В наших предыдущих публикациях мы уже осветили, по мере возможности, вопрос использования смартфонов и коммуникаторов в качестве автомобильных навигационных систем. Соответственно, нельзя не рассмотреть и вопрос о том, какие же GPS-приемники можно использовать совместно с мобильными устройствами. В данном обзоре мы рассмотрим три интересных решения компании
Globaltop.
Globaltop BT-G32
- Чип: 32-канальный
- Чувствительность: 158 дБм
- Время автономной работы: до 20 ч
- Bluetooth Class 2, дальность связи до 10 м
- Время включения:
- «холодный старт» - 37 с
- «теплый старт» - 36 с (из «спящего режима»)
- «горячий старт» - 2 с (восстановление соединения после «пропадания» сигнала)
- Точность определения местоположения: не более 3 м
Globaltop BT-G55
- Чип: 32-канальный
- Чувствительность: 158 дБм
- Время автономной работы: до 20 ч в обычном режиме, до 30 ч при использовании солнечной батареи
- Bluetooth Class 2, дальность связи до 10 м
- Время включения:
- «холодный старт» - 37 с
- «теплый старт» - 36 с (из «спящего режима»)
- «горячий старт» - 2 с (восстановление соединения после «пропадания» сигнала)
- Точность определения местоположения: не более 3 м
Globaltop HG100
Официально именуемый как HUDGPS-приемник (кстати, именно под таким именем он определяется при попытке установить Bluetooth-подключение), прибор был впервые показан публике на выставке CeBIT 2007. Основной его "изюминкой" является возможность проекции скорости и направления движения на лобовое стекло (на котором крепится специальная наклейка).
- Чип: MediaTek, 32-канальный
- Чувствительность: -158 дБм
- Энергопотребление: не более 100 мА
- Bluetooth 2.0 Class 2, дальность связи до 10 м
- Время включения:
- «холодный старт» - 36 с
- «теплый старт» - 34 с (из «спящего режима»)
- «горячий старт» - 1 с (восстановление соединения после «пропадания» сигнала)
«Тестовый стенд»
Хотя у нас, конечно же, была возможность использовать новейшие экземпляры мобильных телефонов, для тестирования GPS-приемников с интерфейсом Bluetooth была выбрана отнюдь не последняя модель – «ветеран» Nokia 6600 в качестве «напарника» новым гаджетам проявил себя отлично, доказав, что «старички» еще годятся на многое. Правда, для того, чтобы обеспечить достаточное время автономной работы, нашему старичку пришлось заменить аккумулятор – со старым, не менявшимся с момента покупки два года назад, пришлось бы слишком часто подключать телефон к зарядному устройству. В то же время, если учесть, что Nokia 6600 в свое время был одним из бестселлеров, и то, что аккумуляторы BL-5C доступны практически в любом магазине электроники, можно быть уверенным, что данный тест окажется небезынтересным широкому кругу читателей.
Тестирование проводилось в предположении, что его результаты не будут зависеть от типа использованного программного обеспечения, по крайней мере, проблем с исполнением приложений под Symbian OS на Nokia 6600 замечено не было, хотя, возможно, на других аппаратах и под другими операционными системами результаты могут быть и другими.
Программное обеспечение
Для работы с GPS-приемниками использовалось в основном два приложения – бесплатное YandexMaps (можно загрузить с сайта
Yandex) и MapViewGPS (бесплатный вариант SmartComGPS) от компании
Wild-Mobile.
Главным преимуществом YandexMaps, помимо его нулевой цены, является то, что приложение в автоматическом режиме загружает подробную карту города с указанием нумерации домов на улицах, а также информацию о транспортных пробках на данный момент. Кроме того, YandexMaps работает не только на смартфонах, но и на телефонах с поддержкой Java. При первом запуске YandexMaps поинтересовалось, не будем ли мы столь любезны сообщать информацию о своей скорости для того, чтобы компания могла более оперативно оценивать транспортную ситуацию в городе. Однако, помимо информации о пробках и карт, YandexMaps также имеет не очень приятное свойство загружать и периодически показывать рекламу, что несколько раздражает. Кроме того, YandexMaps не выдает информации о дорожных знаках, что также не очень удобно для водителя.
Имеющаяся у нас карта Москвы для MapViewGPS, наоборот, предоставляет всю необходимую водителю информацию о дорожных знаках, но, увы, не умеет загружать информацию о пробках. Собственно, у нее несколько иное предназначение.
Общее впечатление
С точки зрения программного обеспечения, все тестируемые навигаторы одинаковы. Их главная функция – установить соединение со смартфоном по каналу Bluetooth и регулярно выдавать информацию о местонахождении. Но не зря говорят: «дьявол кроется в деталях». У любого устройства есть свои сильные и слабые стороны. Сильной стороной BT-G32 и BT-G55 является высокая точность определения координат (как заявлено – ошибка не превышает 3 м), а HG-100 – высокий темп обновления данных (5 Гц). Работая с навигаторами на SiRF Star III, мы уже привыкли к тому, что поворачивать обычно стоит заранее, метров за десять-двадцать до того, как это покажет навигатор, так как из-за темпа обновления данных около 1 Гц даже на скорости 30 км/ч их можно пропустить. Правда, в описании HG-100 внимание на точности определения координат не заостряется, а если ошибка составляет порядка 10 м, то выигрыш в скорости обновления данных может оказаться не таким уж и полезным. Впрочем, как подчеркивает производитель, для быстродвижущихся транспортных средств (самолетов и вертолётов) высокая частота обновления данных может быть действительно критичной, так как для них пройденный за секунду путь намного превышает погрешность определения координаты.
Благодаря малым габаритам, все три устройства могут быть использованы как в машине, так и пешеходами – ситуаций, когда пешему путешественнику крайне желательно знать свои координаты, можно представить предостаточно. В то же время, HG100 позиционируется, в первую очередь, как автомобильный аксессуар. На это указывает его главная отличительная черта – проецирующий на экран индикатор скорости и направления движения. Кстати, учтена «скоростная» пригодность устройства – индикатор скорости работает до значений в 999 км/ч. Вряд ли частные самолеты и вертолеты способны развивать б
ольшую скорость, а военные, надо полагать, оснащаются совсем другими навигационными системами.
Кстати, именно с проекцией изображения на лобовое стекло возникла проблема – для того, чтобы зафиксировать GPS-приемник на одном месте, в его конструкции предусмотрен магнит. Но панель-то у большинства автолюбителей – не металлическая, и магнит на ней бесполезен. Приклеивать же HG100 к панели мы, честно говоря, не решились, к тому же это лишило бы устройство той самой универсальности, которой в нем и так мало. Плюс, на лобовом стекле (триплексе) изображение троится, и для его нормального отображения к стеклу требуется прикрепить полиэтиленовый прозрачный карман со специальной пластинкой. Наконец, внешний индикатор работает только, когда GPS-приемник подключен к адаптеру питания (через гнездо прикуривателя). При отключении питания в автомобильной сети индикатор гаснет, но HG100 продолжает работать – ничем не отличаясь, скажем, от BT-G32. Именно в таком режиме мы прилепили его магнитом к двери… и такое расположение оказалось идеальным.
BT-G32 и BT-G55, наоборот, устройства универсальные и могут быть использованы как в машине, так и при пеших путешествиях, напоминая о
Garmin Nuvi 200.
Чувствительность
Так как замерять уровень сигнала и приводить его к опорной мощности 1 мВт, скорее всего, не имело бы смысла, поскольку такие данные не несли бы в себе практических рекомендаций для водителей, в качестве критерия оценки чувствительности было выбрано расстояние, на котором сигнал «пропадает» при въезде в тоннель. Расстояние замерялось при движении с одной и той же скоростью 60 км/ч.
У всех трех устройств указана одинаковая чувствительность - 158 дБм, что соответствует расстоянию примерно в 200 м. Однако, устройство с солнечной панелью, очевидно, в силу своих конструктивных особенностей и несколько большего по сравнению с «собратом» размера, продемонстрировало существенно большую чувствительность – сигнал при въезде в тоннель пропадал, лишь когда барабан одометра миновал 250 м. Что самое удивительное, этому устройству, единственному из тройки, удалось уловить сигнал со спутника и установить местоположение в помещении на таком удалении от окна, где не «ловится» даже сигнал беспроводной сети Golden Wi-Fi, чей передатчик установлен на улице. Правда, на это у BT-G55 ушло существенно больше времени – более одной минуты против 36 - 37 с при обычном включении. Как говорится, парадоксально, но факт – остальные, «нормальные» GPS-приемники в помещении спутниковый сигнал, как правило, теряют, обретая способность работать лишь в непосредственной близости от окна.
Время автономной работы
Мы не ставили целью сравнить реальное время автономной работы со значением, указанным производителем – для первых двух моделей заявленное время автономной работы от аккумулятора равно двадцати часам. Гораздо интереснее было смоделировать условия, максимально приближенные к реальным – поэтому мы исходили из того, что вряд ли кто-то будет все двадцать часов находиться за рулем. Кроме того, было очень интересно определить эффект от наличия солнечной батареи у BT-G55.
Как назло, во время тестирования BT-G55 установилась пасмурная и дождливая погода. В то же время, основываясь на данных о времени автономной работы в режиме ожидания и в режиме активного использования, можно оценить (приблизительно) ток, потребляемый устройствами в режиме активного использования, и ток утечки (исходя из предположения, что ток, «потребляемый» BT-G32 и BT-G55 в выключенном состоянии, одинаков). Итак, BT-G32 проработал в активном режиме 18 часов, причем с момента зарядки до момента разрядки прошло двое суток. Если поверить, что время автономной работы от аккумулятора BL-5C (судя по внешнему виду, в BT-G32 и BT-G55 используются именно они, а их ёмкость известна – 970 мАч) составляет 20 часов, то потребляемый устройством (в активном режиме) ток составляет 48,5 мА (на самом деле, скорее всего, это значение равно 50 мА – производитель любит округлять время работы до целых часов в большую сторону). Соответственно, легко оценить и ток утечки, составляющий около 2 мА (на самом деле, это некоторая усредненная величина, так как ток утечки зависит от величины напряжения аккумулятора).
BT-G55 в активном режиме в сумме проработал чуть меньше (15 часов), что объясняется намного б
ольшим временем, которое устройство провело в выключенном состоянии – мы четверо суток пытались поймать солнечную погоду, а потом уже надо было возвращать навигатор. Сделав поправку на разрядку аккумулятора в выключенном состоянии, учитывая определенный выше ток утечки, можно оценить, что потребляемый устройством в активном режиме ток составляет около 52 мА – в пределах погрешности измерений это значение следует считать неотличимым от того, что заявляет производитель (48,5 мА). Кроме того, вполне вероятно (в силу наличия дополнительного конструктивного элемента), что BT-G55 обладает более высоким средним током разрядки (если принять за величину потребляемого тока 48,5 мА, ток разрядки будет равен около 2,5 мА). Однако, очевидно, что предполагаемого увеличения времени автономной работы благодаря солнечной батарее не наблюдается.
Самое маленькое время автономной работы оказалось у HG100 – всего восемь часов. Оно и понятно – устройство, использующее встроенный литий-ионный аккумулятор, предназначено в основном для использования в автомобиле (самолете или вертолете). Впрочем, о достоинствах и недостатках такого позиционирования уже говорилось выше.
Заключение
Вдоволь «поиграв» со всеми тремя устройствами, мы вновь и вновь вспоминали старый как наш научно-технический мир принцип: «любая техника должна выполнять поставленные перед ней задачи». Все три GPS-приемника, BT-32, BT-55 и HG100, позволяют превратить ваш телефон, КПК, коммуникатор или смартфон (причем далеко не новый) в портативную навигационную систему. На первый взгляд, BT-32 и BT-55, предоставляя б
ольшую универсальность по сравнению с HG100, не отличаются друг от друга, и значительной выгоды от наличия солнечной батареи в условиях частой (особенно осенью) московской облачности мы не обнаружили. Тем более, что даже по заявлениям производителя без подзарядки все равно не обойтись, хотя, если поверить изготовителю, использование солнечной батареи позволяет продлить срок автономной работы до тридцати часов. Правда, как оказалось, чувствительность приемника BT-55 значительно выше, поэтому, если по роду своей деятельности вам приходится путешествовать в каменных или каких-либо иных джунглях, это решение может оказаться более предпочтительным.
HG100 – более узкоспециализированное устройство, которое можно порекомендовать любителям быстрой езды и пилотам самолетов или вертолётов. К слову сказать, в ближайшем будущем в продажу должна будет поступить новая версия HG100, с 50-канальным приемником вместо нынешнего 32-канального, в которой также будет добавлена возможность отображения скорости и направления движения на внешний индикатор даже при отключенном адаптере питания. Кстати, в HG100 уже имеется функция предупреждения водителя о превышении предварительно установленного предела скорости, которая может оказаться весьма полезной.
Материалы по теме:
-
Бюджетная автонавигация со смартфоном с OS Symbian.
Редакция благодарит компанию GlobalTop за предоставленные для обзора GPS-приемники.