных устройств.
Напоследок расскажем о достижении в еще одном быстро прогрессирующем секторе IT-индустрии – робототехнике. Речь пойдет о роботе «Маугли» (Mowgli), которого исследователи из Токийского университета научили прыгать. Техника прыжка в данном случае явно заимствована у обычных лягушек, но в отличие от них, способных прыгать на расстояние, в несколько раз превышающее длину их тела, робот такими возможностями пока не обладает. При росте в 1,2 м высота прыжка составляет 0,5 м, но даже такие способности позволяют «Маугли» запрыгивать на офисные кресла и другие небольшие объекты.
Так как же разработчиками удалось научить робота прыгать? «Маугли» имеет пару конечностей, движение которых осуществляется при помощи приводов на сжатом воздухе – предыдущий вариант прыгающего робота оснащался обычными двигателями, благодаря которым высота прыжка составляла всего несколько миллиметров. Однако успешно научив робота прыгать разработчики поставили следующую задачу – научить робота ходить. Как это у них получится, и получится ли вообще, читатели смогут узнать в следующих наших выпусках.