С 14 по 16 ноября в Варшаве проходило мероприятие под названием AMD Benchmarkfest, на котором компания официально представила новую платформу – AMD Spider, с главными компонентами которой вы уже могли ознакомиться из наших предыдущих материалов:
AMD Spider: процессоры Phenom, чипсеты 7-Series и не только и
AMD Radeon HD 3800. В этом материале – рассказ о самом запуске платформы, благо компания
AMD приготовила для журналистов много всего интересного.
Итак, в столицу Польши съехалось большое количество журналистов из региона EMEAI (Европа, Средний Восток, Африка и Индия), также присутствовали и представители компаний-партнеров AMD. Вся официальная часть проходила в гостинице "Hilton Warsaw", это позволило использовать драгоценное время с максимальной пользой. Старт мероприятию дал вице-президент AMD по маркетингу в регионе EMEAI, Йохен Полстер (Jochen Polster), который начал свое выступление с выражения благодарности партнерам AMD, которые оказали помощь в организации "AMD Benchmarkfest Warsaw".
Далее речь, естественно, пошла уже о самой платформе AMD Spider. Для тех, кто помнит супер-компьютер IBM Deep Blue, который в 1997 году выиграл в шахматы у знаменитого гроссмейстера Гарри Каспарова
✶, отметим любопытный факт: компьютер на базе AMD Spider обладает мощностью, эквивалентной мощности двухсот машин IBM Deep Blue. Да, за 10 лет полупроводниковая индустрия сделала значительный шаг вперед.
Чем же примечательна новая платформа AMD Spider для конечного пользователя? Во-первых, стоит отметить отличную масштабируемость – владельцы новых систем могут использовать конфигурацию, состоящую из одной, двух, трех или четырех видеокарт, в зависимости от решаемых задач. Это стало возможным благодаря технологии ATI CrossFireX и чипсетам 7-Series, старший из которых поддерживает до 42 линий PCI-Express, так что геймерам, безусловно, стоит обратить внимание на данное решение. Во-вторых, это пока единственная платформа с поддержкой DirectX 10.1 и PCI-E 2.0 – более подробный рассказ об этих технологиях чуть ниже. В-третьих, это энергоэффективность новой платформы, говоря о которой, Йохен Полстер оперировал не только привычным термином "производительность-на-ватт", но и "производительности-на-децибел", то есть чем меньше энергопотребление, тем меньше шум от используемой системы охлаждения. Прорыва в этом направлении удалось достигнуть за счет применения 65-нм техпроцесса для процессоров AMD Phenom и чипсетов 7-Series и 55-нм – для ATI Radeon HD 3800. К слову, TDP старшего чипсета составляет всего 10 Вт (!), так что массивные системы охлаждения для материнских плат, столь популярные в настоящее время, не являются такими уж необходимыми.
Каково позиционирование новой платформы? AMD так представляет круг потенциальных покупателей, которых заинтересуют новые решения в рамках платформы AMD Spider: геймеры, создатели аудио- и видеоконтента, продвинутые домашние пользователи, заинтересованные в современных решениях. Как видно, аудитория достаточно широка, но получится ли завоевать весомую ее часть? Ответ на этот вопрос даст лишь время.
ATI Radeon HD 3800 Series
Ключевые особенности новой серии графических решений уже были описаны в нашем предыдущем материале, тут же некоторые интересные факты, не вошедшие в него. Презентовал серию ATI Radeon HD 3800 Ричард Хадди (Richard Huddy), менеджер по связям с разработчиками (Worldwide Developer Relations Manager).
Как уже знают наши читатели, основными нововведениями HD 3800 Series стали 55-нм техпроцесс, поддержка DirectX 10.1 и, соответственно, Shader Model 4.1, шина PCI Express 2.0, наличие унифицированного видео-декодера UVD (Unified Video Decoder), возможность работы в конфигурациях ATI CrossFireX (1,2,3 или 4 видеокарты) и поддержка энергосберегающей технологии ATI PowerPlay.
Попробуем рассказать о некоторых нововведениях чуть подробнее. Итак, DirectX 10.1. Как заявляют представители AMD, изменения по сравнению с десятой версией достаточно существенны, также считает и Microsoft, о чем говорит включение поддержки DirectX 10.1 в намеченный на первую половину 2008 года пакет обновлений Windows Vista SP1. Как проявятся улучшения непосредственно на картинке в современных играх с поддержкой DirectX 10.1? AMD обещает по крайней мере следующие изменения: улучшенное качество изображения в режиме HDR, лучшее качество антиалиазинга, возможность создания правильного глобального освещения в режиме реального времени.
Для демонстрации этого самого глобального освещения (global illumination) компания AMD разработала специальную демо-игру. Суть ее очень проста: 5 тысяч шариков от пинг-понга, на которые можно воздействовать с помощью специального фена, причем каждый шарик, благодаря вышеуказанной технологии, действительно освещен так, что понимаешь, рядом он или вдалеке. Физика обсчитывается с помощью четырехъядерного процессора AMD Phenom, причем в зависимости от количества задействованных ядер возрастает скорость обсчета.
Шарики активно взаимодействуют друг с другом, ударяются и отлетают, так что процессор тут нагружен довольно серьезно. Для того, чтобы почувствовать разницу, вот два скриншота, режим DX 10 и DX 10.1. Разница, как говорится, налицо.
Разумеется, в реальных приложениях такой серьезной разницы не будет, хотя в реальности это станет понятным лишь после выхода игр с поддержкой DirectX 10.1 – процесс этот должен начаться уже ближе к середине следующего года.
Применение прогрессивного техпроцесса позволило серьезно снизить потребление энергии. Так, HD 3870, при производительности, сопоставимой с HD 2900 XT, в режиме пиковой загрузки имеет энергопотребление вдвое меньше, а рассеиваемая мощность и вовсе меньше на 2/3!
Как уже было отмечено, благодаря технологии ATI CrossFireX и чипсетам AMD 7-Series имеет возможность использовать до 4 видеокарт одновременно – на них старший чипсет выделяет 32 линии PCI Express, при этом, сохраняется возможность разгона карт. Журналистам были продемонстрированы рабочие компьютеры с четырьмя видеокартами HD3850, правда, протестировать их было нельзя – ведь официальных драйверов пока нет (только бета-версии), и ждать их раньше января 2008 года явно не стоит.
Благодаря наличию унифицированного видео-декодера UVD (Unified Video Decoder) при воспроизведении HD-фильмов загрузка процессора очень небольшая, что хорошо иллюстрирует данный скриншот:
Теперь о самом интересном – о ценах и сроках поставки. Рекомендуемая европейская цена на ATI Radeon HD 3850 составляет 179 евро (около 260 долларов), на ATI Radeon HD 3870 – 229 евро (340 долларов). Это официальная информация. На днях один из российских дистрибьюторов сообщил нам, что новые карты уже начали отгружаться розничным магазинам (Санрайз, Ф-Центр, Форум), и купить их можно будет уже в ближайшие дни по следующим ценам: 250 долларов за HD 3850 и 340 долларов - за HD 3870. Речь идет о картах производства Sapphire, которые практически не отличаются от референсных. Если эта информация соответствует действительности, то все желающие уже в ближайшие дни смогут приобрести новейшие видеокарты по привлекательным ценам. К слову, сегодня в прайс-листе Sunrise
появилась видеокарта Powercolor ATI Radeon 3850 за $276. Так что процесс, как говорится, пошел.