Стр.1 - Gigabyte 8800GT. Внешний вид, особенности
Мы как-то привыкли, что сначала выпускается флагман нового поколения, и только потом выходят чипы среднего класса с новой архитектурой, производительность которых находится на уровне «топовых» карт предыдущего поколения. В этот раз компания NVIDIA изменила привычный порядок. Видеопроцессор нового поколения с кодовым именем G92, который лежит в основе видеокарт типа 8800GT, сама компания формально относит к решениям среднего класса. Впрочем, сейчас NVIDIA может себе позволить не спешить с новым флагманом. Тем более что новый «середнячок» и без того получился на удивление прытким.
Инженерный образец видеокарты Gigabyte 8800GT, побывавший у нас в лаборатории, был представлен без упаковки и аксессуаров, с несколько завышенными по сравнению с рекомендованными рабочими частотами. Ничего удивительного, это же тестовый образец, а покупатели увидят продукт во всей красе. Чтобы вы представляли себе, что именно искать глазами на полках магазинов уже завтра, приведем фото упаковки, любезно предоставленное компанией Gigabyte.
Как видно из надписей на лицевой стороне упаковки, ядро GPU содержит 112 потоковых конвейеров, на видеокарту установлено 512 Мб видеопамяти и упоминается интерфейс PCI-Express версии 2.0. Скажем сразу, что интерфейсы PCI-E 1.0 и 2.0 обратно совместимы друг с другом. То есть, видеокарта с интерфейсом PCI-E 2.0 без проблем будет работать в «старых» материнских платах с интерфейсом PCI-E 1.0. Основная тема оформления упаковки видеокарты Gigabyte 8800GT навеяна игрой Neverwinter Nights 2, которой комплектуется данная карта. Помимо игры в комплект поставки видеокарты также должны войти адаптеры DVI/D-Sub, HDTV-out, переходник дополнительного питания, руководство пользователя и диск с драйверами.
Это фото тестового образца, сделанного в нашей лаборатории. Как видите, видеокарта Gigabyte 8800GT выглядит точно так же, как и на предыдущем фото, разве что цвет планки с разъемами вместо белого стал черным. Карта действительно занимает один слот и имеет очень компактную систему охлаждения. Понятно, что первые образцы видеокарт 8800GT будут копировать эталонный дизайн NVIDIA. В компании Gigabyte это прекрасно понимают, и решили не тратить силы на красочное оформление крышки радиатора карты, а обошлись простой и строгой наклейкой на кулере.
Как видите, радиатор закрывает всю поверхность печатной платы. Что под ним скрывается, мы скоро узнаем.
Обратная сторона содержит россыпь мелких элементов. Поражает большое количество крепежных винтов. По всей видимости, такое их количество необходимо для плотного прижима радиатора не только к видеопроцессору, но и к чипам видеопамяти, а также силовым элементам.
Если снять кулер, то видно, что восемь микросхем памяти расположены полукругом вокруг GPU, а добрую треть печатной платы занимает подсистема питания. Здесь же находится и разъем дополнительного питания, ранее скрытый крышкой радиатора. Кстати о питании – инженеры компании Gigabyte рекомендуют использовать блок питания мощностью от 400 Вт, способного выдавать по линии 12 В ток силой не менее 26А. По современным меркам требования не слишком высоки, что порадует экономных любителей апгрейда.
Как оказалось, крышка кулера не пластмассовая, а самая что ни на есть металлическая. Снять ее стоило больших усилий. Если вы решите повторить такой эксперимент, рекомендуем вам сначала полностью снять кулер с видеокарты, и только потом пытаться снять крышку. Крышка плотно держится за основание радиатора благодаря расположенным на нем нескольким выступам. А возможное дребезжание крышки призвана устранить липучка, которая дополнительно крепит крышку к радиатору. Крыльчатка кулера довольно больших размеров. При старте системы звук кулера видеокарты отчетливо слышен, так что эксплуатировать ее на максимальных оборотах вряд ли будет комфортным, но в нормальном режиме шум кулера практически не слышен, в том числе и под нагрузкой. Сам радиатор представляет собой алюминиевое основание с медной вставкой для GPU. Тепловых трубок, крепящихся к этой вставке, аж целых три штуки, а в свою очередь на трубках расположены ребра охлаждения. В целом, система получается довольно компактной и эффективной. Единственный недостаток, который можно отметить у этого референсного кулера – направление выхлопа горячего воздуха в сторону разъемов видеокарты. Впрочем, это обусловлено однослотовым дизайном кулера. Разумеется, если бы дизайн кулера был бы двухслотовым, горячий воздух выводился бы за пределы системного блока.
Со стороны, прилегающей к видеокарте, кулер выглядит не так впечатляюще, но и тут есть кое-что интересное. Мы специально не стали убирать термопрокладки, с помощью которых обеспечивается тепловой контакт микросхем памяти и силовых элементов с радиатором. Как видите, инженеры позаботились об охлаждении всех ключевых элементов. Медная вставка для охлаждения GPU размерами значительно превышает его ядро, тем не менее, почему то, термоинтерфейс нанесен практически по всей поверхности вставки. Складывается ощущение, будто кристалл видеопроцессора должен быть закрыт крышкой тепло-распределителя. Однако это не так. Посмотрите.
Несмотря на близкую к G80 функциональность, новый видеочип G92 получился довольно компактным, а все благодаря тонкому 65-нм техпроцессу. Вследствие этого уменьшилось тепловыделение, и сильно вырос частотный потенциал чипа. Почему мы об этом так уверенно говорим? Очень просто. На том, образце, который был у нас в лаборатории, тактовая частота GPU была равна 750 МГц (!) в штатном режиме, в то время как рекомендованная частота видеопроцессора равна 600 МГц. Это на 25% выше, чем «положено». Что касается частоты шейдерного блока, то вместо номинальных 1500 МГц они работали на частоте 1800 МГц! Сравните это с частотой шейдерного блока на 8800GTX – 1350 МГц.
Мы не беремся утверждать, что все видеокарты 8800GT от Gigabyte будут работать именно на таких частотах, однако все равно выражаем признательность инженерам фирмы. Благодаря таким частотам тестового образца мы сможем уже сейчас прикинуть потенциал разгона «обычных» 8800GT и выяснить весьма интересные детали в «поведении» этих карт при разгоне.
Как уже говорилось выше, общий объем видеопамяти на карте 8800GT от Gigabyte равен 512 Мб и набран восемью микросхемами типа GDDR3 производства Qimonda. Время выборки равно 1 нс, что соответствует номинальной частоте 2000 МГц DDR. Штатная же частота видеопамяти чуть меньше – 1800 МГц DDR, и полностью совпадает с рекомендованной. Ширина шины видеопамяти равна 256 бит.
Ну теперь самое интересное – тесты!
Стр.2 - Тестирование. Выводы
Разгон
В этот раз мы решили обойтись без разгона. Видеокарта Gigabyte 8800GT и без этого разогнана весьма ощутимо, да и привычные утилиты эту карту пока «не понимают». Зато, как оказалось, ее прекрасно понимают «непривычные» утилиты. Имеется ввиду утилита nTune, которая узнала видеокарту и спокойно позволяла изменять частоты видеопроцессора и памяти. Как оказалось, с ее же помощью можно управлять скоростью вращения кулера и снимать показания температуры. Несмотря на указанные возможности, разгонять карту мы все же не стали. Конечно, можно было бы видеопамять до номинальной частоты 2000 МГц DDR разогнать, но и без этого вполне возможно качественно оценить важные моменты в поведении видеокарты.
Тестовый стенд
Шина
|
PCI-Express
|
CPU
|
|
MB
|
|
Memory
|
|
OS
|
WinXP + SP2 + DirectX 9.0c
|
PSU
|
Thermaltake ToughPower 750 Wt
|
Тестирование проводилось с помощью драйверов ForceWare 163.71 и Catalyst 7.10
К сожалению, времени на тесты было не так много, поэтому исчерпывающей картины мы предоставить не можем, но надеемся, что результаты тестов и в таком скромном варианте будут вам интересны. В качестве соперников для Gigabyte 8800GT мы решили взять GeForce 8800GTX и Radeon HD2900XT на номинальных частотах. К сожалению, под рукой не оказалось видеокарты 8800GTS, сравнивать с которой новинку было бы логичнее. Однако, если вспомнить, что карты 8800GTS и HD2900XT показывают довольно близкие результаты, отсутствие 8800GTS не выглядит фатальным. К тому же, данный тест 8800GT только начинает серию тестов этой видеокарты, и мы еще неоднократно будем ее тестировать с разными соперниками и в разных условиях.
На диаграммах результаты 8800GTX выделены темно-зеленым цветом, HD2900XT – красным, а результаты новинки – ярко-зеленым.
Синтетические тесты 3DMark показывают ощутимое превосходство разогнанной 8800GT над обеими соперницами. По всей видимости, это обусловлено высокими тактовыми частотами новинки. В режиме «по умолчанию» тесты 3DMark не используют полноэкранное сглаживание и фильтрацию текстур, так что более узкая шина памяти 8800GT практически не влияет на результаты.
Дальнейшие тесты мы проводили в режиме с полноэкранным сглаживанием и анизотропной фильтрацией текстур (4AA/16AF).
В игре Oblivion новинка также чувствует себя вполне комфортно, даже в высоком разрешении, и идет наравне с 8800GTX.
В игре Need for Speed Carbon преимущество Gigabyte 8800GT над 8800GTX становится еще заметнее. Скорее всего, это происходит благодаря невероятно высоким частотам 8800GT и ее шейдерного блока, нагрузка на который в этой игре весьма велика.
А вот в игре Serious Sam II картина несколько иная. Если в низком разрешении обе представительницы на чипах NVIDIA идут наравне, то с ростом разрешения новинка немножко, но все же уступает 8800GTX. Сказывается нехватка пропускной способности видеопамяти?
Да, по всей видимости, так оно и есть. В игре Quake 4, которая весьма чувствительна к полосе пропускания видеопамяти, разрыв между 8800GTX и 8800GT еще увеличивается, и не в пользу последней.
Аналогичная картина и в игре Prey. Хотя в разрешении 1024х768 новинка несколько опережает 8800GTX, дальнейшее увеличение разрешения меняет знак преимущества на противоположный.
Ну и наконец F.E.A.R. Эта игра до сих пор остается одной из самых требовательных как к эффективности шейдерных блоков, так и к полосе пропускания видеопамяти. Как видим, здесь новинке 8800GT не удается опередить 8800GTX ни в каком разрешении. С другой стороны, если учесть полуторакратную разницу в ширине шины памяти, отставание 8800GT выглядит не столь существенным, всего-то десяток процентов.
Предварительные итоги
Конечно, приведенный набор тестов мал и уже морально устарел. Этот недостаток мы вскоре поправим, а пока можно сделать вывод, что в старых играх видеокарта 8800GT показывает себя вполне на уровне. И даже шина памяти шириной «всего» 256-бит не сильно ограничивает ее по сравнению с такими монстрами как 8800GTX и HD2900XT. С другой стороны, разница в производительности, обусловленная шириной шины памяти, должна же быть, особенно в тяжелых графических режимах. Сможем ли мы ее увидеть? Давайте попробуем.
Влияние ширины шины памяти
В следующих тестах мы изучим, как ведет себя производительность видеокарты 8800GT, если изменять только одну из частот – видеопроцессора или памяти. Подобные тесты мы проводили в следующих материалах:
Поэтому не будем подробно останавливаться на методике, а сразу приведем первый график, в котором при неизменной частоте GPU меняется частота видеопамяти.
Как видите, обе видеокарты довольно чувствительны к полосе пропускания видеопамяти и демонстрируют хороший рост результатов с увеличением частоты видеопамяти. С одной стороны, это говорит о том, что полосы пропускания видеопамяти недостаточно, с другой стороны – мощность GPU такова, что он не ограничивает результаты. Иначе в правой части графика линии становились бы параллельны оси ОХ. То, что мы видим горизонтальную «полочку» для самой верхней линии на графике, объясняется недостаточной производительностью центрального процессора, который начинает ограничивать результаты на уровне около 165 FPS, а вовсе не ограничением GPU на видеокарте 8800GTX.
Что интересно, в режиме без AA/AF видеокарта 8800GTX демонстрирует значительно более высокие результаты, чем 8800GT. По всей видимости, это обусловлено разницей именно в ширине шины памяти. Но мы же покупаем топовые видеокарты не для того, чтобы играть в легких режимах. Посмотрите, как все меняется, если включить полноэкранное сглаживание. Отставание 8800GT от 8800GTX значительно сокращается и становится практически постоянным, вне зависимости от частоты видеопамяти. Или же, если сравнивать результаты видеокарты 8800GT для разных режимов, получается, что падение производительности при включении полноэкранного сглаживания у нее меньше, чем у 8800GTX. Напрашивается парадоксальный вывод – видеокарту 8800GT предпочтительнее использовать в тяжелых графических режимах! Пусть в абсолютном зачете она и не обгонит 8800GTX (флагман все же, не по рангу), но и не будет сильно отставать, несмотря на в полтора раза меньшую шину памяти.
Что касается разгона, то в случае с 8800GT очевидно, что если вы хотите максимальных результатов и есть возможность разогнать видеопамять – надо разгонять видеопамять. Прирост результатов будет практически линейным.
Хорошо. А что будет, если зафиксировать частоту видеопамяти, и изменять частоту видеопроцессора? Давайте посмотрим на второй график.
На данном графике показаны линии результатов только для 8800GT, как и прежде, для двух графических режимов – без AA/AF и 4AA/AF. Наиболее интересно поведение нижней линии. Поначалу, с ростом частоты GPU, общая производительность видеокарты линейно прирастает и с весьма приличным темпом. Но в точке соответствующей частоте GPU 600 МГц мы наблюдаем перегиб. То есть, дальнейшее повышение частоты GPU дает уже не столь высокий прирост производительности. Возможно, такое поведение связано с тем, что мощность GPU возрастает настолько, что он перестает загружаться полностью, и какая-то часть его блоков начинает простаивать (вспоминаем про «узкую» шину памяти). Получается, что на видеокарте 8800GT выгоднее разгонять видеопамять, а не GPU, если по каким-то причинам нет возможности сделать это одновременно. Желающие легко могут самостоятельно прикинуть прирост FPS в зависимости от приращения частоты в обоих случаях.
Удивительно другое - то, что точка перегиба находится именно на частоте GPU равной 600 МГц. Напомним, что именно эта частота является рекомендованной для продуктов класса 8800GT. Странно, правда? Получается, что устанавливать для карты 8800GT частоту GPU ниже 600 МГц нет смысла – потенциал GPU просто не будет использован в полной мере. С другой стороны, ставить частоту сильно выше тоже нет особого смысла, прирост производительности будет не настолько впечатляющ. Интересно, инженеры NVIDIA тоже проводили подобные тесты, или это просто случайное совпадение?
А практический вывод из этих двух графиков будет такой – если вы решили стать счастливым обладателем видеокарты типа 8800GT и думаете, какую из них выбрать, мы бы вам советовали обращать большее внимание на частоту видеопамяти, а не GPU. Если же вы не планируете разгонять видеокарту, это также вполне разумный подход. Она обеспечит вполне комфортную производительность даже на рекомендуемых частотах. По всей видимости, рекомендованные частоты и есть наиболее оптимальные с точки зрения производительность/надежность.
Выводы
Видеокарта GeForce 8800GT – впечатляющий продукт, как по своим характеристикам, так и по рекомендованной цене. Если вы еще не в курсе, то сообщаем, что видеокарты 8800GT позиционируются как продукты среднего класса (middle-end)! То есть, рекомендованная цена должна находится на уровне $199-$249, в зависимости от объема установленной видеопамяти (более низкая цена соответствует версиям видеокарт с объемом памяти 256 Мб). Ну а как эти новые «середнячки» чувствуют себя в соревновании с топовыми продуктами сегодняшнего дня, вы только что видели.
Если компания NVIDIA представила нам весьма производительный «середнячок» с очень привлекательной рекомендованной ценой, то инженеры компании Gigabyte продемонстрировали, что из этого середнячка можно выжать. Понятно, что тонкий техпроцесс и относительно невысокое энергопотребление нового чипа оставляет хороший запас для разгона. Уже сейчас очевидно, что практически все производители видеокарт выпустят разогнанные версии 8800GT, но многие ли из них смогут превзойти Gigabyte? Соревнование обещает быть весьма интересным.
Если вы большой поклонник подобных состязаний, то видеокарты 8800GT могут сильно помочь подняться в рейтинге 3DMark. Эти карты хорошо разгоняются, да и меньшая ширина шины памяти по сравнению с 8800GTS/GTX в этих тестах не так критична. Ну а за цену одной 8800GTX можно купить целых две 8800GT (чисто теоретически), и сделать тандем SLI. Вот только много ли найдется у нас продавцов, кто будет продавать «почти 8800GTX» по цене вдвое меньшей.